АМИГЭ | Семейное образование — Беларусь
Домашнее образование, т.е. такая форма обучения, при которой дети не посещают школу, а получают знания дома, в семье, а родители организуют этот процесс, привлекает к себе все больше внимания в различных странах мира, включая Беларусь. По оценкам экспертов, домашнее образование – самая быстро растущая и развивающаяся современная форма образования.
Поскольку интерес к домашнему обучению в Беларуси растет, родители все чаще задаются вопросом: что говорит законодательство Беларуси о домашнем образовании? Есть ли у семьи право учить детей дома, вне школы?
Получить ответ на этот вопрос можно, проведя системный анализ норм белорусского законодательства с учетом международно-правового контекста.
Можно ли в Беларуси обучать ребенка дома?
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании», дети могут обучаться по индивидуальному учебному плану. Реализует это школа, к которой прикреплен ребенок. Существует возможность обучения в форме экстерната только в старших классах.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
5 июля 2006 г. № 141-З
ОБ ОБЩЕМ СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Статья 35. Формы получения образования
1. Образование на ступенях общего среднего образования с учетом потребностей и возможностей личности может осуществляться в очной (дневной и вечерней) и заочной формах, а также самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната.
2. Обучение в заочной форме допускается только в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах общеобразовательных учреждений, обучение в которых осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.
3. Допускаются сочетание различных форм получения общего среднего образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
Как реализовать в Беларуси домашнее обучение ребенка в рамках Закона?
В соответствии с международными договорами, Соглашением о взаимном признании и эквивалентности документов о среднем(общем), начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании, документы об образовании таких стран, как:
- Азербайджанская Республика
- Кыргызская Республика
- Республика Абхазия
- Республика Армения
- Республика Беларусь
- Республика Казахстан
- Республика Молдова
- Республика Таджикистан
- Республика Южная Осетия
- Туркменистан
- Украина,
- являются эквивалентными. Следовательно, семьи из Беларуси, желающие обучать своего ребенка дома, могут реализовать такую возможность в рамках международного договора между странами. Ребенок может учиться в российской школе в форме семейного образования, а государственным контролирующим органам республики Беларусь родители могут предоставить официальный документ российской школы, признаваемый эквивалентным белорусскому.
- Какой аттестат, российский или белорусский, получит ребенок, обучающийся по такой схеме?
Можно получить как российский, так и белорусский документ.
Если семье нужен аттестат российского образца, то ребенок должен сдать единые государственные экзамены в России (3 обязательных предмета в 11 классе, 4 предмета в 9 классе). Допускаются к их сдаче учащиеся, не имеющие академической задолженности по всем предметам, то есть прошедшие промежуточную аттестацию по всем общеобразовательным предметам. Такой допуск выдается российской школой, в которой обучающийся дома проходит промежуточную аттестацию. Свидетельство о сдаче государственных экзаменов является основанием для выдачи аттестата государственного образца.
Если семье нужен белорусский аттестат, то ребенок предоставляет в белорусскую школу свидетельство о промежуточной аттестации по всем предметам с оценками, выданное российской школой, являющееся эквивалентным белорусскому.
Нужно приезжать ребенку в Россию, чтобы приняться в школу, и на сдачу промежуточной аттестации?
В нашей школе все происходит дистанционно. Документы посылаются по почте или с курьером. Аттестация проходит тоже дистанционно. Подтверждающие документы отправляются в виде скана, а оригиналы — по почте или с курьером.
В соответствии с п.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства наделены в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами России. Порядок приема детей-иностранцев в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения России устанавливает учредитель образовательного учреждения.
«Если учитель видит, что дочка устала, уроки прекращаются!»
Диковинный термин «хоумскулинг» вошел в наш лексикон совсем недавно. И если в Европе и Америке дети, которые обучаются на дому, не вызывают удивления, то у нас такая форма обучения только начинает набирать обороты.
Признаюсь: мой сын в садик не ходил. Забрать его из дошкольного учреждения вынудили постоянные болезни. Конечно, сомнения у меня были, ведь ребенок, который находится постоянно дома, рискует отстать в своем развитии от сверстников. Да и заниматься ребенком 24 часа в сутки — утомительно. Но у нас была няня, которая гуляла с сыном, пока я работала, а часть дошкольной подготовки мы доверили профессионалам — сын посещал занятия в одной из развивающих школ, а также ходил в театральную студию. Все остальное время мы проводили вместе, если ребенок чем-то начинал интересоваться, то мы стремились удовлетворить этот интерес. Сейчас в школе, куда мы все-таки пошли, поскольку я видела, что ребенку не хватает общения, мне говорят, что ребенок очень развит, отвечает на все вопросы самый первый. Хотя изначально наша первая учительница была настроена скептически…
РОДИТЕЛЬ — ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ?
Найти родителей, дети которых не ходят в садик и школу, оказалось совсем не трудно. В самом центре Минска располагается социально-просветительское учреждение «Семейный центр «Папа может». В двух комнатах носятся дети, шумят и играют. — У нас только закончились занятия, — говорит директор центра Григорий Прохоров. — В первую очередь сюда приходят родители, чтобы научиться взаимодействовать со своими детьми. Ведь главный учитель для ребенка — это его родитель.
