Домашнее обучение школьников беларусь: Как перевести школьника на домашнее обучение – ilex – Отказ от школы — мода или осознанный выбор?

Содержание

Отказ от школы — мода или осознанный выбор?

Уже совсем немного осталось до той поры, когда школьники наденут рюкзачки на плечи, грустно вздохнут о потерянной летней свободе и с тоской в глазах отправятся за парты. Однако не все белорусы считают, что среднеобразовательная школа с ее железобетонным расписанием уроков, системой оценивания и теоретическим набором знаний, далеких от реальной жизни, — это лучший вариант для детей. Onliner.by встретился с минчанами, которые выбрали для своих сыновей и дочерей альтернативное образование — индивидуальный план, или, другими словами, домашнее обучение. О новом для Беларуси дескулинге, или «расшколивании», внутренней ответственности и учебе с душой читайте в нашем материале.


«Мой сын сам ставит по утрам будильник и идет делать уроки, в свои десять лет он вполне самостоятельный парень»

Велеслава Шаповал, 38 лет, ведический психолог, мама двоих сыновей

— Мой старший сын окончил уже четвертый класс на индивидуальном плане, то есть на домашнем обучении. А младшему только исполнилось шесть лет, он был мал для школы. Почему я выбрала для сыновей домашнее образование? Во-первых, я заканчиваю обучение в Украине, часто бываю в поездках, и мне удобно, что дети могут быть со мной. Во-вторых, старший сын пробовал походить в школу и сказал:

«Мам, это слишком долго, я устаю, мне скучно, я понимаю все гораздо быстрее одноклассников». Поэтому сейчас мы в начале каждой четверти приходим со старшим сыном в школу, берем программу — там все расписано: предметы, темы. В дневничок это переписываем. И сын сам занимается по будням, пять дней в неделю. Тратит на уроки от получаса до двух часов. Все остальное время он свободен: ходит на кружки, занимается английским с репетитором (моей сестрой), читает, играет на улице. Уроки он делает тогда, когда считает нужным. Это полностью выработало у сына самостоятельность. Да, конечно, вначале я помогала ему, а теперь он сам ставит по утрам будильник и идет делать уроки. В свои десять лет он вполне самостоятельный парень.

Договориться о домашнем обучении со школой было легко. Мы относимся к СШ №139, и отношение администрации и учителей очень доброжелательное. Спасибо им за это! Нас, конечно, уговаривают прийти в класс, но мы не соглашаемся [смеется — прим. Onliner.by]. Учителя говорят, что мой сын очень сообразительный, толковый. В нем сохранилась настоящая любознательность, ему интересно учиться. Ведь в школе обычно как? Детям объясняют, а они заучивают. А моему сыну никто не объясняет. Поэтому он сам проявляет интерес, ищет, читает: почему так, почему этак? Он открыт к познанию. Ему интересно. Он любит сам пойти и почитать. Поэтому, сколько его в школу ни зовут, сын посидит, подумает, а потом говорит:

«Нет, мам, лучше я буду сам».

«Если ребенок собирается потом пойти работать в офис или на завод, где будет начальник, то для него школа — это идеальный вариант»

Раз в четверть моему сыну назначают дату, он приходит в школу и пишет тестовую работу. Плюс проверяют все домашние задания. Все это суммируют и ставят оценку. В итоге у него за год получилась одна восьмерка, почти все девятки и несколько десяток. Учительница говорит: если бы он постоянно ходил в школу, у него были бы одни десятки. Я даже не сомневаюсь. Но для меня важнее не оценки, а то, что сын все делает сам… Мой муж погиб, и я ращу мальчиков одна. Да, признаюсь, временами мне приходится тяжело. Но если делать все грамотно, мудро, не давить на ребенка, то потом он сам с радостью ищет знания.

Конечно, вы спросите про социализацию. Мой старший сын знаком со всеми одноклассниками. Его приглашают на школьные мероприятия — музеи и все остальное. Но по своей натуре он интроверт, все эти тусовки не особенно любит. Но у него, как и у младшего сына, нет такой проблемы — у меня свободное время, я не знаю, что делать, я скучаю. Они пойдут почитают, поиграют. Мальчики видят, что я живу своей полноценной жизнью, и тоже так поступают. А дети в школе, насколько я заметила, привыкают к тому, что их организовывают. Если у них начинаются каникулы, то первые два-три дня они радуются свободе, а потом не знают, что делать, куда себя девать. Они не умеют распоряжаться своим временем.

Ошибка современных родителей, кроме того, что они не оставляют детям свободное время для творчества и размышлений, — это тотальный доступ к гаджетам, компьютерам, мобильным телефонам. У моих мальчиков нет ни компьютеров, ни телефонов. Если старшему сыну нужно позвонить, он берет мой мобильный. Если уходит куда-то — идет без телефона. Для современных родителей это, наверное, шок — отправить ребенка без телефона. Но была ситуация, когда сломался трамвай, и сын сам сообразил, как справиться с этой проблемой. Он перешел дорогу, спросил у людей на остановке, как ему добраться на такую-то улицу, какой ему нужен транспорт. Сам сообразил, что если трамваи не ходят, то нужно сесть на автобус. И спокойно доехал до точки назначения. А любой другой ребенок сразу же стал бы звонить маме:

«Мам, что мне делать?!» Получается, дети вырастают беспомощные. Девочке я бы давала больше опеки. Но мальчику, я считаю, нужно дать именно такую возможность взрослеть, самому принимать решения.

Нужно ли всем детям переходить на домашнее обучение? Сразу скажу, что нет. Если ребенок сам не готов организовывать свое время, если ему комфортнее, когда кто-то планирует за него день, если он собирается потом пойти работать в офис или на завод, где будет начальник, — то для него школа — это идеальный вариант. Большая категория людей, примерно 50—60% населения, привыкают к системе с детства: прийти в определенное время, выполнить определенное задание… Но я по себе знаю и по детям, что нам самим интереснее организовывать процесс. В таком случае для ребенка нужно создать особое обучение. Он должен учиться быть и внутри системы, и снаружи — с разных позиций.

Одним словом, я за свободу выбора. Каждый родитель сам для себя выбирает. У меня много друзей, которые начинали с домашнего обучения, потом ушли, потом вернулись. Конечно, домашнее обучение — это не идеальный вариант. Если бы в школе был ежедневный факультатив, скажем, по математике, я была бы готова за это платить. Но не заставлять ребенка бессмысленно высиживать часы на всех уроках. Я не против системы как таковой, но хотела бы видеть в школьном образовании больше действительно ценных знаний для реальной жизни.


«Это слишком расточительно — тратить драгоценное время детства на осваивание какой бы то ни было программы»

Татьяна Апет, 35 лет, жена, психолог, арт-терапевт, мама троих детей

— Наш с мужем выбор перевести детей на домашнее обучение был связан с перемещением по миру. В первый год школы мы уехали в Индию, провели там полгода. Там наш сын ходил в International school для детей европейцев, которые живут в Индии. Обучение было очень практическое: дети ходили с учителем в магазин и покупали еду, их учили, как выбирать свежие продукты, как готовить. У них был огород и лошади. Когда мы вернулись в Минск, не было желания возвращаться в белорусскую школу и писать прописи.

Обучение по индивидуальному плану в первом классе достаточно легко «обустроить», потому что программа простая. Научиться считать в пределах двадцати, читать, писать буквы — это легко включить в повседневную реальность. Мы считаем ложки за столом или картофелины, которые нужно почистить к обеду, пишем записочки, приглашения для друзей на день рождения, афиши для нашего спектакля. Достаточно просто жить своей жизнью, держа при этом в голове индивидуальный план — список заданий, который нам выдают в общеобразовательной школе. Второй класс, третий — чем дальше, тем удаленнее становится программа от того, что происходит в нашей жизни. Поэтому дальше, на мой взгляд, нет смысла оставаться в системе и сдавать экзамены каждую четверть, ведь у детей уже появляются ярко выраженные интересы и занятия. И это слишком расточительно — тратить драгоценное время детства на осваивание какой бы то ни было программы.

«Жизнь в большом городе делает нас чужими: мы не знаем продавцов в магазине, не знаем соседей, не знаем дворника в своем дворе. В школах происходит то же самое»

Кроме акцента на практическую сторону обучения, стоит больше внимания уделять отношениям с теми людьми, с которыми общаются наши дети. В школе нам не удалось установить близкие, персональные отношения с учителем — такие, чтобы можно было откровенно разговаривать о чем-то важном для нашего ребенка. И я прекрасно понимаю, что дело не в учителе, а в том, как устроена школьная жизнь. Когда в классе 25 учеников, то невозможно с каждым родителем иметь близкие отношения. Поэтому даже если мы занимались с репетитором или преподавателем курсов, это всегда было близкое общение с теми взрослыми, с которыми общаются наши дети.

Еще нам было важно иметь близкие отношения не только с учителем, но и с детьми и родителями в школе. Но это тоже невозможно сделать в классе, в котором учится 25 человек. А хотелось все-таки, чтобы отношения сохранялись достаточно личными, чтобы ребенок знал, что это — мама Васи, а это — папа Маши, они занимаются тем-то и тем-то. Чтобы не было обезличенных отношений. Жизнь в большом городе делает нас чужими: мы не знаем продавцов в магазине, не знаем соседей, не знаем дворника в своем дворе. В школах происходит то же самое. Но нам хотелось создавать другие отношения в учебе.

