Домашнее обучение минусы и плюсы и минусы – Плюсы и минусы домашнего образования – Ольга Юрковская – Блог – Сноб

Содержание

за и против – Семья и дети – Домашний

Звонки, парты, суровые, но справедливые учителя, лучшие друзья-одноклассники – можно ли обойтись без этих атрибутов детства? Еще каких-то  десять — пятнадцать лет назад, казалось, что нет альтернативы, школьное образование было обязательным и отвертеться от посещения классов удавалось немногим. По своему графику учились маленькие циркачи и спортсмены, актеры и музыканты, дети дипломатов. Все остальные исправно отсиживали уроки. В 1992 году вышел указ, согласно которому любой ребенок получал возможность учиться дома и сдавать экзамены экстерном. И семейное образование (или хоумскулинг) достаточно быстро вошло в моду. Выбирают его самые разные люди – продвинутые веганы и йоги, противники смешанного или светского обучения, фрилансеры и вольные путешественники, родители детей с ограниченными возможностями и даже самые обычные папы и мамы, у которых с детских лет осталось отвращение к традиционной школе. Хорошо это или плохо?


Плюсы домашнего обучения

+    Дети учатся тогда когда хотят и так, как им удобно.

+    Исключено давление со стороны педагогов и сверстников.

+    Нет необходимости соблюдать ненужные правила и ритуалы.

+    Возможность контролировать моральные, этические нормы.

+    Возможность жить по естественным биологическим часам.

+    Возможность изучать особые предметы – редкие языки, искусство, архитектуру и т.д. с детства.

+    Обучение проходит в щадящей домашней обстановке, снижен риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением.

+    Индивидуальная программа помогает воспитать личность.

+    Сохраняется тесный контакт родителей и детей, исключено постороннее влияние.

+    Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.


Минусы домашнего обучения

—    Ребенок не получает социализацию, опыт взаимодействия с «типовым» коллективом.

—    Необходим постоянный контроль родителей за процессом учебы.

—    Нет жесткой дисциплины, необходимости постоянной работы «от звонка до звонка».

—    Не набирается опыт конфликтов со сверстниками и «старшими по званию».

—    Возникают трудности с получением дипломов, поступлением в высшие учебные заведения.

—    Родители не всегда в состоянии обучить точным предметам или искусствам, системному мышлению.

—    Гиперопека родителей может привести к инфантилизму или эгоцентризму у ребенка.

—    Житейская неопытность станет помехой при начале самостоятельной жизни.

—    Навязывание нетрадиционных взглядов, жизненных ценностей ограничивает ребенка.

—    Ребенок привыкает к образу «белой вороны», «не такого как все».


Классная комната

Необходимость домашнего обучения обуславливается несколькими факторами – образом жизни родителей и особенностями ребенка. Семье из мегаполиса, в которой и папа, и мама работают в офисах «с девяти до пяти», практически невозможно, да и бессмысленно переводить ребенка на экстернат – нанять ему педагога по всем предметам достаточно сложно. Для такой формы учебы нужен взрослый, который сможет выделять хотя бы несколько часов в день для занятий с ребенком, контакта с образовательным учреждением и контроля самостоятельных уроков.

Домашнее обучение – оптимальный вариант для семей, которые вынуждены много путешествовать, переезжать из города в город, жить за границей, в небольших удаленных поселках вдали от приличных школ. Индивидуальные занятия или неполное посещение школы необходимы тяжелобольным детям, при некоторых особенностях развития (аутизм, СДВГ) или ограниченных возможностях, усыновленным детям с тяжелой педагогической запущенностью. Временное домашнее обучение (на один учебный год) – часть реабилитации после тяжелых стрессов и психотравм, опасных заболеваний и т.д. В некоторых ситуациях на экстернат имеет смысл переводить одаренного ребенка с аутичными чертами личности. Индивидуальное обучение вряд ли подходит общительным, активным экстравертам, а также безынициативным, ленивым и неспособным к самодисциплине малышам.

Формы домашнего обучения

Анскулинг – отказ от школы и школьной программы вообще. Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т.д. Фатальное следствие анскулинга – к 16-17 годам ребенок уже не сможет освоить знания, необходимые для поступления в ВУЗ и приобретения сколь-нибудь сложной профессии. В России анскулинг формально запрещен.

Собственно домашнее обучение – индивидуальные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и т.д. Оформляется по медицинской справке при невозможности посещать школу.

Частичное домашнее обучение – посещение нескольких уроков в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Оформляется по медицинской справке.

Экстернат – самостоятельное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Оформляется по договоренности у руководства школой.

Дистанционное образование – обучение через Интернет, контакт с преподавателями по скайпу или на форумах, выполнение домашних заданий и контрольных в режиме он-лайн. Оформляется у руководства школой.

Массовая школа не зря называется «массовой», она рассчитана на усредненное большинство детей, домашнее обучение предполагает индивидуальный подход. Что лучше для вашего ребенка – решать только вам!

Стоит ли переходить на домашнее обучение?

Стоит ли переходить на домашнее обучение?

Раньше домашнее образование у большинства людей вызывало недоумение. Сейчас такая методика приобретает популярность. У нее есть множество нюансов, которые надо знать перед выбором формы обучения.

Домашнее обучение

Метод получения образования подразумевает, что знания и навыки, которые даются в школе, ребенок получает дома. Обучают ребенка родители или учитель из школы. Получение образования дома нужно согласовать с учебным заведением, в котором числится обучающийся.

После получения знаний, определенных по программе, ученик сдает экзамен в школе, как и другие обучающиеся.

Причиной для перехода на домашнее обучение может быть:

  1. Физиологические и психологические особенности.
  2. Негативные отношения с другими школьниками.
  3. Плохое усвоение материала.
  4. Риск остаться на второй год из-за неуспеваемости.
  5. Желание родителей самостоятельно обучать ребенка.

Папа обучает детей

Преимущества домашнего образования

Индивидуальный подход

В учебном классе находится 20-30 обучающихся. Учитель не может проработать материал с каждым по-отдельности. Из-за этого формируется

образовательное неравенство: одни становятся отличниками, а другие получают отрицательные оценки, так как им нужно больше времени на усвоение материала. Педагог не может учитывать особенности каждого ученика.

Дома родители подробнее объяснят ученику теорию и помогут с практикой. Эффективность будет выше.

Отсутствие оценок

Когда ученик привыкает получать отрицательные отметки, его стремление к познанию мира падает. Упреки родителей из-за низкой успеваемости подавляют его желание учиться.

При обучении дома оценки не нужны. Учитель видит умственные способности без них.

Психологическая стабильность

Дети нередко становятся жестокими из-за различных факторов:

  1. Плохие отношения с родителями.
  2. Комплексы.
  3. Желание выделиться.