— А как же физика, химия, алгебра в старших классах? Вряд ли родители смогут сами обеспечить нужный уровень.
— Домашнее обучение по индивидуальному плану не исключает возможность нанять репетитора по любому предмету или выбрать отдельные уроки в школе, которые будет посещать школьник… Мы как-то общались с детьми в Москве, которым уже по 15 — 16 лет и которые получили домашнее образование. Этот ребенок знает, что ему надо, сам выбирает себе репетиторов и учителей для дальнейшей учебы. Тем более, есть разные способы учебы. Например, мы хотим перенять так называемые погружения по методике академика Российской академии образования М.П.Щетинина. Если вкратце, то изучение школьных предметов происходит так: раз в месяц, например, неделю мы учим математику. И годичную программу можно пройти за непродолжительный срок… Но стать учителем для ребенка, организовать свой день с учетом его интересов, плюс еще зарабатывать деньги — задачка не из простых.
— И как же удается совмещать родителям работу и обучение дома своих детей?
— В свое время я выбрал фриланс — я бизнес-тренер, — рассказывает преподаватель, психолог Кирилл Будкевич. В центре он занимается с детьми по различным методикам, а своим детям дает домашнее образование. — Пришлось полностью перестроить свою жизнь. Но потом все наладилось. И ты учишь ребенка тем знаниям, которые по-настоящему пригодятся в жизни, ведь ни школа, ни садик не могут этого дать. А распорядок мы подчинили ребенку: хочет он заниматься — занимаемся. Не хочет — играем. Со временем нужный график вырабатывается сам собой.
Если с садиком все достаточно просто: не хочешь — не води, то со школой дела обстоят по-другому. В нашей стране допускается сочетание разных форм получения образования, например, экстернат, а также обучение детей по индивидуальным учебным планам. Такое обучение предполагает, что родители могут обучать ребенка самостоятельно, выбрать те занятия, которые будет посещать ребенок в школе, или нанять репетитора. Все зависит от того, как этот вопрос утрясется с руководством школы.
Ольге из Гродно право на обучение по индивидуальному плану своего ребенка приходится буквально завоевывать. В школе №23, куда она подала документы, указав в качестве уважительных причин частые переезды, отказались принимать маленького Кирилла на такую форму обучения. Ольга обошла еще несколько школ и везде получала отказ. Тогда она написала письмо в Министерство образования. И в управлении образования Ленинского района Гродно пообещали помочь в решении этого вопроса.
Мама может стать лучшим учителем!
— В кодексе четко прописано «перевод на индивидуальное обучение происходит на усмотрение руководителя школы». Меня удивляет, что руководство школы так упирается. Сотрудники администрации звонили моим работодателям, в музыкальную школу педагогу, который ведет у сына занятия, приходили с инспекцией к нам домой, даже мужа в школу вызывали и спрашивали, как он относится к домашнему образованию, — говорит Ольга.
Пока маленький Кирилл ходит в школу, однако Ольга твердо решила перевести его на обучение по индивидуальному плану. То есть дома.
Ульяна из Минска свою дочь Камиллу в этом году в школу не отдала вовсе. Сейчас девочка занимается по программе первого класса с учителями из Москвы. Занятия проходят несколько раз в неделю в режиме онлайн.
— Занятия с педагогом занимают не больше двух часов в день. В процессе учитель дает задания, проверяет, выполнена ли домашка. Сами занятия проходят в игровой форме. Если педагог видит, что Камилла устала, то занятия на время прекращаются. Стоимость такого подхода — около 600 долларов в месяц. Этот учебный год мы попробуем учиться так, а потом посмотрим. Отдать в обычную школу ребенка мы всегда успеем. Что касается социализации, то общения с детьми нам хватает в кружках, куда мы ходим, — говорит Ульяна.
Но в большинстве своем родители, чьи дети находятся на домашнем образовании, считают, что расходы на учебу у них не такие уж и большие: в основном это репетитор два раза в неделю на несколько часов. На начальном этапе для ребенка хватит одного репетитора для занятий. А потом выбрать индивидуальный план обучения в школе или нанять репетитора-помощника по предметам, которые непонятны школьнику, не составит труда.
ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН?
— В Кодексе РБ об образовании четко прописано: «Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также учащимися, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию». Если ваш ребенок занимается музыкой, спортом или серьезно увлекается, например, радиоэлектроникой, это уже может быть причиной, — говорит Григорий Прохоров, директор Семейного центра «Папа может». — Чтобы перевести ребенка на обучение по индивидуальному плану, достаточно написать заявление на имя директора школы. Исходя из опыта семей надомников, я посоветую искать школу с лояльным отношением к домашнему образованию. Если же школа одна — например, вы живете в деревне, то распечатайте закон и начинайте переговоры.
— Да, по закону существует такая форма обучения детей. Вопрос обучения ребенка по индивидуальному плану решается с управлениями образования на местах и руководителями школы, — подтвердили «КП» в Министерстве образования.
Не стоит забывать, что базовое образование у нас обязательное — знания вашего ребенка контролируются в конце каждой четверти в школе, к которой вы относитесь. И еще: бывалые родители советуют приготовиться к испытанию свободой — соблазн ничего не делать велик. Распорядок дня нужно составлять обязательно. А еще стоит прислушиваться к ребенку, ловить его потребности в знаниях и удовлетворять их, пока есть интерес.