Поэтому тот вариант обучения, который мы выбрали для своих детей — это кооперация родителей. Важную роль здесь играет дескулинг (по-русски «расшколивание») — это термин, который прежде всего касается родителей и означает процесс выветривания из головы школьных правил. На самом деле, образование гораздо шире, чем принято считать. Мы привыкли думать, что нужно учиться девять месяцев, а летом устраивать каникулы. Что учеба — это когда время делится на уроки и переменки. Что неделя начинается в понедельник. А учебный класс — это 20 детей одного возраста. Но это не всегда так. Дескулинг — это процесс отслеживания стереотипных решений относительно обучения… Кроме того, в понятие «расшколивание», или дескулинг, для меня входит уход от деления учебного процесса на предметы. Вот это у нас математика, это русский, вот история, а тут география — нет, мне более близок подход, когда мы решаем какую-то проблему или задачу методом проектов (problem solving). Например, сейчас у нас с детьми дома собралось множество книг, большая библиотека, и нужно что-то придумать, систематизировать. Вот это настоящая задача для ребенка — что-то сделать, придумать, куда книги разместить физически, как создать на компьютере удобный файл, чтобы все наши друзья видели, какие книги у нас можно взять почитать.

Еще в понятие дескулинга входит понимание того, что группа, в которой учатся дети, необязательно должна быть одного возраста. Вообще-то, только в школе или институте мы встречаемся с ровесниками в такой большой группе и вынуждены что-то вместе делать. На самом деле, гораздо интереснее и продуктивнее было бы работать в разновозрастной группе. Например, сегодня на семинаре в Швеции мы вместе танцевали, лазили в горы, двигались, рисовали, делились своим опытом. И наша группа состояла из шести человек в возрасте от восьми до восьмидесяти лет. Нам нисколько это не мешало, наоборот, было очень интересно для молодых увидеть перспективу, представить себя в этом возрасте, послушать истории, которыми делятся 70- и 80-летние мужчины и женщины. А зрелые люди смотрели, как мы, тридцатилетние, реагируем на определенные ситуации. Это очень обогащает наш совместный опыт.

Важный момент в дескулинге — это внутренняя мотивация. Школа привила нам очень сильный ориентир на то, как нас оценивают извне. Очень редко, начиная какое-то дело, мы задумываемся о том, что же мы на самом деле об этом думаем, а не какая будет оценка, что про нас скажут, что нам за это дадут и т. д. Оценивание любой деятельности на протяжении 10—12 лет (а это именно то, что происходит в школе) абсолютно обесценивает внутренний опыт, внутреннее состояние — то, что позволяет нам прислушаться к себе и почувствовать: что же я на самом деле хочу делать, что для меня важно в этот момент?

И последнее, но, пожалуй, самое важное про дескулинг — это вопрос ответственности. Кто берет на себя ответственность за образование, за жизнь в целом? Это не учитель, не директор школы или министерство образования, которое напишет программу и скажет, что именно нужно вашему ребенку в таком-то возрасте. Дескулинг — это в первую очередь умение взять собственную ответственность. Вы внимательно смотрите на свою жизнь, на своего ребенка и сами определяете, что важно для вашей семьи в данный конкретный момент.


«В Минске сейчас очень много крайностей. Есть мода на домашнее обучение, а есть действительно осознанный выбор»

Татьяна Есис, 40 лет, жена, специалист в области семейной и личностной психологии, руководитель образовательного комплекса «Город Солнца», мама четырех дочерей

— Ближе к сорока годам мы с мужем стали задавать себе серьезные вопросы. Бизнес построили, дом — тоже, машина есть, а что дальше? Для чего это все? Материальные вещи стали терять свою ценность. Ни путешествий, ни роскошных подарков уже не хотелось. Этот этап мы прошли. И в конце концов пришел неожиданный ответ! После себя мы можем оставить не замок и не остров, а Школу! Причем такую, в которой смогут учиться дети со всей Беларуси. Мы поняли, что жизнь — не только для нас, можно что-то сделать и для других. Мужу нравилась идея школы, но ему хотелось чего-то большего. Чтобы рядом со школой были и гостевые домики, и оздоровительный центр, и кафе со здоровым питанием, и детский сад, и лекционные залы, чтобы могли образовываться не только дети, но и родители, учителя, бабушки и дедушки… С того момента мы загорелись этой идеей! Никто не понимал, что мы делаем. То нас интересовал бизнес и нравилась красивая жизнь, а тут мы взяли все продали, купили бывший пионерский лагерь и уехали жить «в лес» [смеется — прим. Onliner.by].

Почему мы захотели создать собственную школу? Потому что ни один из тех вариантов, которые есть у родителей, не является, на наш взгляд, оптимальным для наших детей. В Минске сейчас много крайностей. Есть мода на домашнее обучение, а есть действительно осознанный выбор, когда люди к этому по-настоящему приходят. У нас самих маленькие девочки — пяти и шести лет. Они ходили в частный садик, а теперь пришла пора отдавать их в школу. И я помню, как учились старшие дочери, как ходили в гимназию. Ни в коем случае нельзя сказать, что нынешняя белорусская школа плохая или хорошая. Мы имеем то, что заслуживаем. Но то, что было убито на корню в 1917 году — традиции, высокий уровень образования, понятие благородства, истинные семейные ценности, — подлежит восстановлению.

Мне было интересно изучить, как обучались дети на домашнем образовании в дворянских семьях, я читала дневники Романовых, которые вдохновляли меня на многие идеи. Старалась вникнуть, как было устроено домашнее образование в России начиная с 1600-х годов. Было много экспериментов, поисков, где-то жестокости, но к 1900-м годам сформировалась определенная система обучения. Важный момент — обучение девочек и мальчиков было раздельным. Этот же принцип мы хотим использовать и в нашей школе — «Городе Солнца», но не по всем предметам. Все-таки мы живем в современном мире и не должны возрождать все на 100%, а стремимся создавать что-то свое, новое. Мы хотим использовать разные методики, их сегодня очень много. Но главная наша задача — раскрыть весь потенциал ребенка, дать возможность внедрить этот потенциал во взрослую осознанную жизнь, научить взаимоотношению с самим собой и с этим миром. Без участия родителей и педагогов, которые во главу ставят любовь к ребенку, а не цифры и буквы, мы не справимся. Поэтому будет создана еще «Школа Осознанных Родителей» и «Школа Педагогов». А поможет нам в этом гуманная педагогика Шалвы Александровича Амонашвили.

«В сельской школе нет бомонда, нет соревновательности, кто на какой машине приехал и у кого какой „айфон“…»

Поскольку мы не успели открыть нашу школу к сентябрю, то, прежде чем перевести своих младших девочек на индивидуальный план, я пошла в государственную гимназию — посмотреть, что же там сейчас происходит. А там по 33 человека в классе. И мы однозначно поняли, что в обычную школу своих девочек не отдадим. В частную — тоже. Потому что там, помимо того, что цена 600—700 евро, действует та же угнетающая система оценивания. Мы ходили в частный детский сад. Частные сады и школы дают результаты: сколько поступило, куда. А кто скажет, что, поступив в престижный вуз, дети станут счастливыми? Сейчас я понимаю, что результаты на всех республиканских олимпиадах или золотая медаль не сделают девочку счастливой. Все мои знакомые медалистки — это просто 2% счастливых женщин. Никто нас не учит в школе, как прийти в эту жизнь и быть гармоничным и счастливым… Я сама отдала свою старшую дочь учиться в Англию в медицинский колледж. Сейчас она учится в медицинском университете в Варшаве. Я хотела сделать из нее великого врача. А сейчас поняла, что если она станет великим врачом, она от этого не станет счастливой женщиной…

Одним словом, так как мы не успели построить свое здание, то пошли в сельскую школу неподалеку. В Новом Поле нас встретила очаровательная замдиректора. Представляете, там такие хорошенькие классы по 4—7 детей! Такие прекрасные учителя! Мы пришли, а они в нерабочее время сидят и пишут диссертации, исследовательские работы. Мы говорим «деревня, колхоз», а это все неправда! Я увидела светлые, скромные глаза учителей. Мы с мужем прошлись по классам и поняли, что там осталась душа. Там нет бомонда, нет соревновательности, кто на какой машине приехал и у кого какой «айфон»… И мне вдруг захотелось сотрудничать с этой школой! Я не хочу создавать пропасть между государственной системой образования и «Городом Солнца».

В итоге мои девочки начнут учиться на индивидуальном плане и при этом будут прикреплены к сельской школе. К нам будет приезжать учительница из минской гимназии, преподавательница по музыке, по английскому языку, арт-педагог. На наших двух детках мы попробуем те предметы (например, «Семьеведение») и методики, которые хотим в будущем ввести в собственной школе. Это не значит, что девочки будут ограничены стенами класса. Множество занятий будем проводить на природе, в музеях, театрах, поездках. Обязательно будем собираться с родителями, организовывать литературные и музыкальные вечера, устроим город мастеров… Я верю, что можно начать с одного маленького класса из двух человек, а потом прийти к такому глобальному проекту, как целая школа. Не бывает скачка из пустоты к сияющей цели, невозможно из «жигулей» пересесть в «мерседес». Мы начинаем с двух человечков, со своих девочек, и пройдем с ними все этапы. У меня есть теория, но я не положила ее на знания. На своих детях я посмотрю, как это работает, и только после этого буду делиться с другими, привлекать в нашу школу.