Жесткость проявляется в оскорблениях, унижении и драках с ровесниками. Детская психика хрупка, а из-за плохого отношения она сломается.  Дома никто не станет принижать ребенка. Имеют значение только способности, и желание трудиться. Получение образования дома сохранит душевное состояние в норме. Большинство именно по этой причине переходят на данную методику.

Грамотное распределение времени

Детей с раннего возраста приучают вставать рано. Недосып становится привычкой. Биологические часы у ребенка ещё не сформированы, из-за чего возникают проблемы.

Дома родители сами устанавливают режим дня. Ребенок спит столько, сколько нужно организму для полного восстановления сил. График обучения можно изменять, если необходимо.

Развитие личности

Когда человек учится самостоятельно, у него нет соперников, которым стоит завидовать. Так, он приучается быть самим собой, не смотреть на посторонних и не подражать им.

Он привыкает самостоятельно искать ответы и решать проблемы, а не узнавать готовые сведения, которые скоро забудутся. Способность находить и обрабатывать информацию — важное умение, которое в коллективе не всегда можно развить.

Мама учит детей

Недостатки получения образования на дому

Плохая социализация

Это самая главная проблема домашнего обучения. В школе ученик находится внутри коллектива. Учитель помогает детям адаптироваться, но занимается этим поверхностно, предоставляя им самостоятельно познакомиться и научиться общаться. Школа не только дает знания, но и учит общаться с другими. Одна из важных ролей учебного учреждения —

социализация.

Дома ребенок видит только родителей, учителя и малое количество друзей, если они есть. Человек не сможет постоянно находиться в одиночестве, ему придется контактировать с социумом. Если в детстве он мало общался с другими людьми, во взрослом возрасте это будет еще сложнее.

Необъективная оценка

Если родители самостоятельно дают знания и навыки детям, не имея для этого квалификации или опыта, возникнут проблемы с оцениванием. Близкие могут завышать или занижать оценки. Школьный учитель же оценивает всех учеников по четким параметрам.

Некачественная подача материала

Родитель, не имеющий педагогического образования, не сможет дать знания и навыки, соответствующие школьной программе. Методик обучения много, но подобрать нужную сложно. Мало просто рассказать информацию, надо преподать ее так, чтобы ученик запомнил ее или мог построить закономерность, по которой сформируются сведения.

У педагогов есть программа и опыт обучения детей. Хороший учитель сможет заинтересовать класс и научить новому.

Аттестация и экзамены

В конце учебного года необходимо показать качество усвоения материала. Детям, обучающимся на дому, придется идти в школу, в которой они числятся, и сдавать экзамены вместе с другими школьниками. Большое количество незнакомцев может ввести ребенка в ступор. Также родительские и учительские методики отличаются, из-за чего ученик растеряется на аттестации.

Договоренность со школой и педагогами

Получение любого вида образования подтверждается документально, поэтому ученики на домашнем обучении должны числиться в учебном заведении. Если родители договариваются с учителем об индивидуальном подходе, необходимо учесть несколько нюансов:

  1. Придется платить деньги педагогу, так как он в свое свободное время уделяет внимание образованию одного ребенка.
  2. Некоторый учителя отказываются посещать ученика, так как это трата времени и сил.
  3. Педагог может с неохотой учить ребенка, потому что процесс происходит после трудного рабочего дня, а учитель — одна из сложных профессий в психологическом плане.

Отсутствие режима

Если дать детям волю, они будут заниматься уроками в неподходящее время. Человек с детства должен выработать собственный режим, чтобы в будущем он мог правильно организовать свое время. Ежедневные походы детей в школу можно сравнить с приходом на работу у взрослых.

Уставший ребенок

Перевести ли ребенка на домашнее образование?

Без необходимости (проблемы со здоровьем, травля в коллективе) переводить ученика на такую методику обучения не рекомендуется. Предпочтения родителей в данной ситуации не в приоритете. Важнейшая способность человека — контакт с обществом, школа помогает научиться этому навыку с раннего возраста.

Похожие записи

как учесть все плюсы и минусы

О своём школьном прошлом я предпочитаю не вспоминать. Но если бы меня ещё тогда спросили, какие есть плюсы и минусы в домашнем обучении (семейном образовании), я бы точно выпалила в сердцах: «Да какие там минусы! Одни плюсы!»

До сих пор мне иногда снится в тяжёлых муторных снах, что я опять в школе, уже взрослая, закончившая университет, и мне почему-то опять надо решать какие-то задачи по алгебре, сидеть, не шелохнувшись на физике, опасаясь привлечь лишнее внимание учителя… Я просыпаюсь и вздыхаю с облегчением – фух-х-х, сон. Всего лишь сон.

Теперь я сама — мама, и моя старшая дочка на пороге школьного возраста. Она очень похожа на меня. И я счастлива, что сейчас есть возможность учиться дома, на семейном образовании. У неё не будет школьных травм, орущих дурным голосом учителей, ненавистных предметов, агрессивных одноклассников и вечных сезонных болячек.

У неё будет индивидуальная, мной подобранная программа обучения с упором на её предпочтения и интересы. К совершеннолетию, я надеюсь, она уже будет полноценно развитой творческой личностью с раскрытыми и реализованными талантами.

Да, ответственность большая, и нужно учесть много нюансов. Всё-таки домашнее обучение подходит не всем! Вот об этом и поговорим в этой статье. Каждый из её пунктов – базис, на котором выстроено домашнее обучение: это современный обобщённый опыт многих и многих семей и практиков.

Каждый из этих пунктов может быть плюсом для одной семьи – и минусом для другой. Поэтому внимательно спрашивайте себя после каждого пункта – а потянем ли мы это условие? Действительно ли мы готовы принять на себя такую ответственность? А учли ли мы этот нюанс?

Надеюсь, эта статья станет хорошим практическим руководством для тех, кто подумывает забрать ребёнка на домашнее обучение из школы или только готовится учить ребёнка дома с самого начала. При этом под домашним обучением я понимаю именно то, что по-современному называется «семейным образованием», а не тот вариант, когда ребёнок по состоянию здоровья занимается с приходящими из школы учителями.

Содержание:

  1. Главный секрет успешного домашнего обучения
  2. Чем опасна «любовь» родственников и как с ней справиться
  3. Как выстроить безопасные отношения со школой
  4. Выбор учебной программы: 4 ценных совета
  5. 5 полезных ресурсов для домашнего обучения

Главный секрет успешного домашнего обучения

Градус теплоты в семье

domashnee-obuchenie-kak-uchest-vse-plyusy-i-minusy

В нашей семье есть негласный девиз: «Главное в жизни – это отношения». И отношения внутри семьи – это самые-самые главные отношения в жизни, потому что семья – это то, что делает из нас собственно нас. Все наши особенности, таланты, черты характера, привычки, образы будущих супругов, представления о воспитании детей формируются – или НЕ формируются семьёй.