БУДЬ В КУРСЕ!
Плюсы и минусы домашнего образования
ПЛЮСЫ
— Ребенку уделяется больше родительского внимания.
— Подход к обучению индивидуален.
— У ребенка меньше стрессов, связанных с постоянным нахождением в школьном коллективе.
МИНУСЫ
— Может возникнуть дефицит в общении с другими детьми, сложности в отношениях со сверстниками.
— «Обратная социализация» при поступлении в вуз. Ребенку придется все равно привыкать к коллективу. Хотя заочное или дистанционное обучение никто не отменял.
Домашнее обучение в Беларуси: плюсы и минусы
О домашнем обучении и экзаменах экстерном корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала замначальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома Татьяна Хоружая.
— Общее среднее (базовое) образование можно получить несколькими способами. Традиционным, посещая дневную школу или гимназию. Также в Минске функционируют вечерние классы на базе учреждений общего среднего образования, но их осталось немного. Такая форма получения образования становится менее востребованной. Пожалуй, единственная вечерняя школа, которая полностью набирает классы и работает стабильно, № 127. Еще один способ получить документ об образовании — сдать выпускные экзамены за курс базовой или средней школы экстерном. Такой вариант подходит ребятам, которые не учатся ни в одном учреждении в силу определенных обстоятельств.
— Есть ли возрастные ограничения для прохождения процедуры экстерната? Может ли, условно, семиклассник сдавать досрочно экзамены за курс базовой школы?
— Таких случаев пока не было, но возраст экзаменуемого не имеет значения, ведь главный критерий аттестации — освоение программы. А если речь идет об одаренных ребятах, то они, хоть и нечасто, перескакивали через один класс. Такие школьники, как правило, обучаются по индивидуальному плану.
— Что может стать основанием для обучения ребенка по индивидуальному плану, или, проще говоря, в домашних условиях?
— Родители имеют право самостоятельно обучать детей по индивидуальному плану, но окончательное решение принимает педсовет школы, учитывая способности ребенка и основания для занятий дома. Чаще всего такую форму образования используют одаренные школьники, юные спортсмены и артисты, которые часто выезжают на соревнования, сборы, конференции или гастроли. Учитываются также семейные обстоятельства. Например, мамы и папы часто бывают в командировках либо временно покидают страну или город вместе с ребенком. В таком случае учреждение образования разрабатывает для школьника индивидуальный план на основе учебного, устанавливает формы и сроки проведения аттестации. Но если ребята плохо справляются с программой или их успеваемость заметно снижается, то школа вправе принять решение о прекращении такого обучения.
— Есть ли минусы у домашнего обучения и много ли в столице ребят, получающих его?
— Подавляющее большинство родителей предпочитают, чтобы дети ходили в школу. На так называемом домашнем обучении находятся порядка 300 ребят. Речь идет в основном об одаренных и талантливых школьниках, а также о тех, кто по уважительным причинам не может постоянно или временно посещать занятия. Если у родителей есть возможность находиться рядом с ребенком в течение дня, они могут перевести его на индивидуальное обучение. Но подобные случаи единичны. Ответственность за такие семьи, как правило, лежит на администрации школы, к ним нужно относиться очень внимательно. Например, родители могут состоять в нетрадиционных религиозных группах, и дети, не посещая школу, еще больше изолируются от общества. Или мамы и папы сами в определенной степени социально не адаптированы. Но если в семье все благополучно, то школа индивидуальному обучению ребят препятствовать не будет.
— Развита ли у нас система дистанционного обучения на уровне общего среднего образования?
— Законодательно такая форма образования у нас не закреплена в отличие от Российской Федерации, где возможность дистанционного обучения прописана. В проекте новой редакции Кодекса об образовании, который сейчас рассматривается, предусмотрено дистанционное обучение для детей с особенностями психофизического развития. Документы об образовании российского образца пригодны для поступления в белорусские вузы. Если ребенок дистанционно успешно завершил российский школьный курс и получил аттестат государственного образца РФ, то не должно возникнуть проблем с принятием документа в Беларуси.
Справочно
В минувшем учебном году за 9 классов экстерном были аттестованы 16 учащихся, за 11 — 274. Как правило, в каждом районе города определяется одна школа, на базе которой проходит аттестация. Экзамены принимает комиссия, состоящая из преподавателей данного учреждения.
Домашнее обучение в Беларуси: плюсы и минусы
О домашнем обучении и экзаменах экстерном рассказала замначальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома Татьяна Хоружая.— Общее среднее (базовое) образование можно получить несколькими способами. Традиционным, посещая дневную школу или гимназию. Также в Минске функционируют вечерние классы на базе учреждений общего среднего образования, но их осталось немного. Такая форма получения образования становится менее востребованной. Пожалуй, единственная вечерняя школа, которая полностью набирает классы и работает стабильно, № 127. Еще один способ получить документ об образовании — сдать выпускные экзамены за курс базовой или средней школы экстерном. Такой вариант подходит ребятам, которые не учатся ни в одном учреждении в силу определенных обстоятельств.