Ноутбуки в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

домашнее образование в Беларуси — «Свобода в образовании». Домашнее обучение и анскулинг в России и во всём мире

Прежде всего, в Республике Беларусь нет домашнего обучения, домашнего образования или семейного обучения, а есть  индивидуальный учебный план.

Когда-то давно в РБ был принят закон «Об образовании» и в нём действительно была статья «Об обучении в семье». В 2006 году закон был переписан. В новом законе «Об образовании» семейная форма обучения была запрещена. Но! В законе есть Статья 35, которая нам и нужна.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
5 июля 2006 г. № 141-З
ОБ ОБЩЕМ СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья 35. Формы получения образования

1. Образование на ступенях общего среднего образования с учетом потребностей и возможностей личности может осуществляться в очной (дневной и вечерней) и заочной формах, а также самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната.
2. Обучение в заочной форме допускается только в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах общеобразовательных учреждений, обучение в которых осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.
3. Допускаются сочетание различных форм получения общего среднего образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
4. Особенности получения образования самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната, по индивидуальным учебным планам определяются Министерством образования Республики Беларусь.

Экстернат в Беларуси разрешён только в старших классах. Для младшей школы – только индивидуальный учебный план.

Для того, чтобы обучаться дома, вам нужно в школе, в которой учится ваш ребёнок (или куда вы подали документы) до 31 августа написать заявление на имя директора школы о переходе ребёнка на индивидуальный учебный план. Приказ директора пишется на основании решения педсовета. Причём, отказать вам педсовет не может, но без его решения вы не имеете права… Такая вот белорусская игра слов. Теоретически, писать заявление можно и в середине учебного года, но тогда это уже действительно будет «на усмотрение администрации».

Ученик, который обучается по индивидуальному учебному плану, числится в классе, заносится в классный журнал, может посещать любые уроки и факультативы на своё усмотрение. При написании заявления родители указывают, какие предметы их ребёнок планирует учить дома, а какие – в школе, и по «домашним» предметам в классном журнале не выставляются текущие оценки, а только итоговые: по лабораторным, контрольным, четвертные и годовые. План сдачи испытаний (контрольные, рабочие тетради, устный опрос) обычно составляет завуч.

При такой форме домашнего обучения для меня, если честно, загадка, почему 100% родителей не пишут заявление о переходе на ИП. Вы никак не ограничены в потреблении школьных услуг, но в любой момент можете от них отказаться. Можно, например, походить в школу одну четверть, а потом пересидеть дома все гриппы, не озадачиваясь медицинскими справками, а потом опять походить; можно ходить в школу только на иностранный язык (случай моих знакомых) и/или любимые факультативы. Вообще, факультативы – штука интересная. За факультативы учителям платят деньги, а чтобы открыть факультатив, нужно не меньше 5 заинтересованных детей, поэтому факультатив – это обычно очень камерное мероприятие: зачем учить 20 человек, если можно 5, а оплата всё равно одинаковая.

Но это – теория. Практика, как всегда, гораздо интереснее.

Из-за того, что в старом законе была семейная форма обучения, а в новом законе её запретили и из-за того, что отсутствует чёткая законодательная база по порядку прохождения аттестации при ИП, фантазии некоторых работников образования расцветают махровым цветом. Причём происходит это не всегда по злому умыслу, скорее от незнания, боязни сделать «что-то не то» и «беспокойства» о будущем не посещающих школу детишек.

Например, на сайте Министерства образования на вопрос гражданина о том, имеет ли он право обучать своего ребёнка дома, официально заявлялось: «…информируем о том, что в соответствии со статьей 35 Закона Республики Беларусь от 05.07.2006г. «Об общем среднем образовании» обучение учащегося самостоятельно (в семье) будет запрещено».

Я собрала опыт нескольких мам о переводе их детей на индивидуальный план. Получилась следующая картина.

Итак, вы приходите в школу и заикаетесь о том, что хотели бы учить своё чадо дома, или интересуетесь, а нельзя ли учить ребёнка самим? Вы что-то такое где-то слышали, но не уверены, что столько свободы дают в одни руки. Ошибка! В ответ можно услышать, например, (строго-назидательным тоном): «Ну, это можно только, если мама – учительница»; или «Экстерном можно сдавать только за весь курс базовой либо средней школы»; или «Новый Закон не предусматривает образования в семье».

Так вот вместо того, чтобы интересоваться, можно ли учить свою детку дома, нужно сразу же разить наповал фразой: «А где тут у вас записываются на обучение по индивидуальному учебному плану?». Не обращать внимания на истерики и запугивания учителей и чиновников, а просто тупо и вежливо ссылаться на 35-ю статью закона «Об образовании». И помнить, что отказать вам не имеют права.

Вот например, такая история:

«Пришли мы в школу по месту прописки и сказали, что придем к ним в первый класс, но в сентябре уедем до апреля, поэтому просим предоставить нам индивидуальный план и рассказать, какие требования к нам предъявят по приезду, чтобы считать 1ый класс оконченным. Они сразу разулыбались и в гороно позвонили, там сказали, чтобы мы к ним пришли сами.

Сходили мы в гороно, там наши данные записали, сказали свяжутся с Гомелем (а мы в Мозыре), а потом и с Минском, и к концу недели позвонят. Вечером того же дня позвонили! Попросились прийти «посмотреть на условия, в которых ребенок воспитывается». Пришли, посмотрели, кучу вопросов задали. Стали уговаривать опекунство на бабушку оформить и ехать себе спокойно без сына. «Ему ведь лучше будет так, не мотаться никуда и с бабушкой в школу ходить». Надо сказать, что бабушке очень этот план понравился, но для меня этот вариант не обсуждается. Тогда они сказали, что на индивидуальном плане обучения, необходима «явка в школу минимум один раз в месяц».

После этого в гороно окончательно решали (наш вопрос) по поводу формы аттестации. Из возможных вариантов обсуждалось собеседование или тест по приезду».

По поводу прохождения аттестаций, вот хороший комментарий одной мамы: «В связи с отсутствием чёткой законодательной базы по порядку прохождения аттестации при ИП, разбежка во мнениях директоров школ по поводу частоты появления наших чадушек пред строгие учительские очи на моей только памяти: от ежедневных(!) посещений до двух – трёх-недельного марафона в июне. Ну и различные варианты в этих пределах».

А вот другая история:

«Если кому интересно, нас перевели на индивидуальный план. Сначала было страшно: мы – первые в районе, но 59 – за, а 1 – против. Со стороны администрации школы мы встретили самое доброжелательное отношение. На педсовете против нас был только один голос – голос соцального работника (психолог нас поддержала).

Бюрокротически всё очень просто. ДО 31.08 Вам надо подать заявление в школу. Обьяснений никаких не требуется, просто «мы так хотим», но по-человечески лучше найти «отмазку»: мало времени на занятия спортом или музыкой…

Ближайший педсовет рассматривает Вашу просьбу. Мы там присутствовали. До этого разговаривали с директором и завучем. После подробной беседы о том, как мы планируем изучать предметы, они нас поддержали. Мы очень долго и красочно рассказывали о своём образовании и о бабушках и дедушках, которые помогут нам учить физику и биологию…

В законе мы не нашли причин, по которым нам могут отказать. Но после разговора с нами директор имела беседу с инспектором и юристом, потому что мы были первыми в районе. Педсовет голосовал по нашему вопросу: 59 – за, 1 – против – социальный педагог. На вопрос социального педагога – а как же социализация – ответили, что ребёнок будет посещать кружки.

Внимание! При написании заявления Вы отмечаете все предметы, которые будут изучаться дома. Можно что-то оставить и школе. Например, английский язык мы изучаем в школе. При этом по остальным предметам в классном журнале пишется – «изучение по индивидуальному плану». Это даёт возможность вернуться к обычному посещению школы в любой день. Проверка знаний – один раз в четверть по каждому предмету, обычно письменный тест – приблизительно 10 вопросов, около 45 минут. Листки с тестами собираются завучем. Опасаться следует только предвзятого отношения учителей. Чтобы не начали «резать». У нас небольшой городок и нас просто записали в чудаки.

Официально, в школе мы изучаем английский язык и физкультуру. На практике, я не знаю, как выглядит учитель физкультуры (завуч сказала, что сама с ним договорится). Уроки английского языка – 2 раза в неделю плюс факультатив. Их мы посещаем в свободном режиме. Бывает месяц не приходим, бывает приходим три раза в неделю. В классном журнале напротив имени дочери написано – занимается по ИП. Поэтому текущих оценок у неё нет.»

По поводу прохождения аттестаций, вот хороший комментарий одной мамы: «В связи с отсутствием чёткой законодательной базы по порядку прохождения аттестации при ИП, разбежка во мнениях директоров школ по поводу частоты появления наших чадушек пред строгие учительские очи на моей только памяти: от ежедневных(!) посещений до двух – трёх-недельного марафона в июне. Ну и различные варианты в этих пределах».

Приведённые выше истории подтверждают, что удобство вашего пребывания на ИП во многом зависит от расположения к вам вашего учителя и школьного начальства. Учителям нужно обьяснять, что работы и заботы вы им не прибавите, даже наоборот, вместо, скажем, 20-ти детей учительница будет иметь в классе 19. Но кооперация учителей на индивидуальном плане – это очень важно. И если вы не можете найти понимания в своей школе, то возможно, вы встретите его в соседнем районе.