Если у родителей нет на это времени, а это, увы, уже стало нормой, эту задачу берут на себя воспитательно-образовательные учреждения, иногда бабушки с дедушками, коллектив сверстников, улица, двор. Кому как повезёт!

И, как вы понимаете, в этом случае градус теплоты семейных отношений близок к нулю. И это не зависит от уровня финансовой обеспеченности родителей – в богатых семьях всё обстоит ещё хуже, чем в простых. Деньги не заменяют любовь и душевность!

И совершенно нечему удивляться, когда подросшие дети уезжают подальше от родителей. Они просто платят им той же монетой – ведь когда-то родители точно так же бросили их. В самом лучшем случае дети сохраняют отношения с родителями, но всегда соблюдают дистанцию, не пуская их в свои жизни.

И это тоже справедливо, дорогие читатели. Жизнь вообще – удивительно справедливая штука…

Воспитание и образование начинается не в школе или детском саду. Оно начинается даже не с беременности, а когда супруги только начали задумываться о ребёнке! Уже здесь начинают выстраиваться отношения, которые и определят в итоге его судьбу.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал по-настоящему реализованным и счастливым – создайте в семье такие отношения, из которых ему никогда не захочется выходить. И тогда ваш образовательный выбор будет однозначным – в пользу семейного образования.

Каков градус теплоты в вашей семье? Не пора ли начать его повышать?

Когда ребёнок вас СЛУШАЕТ и СЛЫШИТ? Когда вы его СЛУШАЕТЕ и СЛЫШИТЕ

Мы, взрослые, существа очень странные. Почему-то большинство из нас пребывает в нерушимом убеждении, что дети – существа неразумные и несмышлёные. Хотя на деле вся разница между нами состоит просто в отсутствии практического жизненного опыта у детей.

Дети – необыкновенно умные создания, наделённые очень мощной тягой к познанию мира. Даже когда они только родились, в их мозгу уже идёт невероятная по интенсивности работа по осознанию и определению мира, что их окружает. Взять, например, навык овладения русским языком — одним из самых сложных в мире. Малыш справляется с этим за несколько лет. А тот же простенький английский, к примеру, взрослому приходится пять лет в ВУЗе изучать, чтобы добиться уверенного им владения.

Поэтому когда в вашей семье появляется малыш, лучше всего, если вы сразу научитесь даже не допускать мысли о том, что он чего-то не знает. Если очень трудно, скажите себе: «Он всё знает. Ему нужно просто вспомнить». Тогда вы изначально не поставите себя выше ребёнка: а именно это – ключевой фактор для успешного обучения! На этом принципе построены методики ведущих педагогов мира: Яна Амоса Коменского, Марии Монтессори, Шалвы Амонашвили, Михаила Щетинина, Анатолия Сторожева и других педагогов-гуманистов прошлого и настоящего.

С самого начала вашей совместной жизни вы не должны «забивать» дитя своим авторитарным фоном. Вы должны учиться слушать его, воспринимать всеми органами чувств и откликаться на все движения его души и разума. Вам нужно не просто быть с ним – вам нужно стать ЕДИНЫМ с ним. С самого детства вы должны стать единомышленниками, равными собратьями по разуму.

Слушайте, что он вам говорит. Спрашивайте, уточняйте. Соглашайтесь или не соглашайтесь, продолжайте его хорошие мысли.  Хвалите вовремя и за дело, искренне радуйтесь каждому его успеху. Почаще смейтесь вместе – играйте в то, что вам обоим интересно. Живите вместе!

Иерархия в семье

Быть равными в отношениях – отнюдь не значит, что вы будете потакать ребёнку во всём и баловать его. Вы можете проявлять строгость и суровость, если нужно. Но только не с позиции авторитарного родителя, а с позиции старшего и более опытного члена семьи. Мотивы своих поступков нужно объяснять! Тогда вы станете для него настоящим и обожаемым авторитетом.

Дети очень хорошо реагируют на такие правила, структурированная семья — надёжная и стабильная основа их жизни. Иерархия в семье должна быть чёткой, все её члены должны понимать в ней своё место, права и обязанности.

Но каждый член семьи, включая самых маленьких, должен быть уверен, что его всегда выслушают и услышат о его нужде, интересе или потребности. Тогда и закладывается в нём глубинное, уверенное ощущение, что семья – это дом, это любовь, это здорово, безопасно и комфортно. В семье хорошо и невероятно интересно!

И в дальнейшем именно это ощущение, как внутренний компас, поведёт его по житейским морям, поможет ему выстроить точно такую же опору для собственных детей. На меньшее он будет не согласен!

И вы навсегда останетесь для него авторитетом и главным советчиком по жизни – ведь вы проявили настоящую мудрость и заботу, когда он рос, были его опорой и поддержкой. Теперь и он будет такой опорой и поддержкой для вас. Разве это не стоит того, чтобы с самого начала потрудиться, закладывая надёжные и тёплые отношения в семье? Всё вернётся сторицей!

Учитесь вместе со своими детьми

domashnee-obuchenie-kak-uchest-vse-plyusy-i-minusy

И вот в таких отношениях любой образовательно-познавательный процесс будет проходить легко. Вы знаете, уважаете и принимаете своего ребёнка, он знает, уважает и бесконечно любит вас. Всё остальное – дело техники.

Вы уже не перенесёте традиционную, классно-урочную школу на дом: а ведь большинство людей убеждены в том, что дома надо выстроить систему обучения, подобную школьной и самому занять роль учителя. Тогда в чём смысл, спрошу я?

Если вы не являетесь настоящим авторитетом для ребёнка, он всё равно не будет воспринимать вас. Если у него уже был школьный опыт, вы в его понимании будете конкурировать с его школьными учителями и, скорее всего, проиграете – ведь они лучше обучены методике преподавания. Пропасть между вами станет только шире.

А потому – сразу откажитесь от такого видения семейного образования. Займитесь выстраиванием правильных отношений, где все друг друга слышат и понимают. Забудьте о менторском тоне. Учитесь вместе со своим ребёнком. Помните – вы равные собратья по разуму, а в чём-то он превосходит вас – и вы тоже у него учитесь!

Руководствуясь знанием, принятием и пониманием вашего ребёнка, вы вместе с ним начнёте аккуратно и грамотно выстраивать систему его обучения, выберете подходящую его особенностям программу. Вы вместе определите режим и распорядок обучения, то, как вы будете контролировать успехи и проходить аттестации.