— Есть ли возрастные ограничения для прохождения процедуры экстерната? Может ли, условно, семиклассник сдавать досрочно экзамены за курс базовой школы?
— Таких случаев пока не было, но возраст экзаменуемого не имеет значения, ведь главный критерий аттестации — освоение программы. А если речь идет об одаренных ребятах, то они, хоть и нечасто, перескакивали через один класс. Такие школьники, как правило, обучаются по индивидуальному плану.
— Что может стать основанием для обучения ребенка по индивидуальному плану, или, проще говоря, в домашних условиях?
— Родители имеют право самостоятельно обучать детей по индивидуальному плану, но окончательное решение принимает педсовет школы, учитывая способности ребенка и основания для занятий дома. Чаще всего такую форму образования используют одаренные школьники, юные спортсмены и артисты, которые часто выезжают на соревнования, сборы, конференции или гастроли. Учитываются также семейные обстоятельства. Например, мамы и папы часто бывают в командировках либо временно покидают страну или город вместе с ребенком. В таком случае учреждение образования разрабатывает для школьника индивидуальный план на основе учебного, устанавливает формы и сроки проведения аттестации. Но если ребята плохо справляются с программой или их успеваемость заметно снижается, то школа вправе принять решение о прекращении такого обучения.
— Есть ли минусы у домашнего обучения и много ли в столице ребят, получающих его?
— Подавляющее большинство родителей предпочитают, чтобы дети ходили в школу. На так называемом домашнем обучении находятся порядка 300 ребят. Речь идет в основном об одаренных и талантливых школьниках, а также о тех, кто по уважительным причинам не может постоянно или временно посещать занятия. Если у родителей есть возможность находиться рядом с ребенком в течение дня, они могут перевести его на индивидуальное обучение. Но подобные случаи единичны. Ответственность за такие семьи, как правило, лежит на администрации школы, к ним нужно относиться очень внимательно. Например, родители могут состоять в нетрадиционных религиозных группах, и дети, не посещая школу, еще больше изолируются от общества. Или мамы и папы сами в определенной степени социально не адаптированы. Но если в семье все благополучно, то школа индивидуальному обучению ребят препятствовать не будет.
— Развита ли у нас система дистанционного обучения на уровне общего среднего образования?
— Законодательно такая форма образования у нас не закреплена в отличие от Российской Федерации, где возможность дистанционного обучения прописана. В проекте новой редакции Кодекса об образовании, который сейчас рассматривается, предусмотрено дистанционное обучение для детей с особенностями психофизического развития. Документы об образовании российского образца пригодны для поступления в белорусские вузы. Если ребенок дистанционно успешно завершил российский школьный курс и получил аттестат государственного образца РФ, то не должно возникнуть проблем с принятием документа в Беларуси.
Справочно
В минувшем учебном году за 9 классов экстерном были аттестованы 16 учащихся, за 11 — 274. Как правило, в каждом районе города определяется одна школа, на базе которой проходит аттестация. Экзамены принимает комиссия, состоящая из преподавателей данного учреждения.
Юлия БУРДО, информационное агентство «Минск-Новости»
Домашнее обучение в Беларуси: olgapisaryk — LiveJournal
31-ое августа не за горами, и хочется написать о возможности домашнего обучения в Беларуси.Прежде всего, в Республике Беларусь нет домашнего обучения, домашнего образования или семейного обучения, а есть ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
Когда-то давно в РБ был принят закон «Об образовании» и в нём действительно была статья «Об обучении в семье». В 2006 году закон был переписан. В новом законе «Об образовании» семейная форма обучения была запрещена. НО! В законе есть Статья 35, которая нам и нужна.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
5 июля 2006 г. № 141-З
ОБ ОБЩЕМ СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Статья 35. Формы получения образования
1. Образование на ступенях общего среднего образования с учетом потребностей и возможностей личности может осуществляться в очной (дневной и вечерней) и заочной формах, а также самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната.
2. Обучение в заочной форме допускается только в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах общеобразовательных учреждений, обучение в которых осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.
3.Допускаются сочетание различных форм получения общего среднего образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
4.Особенности получения образования самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната, по индивидуальным учебным планам определяются Министерством образования Республики Беларусь. (Девушки, кто в курсе, дайте ссылку на соответствующий документ Минобра, если есть такой).
Экстернат в Беларуси разрешён только в старшей школе, 11-12 классы (или 10-11? сколько сейчас люди в школе учатся? Я с этими реформами уже совсем запуталась). Для младшей школы – только индивидуальный учебный план.
Для того, чтобы обучаться дома, вам нужно в школе, в которой учится ваш ребёнок (или куда вы подали документы) до 31 августа написать заявление на имя директора школы о переходе ребёнка на индивидуальный учебный план. Приказ директора пишется на основании решения педсовета. Причём, отказать вам педсовет не может, но без его решения вы не имеете права… Такая вот белорусская игра слов. Теоретически, писать заявление можно и в середине учебного года, но тогда это уже действительно будет «на усмотрение администрации».
Ученик, который обучается по индивидуальному учебному плану, числится в классе, заносится в классный журнал, может посещать любые уроки и факультативы на своё усмотрение. При написании заявления родители указывают, какие предметы их ребёнок планирует учить дома, а какие — в школе, и по «домашним» предметам в классном журнале не выставляются текущие оценки, а только итоговые: по лабораторным, контрольным, четвертные и годовые. План сдачи испытаний (контрольные, рабочие тетради, устный опрос) обычно составляет завуч.