А вообще, конечно, переход на домашнее обучение должен быть лёгким и рутинным: в любое время года, по заявительному принципу, с возможностью деньги, положенные государством на образование отдельно взятого ребёнка, тратить на образовательные нужды этого ребёнка по усмотрению родителей. Но это дело будущего. А пока только так – статья 35 закона «Об образовании», индивидуальный учебный план.

Ну и в заключение, ещё одна история:

«Нас таки да, перевели на индивидуальное обучение! Это действительно оказалось очень просто. Директор попросила указать причину перевода, в связи с тем, что заявление подается не перед учебным годом (до 31 августа), а в середине года. Ну мы указали, что участились командировки. Больше вопросов не было. Обещали на следующей неделе предоставить план учебы. Были предельно милы.

Ребенка учится дома с огромным удовольствием, бегает за нами, чтобы еще позанимались (такого никогда не было за школьный период), мы залатали все пропуски и обогнали одноклассников по программе. Короче говоря, не так все страшно, как казалось до того, как начали действовать».

Данная статья подготовлена по материалам форумов: semeistvo.by и dzietki.org

Текст: Ольга Писарик

Назад в раздел

Сотни родителей в Беларуси выбирают для своих детей домашнее обучение

Термин «домашнее обучение» сразу навевает мысли, что у ребенка какие-то проблемы. Однако, по неофициальной статистике, сотни здоровых детей в стране занимаются по индивидуальному учебному плану. Почему родители выбирают частные уроки, сколько они стоят и что думают об этом психологи и специалисты Минобразования?



У Елены ШЕВЧЕНКО три дочери: «Хотела бы, чтобы и младшие в будущем были на
индивидуальном плане».


Наверняка большинство школьников позавидует десятилетней Марии Шевченко. По утрам она не спешит на занятия, не сидит днем за партой, не конспектирует за учителем. А все потому, что девочка находится на индивидуальном обучении: в школу не ходит, уроки учит дома, а раз в четверть приходит на контроль в учебное заведение. Но так ли все радужно?

«Старшей дочери учеба давалась тяжело, — Елена Шевченко приобнимает Машу. — Она была среди отстающих в классе. Я переживала, а потом поняла: к ней нужен особый подход». Девочку перевели на индивидуальный план. Сейчас Мария показывает отличные результаты. Родители, практикующие домашнее образование, удивляют: при желании всю программу начальной школы — с 1 по 4 класс — можно осилить за один год. Елена Шевченко таких глобальных целей не ставит, но при том, что ее дочка занимается только два раза в неделю по несколько часов, она получает на контрольных тестах 9 — 10.

Елена вспоминает первоначальные трудности: «Не в каждой школе поддерживают домашнее обучение. В двух мне сразу сказали «нет».

Григорий Прохоров, основатель интернет-проекта по домашнему образованию, говорит, что проблема есть. Родители, желающие практиковать хоумскулинг, одно время даже оформляли детей в сельские школы, а потом договаривались с учителями не посещать занятия. «Сейчас с этим проще, — Григорий Прохоров занимается этим вопросом несколько лет. — Лично мне непонятно, почему детям на индивидуальном плане нужно проходить аттестации в конце каждой четверти». Ведь у каждой семьи своя схема обучения. Например, многие применяют так называемые погружения. Что это значит? Неделю (а то и месяц) ребенок погружается в историю и только потом переходит, скажем, к математике. Ежемесячный контроль со стороны школы мешает уйти в науку с головой, сокрушаются любители школы на дому.



Мария не ходит в школу, но на контрольных тестах показывает отличные результаты.


Некоторые переориентируются на Россию, где есть учреждения дистанционного обучения, замечает Григорий Прохоров: «Да, они обходятся недешево — от 500 до 1000 долларов в год. Но ребенка никто не дергает: лишь в девятом классе он сдает экзамены и получает аттестат. Почему бы на базе хотя бы одной школы в Минске не организовать такую площадку, если есть спрос?»

С другой стороны, как быть без контроля? Ведь в системе образования все продумано. Неизвестно ведь, к каким результатам приведет практика, если каждый возьмется сам сочинять программу для своего ребенка и сам же контролировать его знания. Хотя дети, занимающиеся по индивидуальному плану, традиционно показывают высокие результаты. «Сейчас в начальной школе у нас на индивидуальном плане 4 человека, — просматривает классные журналы и.о. заместителя директора минской средней школы № 76 Светлана Русакова. — У всех хорошие показатели, детей хвалят учителя». В прошлом году эту школу окончили 3 человека, которые тоже были на альтернативном обучении. У всех в аттестатах оценки выше 8. Но педагоги единогласны: контроль за детьми должен быть постоянным. Нельзя пускать обучение на самотек. Прийти в школу и пройти проверку несложно.

Считается, что хоумскулинг — увлечение не для бедных. Часто приходится нанимать репетиторов. В среднем одно занятие обходится от 10 до 30 долларов: сумма зависит от уровня квалификации преподавателя. Если взять только два занятия в неделю, в месяц из семейного бюджета улетает примерно 80 — 240 долларов. Прибавьте сюда деньги на дополнительные занятия. Обычно дети на индивидуальном плане посещают секции, кружки, чтобы компенсировать дефицит общения. Кто-то ходит в частные школы, где обучение в среднем тянет на 400—500 долларов.

Конечно, у альтернативного обучения есть немало противников. Екатерина Гаврилина каждый день отводит своих детей в школу и не представляет, как может быть по-другому: «Меня смешит ситуация, когда люди с трудом вспоминают школьные азы, но при этом берут на себя ответственность учить детей». И она в своих суждениях далеко не самая категоричная. А что думают об этом психологи, непосредственно работающие с детьми? 

Щадящий график, отсутствие стрессов, возможность выстроить программу обучения в соответствии с интересами и склонностями ребенка — Юлия Кипцарова, педагог-психолог Городского центра психолого-педагогической помощи, загибает пальцы, перечисляя плюсы альтернативного образования. Но и минусов с лихвой. Как, например, таким детям учиться строить отношения в коллективе, учиться отношениям «руководитель — подчиненный», налаживать взаимодействие с противоположным полом? Трудности могут быть с подростками. Им нужны внешние ориентиры и критерии, оценки со стороны сверстников и посторонних взрослых. Их отсутствие при домашнем обучении не так просто компенсировать, даже при помощи дополнительных занятий в секциях и кружках. Так что, прежде чем оставлять ребенка наедине с преподавателем и книгами, стоит все хорошенько взвесить.

Прямая речь

Светлана УКЛЕЙКО, начальник управления общего среднего образования Министерства образования:

— Давайте сразу уточним, кто может обучаться по индивидуальному плану. Речь идет об одаренных и талантливых детях. А также о тех, кто по уважительным причинам не может постоянно (или временно) посещать занятия и проходить в установленные сроки аттестацию на протяжении учебного года.

Чтобы перевести ребенка на индивидуальный план обучения частично или полностью, достаточно письменного заявления родителей с указанием уважительных причин. Никаких препятствий со стороны администрации учреждения общего среднего образования быть не должно.

Естественно, знания таких учеников нужно контролировать. Индивидуальный план разрабатывается непосредственно в школе на основе учебного плана. Решение о сроках и формах проведения аттестации учащегося принимает учреждение образования. Это может быть опрос, контрольная… Аттестация проходит в соответствии с нормами оценки результатов учебы по каждому предмету, а они определяются стандартами общего среднего образования. Чаще всего по индивидуальному плану занимаются одаренные и талантливые дети, которым необходимо на углубленном уровне изучать отдельные предметы, поэтому они показывают хорошие результаты. Но нужно осознавать: в школе помимо знаний дети получают огромный опыт общения со сверстниками и взрослыми, учатся находить решения в стрессовых ситуациях — все это готовит их к самостоятельной жизни. У детей, не посещающих школу, могут возникнуть дефицит общения с другими детьми, сложности в отношениях со сверстниками.

[email protected]

«Есть ли жизнь на Марсе?» или домашнее образование в Беларуси

Время написания этой статьи – конец 2011 года, в сентябре этого года вступил в силу Кодекс Республики Беларусь об образовании (скачать можно здесь http://www.adu.by/modules.php?name=News&file=article&sid=7986). Я не ставлю себе цели проанализировать ситуацию с законодательной точки зрения, у статьи практическая направленность – рассказать, как лучше оформить домашнее обучение в существующей на данный момент реальности. И на какие из граблей лучше не наступать.

Вероника Михалко

 

ОПИП, или ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПЛАНУ

Пишу с юмором, т.к. одна из первых целей для начинающих родителей-домашников — уметь справляться с атмосферой страха, которым пропитана школа. Уметь остаться на острове, когда вокруг вас будет плескаться в океане сомнений и страхов педагогический коллектив во главе с администрацией: «Такой формы обучения не бывает!.. Бывает, но для больных детей… Бывает и для здоровых, но не для вашего!.. Для вашего тоже можно, но он зачахнет без коллектива!.. Подумайте! Остерегитесь!! Вы отбираете у ребенка… Нам его жаль… Вы не даете ему…» и т.д., и т.п. Помните, что у вас есть свои РЕАЛЬНЫЕ, ОБОСНОВАННЫЕ страхи и сомнения, и вы не можете позволить себе участвовать в чужих, иначе вы утонете. Пусть уж они как-нибудь сами справляются со своими страхами «нулевого уровня», как я это называю для себя.