От этого ваши отношения станут только глубже, а ваш ребёнок разовьёт навыки самообучения, самодисциплины и придёт более глубокому пониманию себя самого. Так в маленького человека закладывается успешность, самоконтроль, глубина и скорость мышления, креативность и множество других полезных качеств личности.

Несколько примеров из родительского опыта

Вот что говорят сами родители и их дети, имеющие успешный опыт домашнего образования:

Ольга Сарафанова (мама):

Когда ребёнок обучается дома, он не включён в жёсткие рамки общепринятого школьного образования, и та школьная программа, которую он осваивает дома, очень отличается от того, что ему преподносят учителя. Она уже не формирует его мировоззрение, его формирует образ жизни родителей. И это самое главное в домашнем образовании: направить личным примером, мечтами, взаимоотношениями наших детей-творцов по дороге к счастью на всей планете. Изучение предметов школьной программы для Алёнки – как лёгкая гимнастика для ума и повод задуматься, почему школа даёт именно такие знания и не даются те, которые она ощущает правильными и нужными.

Алёна Сарафанова (дочь):

После того, как я перешла со школьного на домашнее образование, для меня это был рай! Сейчас я уже немного успокоилась и поняла, что некоторые предметы мне кажутся бессмысленными, особенно история! Потому что там пишется об одних войнах и завоеваниях!

Своё время я планирую сама, как лучше и мне, и животным, за которыми я ухаживаю. В общем, всё нравится!

Наталья Воронцова, многодетная мама, г. Санкт-Петербург:

…Семейное образование — это огромная экономия времени. То, на что в школе тратится уйма времени, в спокойной домашней обстановке, один на один, проходится в несколько раз быстрее, а главное — результативнее. На данный момент мы с сыном-третьеклассником занимаемся 2 час в день и никаких домашних заданий. А в школе бы он сиде 5 часов, плюс дорога 1 час, плюс домашка часа 2-3. В первом классе начинали заниматься с одного часа в день, а всё остальное время ребёнок бегал, гулял на свежем воздухе, собирал любимый конструктор — в общем, занимался обычными детскими делами, разве что обычные мультики чередовались с обучающими видео.

В семейном образовании мы свободны выбирать любые учебники или вовсе обходиться без них! Сам факт, что мы с Максом сами выбираем, как, где и по каким программам учиться — это просто огромный плюс.

Любовь Сгонник (взято из «ВК»)

Моя доченька окончила школу с отличием. Лиза не посещала школу ежедневно, а потому вместо 11 лет училась 7 лет. Школа не украла у неё счастливого детства: не было ранних побудок, домашних работ, стресса контрольных, глупых списываний и профанации учёбы ради оценок взрослых…

Вместо этого вдоволь отсыпалась, была бодра и активна для иных занятий, греющих душу: балета, рисования, спорта, музыки. Её жизнь не ограничивалась прохождением школьной программы и была наполнена занятиями по интересам без психологических и физических перегрузок. А потому, попробовав себя в различной деятельности, Лиза очень рано определилась в своих приоритетах, выбрав самостоятельно и специальность, и ВУЗ, в котором мечтает учиться.

Самообразование сформировало в ней личную ответственность за результаты своего труда. Её не надо контролировать, она  самостоятельно планирует свой день, неделю, месяц, год…

Её не ломала система. Она выросла с внутренней свободой выбора. В ошибках она видит потенциал роста. Она научилась создавать внутреннюю мотивацию, которая труд превращает в лёгкое и радостное занятие.

Чем опасна «любовь» родственников и как с ней справиться

domashnee-obuchenie-kak-uchest-vse-plyusy-i-minusy

«Что это вы надумали!» «Совсем с ума сошли!» «Дикарей хотите вырастить!» «Вы не имеете права лишать ребёнка нормальной жизни и возможностей!» «А как же общение со сверстниками!» «Да как без школы, без образования-то! Что из них вырастет?!»

Знакомо?

Нам, так даже очень. И с такими ситуациями надо уметь грамотно справляться, по крайней мере, пока вы не «устаканите» образовательный процесс. Потом, конечно, все привыкнут и успокоятся, но до этого времени, пока вы не прошли первую аттестацию, нужно уметь утихомиривать страсти, иначе родные и близкие в вашу бочку мёда успеют налить не одну ложку дёгтя!

А поэтому планомерно, спокойно и уверенно отвечайте на все их «наезды». По сути, все их аргументы сводятся всего к двум пунктам, обозначим их как «качество образования» и «социализация/общение со сверстниками».

Помните, что ваши родные, выросшие в стандартных рамках школы (ведь раньше других альтернатив попросту и не было), на самом деле, на глубинном подсознательном уровне пытаются защитить себя, тот образ жизни, в котором они выросли и который кажется им единственно верным.

Они боятся потерять свой авторитет, боятся вашей инициативы и инакомыслия – ведь когда-то это строго наказывалось. Старая программа поведения, в которой они выросли и чувствуют себя спокойно и уверенно, конфликтует с тем, что несёте вы. Одним словом, они боятся! А любой страх всегда немного иррационален.

Понимая это, вы уже не будете злиться, вы сможете принять их позицию и посочувствовать вашим родным, не вступая с ними в конфликт. Вы всё равно не сможете погасить их страх – он сам пройдёт со временем. Если вы полезете в психологические дебри, будете пытаться объяснить, что родители живут в дремучих пережитках – вам же хуже, может и до войны дойти.

А поэтому с родными нужно работать на уровне их же аргументов! Так вы «погасите» опасный маятник, не дав ему основательно попортить ваши нервы и раскачать ваши собственные внутренние страхи и сомнения – у кого их нет?

Итак, что ответить на два основных обвинения «Вы не имеете права лишать ребёнка образования и возможностей» и «Как же он будет общаться со сверстниками?»

Вы не имеете права лишать ребёнка образования и возможностей!

«Мама, — спокойно скажете вы. – Я понимаю, что ты хочешь, как лучше для ребёнка. Но я-то тоже хочу, как лучше. А какое нынче в школе образование? Полгода на алфавит в первом классе? Четыре года на примеры в пределах сотни? Да она у меня уже читает и считает! Неужели ты думаешь, в школе его/её чему-то большему научат? Я хочу, чтобы мои дети получили образование ЛУЧШЕ, чем в школе. И я это смогу. Ты же знаешь, что смогу. По крайней мере, начальную школу, а дальше видно будет! Кружки, секции? Да отлично, кто же против? Как раз и времени у ребёнка больше будет, чтобы на любимые кружки ходить!»

Обычно на этом уровне родителю уже возразить нечего. Особенно, если вы ещё только готовитесь к школе. Ведь программа начальных классов до безобразия примитивна, даже если брать в расчёт иностранный язык. С обычным ребёнком при индивидуальном подходе её можно освоить за полгода-год.