При такой форме домашнего обучения для меня, если честно, загадка, почему 100% родителей не пишут заявление о переходе на ИП. Вы никак не ограничены в потреблении школьных услуг, но в любой момент можете от них отказаться. Можно, например, походить в школу одну четверть, а потом пересидеть дома все гриппы, не озадачиваясь медицинскими справками, а потом опять походить; можно ходить в школу только на иностранный язык (случай моих знакомых) и/или любимые факультативы. Вообще, факультативы — штука интересная. За факультативы учителям платят деньги, а чтобы открыть факультатив, нужно не меньше 5 заинтересованных детей, поэтому факультатив — это обычно очень камерное мероприятие: зачем учить 20 человек, если можно 5, а оплата всё равно одинаковая.
Но это — теория. Практика, как всегда в нашей стране, гораздо интереснее.
Из-за того, что в старом законе была семейная форма обучения, а в новом законе её запретили и из-за того, что отсутствует чёткая законодательная база по порядку прохождения аттестации при ИП, фантазии либо откровенная ложь работников образования кучерятся и расцветают махровым цветом. Причём делают они это не всегда по злому умыслу, скорее от незнания, боязни сделать «что-то не то» и «беспокойства» о будущем не посещающих школу детишек.
Например, на сайте Министерства образования на вопрос гражданина о том, имеет ли он право обучать своего ребёнка дома, официально заявлялось: «…информируем о том, что в соответствии со статьей 35 Закона Республики Беларусь от 05.07.2006г. «Об общем среднем образовании» обучение учащегося самостоятельно (в семье) будет запрещено.»
Я собрала опыт нескольких мам о переводе их детей на индивидуальный план. Получилась следующая картина.
Итак, вы приходите в школу и заикаетесь о том, что хотели бы учить своё чадо дома, или интересуетесь, а нельзя ли учить ребёнка самим? Вы что-то такое где-то слышали, но не уверены, что столько свободы дают в одни руки. Ошибка! В ответ можно услышать, например, (строго-назидательным тоном): -» Ну, это можно только, если мама — учительница»; или — «Экстерном можно сдавать только за весь курс базовой либо средней школы»; или — «Новый Закон не предусматривает образования в семье».
Так вот вместо того, чтобы интересоваться, можно ли учить свою детку дома, нужно сразу же разить наповал фразой:» А где тут у вас записываются на обучение по индивидуальному учебному плану?». Не обращать внимания на истерики и запугивания учителей и чиновников, а просто тупо и вежливо ссылаться на 35-ю статью закона «Об образовании». И помнить, что отказать вам не имеют права.
Вот например, такая история:
«Пришли мы в школу по месту прописки и рассказали, что придем к ним в первый класс, но в сентябре уедем до апреля, поэтому просим предоставить нам индивидуальный план и рассказать, какие требования к нам предъявят по приезду, чтобы считать 1ый класс оконченным. Они сразу разулыбались и в гороно позвонили, там сказали, чтобы мы к ним пришли сами.
Сходили мы в гороно, там наши данные записали, сказали свяжутся с Гомелем (а мы в Мозыре), а потом и с Минском, и к концу недели позвонят. Вечером того же дня позвонили! Попросились прийти «посмотреть на условия, в которых ребенок воспитывается». Пришли, посмотрели, кучу вопросов задали. Стали уговаривать опекунство на бабушку оформить и ехать себе спокойно без сына. «Ему ведь лучше будет так, не мотаться никуда и с бабушкой в школу ходить». Надо сказать, что бабушке очень этот план понравился, но для меня этот вариант не обсуждается. Тогда они сказали, что на индивидуальном плане обучения, необходима «явка в школу минимум один раз в месяц».
После этого в гороно окончательно решали (наш вопрос) по поводу формы аттестации. Из возможных вариантов обсуждалось собеседование или тест по приезду. «
А вот другая история:
«Калі каму цікава, нас перавялі на індывідуальны план. Спачатку было страшна — мы першыя ў раёне, але 59 — за, 1 — супраць. З боку адміністрацыі школы мы сустрэлі самае дабрадушнае стаўленне. На педнарадзе адзіны голас быў супраць нас – голас сацыяльнага педагога (псіхолаг падтрымала).
Бюракратычна ўсё вельмі проста. ДА 31.08 Вы павінны падаць заяву ў школу. Падставаў ніякіх не трэба. Проста мы так хочам. Але па-людзку лепей знайсці «атмазку» — мала часу на заняткі спортам ці заняткі музыкай…
Бліжэйшая педнарада разглядае Вашу просьбу. Мы на ёй прысутнічалі. Папярэдне мелі размову з дырактарам і завучам. Яны нас падтрымалі пасля падрабязнай размовы, як мы плануем вывучэнне прадметаў. Мы вельмі доўга і маляўніча распавядалі пра свае веды, бабуляў і дзядуляў, што дапамогут нам растлумачыць фізіку і біялогію…
У законе мы не знайшлі прычын, па якім нам могут адмовіць. Але пасля размовы з намі дырэктар мела гаворку з інспектарам і юрыстам — бо мы былі першымі ў раёне. Нарада галасавала па нашаму пытанню: 59 — за, 1 — супраць — сацыяльны педагог. Адказ сацыяльнаму педагогу — а як жа сацыялізацыя — дзіцё будзе наведваць гурткі.