В Беларуси на данный момент не существует такой формы как «семейное обучение». Ее приблизительным аналогом может считаться лишь «обучение по индивидуальному плану». Такая форма как «домашнее обучение» предоставляется по медицинским показаниям и предполагает, что к ребенку на дом будут ходить учителя из школы. До принятия Кодекса обучение по индивидуальному плану считалось одной из форм обучения, которую родитель ПО ПРАВУ мог выбрать на свое усмотрение без объяснения причин. Хотя в беседе с директором школы все равно приходилось каким-то образом объяснять свое желание. После принятия Кодекса решение о вашем праве на ОПИП (отличная получилась аббревиатура, юмористическая) принимает администрация конкретного учебного заведения, т.е. ваш ОПИП предоставляется ПО ЖЕЛАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ. В этом месте не надо отчаиваться, надо сравнить ваши желания – свое и администрации. То, которое больше, победит. Уверена, что ваше больше, если уж оно есть, т.к. оно личное и конкретное.

Когда я изучала Кодекс, я для себя отметила несколько статей, имеющих то или иное отношение к домашнему образованию: ст. 3 п.7; 17; 31; 158; 160; 167. Вот некоторые выдержки:

«Ст. 158 Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования:

12. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, в том числе классах интегрированного обучения и воспитания, специализи­рованных по спорту классах, вечерних классах, или индивидуально.

17. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования, реали­зующего образовательные программы общего среднего образования, в  соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде«.

На каком основании руководитель принимает решение об обучении по индивидуальному плану для вашего ребенка?

«Ст. 167 Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования

6. Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также учащимися, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию.

Индивидуальные учебные планы разрабатываются учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, на основе учебного плана учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, и утверждаются их руководителями«

Из этой статьи следует, что ОПИП предоставляют или одаренным, или тем, кто «не может», причем «по уважительной причине». Какие могут быть у вас уважительные причины (из опыта родителей-домашников):

  •  частое отсутствие ребенка в стране, городе проживания, частые переезды и/или переезды на длительное время. Скажем, ребенок с семьей зимует в Индии. Желательно, чтобы причина переездов и путешествий была вынужденная – тяжкая работа родителей на чужбине в поте лица на благо семьи.
  •  частое отсутствие родителя(ей), которые могли бы транспортировать ребенка в школу и обратно: например, частые дальние командировки отца или матери ради тяжкой работы на чужбине в поте лица на благо семьи.
  •  многодетная семья с маленьким ребенком, который осложняет транспортировку ребенка-школьника в школу и обратно. Особенно действенно в сочетании с частыми дальними командировками отца ради… и дальше по тексту выше.
  •  профессиональные занятия спортом (музыкой, балетом, вышиванием…), которые не совмещаются со школьным расписанием и нагрузками. Тут хорошо бы предоставить еще справку об одаренности и талантливости учащегося в данной сфере, жаль, что таких справок никто не дает и степень одаренности оценивается «на глазок».
  •  частые болезни ребенка. При этом вы не хотите обременять учителя(ей) такой формой как «домашнее обучение» и надеетесь справиться с задачей сами – в сотрудничестве с учителями.

Сочетание нескольких уважительных причин усиливает уважительный эффект. Например, многодетность + четвертый ребенок недавно родился + отец пропадает в командировках.

Если я что-то упустила или у вас есть оригинальные «уважительные причины», пишите их в комментариях, могут пригодиться.

Прошу заметить, что идеи родителей по поводу вреда или даже сомнительной пользы школьного образования как уважительная причина не рассматриваются. Их, конечно, можно озвучивать, но они, скорее, осложнят весь процесс. Лучше сформулировать причины, понятные школьному контингенту, стараясь приблизиться в формулировках и умолчаниях к своей правде. (В том случае, если вранье вас коробит так же, как меня. Если не коробит, вам повезло, вашу задачу это очень облегчит, и я вам искренне завидую).

Лучше всего будут поняты частые болезни, командировки, многодетность. Оговорюсь, что лично я бы использовала аргумент про болезни в самом крайнем случае, т.к. посыл «мой ребенок болен» кажется мне опасным для ребенка, даже если это заведомая ложь, и может быть еще опаснее, если он болен, т.к. нарушает правильный настрой на «мой ребенок здоров».

Итак, уважительные причины вы продумали и основные формулировки и доводы выучили наизусть: часто это актуально. Теперь можно отправляться в школу.

В КАКУЮ ШКОЛУ ОТПРАВЛЯТЬСЯ?

В этом вопросе вам нужно руководствоваться принципом «Чем проще, тем лучше». Однозначно не советую оформлять ОПИП в гимназиях, колледжах, школах с различными уклонами. Чем «понтовее» учебное заведение, тем с большей обидой воспримет его администрация и, в последующем, педколлектив ваше нежелание отдаться им целиком и полностью. Для вас тоже нет никакого смысла на дому поддерживать «понтовые» требования вашего учреждения к своему ребенку. Лучший вариант – простая школа по месту жительства, к которой вы «приписаны» и где вам формально не могут отказать в приеме на учебу. Хороши также провинциальные и деревенские школы, если для вас возможен такой вариант.

По поводу частных школ опыта ни у меня, ни у моих знакомых коллег-родителей нет. Я недавно направляла свой вопрос по поводу домашнего обучения моего сына в одну частную гимназию через их сайт, ответа не получила. Если у вас есть сведение об ОПИПе в частных учебных заведениях, делитесь.

СОБСТВЕННО ОФОРМЛЕНИЕ

Формально вам нужно подать заявление до 31 августа, но, на мой взгляд, лучше с ТАКИМ заявлением прийти к директору где-нибудь в начале лета – тогда у него будет достаточно времени, чтобы, приняв ваше заявление, удивиться-усомниться-разузнать-смириться-согласиться. Дайте ему это сделать в спокойном летнем темпе и обстановке. К тому же директор будет надеяться, что за лето вы можете одуматься, и не станет вас слишком доставать на первой встрече, для вас это выгодно. Перед началом учебного года нужно напомнить о себе и о том, что вы не передумали. Здесь может последовать второй разговор, возможно, более напряженный, но уже не «с нуля», что тоже хорошо.

Оформление ОПИПа в середине учебного года возможно, но причин для отказа будет больше. Не рекомендую. Обычно в таком случае администрация предлагает «неофициальный» переход на домашнее обучение, что сопряжено с определенными трудностями: излишним контролем за успеваемостью ребенка, вашей зависимостью от обещаний директора и требований учителя.

Заявление ваше может выглядеть примерно так, если у администрации нет своей формы для такого случая:

Директору СШ №

ФИО

Ваше ФИО
Ваш адрес

 

Заявление

 

Прошу принять (перевести) моего ребенка, ФИО, в N класс на обучение по индивидуальному плану. Работа моего мужа носит разъездной характер, в семье воспитывается трое детей, младшему из которых 6 мес., что затрудняет регулярное посещение школы моим ребенком.

 

Дата                                                                                Подпись

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Когда решение об ОПИПе для вашего ребенка принято вам, по идее, должны выдать индивидуальный учебный план по всем предметам, которые в конце четверти будет «сдавать» ваш ребенок. Пишу «по идее» потому, что КОНКРЕТНО действия администрации, необходимые бумаги, виды и частота контроля за обучением вашего ребенка на ОПИПе нигде не прописаны. Эта неконкретность, с одной стороны, вам на руку, т.к. дает возможность настоять на своем, с другой, может вызывать много пререканий, недопониманий и нервотрепки. В этом году наша завуч руководствовалась в решении организационных вопросов неким «Положением об образовании», которое я с первого раза в интернете не нашла, а потом не было нужды искать. Если кто-то в курсе, что это такое и вас есть ссылка, поделитесь, пожалуйста.

В прошлом году, в первом классе, мне индивидуальных планов не выдавали, и контроль был нерегулярный, эпизодический. В конце года сын написал две контрольные работы по математике и одну по русскому языку, я сказала учителю, сколько слов в минут он читает, и все.

В этом году, нам в каждой четверти выдают индивидуальный учебный план, составленный учителем и подписанный им, мной и завучем. В этом плане дается список тем по всем общеобразовательным предметам с датами их прохождения и с датами итоговых контрольных работ. В конце четверти сын вместе с классом пишет все необходимые итоговые контрольные. Другой вариант аттестации – устные ответы и письменные работы принимаются у ребенка индивидуально в присутствии учителя, завуча и родителя. Второй вариант, с моей теперешней точки зрения, предпочтительнее.

ДЕТАЛИ И ГРАБЛИ

Что я НЕ советую делать, если вы решили прибегнуть к ОПИПу (в чем-то повторюсь):

  1. Выбирать «элитное» учебное заведение. Почему, писала выше. 
  2. Выбирать специализированное учебное заведение. В школах с художественным уклоном вам, скорее всего, сразу же откажут в ОПИПе. Если не откажут, то вам нужно будет оформлять частичное домашнее обучение – тогда см. п.3
  3. Выбирать ЧАСТИЧНОЕ домашнее обучение. Поясню. В этом году мой сын учится в музыкальном колледже, где есть предметы общеобразовательного и музыкального цикла. Предметы музыкального цикла он посещает в обычном режиме, общеобразовательные предметы изучает по ИП (индивидуальному плану).