Самое главное – повернуть мысль спорящего в сторону разумности, а не страха. Если родственник начнёт задумываться над этой простой аргументацией, считайте, вы победили. Ведь с этим простым фактом, по сути, невозможно спорить.

А если у вас есть высшее образование, то и вовсе становится смешно – даже самый упёртый родитель понимает, что вы сможете научить ребёнка читать, писать и считать – с этим вполне и детсадовские воспитатели справляются. А это, в целом, и есть программа начальной школы: базовые навыки чтения, письма и счёта.

Да ты же в физике «ноль»! Чему ты там научишь!

Если же речь о более сложных предметах, в которых вы не ас, всегда можно сослаться, что можно нанять репетитора или попросить дядю Колю, соседа, который в физике получше иных преподавателей соображает. Или в интернете скачать такие интересные и познавательные материалы, что и сам поймёшь, и ребёнок, и кот Васька заодно.

Ведь это, кстати, абсолютная правда – в интернете сейчас можно найти всё: видеоуроки, книги, фильмы… И дистанционных преподавателей в том числе.

Кстати, ребёнок имеет право получать и школьные консультации по своему выбору, даже если учится дома.

Ещё можно вспомнить, что ещё век назад домашнее обучение было нормой и дети были не в пример развитее сегодняшних – знали иностранные языки, умели музицировать и рисовать, имели отличные навыки устного счёта, писали отличные сочинения, стихи, прекрасно рассуждали и так далее.

Конечно, можно и ещё аналогии приводить, но моя главная задача – не перекрыть все возможные моменты в споре – это невозможно – а задать вам верное направление разговора, при котором ваш «обвинитель» не пострадает психологически и не травмирует вас.

Главное – сохранить отношения хотя бы на уровне нейтральных. Если родственник, в конце концов, махнёт рукой и устало бросит: «Делайте, что хотите» — вы победили, причём бескровно.

Конечно, ситуации разные. Но самый главный посыл, запомните – я хочу САМОГО ЛУЧШЕГО образования для ребёнка – какого школа не сможет дать. Это ясное послание всё равно рано или поздно просочится через страх, и родственник смирится с вашим выбором, хотя бы на словах.

ФЗ №273 — всё законно, мама!

И ещё важный момент. Упирайте на абсолютную ЗАКОННОСТЬ такого образования. Говорите, что есть положение о семейном образовании, которое прописано в законе «Об образовании РФ» №273 ФЗ, который позволяет родителям выбирать форму обучения для ребенка в соответствии с его потребностями и остальных членов семьи. А вы его досконально изучили (это обязательно нужно сделать), и всё это давно используется другими людьми (лучше всего, если есть знакомые или авторитеты, которые тоже учатся дома).

Этот аргумент тоже действенный – ведь именно государство когда-то запрещало всякие инакомыслия и вольнодумства, именно жёсткая государственная тоталитарная система «прописала» в наших родителях и отчасти в нас те установки, которые и руководят до сих пор сознанием наших родных.

А тут это же самое государство вдруг создало такой закон. Да, он странный – но это же ГОСУДАРСТВО. Значит, всё нормально?.. Может, и вправду есть в этом какой-то смысл?..

Вот в таком духе может начать мыслить ваш оппонент, и это тоже добавит веса вашим утверждениям.

Резюмируя – ваши ключевые моменты в вопросе ОБРАЗОВАНИЯ и ВОЗМОЖНОСТЕЙ:

  • Я хочу образования ЛУЧШЕГО, чем в школе
  • Все дополнительные возможности – секции, кружки у ребёнка БУДУТ
  • Всё абсолютно ЗАКОННО, закон «Об образовании» №273.

А теперь второй «убойный» аргумент:

Как он будет общаться со сверстниками? Вы лишаете ребёнка социализации!

domashnee-obuchenie-kak-uchest-vse-plyusy-i-minusy

«А кто ему мешает общаться со сверстниками, мама? Вон они, сверстники – во дворе, и у соседа нашего ребёнок того же возраста. Почему ты решила, что ему нужен целый класс сверстников? Помнишь, как меня в школе эти самые сверстники травили и обзывали «очкариком»? Вот есть у него/неё друзья – Вовка, Алёнка – отлично общаются, друг к другу в гости ходят, ребята хорошие, мы вообще семьями дружим, чего надо-то ещё? Зато с родителями больше времени проводит ребёнок. И на кружках, секциях у него друзья будут – как раз по интересам».

Пресловутая «социализация ребёнка»…

Родители и близкие хватаются за неё, как за соломинку. Хотя хвататься решительно не за что.

Если ваш родственник уже немного проникся вашей разумностью в вопросе домашнего образования, не составит особого труда осторожно донести до него ту простую мысль, что по-настоящему ребёнок социализируется не в школе в коллективе сверстников, а именно в семье, в РАЗНОВОЗРАСТНОЙ среде.

Коллектив сверстников — это общество, живущее по закону джунглей

На самом деле нет ничего хуже, если социализацией вашего ребёнка занимаются именно сверстники! Это верный путь потерять ребёнка, потерять его уважение, доверие и любовь.

На эту тему есть очень хорошие фильмы, очень тяжёлые, но очень полезные для родителей, задумывающихся над вопросами воспитания и образования: советский «Чучело» и американский «Повелитель мух».  В первом фильме действие происходит как раз в школе, во втором – на необитаемом острове, куда волей случая попадает кучка подростков. Страшно, но очень убедительно – потому что правда.

Какие могут быть ценности, моральные устои и нравы у незрелого коллектива сверстников? Есть ли там младшие дети, которые учатся подражать старшим, старшие дети, которые учатся заботиться и защищать младших? Есть ли там непререкаемый и всеми уважаемый авторитет взрослого, который имеет хороший жизненный опыт и установленные отношения с внешним миром?

Да ничего этого там нет. А без этого нет и социальной адаптации.

Есть поначалу аморфная масса согнанных в кучу одновозрастных детей, не знающих друг друга, с разными интересами, характерами, способностями и возможностями, которая называется класс 1 «б».

Но класс не останется аморфной массой!.. Любой коллектив стремится к иерархичности и упорядоченности. И он сам упорядочится. Появится верхушка лидеров и их подчинённых. Появятся изгои и тихони, серые мыши, «ботаники» и бунтари. И пойдут они такими и дальше по жизни…

Если классный руководитель не горит желанием стать авторитетом в классе или попросту не имеет сил и навыков для формирования хорошей, здоровой социальной структуры класса (а так оно чаще всего и бывает) – класс приобретёт сходство с животной стаей. Так работают законы природы, инстинкты – потому что разумных навыков у детей и подростков пока попросту нет.