Увага! Пры напісанні заявы Вы пазначаеце ўсе прадметы, што будут вывучацца дома. Можна нешта пакінуць і школе. Прыкладам, мы ангельскую мову вывучаем у школе. Пры гэтым па астатнім прадметам ў класным журнале пішацца — «навучанне па індывідуальным плане». Што дае магчымасць вярнуцца да звычайнага наведвання школы ў любы дзень. Праверка ведаў — адзін раз за чвэрць па кожнаму прадмету, пажадана пісьмовы тэст — прыблізна пытанняў на 10 і часам на 45 хвілін — аркушы з тэстамі збіраюцца завучам. Апасацца трэба толькі асабістага стаўлення настаўнікаў. Каб не пачалі «рэзаць». У нас мястэчка малое — нас палічылі дзівакамі.
Па паперам мы вывучаем у школе ангельскую мову і фізічную культуру. На практыцы – я не ведаю, як выглядае настаўнік фізкультуры (завуч сказала, што сама з ім дамовіцца). Ангельская мова выкладаецца 2 разы на тыдзень + факультатыў. Гэтыя заняткі мы наведваем у адвольным парадку. Бывае месяц не з’яўляемся ў школе, бывае 3 разы на тыдзень. У класным журнале насупраць імя дачкі напісана – займаецца па ІП. Таму бягучых адзнак не мае.»
По поводу прохождения аттестаций, вот хороший комментарий одной мамы: «В связи с отсутствием чёткой законодательной базы по порядку прохождения аттестации при ИП, разбежка во мнениях директоров школ по поводу частоты появления наших чадушек пред строгие учительские очи на моей только памяти: от ежедневных(!) посещений до двух — трёх-недельного марафона в июне. Ну и различные варианты в этих пределах.»
Приведённые выше истории подтверждают, что удобство вашего пребывания на ИП во многом зависит от расположения к вам вашего учителя и школьного начальства. Учителям нужно обьяснять, что работы и заботы вы им не прибавите, даже наоборот, вместо, скажем, 20-ти детей учительница будет иметь в классе 19. Но кооперация учителей на индивидуальном плане — это очень важно. И если вы не можете найти понимания в своей школе, то возможно, вы встретите его в соседней, или в соседнем районе.
А вообще, конечно, переход на домашнее обучение должен быть лёгким и рутинным: в любое время года, по заявительному принципу, с возможностью деньги, положенные государством на образование отдельно взятого ребёнка, тратить на образовательные нужды этого ребёнка по усмотрению родителей. Но это дело будущего. А пока только так – статья 35 закона «Об образовании», индивидуальный учебный план.
Ну и в заключение, ещё одна история:
«Нас таки да, перевели на индивидуальное обучение! Это действительно оказалось очень просто. Директор попросила указать причину перевода, в связи с тем, что заявление подается не перед учебным годом (до 31 августа), а в середине года. Ну мы указали, что участились командировки. Больше вопросов не было. Обещали на следующей неделе предоставить план учебы. Были предельно милы.
Ребенка учится дома с огромным удовольствием, бегает за нами, чтобы еще позанимались (такого никогда не было за школьный период), мы залатали все пропуски и обогнали одноклассников по программе. Короче говоря, не так все страшно, как казалось до того, как начали действовать.»
Данная статья подготовлена по материалам форумов semeistvo.by и dzietki.org и жжурналов pani_haspadynia и petaniagirl
И ещё: Статья Ольги Анципович «Может ли мама заменить школу?» (комменты там, конечно, доставляют).
Видео: Интервью с хоумскул мамой из Минска Алесей Толпека-Мохотаевой
UPD Эта же статья полностью по-русски на сайте «Домашнего ребёнка».
Обучение по индивидуальному плану – что это такое? – Мамочки BY
В последнее время в Беларуси набирает оборот такое понятие как «обучение по индивидуальному плану». С одном стороны, это удобно и практично – ребенок всегда рядом, вы сами контролируете его процесс обучения, с другой – большая часть общества не принимает и не понимает такое решение родителей. Итак, сегодня речь пойдет о том, что же такое обучение по индивидуальному плану и с чем могут столкнуться родители, если выберут именно этот вариант обучения ребенка.
Школа или дом?
Само понятие «обучение по индивидуальному плану» для белорусов не ново. Еще в Советском Союзе родители одаренных детей или детей с инвалидностью могли оформить обучение на дому. В то время такой способ предполагал, что ребенок будет изучать необходимый материал, а потом сдавать контрольные работы, получая отметки. Порой учителя приходили заниматься с ребенком сами. Тогда это называлось «домашнее обучение». Сегодня же процедура слегка изменилась. До принятия Кодекса об образовании от 13 января 2011 было принято считать, что родитель вправе сам решать, где, как и когда будет учиться его ребенок: в школе или дома. После принятия Кодекса решение об обучении по индивидуальному плану принимает администрация конкретного учебного заведения. Что это значит? Это значит, что администрация вправе вам отказать, если посчитает такое обучение не подходящим для вашего ребенка. Что в такой ситуации делать? Бывалые родители советуют обращаться в другую школу, а потом в третью или в четвертую – хоть одна школа, которая удовлетворит ваше требование, да найдется. Но! Вам в любом случае необходимо будет объяснить, почему именно такое обучение подходит для вашего ребенка. Приведем пять основных причин:
• Частое отсутствие ребенка в стране. Скажем, у ребенка два гражданства, и он живет в двух разных странах. Или же он часто гастролирует, выступает на соревнованиях.