На практике это выглядит так. Четыре дня в неделю (плюс одно занятие в субботу) сын приходит утром в школу на 1-2-3 урока, после чего остальные ученики остаются в школе на математику-русский-чтение…, а мой сын отравляется домой. Что в этом плохого? Неудобны привязка к школьному расписанию, необходимость рано вставать и рано же транспортировать ребенка в школу и обратно вместе с нотами, сменной одеждой, музыкальным инструментом и т.п., организовывать его питание в школе (если 3 урока, это уже актуально), нецелесообразно часто маячить перед глазами педагогов и администрации. И вообще неприятно окунаться почти ежедневно в школьный мир, каждый раз получая некие неприятные бонусы (то учитель физкультуры насильно наденет сыну свитер, чтобы он не замерз, то я застану в буфете курящую на рабочем месте буфетчицу, то учитель без предупреждения оставит сына что-то писать после урока тогда, когда у сына по плану совсем другое занятие и т.п.) В итоге частичное обучение превращается в двойное обучение с двойной же эмоциональной нагрузкой.

  1. Выбирать в качестве классного руководителя в начальной школе учителя с большим стажем, «учителя года» и т.п. Если у вас есть выбор, наилучший вариант – молодой, безответственный, еще веселый раздолбай.
  2. Соглашаться на дополнительный контроль, частое посещение школы, например на «текущий контроль» в виде самостоятельных работ, тестов и т.п. Я согласилась на такую форму контроля в первой четверти и очень пожалела. На практике это означало, что моего ребенка в любой день могли задержать после музыкальных уроков и дать выполнять 1-2-3 самостоятельные работы. Причем, эти работы он писал на задней парте в то время, как учительница вела урок. Меня такое положение вещей не устраивало по многим причинам, поэтому во второй четверти я от него отказалась. Но легче не соглашаться изначально, чем отказываться потом.

Еще стоит отказываться от выполнения письменных домашних заданий (у кого-нибудь еще такое требовали?). Мой сын переписывает из дневника (да, у него даже дневник есть, что мне тоже не нравится) у одноклассников и выполняет домашние задания по математике, русскому и белорусскому языку. Занятие, как оказалось, затратное по времени, бестолковое и практически бесполезное. Не рекомендую соглашаться.

В заключение хочу отметить, что данная статья имеет практическую, а не мировоззренческую направленность и прошу придерживаться этой направленности в комментариях. С радостью помогу тем, кто уже решился на домашнее обучение своего ребенка, отвечу на вопросы, поддержу, поделюсь опытом. Буду рада услышать о чужом, особенно успешном, опыте в этом вопросе.

А вот развеивать сомнения, помогать принимать решение «школа или ДО» не буду и пытаться Во-первых, это очень личное дело, во-вторых, такая помощь не принесет пользы ни убеждающему, ни сомневающемуся и, в-третьих, принятие такого решения я считаю не только первым, но и самым важным шагом в деле домашнего обучения своего ребенка, который должны делать родители с полным сознанием торжественности этого шага и пониманием своей ответственности. Российская формулировка «семейное образование» более ясно отражает мою идею. Я считаю, что решение о ДО должно вызревать и приниматься в семейном общении и обсуждении, а не в процессе обсуждения даже в самых продвинутых интернет-сообществах.

Назад в раздел

Новые формы образования: как перевести ребенка на домашнее обучение

Проект Минобразования позволит уже со следующего года получить аттестат, не покидая родных стен.

Всего в проекте три формы среднего образования – экстернат, педагогический патронаж и семейное (домашнее) обучение. И если первые две касаются особых категорий детей (одаренных или требующих медицинского ухода), то последняя доступна каждому.

Достаточно сдать на четверку

Основная идея домашней формы обучения — родители сами организуют учебный процесс. Находят педагогов, придумывают план, покрывают финансовые затраты. В школу ребенок приходит два раза в год — подтвердить уровень своих знаний.

— Школа на начальных этапах готова помочь в разработке индивидуального плана для ребенка. И предоставить часы для консультации на протяжении учебного года, — рассказывает «КП» в Украине» государственный эксперт директората дошкольного и школьного образования Елена Линник. — В школу они приходят только для оценивания дважды в год и могут получить консультацию на протяжении года по запросу. Остальное зависит от родителей. Они обеспечивают индивидуальное развитие ребенка так, как считают нужным.

Перевести ребенка на домашнюю форму обучения (если приказ вступит в силу) сможет почти любой родитель. Единственное условие – семья не должна состоять на учете в органах опеки. Эту справку вместе с заявлением о переводе родители предоставляют директору не позднее 3 месяцев до начала годовой аттестации.

Чтобы ребенка не вернули за парту, ему нужно получить оценки не ниже 4 баллов. Если с первого раза школьник завалил экзамены, у него есть шанс подготовиться и пересдать через месяц.

Такая система оценивания касается учеников с 3-го по 11-й классы. Ученики 1-х и 2-х классов будут два раза в семестр приходить в школу и под наблюдением учителей в течение одного учебного дня выполнять разные задания.

— Семейная форма подразумевает полную самостоятельность родителей, – продолжает Елена Линник. — То есть они по собственному  усмотрению могут привлекать  педагогов из любых учебных заведений или заключать соглашения с разными организациями, которые проводят тренинги. Школа это не контролирует. Она проверяет уровень учебных достижений. Это будут полугодовые и годовые оценивания. В перспективе дважды в год. Но первый год на этой форме обучения ребенок будет сдавать экзамены дважды в семестр — 4 раза. Чтобы убедится в качестве образования, которое взяли на себя родители.

Все уроки за два часа

На самом деле тема домашнего образования в Украине на слуху давно. В интернете найдутся десятки дистанционных школ, где на платной основе дети могут получить аттестат, не покидая кровати. Правда, эта перспектива не для «бедных» семей. Стоимость годовой учебы в частной школе в среднем от 5-6 тысяч гривен в месяц.

— Когда мы начали искать варианты, как перевести дочку на домашнее обучение, оказалось, что в Киеве всего несколько школ, которые бесплатно дают такую возможность, — рассказывает «КП» в Украине» известный автоэксперт Владимир Караваев. — Но там действительно необходимы специальные обоснования, почему ребенок не может ходить в общую школу. А что мы могли сказать? Что у нас совковая система, которая нас не устраивает? Мы решили учиться платно.

Его дочь-пятиклассница уже год учится дома по платной дистанционной программе. Поначалу у Владимира Караваева оставались опасения насчет социализации ребенка и самодисциплины. Но положительные стороны перевесили – обучаясь дома, дочке не нужно каждое утро вставать в 6 утра, чтобы по пробкам успеть добраться в школу, на уроки в день она тратит в среднем часа два, а все остальное время распределяет по собственному желанию.

— Родители, когда отводят ребенка  в школу, считают, что он там  получает образование. Но это  заблуждение. Мы же не контролируем  весь процесс, – продолжает наш  собеседник. — Родители могут видеть оценки в табеле, дневник, но что ребенок учит в классе, как он это делает – мы не знаем. Поэтому, в отличие от общей школы, дистанционное образование хорошо тем, что я полностью вижу процесс обучения, участвую в нем и замечаю недостатки.

Учись как хочешь

Учебная неделя на дому выглядит следующим образом: ребенок в любое удобное для него время – для кого-то это 9 утра, для другого поздний вечер — садится за компьютер, выбирает свой класс на онлайн-платформе школы, вводит логин и пароль, после чего ему открывается весь учебный процесс на четверть. Дальше можно выбирать самому, как выстраивать учебный день: решать задачи по алгебре и геометрии или смотреть лекцию по истории. После каждого пройденного урока есть небольшой контрольный тест. А раз в две недели большие проверочные работы. Кстати, во время тестов никто не запрещает пользоваться учебниками.

— Когда вы выполняете задания, у вас есть личный кабинет  любого преподавателя, – поясняет  Владимир. — Независимо от того, ночь  это или день, вы можете всегда  связаться с преподавателем. Потому что разные дети по-разному учатся. Кто-то в 9 утра садится делать уроки, кто-то вообще неделю прогулял и выполняет в один день все задания. Кто-то не идет по расписанию, а берет и делает, например, географию на неделю вперед, а потом всю неделю делает математику.

Владимир поделился с «КП» в Украине», что многие знакомые задают вопрос насчет социализации, общения со сверстниками. Но с этим, по словам нашего собеседника, проблем нет. У ребенка остается масса времени, чтобы посещать кружки, секции по интересам и общаться со сверстниками.

Есть мнение

Может ли домашняя форма обучения быть полноценной альтернативой обычной школе?

Владимир СПИВАКОВСКИЙ, эксперт в сфере образования, основатель лицея «Гранд»:

— Многие родители недовольны качеством государственного образования. Они так и говорят – «мы не хотим отдавать ребенка в школу, лучше сами будем его учить». Теперь появится такая возможность. Считаю, что это позитивное явление, которое дается возможность свободно выбирать ту форму обучения, которая подходит именно вам. Школа не будет принимать никакого участия в организации процесса и нужна только для того, чтобы ребенок мог получить аттестат.

Что касается финансирования, ведь образование у нас бесплатное, – в приказе этот вопрос пока опущен. Думаю, если родитель поставит вопрос о том, что на их ребенка положено из госбюджета, допустим, 20 тысяч гривен в год, то они могут претендовать на эти деньги, и государство обязано предоставить услугу на эти деньги. Возможно, это будут какие-то субсидии. Пока это не определено, и я просто фантазирую.