Их формирует СЕМЬЯ.

Вот если вы это сможете донести до вашего оппонента, опять же, с тем неизменным посылом, что вы хотите НАСТОЯЩЕЙ социализации для вашего ребёнка, и что у него будет ЛУЧШЕЕ, более здоровое общение, чем в школе, тогда всё.

Все вопросы закрыты, больше спорить просто не о чем.

Итак: главный аргумент в теме СОЦИАЛИЗАЦИЯ: истинная, здоровая социализация ребёнка формируется в СЕМЬЕ, а не в коллективе сверстников!

Как выстроить безопасные отношения со школой

Здесь всё совсем не так страшно, как многим кажется. И, опять же, всё базируется на вашем доскональном знании закона о семейном образовании. Это очень гибкий закон, предоставляющий родителю огромные возможности для образования собственных детей. Проблема только в том, что во многих школах о нём почти не знают. И вот тут нужно, чтобы вы его знали очень глубоко, на уровне юриста.

Распечатайте его, тщательно изучите, выделяя те пункты, которые актуальны для вашей ситуации. С этой распечаткой вы потом придёте в школу, подавать заявление в местный отдел ГОРОНО или РАЙОНО на семейную форму образования.

Вам совсем не обязательно привязываться к школе, что ближе всего к вам. Если руководство упрётся (бывает и такое, особенно в сельских школах), проще выбрать любую другую или вообще дистанционную школу.

Вы сами определяете количество и порядок аттестаций: раз в четверть, полгода, год, один раз за все четыре первых класса. Есть родители, которые вообще выбирают одну-единственную аттестацию – сдачу ГЕА в 9 классе – и до этого времени не показываются в школе. Но для этого нужно быть полностью уверенным в себе и своём ребёнке.

Есть один нюанс, связанный с деньгами. Руководство школы может попросить вас выбрать не семейную форму образования, а экстернат – форму заочного школьного обучения. Разница только в том, что финансовое обеспечение за вашего ребёнка пойдёт школе, а не вам. Хотя для того, чтобы оно шло вам, нужно очень много всего сделать, кучу бумаг собрать, и ситуация будет варьироваться в зависимости от региона.

Зато в этом случае школа гораздо мягче станет относиться к вашему ребёнку, а это в некоторых случаях очень важно. Так что здесь всё решать только вам! Многие выбирают именно такой путь, чтобы ребёнок проходил аттестации в спокойной и комфортной атмосфере.

Но и привязка к местной школе не обязательна: есть много онлайн-школ, где аттестацию можно проходить дистанционно. Правда, они платные, но можно найти совсем недорогие.

Резюмируя – ваши отношения со школой целиком и полностью базируются на вашем знании ФЗ № 273 и вашем выборе школы.

Выбор учебной программы: 4 очень важных совета

domashnee-obuchenie-kak-uchest-vse-plyusy-i-minusy

Итак, вы уже поняли, что одним из главных плюсов домашнего обучения является возможность выбрать ЛЮБУЮ образовательную программу для вашего ребёнка или сформировать собственную.

Правда, этот же пункт – для многих родителей может стать и минусом. Как разобраться в огромном количестве всяких программ, если не имеешь преподавательских навыков?

Поэтому дам вам несколько простых и понятных советов – как родительских, так и педагогических – ведь я сама по образованию учитель и репетитор с достаточным опытом.

  1. Составьте базовое представление об интересах, предпочтениях и вкусах вашего ребёнка

Напишите на бумаге, что он любит, что даётся ему легко, к чему он проявляет интерес, независимо от того, дошкольник он или уже школьник. Если он уже и сам понимает, к чему лежит/не лежит его душа, попросите его самого составить такой список.

На основе этой информации определите – к какой сфере дисциплин он тяготеет больше – к гуманитарной, технической, к естествознанию или ему интересен спорт, общение, прикладные дисциплины – искусство, музыка, мастерство.

Можно нарисовать круг, поделить его на сектора дисциплин, рисуя сектора большими или маленькими в зависимости от интересов ребёнка.

Так вы получите наглядное руководство не только к выбору программы обучения, но и к планированию самого процесса обучения: больше времени вы будете посвящать любимым дисциплинам, а остальных касаться только поверхностно, для прохождения аттестации.

Дети-дошкольники редко проявляют очень выраженные гуманитарные или технические наклонности – обычно им нравится всё, поэтому с ними можно начинать с обычной стандартной программы, а дальше уже будет видно, какие дисциплины пойдут лучше, какие потяжелее. И вы будете соответственно корректировать курс.

  1. Выбирайте такие учебники и методики, которые интересны и понятны вам самим

Я – учитель английского языка. И я перелопатила и применила множество различных методик преподавания, как детских, так и взрослых. Выбор просто колоссален!

В результате остановилась на паре готовых детских (для обычных детей и для способных к языкам), а для взрослых сконструировала собственную – на основе самых удачных моделей, взятых у разных методистов и преподавателей. Мои советы по изучению английского вы можете почитать здесь (ссылка)

И я, как учитель, ответственно заявляю – выбирайте то, что созвучно и интересно именно вам. Вся подача пойдёт через вас – а если вы сами чего-то недопоняли или вам ужасно скучно – ничего вы донести не сможете.

Изменяйте и адаптируйте материал под ваши потребности. Если хорошо заходят песенки – пойте. Если игры – играйте. Рисуйте, шутите, делайте, что угодно, главное – чтобы вам и вашему ребёнку было весело и интересно. Помните, вы – не учитель, вы – собрат по познанию!

  1. Репетиторы, консультации и внешние ресурсы

Успешность образования больше всего зависит от простого фактора – насколько разнообразна ваша ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

Что это такое? Это всё, что окружает вашего ребёнка по жизни – ведь процессы воспитания и образования идут непрерывно, начиная с его рождения, даже если вы не принимаете в них активного участия.

В домах, где много книг, дети много читают. В домах, где есть домашние животные и приусадебные участки, дети любят естествознание. В домах, где висят карты, дети хорошо знают географию. И так далее.

Чем богаче и разнообразнее образовательная и семейная среда – тем больше разнообразной информации получает детский мозг. Задача родителя – всё время совершенствовать эту среду! И тут, конечно, вы вне конкуренции, если живёте в Родовом поместье. Это самая богатая и полезная информационная среда, которую только можно вообразить.

Всё остальное – тоже должно быть под рукой.

Никогда не замыкайтесь в рамках одного учебника или курса. Реагируйте на малейшее любопытство, проявленное ребёнком – качайте познавательные ролики из сети, ходите на экскурсии на природу, в музеи, на выставки. Путешествуйте, знакомьтесь с другими людьми, проходите вместе мастер-классы в новых областях знаний и умений.