• Частое отсутствие родителя. Т.е. мама и/или папа часто уезжают в командировки и не могут отвозить ребенка в школу.
• Профессиональное занятие спортом, музыкой, балетом, шахматами… Т.е. высокая нагрузка, и ребенок просто не может быть в двух местах одновременно. Опять-таки частые разъезды.
• Многодетная семья с маленьким ребенком. Мама и/или папа просто не могут вовремя завозить ребенка в школу и забирать его после занятий. Особенно если папа еще и часто командируется.
• Частые болезни ребенка. Вы не хотите утруждать учителей еще и «надомной» формой обучения, поэтому все функции учителя берете на себя.
Понятное дело, что перед тем, как вы приняли решение переводить ребенка на индивидуальный план обучения, у вас на первом месте стояли другие причины: сомнительная польза школьного образования, оценочная система, школа причиняет ребенку только вред, ребенок-сова и т.д. Только такие причины для администрации школы не подойдут, наоборот, директор может обидеться и назло не дать согласия.
Индивидуальный план занятий
После того, как администрация зачислит вас в ряды школьников, вашему ребенку составят индивидуальный план занятий. Так как сейчас нет нормативной базы, то виды и частота контроля над обучением конкретного ребенка нигде не прописаны. Может повезти, и ваш ребенок будет сдавать только контрольные в конце четверти, а может быть и наоборот – вас будут навещать и просить посещать школу чаще. В каждом конкретном случае вы можете оговорить детали с директором. Но одно правило изменить нельзя – ваш ребенок обязан сдавать контрольные работы. А вот процесс учебы вы уже составляете сами: когда учиться, в какой форме, что учить сегодня, а что завтра… Об этом мы писали ранее здесь
Фактор непринятия
Но даже после того, как все документы будут оформлены, не стоит расслабляться – ваши родственники, друзья, коллеги и просто близкие люди могут с непонимание относиться к подобному решению. Ну как же, вы же теперь как «курица-наседка» никуда не отпускаете ребенка, он не социализируется, ни с кем не общается… Будьте к этому готовы – давайте отбор «обидчикам». Во-первых, вы не просто не отпускаете, вы оберегаете своего ребенка от лишнего стресса, к примеру, от тех же оценок, которые постоянно то поднимают самооценку ребенка, то занижают ее, что плохо отражается на его поведении, самочувствии и настроении. Во-вторых, вы не держите его взаперти. Наверняка малыш за день успевает и на улице погулять, и посетить интересный кружок, и с друзьями время провести, просто он это делает в удобное для него время, а не в 7 вечера, после того, как выполнит домашнее задание. В-третьих, благодаря посещению других занятий вне дома, ребенок общается с интересными и умными людьми, т.е. социализируется, только в нужном русле, а не с кем придется. В-четвертых, вы готовите ребенка к самостоятельной жизни, ведь чем старше он будет становиться, тем больше времени будет проводить за обучением один, разбираясь во многих предметах с помощью книг и Интернета. В-пятых, думаю, вы уже дополните сами.
Самое главное, довериться своему материнскому инстинкту и решить, вы хотите, чтобы ребенок посещал школу или учился по индивидуальному плану.
Анна Копач
Домашнее обучение. Почему родители не выбирают школу
По неофициальной статистике, сотни здоровых детей в стране занимаются по индивидуальному учебному плану. Почему родители выбирают частные уроки, сколько они стоят и что думают об этом психологи и специалисты Минобразования? Об этом в материале газеты «Рэспубліка».У Елены Шевченко три дочери: «Хотела бы, чтобы и младшие в будущем были на индивидуальном плане». Фото: respublika.sb.by |
Наверняка большинство школьников позавидует десятилетней Марии Шевченко. По утрам она не спешит на занятия, не сидит днем за партой, не конспектирует за учителем. А все потому, что девочка находится на индивидуальном обучении: в школу не ходит, уроки учит дома, а раз в четверть приходит на контроль в учебное заведение. Но так ли все радужно?
«Старшей дочери учеба давалась тяжело, — Елена Шевченко приобнимает Машу. — Она была среди отстающих в классе. Я переживала, а потом поняла: к ней нужен особый подход».
Девочку перевели на индивидуальный план. Сейчас Мария показывает отличные результаты. Родители, практикующие домашнее образование, удивляют: при желании всю программу начальной школы — с 1 по 4 класс — можно осилить за один год. Елена Шевченко таких глобальных целей не ставит, но при том, что ее дочка занимается только два раза в неделю по несколько часов, она получает на контрольных тестах 9 — 10. Елена вспоминает первоначальные трудности: «Не в каждой школе поддерживают домашнее обучение. В двух мне сразу сказали «нет».