Мария СУПРУНЕНКО, педагог начальных классов:

— Я работаю не только с  детьми, но и с родителями и  могу точно сказать, что нередко  большинство из них слишком  субъективны в оценке способностей  своих детей. И из личных наблюдений скажу: из 27 учеников моего класса домашнее обучение могло подойти бы лишь троим. Но на практике есть ощущение, что из класса ушли бы не эти трое, а другие десять, чьи родители убеждены, их детям незаслуженно занижают оценки или учителя слишком остро реагируют на их дисциплинарные проступки. Как следствие, родители не смогут заниматься своими чадами, оплачивать репетиторов, кружки.

Школа сейчас — это все еще серьезная база. Да, в ней душно и невозможно реализоваться. Да, полно безумных запретов, но альтернативой домашнее обучение я не считаю. Ибо для этого нужна невероятная самоорганизация семьи, которой у большинства просто не будет, и реально большие денежные ресурсы. Либо семейный учитель, который станет сидеть дома с ребенком.

Вячеслав ВЕТКИН, отец двоих детей-школьников:

— Большинству родителей важно  не то, что ребенок получит  знания, а то, что его можно  пристроить с 8 утра до 3 часов  дня, лишь бы он не болтался  где-то на улице. Большинство из  них не сильно интересуется, что там преподают их чадам. Пришел, погладил по голове: «Ну что там в школе, домашнее задание сделал? Молодец». Все. Грубо выражаясь, школа – камера хранения для детей. Поэтому форма домашнего обучения для родителей – слишком ответственное дело.

Если в Европе педагог сказал сидеть молча, а дети хулиганят и бросают бумажки, то директор вызывает родителей и говорит: мы вашего ребенка отчисляем. И родители в ужасе: чадо не получит аттестат, на его будущем крест. А у нас школа не воспринимается как место, где штампуют аттестаты, а как нечто престижное, нужное. Поэтому, думаю, домашняя форма обучения отсеет действительно способных хороших учеников от общей массы.

домашнее образование в Беларуси — «Свобода в образовании». Домашнее обучение и анскулинг в России и во всём мире

Прежде всего, в Республике Беларусь нет домашнего обучения, домашнего образования или семейного обучения, а есть  индивидуальный учебный план.

Когда-то давно в РБ был принят закон «Об образовании» и в нём действительно была статья «Об обучении в семье». В 2006 году закон был переписан. В новом законе «Об образовании» семейная форма обучения была запрещена. Но! В законе есть Статья 35, которая нам и нужна.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
5 июля 2006 г. № 141-З
ОБ ОБЩЕМ СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья 35. Формы получения образования

1. Образование на ступенях общего среднего образования с учетом потребностей и возможностей личности может осуществляться в очной (дневной и вечерней) и заочной формах, а также самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната.
2. Обучение в заочной форме допускается только в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах общеобразовательных учреждений, обучение в которых осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.
3. Допускаются сочетание различных форм получения общего среднего образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
4. Особенности получения образования самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната, по индивидуальным учебным планам определяются Министерством образования Республики Беларусь.

Экстернат в Беларуси разрешён только в старших классах. Для младшей школы – только индивидуальный учебный план.

Для того, чтобы обучаться дома, вам нужно в школе, в которой учится ваш ребёнок (или куда вы подали документы) до 31 августа написать заявление на имя директора школы о переходе ребёнка на индивидуальный учебный план. Приказ директора пишется на основании решения педсовета. Причём, отказать вам педсовет не может, но без его решения вы не имеете права… Такая вот белорусская игра слов. Теоретически, писать заявление можно и в середине учебного года, но тогда это уже действительно будет «на усмотрение администрации».

Ученик, который обучается по индивидуальному учебному плану, числится в классе, заносится в классный журнал, может посещать любые уроки и факультативы на своё усмотрение. При написании заявления родители указывают, какие предметы их ребёнок планирует учить дома, а какие – в школе, и по «домашним» предметам в классном журнале не выставляются текущие оценки, а только итоговые: по лабораторным, контрольным, четвертные и годовые. План сдачи испытаний (контрольные, рабочие тетради, устный опрос) обычно составляет завуч.

При такой форме домашнего обучения для меня, если честно, загадка, почему 100% родителей не пишут заявление о переходе на ИП. Вы никак не ограничены в потреблении школьных услуг, но в любой момент можете от них отказаться. Можно, например, походить в школу одну четверть, а потом пересидеть дома все гриппы, не озадачиваясь медицинскими справками, а потом опять походить; можно ходить в школу только на иностранный язык (случай моих знакомых) и/или любимые факультативы. Вообще, факультативы – штука интересная. За факультативы учителям платят деньги, а чтобы открыть факультатив, нужно не меньше 5 заинтересованных детей, поэтому факультатив – это обычно очень камерное мероприятие: зачем учить 20 человек, если можно 5, а оплата всё равно одинаковая.

Но это – теория. Практика, как всегда, гораздо интереснее.

Из-за того, что в старом законе была семейная форма обучения, а в новом законе её запретили и из-за того, что отсутствует чёткая законодательная база по порядку прохождения аттестации при ИП, фантазии некоторых работников образования расцветают махровым цветом. Причём происходит это не всегда по злому умыслу, скорее от незнания, боязни сделать «что-то не то» и «беспокойства» о будущем не посещающих школу детишек.

Например, на сайте Министерства образования на вопрос гражданина о том, имеет ли он право обучать своего ребёнка дома, официально заявлялось: «…информируем о том, что в соответствии со статьей 35 Закона Республики Беларусь от 05.07.2006г. «Об общем среднем образовании» обучение учащегося самостоятельно (в семье) будет запрещено».

Я собрала опыт нескольких мам о переводе их детей на индивидуальный план. Получилась следующая картина.

Итак, вы приходите в школу и заикаетесь о том, что хотели бы учить своё чадо дома, или интересуетесь, а нельзя ли учить ребёнка самим? Вы что-то такое где-то слышали, но не уверены, что столько свободы дают в одни руки. Ошибка! В ответ можно услышать, например, (строго-назидательным тоном): «Ну, это можно только, если мама – учительница»; или «Экстерном можно сдавать только за весь курс базовой либо средней школы»; или «Новый Закон не предусматривает образования в семье».

Так вот вместо того, чтобы интересоваться, можно ли учить свою детку дома, нужно сразу же разить наповал фразой: «А где тут у вас записываются на обучение по индивидуальному учебному плану?». Не обращать внимания на истерики и запугивания учителей и чиновников, а просто тупо и вежливо ссылаться на 35-ю статью закона «Об образовании». И помнить, что отказать вам не имеют права.

Вот например, такая история:

«Пришли мы в школу по месту прописки и сказали, что придем к ним в первый класс, но в сентябре уедем до апреля, поэтому просим предоставить нам индивидуальный план и рассказать, какие требования к нам предъявят по приезду, чтобы считать 1ый класс оконченным. Они сразу разулыбались и в гороно позвонили, там сказали, чтобы мы к ним пришли сами.

Сходили мы в гороно, там наши данные записали, сказали свяжутся с Гомелем (а мы в Мозыре), а потом и с Минском, и к концу недели позвонят. Вечером того же дня позвонили! Попросились прийти «посмотреть на условия, в которых ребенок воспитывается». Пришли, посмотрели, кучу вопросов задали. Стали уговаривать опекунство на бабушку оформить и ехать себе спокойно без сына. «Ему ведь лучше будет так, не мотаться никуда и с бабушкой в школу ходить». Надо сказать, что бабушке очень этот план понравился, но для меня этот вариант не обсуждается. Тогда они сказали, что на индивидуальном плане обучения, необходима «явка в школу минимум один раз в месяц».

После этого в гороно окончательно решали (наш вопрос) по поводу формы аттестации. Из возможных вариантов обсуждалось собеседование или тест по приезду».

По поводу прохождения аттестаций, вот хороший комментарий одной мамы: «В связи с отсутствием чёткой законодательной базы по порядку прохождения аттестации при ИП, разбежка во мнениях директоров школ по поводу частоты появления наших чадушек пред строгие учительские очи на моей только памяти: от ежедневных(!) посещений до двух – трёх-недельного марафона в июне. Ну и различные варианты в этих пределах».

А вот другая история:

«Если кому интересно, нас перевели на индивидуальный план. Сначала было страшно: мы – первые в районе, но 59 – за, а 1 – против. Со стороны администрации школы мы встретили самое доброжелательное отношение. На педсовете против нас был только один голос – голос соцального работника (психолог нас поддержала).

Бюрокротически всё очень просто. ДО 31.08 Вам надо подать заявление в школу. Обьяснений никаких не требуется, просто «мы так хотим», но по-человечески лучше найти «отмазку»: мало времени на занятия спортом или музыкой…

Ближайший педсовет рассматривает Вашу просьбу. Мы там присутствовали. До этого разговаривали с директором и завучем. После подробной беседы о том, как мы планируем изучать предметы, они нас поддержали. Мы очень долго и красочно рассказывали о своём образовании и о бабушках и дедушках, которые помогут нам учить физику и биологию…

В законе мы не нашли причин, по которым нам могут отказать. Но после разговора с нами директор имела беседу с инспектором и юристом, потому что мы были первыми в районе. Педсовет голосовал по нашему вопросу: 59 – за, 1 – против – социальный педагог. На вопрос социального педагога – а как же социализация – ответили, что ребёнок будет посещать кружки.