И, конечно, вы можете найти хороших учителей (в той же школе или интернете), которые помогут справиться там, где не справляетесь вы.

  1. Самое главное – не зацикливайтесь на результате!

domashnee-obuchenie-kak-uchest-vse-plyusy-i-minusy

Мы все в своё время подверглись жёсткой оценочной системе школы. Ко многим на все школьные годы прилипали ярлыки «троечник», «двоечник», «отличник», «середнячок». А ведь это – въедающиеся глубоко программы, от которых потом очень трудно избавиться.

Даже тогда самые умные родители понимали, что оценки – не главное в жизни, и они никак не влияют на качества личности, никак не оценивают реальные способности и интеллект.

И вы в эту ловушку не попадайтесь! Огромный плюс домашнего обучения – вы можете практически полностью избежать оценочного подхода в обучении ребёнка. Вы только подумайте – уже это одно способно перевесить все аргументы в пользу традиционной школы. Не будет травм, не будет ярлыков, образование станет ПРОЦЕССОМ, радостным для всех сторон.

Школа без этого не может – это главный инструмент мотивации и контроля. А вы – можете. И не приучайте ребёнка к оценкам. Самый главный критерий оценки теперь будет находится именно в нём. Он сам вам будет говорить – нет, я ещё недостаточно в этом разобрался, давай поработаем ещё.

Жизнь – это не результат, а процесс. Семья – это не результат, а процесс. Совершенствование среды обитания – это тоже процесс. И образование – тоже процесс.

И в этом – истинная радость взаимного обучения и непрерывного познания! С таким подходом к образованию вы и ваши дети никогда не потеряете интереса к жизни, к миру. Вы будете успешны, открыты и сможете реализоваться в том, что вам интересно. И принести много блага миру!

5 полезных ресурсов для домашнего обучения

И напоследок я дам вам список самых интересных с моей точки зрения интернет-ресурсов, которые пригодятся вам при формировании учебных программ для ваших детей. Буду признательна, если в комментариях вы дополните этот список своими находками – так вы поможете сделать эту статью ещё более полезной!

Онлайн-журнал «Семейное образование» https://semeynoe.com/

Это — замечательный журнал, наполненный разнообразными статьями про «семейку». Причём, статьи самые разные — пишут и профессора-педагоги и простые родители с опытом обучения своих детей. Обсуждается много нестандартных вопросов, подходов и методик. Душевно и тепло о детях и о преодолении учебных трудностей. Списки мероприятий, на которых можно побывать и встретиться с единомышленниками. Советы родителей по выбору программ обучения и прочее.

Русская классическая школа  https://russianclassicalschool.ru/

Совершенно уникальный проект, набирающий обороты и последователей. Девиз школы: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ. Ребята действительно молодцы. Всё лучшее, что было в досоветской и советской системе обучения, опыт великих педагогов-гуманистов прошлого и настоящего, плюс собственное, современное видение коллектива прекрасных педагогов — это Русская классическая школа с тщательно выверенными программами обучения для всех ступеней — от начальной школы до старшей. Возрождение России без всякого пафоса!

Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/

Этакая образовательная «солянка» от разных педагогов, включающая форумы для обсуждений, библиотеки уроков и учебной, справочной информации, возможность создать свой мини-сайт для создания собственных образовательных проектов, постоянно обновляющиеся статьи и материалы, новости об образовании и куча, куча всего. С непривычки даже запутаться можно, но зато там можно найти всё, что касается школьного образования.

Библиотека видеоуроков по школьной программе «ИнтернетУрок» https://interneturok.ru/

Название говорит само за себя, плюс там же возможность записаться в дистанционную школу в любое время года. Удобно организованный материал по всем классам и предметам, возможность тестироваться, слушать лекции, читать статьи и смотреть видеоматериалы как для детей, так и для родителей. Постоянно развивающийся сайт, уроки от ведущих педагогов страны.

Информационный образовательный портал со смешным названием НАШОЛ: https://nashol.com/

Ну, тут уж вы действительно всё найдёте — там собраны ссылки на полезные ресурсы, книги и тексты по всем предметам школьной программы.

Надеюсь, мои рассуждения помогли вам расставить приоритеты и определить свои плюсы и минусы в домашнем обучении! Если вам эта статья пригодилась — поделитесь ею с другими.

✍ Домашнее обучение ребенка — Экспресс газета

«Экспресс газета» отвечает на актуальные, неудобные и неожиданные вопросы. Сегодня эксперт расскажет, в чем плюсы и минусы домашнего обучения ребенка.

Домашнее и дистанционное обучение становятся такими же востребованными формами получения образования, как и очное обучение в школе. Для начала разберемся, чем они отличаются.

Дистанционное обучение происходит в режиме онлайн и включает такие формы, как видеоуроки, чаты с преподавателями, онлайн-тестирование и телеконференции. Соответственно, для того, чтобы ребенок мог учиться в школе дистанционно, она должна обладать онлайн-программами для занятий и специально разработанной системой аттестации. Дистанционное обучение чаще выбирают родители, чьи дети ограничены в возможности посещать школу либо родители одаренных детей, которые опережают своих сверстников.

Домашнее обучение ребенка предполагает, что образованием ребенка будет заниматься его семья, а школа, к которой он прикреплен, — проводить контроль знаний: промежуточные и итоговые аттестации. Такую форму обучения чаще всего выбирают исключительно из желания обучать ребенка самостоятельно.

Сегодня мы обсудим все преимущества и недостатки обучения на дому. И помогут нам в этом наши эксперты.

У домашнего обучения ребенка есть множество плюсов и минусов

— Законом об образовании в России предусмотрено две возможные формы получения образования: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

В современных условиях в России многие родители предпочитают самостоятельно заниматься обучением ребенка. Организовать семейное образование (официальное название — «домашнее обучение») достаточно просто. Главное — связаться со специалистами из Департамента образования, который есть в каждом регионе России, и проконсультироваться по пакету документов.

Основные документы, которые нужны для перевода ребенка на домашнее обучение, — заявление и договор с учреждением образования о прохождении промежуточной и (или) итоговой аттестации.

То есть формально ребенок будет числиться в школе как ученик, получать оценки за итоговые контрольные работы, а также после успешной сдачи экзаменов получит аттестат об образовании. Общеобразовательная организация заполняет соответствующие поля личного дела, выставляет отметки по предметам и вносит запись о переводе в следующий класс или окончании обучения.

Школа, за которой закрепляется ребенок на домашнем обучении, обязана предоставить родителям образовательную программу. Родители могут осваивать ее с ребенком самостоятельно или нанять репетиторов.

Как правило, выбирается второй вариант, поскольку у репетитора есть соответствующее педагогическое образование, и он способен грамотно мотивировать ребенка к освоению материала. К тому же многие родители заняты на работе, а домашнему обучению ребенка необходимо уделять существенное количество времени.