Григорий Прохоров, основатель интернет-проекта по домашнему образованию, говорит, что проблема есть. Родители, желающие практиковать хоумскулинг, одно время даже оформляли детей в сельские школы, а потом договаривались с учителями не посещать занятия. «Сейчас с этим проще, — Григорий Прохоров занимается этим вопросом несколько лет. — Лично мне непонятно, почему детям на индивидуальном плане нужно проходить аттестации в конце каждой четверти». Ведь у каждой семьи своя схема обучения. Например, многие применяют так называемые погружения. Что это значит? Неделю (а то и месяц) ребенок погружается в историю и только потом переходит, скажем, к математике. Ежемесячный контроль со стороны школы мешает уйти в науку с головой, сокрушаются любители школы на дому.
Некоторые переориентируются на Россию, где есть учреждения дистанционного обучения, замечает Григорий Прохоров: «Да, они обходятся недешево — от 500 до 1000 долларов в год. Но ребенка никто не дергает: лишь в девятом классе он сдает экзамены и получает аттестат. Почему бы на базе хотя бы одной школы в Минске не организовать такую площадку, если есть спрос?»
С другой стороны, как быть без контроля? Ведь в системе образования все продумано. Неизвестно ведь, к каким результатам приведет практика, если каждый возьмется сам сочинять программу для своего ребенка и сам же контролировать его знания. Хотя дети, занимающиеся по индивидуальному плану, традиционно показывают высокие результаты.
«Сейчас в начальной школе у нас на индивидуальном плане 4 человека, — просматривает классные журналы и.о. заместителя директора минской средней школы № 76 Светлана Русакова. — У всех хорошие показатели, детей хвалят учителя». В прошлом году эту школу окончили 3 человека, которые тоже были на альтернативном обучении. У всех в аттестатах оценки выше 8. Но педагоги единогласны: контроль за детьми должен быть постоянным. Нельзя пускать обучение на самотек. Прийти в школу и пройти проверку несложно.
Мария не ходит в школу, но на контрольных тестах показывает отличные результаты. Фото: respublika.sb.by |
Считается, что хоумскулинг — увлечение не для бедных. Часто приходится нанимать репетиторов. В среднем одно занятие обходится от 10 до 30 долларов: сумма зависит от уровня квалификации преподавателя. Если взять только два занятия в неделю, в месяц из семейного бюджета улетает примерно 80 — 240 долларов. Прибавьте сюда деньги на дополнительные занятия. Обычно дети на индивидуальном плане посещают секции, кружки, чтобы компенсировать дефицит общения. Кто-то ходит в частные школы, где обучение в среднем тянет на 400 — 500 долларов.
Конечно, у альтернативного обучения есть немало противников. Екатерина Гаврилина каждый день отводит своих детей в школу и не представляет, как может быть по-другому: «Меня смешит ситуация, когда люди с трудом вспоминают школьные азы, но при этом берут на себя ответственность учить детей». И она в своих суждениях далеко не самая категоричная. А что думают об этом психологи, непосредственно работающие с детьми?
Щадящий график, отсутствие стрессов, возможность выстроить программу обучения в соответствии с интересами и склонностями ребенка — Юлия Кипцарова, педагог-психолог Городского центра психолого-педагогической помощи, загибает пальцы, перечисляя плюсы альтернативного образования. Но и минусов с лихвой. Как, например, таким детям учиться строить отношения в коллективе, учиться отношениям «руководитель — подчиненный», налаживать взаимодействие с противоположным полом? Трудности могут быть с подростками. Им нужны внешние ориентиры и критерии, оценки со стороны сверстников и посторонних взрослых. Их отсутствие при домашнем обучении не так просто компенсировать, даже при помощи дополнительных занятий в секциях и кружках. Так что, прежде чем оставлять ребенка наедине с преподавателем и книгами, стоит все хорошенько взвесить.
Светлана Уклейко, начальник управления общего среднего образования Министерства образования:— Давайте сразу уточним, кто может обучаться по индивидуальному плану. Речь идет об одаренных и талантливых детях. А также о тех, кто по уважительным причинам не может постоянно (или временно) посещать занятия и проходить в установленные сроки аттестацию на протяжении учебного года.
Чтобы перевести ребенка на индивидуальный план обучения частично или полностью, достаточно письменного заявления родителей с указанием уважительных причин. Никаких препятствий со стороны администрации учреждения общего среднего образования быть не должно. Естественно, знания таких учеников нужно контролировать. Индивидуальный план разрабатывается непосредственно в школе на основе учебного плана. Решение о сроках и формах проведения аттестации учащегося принимает учреждение образования. Это может быть опрос, контрольная…
Аттестация проходит в соответствии с нормами оценки результатов учебы по каждому предмету, а они определяются стандартами общего среднего образования. Чаще всего по индивидуальному плану занимаются одаренные и талантливые дети, которым необходимо на углубленном уровне изучать отдельные предметы, поэтому они показывают хорошие результаты. Но нужно осознавать: в школе помимо знаний дети получают огромный опыт общения со сверстниками и взрослыми, учатся находить решения в стрессовых ситуациях — все это готовит их к самостоятельной жизни. У детей, не посещающих школу, могут возникнуть дефицит общения с другими детьми, сложности в отношениях со сверстниками.