Внимание! При написании заявления Вы отмечаете все предметы, которые будут изучаться дома. Можно что-то оставить и школе. Например, английский язык мы изучаем в школе. При этом по остальным предметам в классном журнале пишется – «изучение по индивидуальному плану». Это даёт возможность вернуться к обычному посещению школы в любой день. Проверка знаний – один раз в четверть по каждому предмету, обычно письменный тест – приблизительно 10 вопросов, около 45 минут. Листки с тестами собираются завучем. Опасаться следует только предвзятого отношения учителей. Чтобы не начали «резать». У нас небольшой городок и нас просто записали в чудаки.

Официально, в школе мы изучаем английский язык и физкультуру. На практике, я не знаю, как выглядит учитель физкультуры (завуч сказала, что сама с ним договорится). Уроки английского языка – 2 раза в неделю плюс факультатив. Их мы посещаем в свободном режиме. Бывает месяц не приходим, бывает приходим три раза в неделю. В классном журнале напротив имени дочери написано – занимается по ИП. Поэтому текущих оценок у неё нет.»

По поводу прохождения аттестаций, вот хороший комментарий одной мамы: «В связи с отсутствием чёткой законодательной базы по порядку прохождения аттестации при ИП, разбежка во мнениях директоров школ по поводу частоты появления наших чадушек пред строгие учительские очи на моей только памяти: от ежедневных(!) посещений до двух – трёх-недельного марафона в июне. Ну и различные варианты в этих пределах».

Приведённые выше истории подтверждают, что удобство вашего пребывания на ИП во многом зависит от расположения к вам вашего учителя и школьного начальства. Учителям нужно обьяснять, что работы и заботы вы им не прибавите, даже наоборот, вместо, скажем, 20-ти детей учительница будет иметь в классе 19. Но кооперация учителей на индивидуальном плане – это очень важно. И если вы не можете найти понимания в своей школе, то возможно, вы встретите его в соседнем районе.

А вообще, конечно, переход на домашнее обучение должен быть лёгким и рутинным: в любое время года, по заявительному принципу, с возможностью деньги, положенные государством на образование отдельно взятого ребёнка, тратить на образовательные нужды этого ребёнка по усмотрению родителей. Но это дело будущего. А пока только так – статья 35 закона «Об образовании», индивидуальный учебный план.

Ну и в заключение, ещё одна история:

«Нас таки да, перевели на индивидуальное обучение! Это действительно оказалось очень просто. Директор попросила указать причину перевода, в связи с тем, что заявление подается не перед учебным годом (до 31 августа), а в середине года. Ну мы указали, что участились командировки. Больше вопросов не было. Обещали на следующей неделе предоставить план учебы. Были предельно милы.

Ребенка учится дома с огромным удовольствием, бегает за нами, чтобы еще позанимались (такого никогда не было за школьный период), мы залатали все пропуски и обогнали одноклассников по программе. Короче говоря, не так все страшно, как казалось до того, как начали действовать».

Данная статья подготовлена по материалам форумов: semeistvo.by и dzietki.org

Текст: Ольга Писарик

Назад в раздел

Хорошее среднее образование – домашнее среднее образование

home

В США растет популярность домашнего образования, сообщает Regions. Джек Келли в статье «В Америке наиболее образованные дети не ходят в школу» анализирует причины быстрого роста домашней формы обучения.

Брайан Рей, президент Национального института по изучению домашнего образования, сравнил успехи детей, обучающихся дома, с умениями обычных школьников. Детям было предложено пройти стандартные испытания: «Калифорнийский тест успеваемости», «Тест на основные навыки для школьников штата Айова» и «Стэндфордский тест успеваемости». Если принять средний результат школьников за 50, то показатели обучающихся дома детей составили: по чтению – 89, по естественным наукам – 86, по языкам, математике и гуманитарным предметам – 84.

Отчасти это объясняется социоэкономическими факторами: обеспечить домашнее обучение своим детям могут себе позволить только полные семьи, причем обычно обеспеченные и сами неплохо образованные (две трети отцов и 62% матерей у детей, получающих домашнее образование, имеют ученую степень – от бакалавра и выше). Но это только отчасти.

Уровень дохода родителей на успехах их детей, обучающихся дома, хотя и сказывается, но очень слабо: разница между детьми из зажиточных семей (с годовым доходом от 70 тысяч долларов) и детьми из семей в полтора-два раза беднее (менее 49 тысяч) составила всего 3 балла средней оценки — на порядок меньше, чем разница между теми, кто ходит в школу, и теми, кто учится дома.

Образование родителей влияет существеннее: дети из семей, где ни у одного из родителей нет за плечами колледжа, набирают 83 балла; если у одного из родителей высшее образование – 86 баллов; если у обоих – 90. Но при этом, напомним, школьники набирают 50.

За последние годы мода на домашнее образование в США распространяется стремительно, поскольку школы все больше превращаются в места, где детей и подростков не столько учат, сколько просто держат под надзором, стремясь занять их чем-нибудь безобидным. Сейчас домашнее обучение получают уже 2 млн детей школьного возраста; с 1999 года эта цифра стабильно растет на 7% в год, в то время как число поступающих в школы падает на 5% в год.

Процесс этот раскручивается как маховик. На домашнее обучение уходят лучшие – соответственно, некому становится «тянуть» остальных — уровень школьного образования падает. Из-за падения числа школьников урезается финансирование школ. Чтобы сохранить социальные пакеты преподавателям, школы отказываются от программ по музыке, искусству и физкультуре (в Буффало, штат Нью-Йорк, где медстраховка учителей покрывает даже пластическую хирургию, от преподавания музыки собираются отказаться в половине школ). Это, соответственно, делает школьное образование еще менее привлекательным – еще больше родителей переводят детей на домашнее обучение – и т.д.

Из-за сильных учительских профсоюзов школы практически не могут увольнять слабых преподавателей. В Национальном совете квалификации учителей заявили, что педагогические колледжи превратились в «конвейер серости», штампующий недоучек.

Один из главных аргументов против домашнего образования – что оно не дает навыков жизни в обществе – тоже оказался несостоятельным. Исследование, проведенное в 2006 году, показало, что в разного рода общественной деятельности участвует 71% молодежи, получившей домашнее образование – и только 37% их сверстников, закончивших школы. Среди членов религиозных, общественных или профессиональных организаций — 80% от тех, кто учился дома, и 50% от закончивших школу.

При этом на всякого рода пособия для своих детей родители, которые учат их дома, расходуют около 600 долларов в год; школа на одного ученика тратит 10560 долларов – в 17,6 раз больше.

Хотя в США расходы государства на школьника выше, чем в любой другой стране мира, детям это не идет впрок. Как показывают испытания и опросы, только 13% старшеклассников знают американскую историю на требуемом уровне. Половина молодежи в возрасте 18-24 лет не способна найти на карте штат Нью-Йорк.

Как сообщил эксперт Организации экономического сотрудничества и развития, США – единственная развитая страна, где молодежь будет знать меньше, чем в соответствующем возрасте знали их родители.

Домашнее обучение более эффективно, поскольку направлено на развитие детей, а не на интересы администрации, к тому же программы домашнего обучения отличаются большей гибкостью по сравнению с программами школьного образования.

Справка:

Домашнее обучение является законодательно разрешенной альтернативой школьному обучению в 45 странах мира и с каждым годом приобретает новых сторонников. Такие тенденции связаны с различием потребностей в образовании у разных слоев населения и неспособностью традиционной системы общего образования соответствовать требованиям каждого обучаемого и его родителей и демократизацией общества, когда правительство и законодательство государства обращены к гражданам и призваны удовлетворять их потребности.

Домашнее обучение в США начало развиваться в 1980-х годах. В 1988 году новый закон об образовании разрешил родителям выбирать, где будет обучаться ребенок: дома, в частной школе или в государственной. Официальная статистика говорит, что к 1992 году количество обучаемых на дому детей увеличилось до 300 тыс., в 1999 – достигло 850 тыс., а в 2003 – 1,1 млн. детей, что составило 2,5% всех учащихся. С 1999 по 2007 год цифра выросла на 74%.

В Канаде в 1996 году численность детей на домашнем обучении составила 0,4% от всего количества учеников в стране и выросла к тому моменту на 776% с 1979 года.

В Японии учащиеся получают возможность обучаться заочно в старшей средней школе, по окончании которой они получают документ, идентичный документу об очном образовании.

В Латвии домашнее обучение можно практиковать в начальной школе, с 1-го по 4-ый класс.

В Швеции принятый в 2010 году новый закон об образовании сузил рамки применения домашнего обучения, которое возможно лишь при «исключительных обстоятельствах». В настоящее время в этой стране домашнее обучение практикует только 50 семей, объединившихся в ассоциацию Рохус для отстаивания своих прав.

В Германии запрет на домашнее обучение был введен еще Гитлером, а семьи, пытающиеся практиковать обучение детей на дому, преследуются законом вплоть до лишения родительских прав. Некоторые семьи вынуждены покинуть страну. Постановления судов высшей инстанции в Германии дают разрешение правительству на «искоренение» хоумскулеров как «альтернативного сообщества».

Из европейских стран сложнее всего ситуация с домашним обучением в Голландии. Дети с 5 до 18 лет обязаны посещать школу. Систематические пропуски, а тем более непосещение школы в связи с убеждениями родителей чреваты для последних последствиями: от штрафа и исправительных работ до лишения свободы.

В Беларуси нет домашнего обучения, домашнего образования или семейного обучения, а есть индивидуальный учебный план.  Такая форма обучения предоставляется по медицинским показаниям и предполагает, что к ребенку на дом будут ходить учителя из школы.

Leave a comment