Есть еще один вариант — объединить усилия с другими родителями, дети которых тоже не посещают школу, и набрать 5-10 человек. Ребятам и нанятым репетиторам предоставляется помещение, где проходят уроки.

Плюсы домашнего обучения ребенка

Правильно ли поступают родители, обучая детей вне школьной среды?
Во-первых, многие родители желают оградить своего ребенка от дурного влияния. В детском коллективе отношения складываются таким образом, что всегда есть объект для насмешек. Если ребенок чем-то отличается от своих сверстников: внешностью, дефектом речи, финансовым состоянием родителей и тому подобное — его начинают дразнить или даже травить.

Это отрицательно влияет на развивающуюся психику ребенка, который может или замкнуться в себе, боясь в будущем вступать в контакт с окружающими, или агрессивно реагировать, а впоследствии в будущем решать проблемы исключительно силой. Конечно, можно помочь ребенку справиться с травлей в школе. Но зачастую педагоги и психологи не могут выявить каждого школьника, которому нужна помощь. И в этом заключается уже второй плюс домашнего обучения — индивидуальный подход.

Некоторые родители уверены, что современная система образования не способна уделить должного внимания их ребенку, из-за чего его потенциал и таланты останутся не раскрытыми. В рамках домашнего обучения образовательный процесс подстраивается под особенности характера и темперамента ученика и помогает ему определиться со своими интересами.

Минусы домашнего обучения ребенка

Однако у домашнего обучения имеются и свои минусы. Главный из них — дети не общаются со сверстниками. Из-за домашнего обучения у ребенка нет возможности взаимодействовать с другими детьми. В результате у него могут развиваться проблемы с социализацией.

Такие дети с трудом идут на контакт, предпочитают общаться онлайн и ведут затворнический образ жизни.

В школе, в процессе живого общения, дети познают тонкости человеческих отношений: дружбы, любви, ненависти и предательства. Общаясь друг с другом и со старшими, в том числе педагогами, они учатся, как себя вести, где надо сдержать себя, где проявить. Этому трудно научить в закрытой среде дома. Однако против этого минуса родители предлагают активное посещение детьми различных секций. Это действительно может стать выходом из ситуации, но продолжительность общения с товарищами по тому или иному клубу заметно отличается от длительности коммуникаций в школе в процессе занятий.

Помимо этого, школьное обучение учит детей организованности и ответственности. Дети должны соблюдать сроки выполнения заданий, чтобы не получить плохих отметок. В домашнем обучении подобное может опускаться — контроль более мягкий, поскольку главное — пройти промежуточную аттестацию, а не выполнить очередное домашнее задание.

Это далеко не все плюсы и минусы домашнего обучения. Существуют примеры, когда дети, получившие семейное образование, с успехом учатся в лучших высших учебных заведениях не только России, но и других стран. Но встречаются и случаи, когда ребенок не смог усвоить образовательную программу, приобретя при этом дополнительные проблемы с общением.

Главный плюс домашнего обучения ребенка — индивидуальный подход

— Неоспоримый плюс дистанционного и домашнего обучения ребенка — индивидуальный подход. Если ребенок учится один, он может позволить себе не ориентироваться на темп группы или класса, а задать свою скорость. Учащийся может строить свой маршрут в комфортном для него темпе, не оставляя пробелов в теории, учиться, не отвлекаясь, и выбирать наиболее эффективные методы.

Время дня и уровень шума, положение тела и возможность подвигаться, освещенность и сытость — все эти факторы влияют на эффективность обучения.

Подробнее об этом можно почитать в книге «Модель» Р. Данн и К. Данн.

Педагог, наставник, тьютор или ведущий будет разбираться и отвечать на те вопросы, которые актуальны для обучающегося и видеть, перешло ли знание в понимание предмета. И подавать информацию тем способом, к которому ребенок наиболее восприимчив: через речь, чтение, картинки или тактильные ощущения.

Хотя сегодня школа и дошкольное образование декларируют индивидуализацию, пока это только первые шаги. Поэтому дистанционное и домашнее обучение, при условии качественной подачи, — прекрасная возможность дать своему ребенку образование, которое подходит именно ему.

Плюсы и минусы домашнего обучения

Чтобы принять взвешенное решение о переходе на новую форму образования, необходимо все тщательно продумать, взвесив плюсы и минусы домашнего обучения.

Что же может дать домашнее обучение Вам и Вашему ребенку?

1. Индивидуальную программу – индивидуальное, а не стандартизированное обучение. На домашнем обучении Вы можете самостоятельно выстроить и образовательную программу, и учебный план, основываясь на интересах, особенностях характера и успеваемости Вашего ребенка. Вы можете углубиться в изучение одной темы и пройти интенсивно другую, поставить сами эксперимент, сделать проект, провести исследование или отправиться в познавательное путешествие. Никто больше не будет указывать Вам, когда и какую тему проходить, какие задания делать и по каким учебникам учиться. Обучение станет захватывающим процессом, полным удивительных открытий и неожиданностей. Конечно, не стоит забывать о сроках аттестации, чтобы подготовиться к этому времени.

2. Более высокие по сравнению с традиционной формой обучения результаты. Доказанный факт – дети на домашнем обучении учатся лучше своих школьных сверстников и получают лучшие результаты. И наш опыт подтверждает это. Наши учащиеся проходили тестирование Московского центра качества образования, участвовали во Всероссийских проверочных работах, сдавали ОГЭ и ЕГЭ. Все результаты стабильно выше средних московских результатов. Среди наших выпускников есть стобалльники, медалисты, призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

3. Возможность посвятить учебное время только учебе. Ни у кого не вызывает сомнений, что огромное количество учебного времени в школе тратится не просто неэффективно, а просто-напросто впустую. А если прибавить к этому классные и школьные мероприятия, время на дорогу, то получается, что домашнее обучение можно построить намного эффективнее школьного.

4. Использование новейших технологий и подходов. Домашнее обучение – самая быстро растущая альтернативная форма обучения. Поскольку семейное обучение выбирают родители, по-настоящему заинтересованные в образовании своего ребенка, то и предлагаемые программы, материалы и методики – наивысшего стандарта. Современные технологии способны сделать обучение более гибким и разнообразным. Дети сейчас осваивают новейшие технологии зачастую быстрее родителей, поэтому новые формы обучения воспринимаются «на ура».

5. На занятия тратится существенно меньше времени, чем в школе. Это тот плюс, который отмечают почти все дети на домашнем обучении. И причина совсем не в том, что семейные ученики проходят какую-то «сокращенную» программу или относятся к учебе несерьезно. Как раз напротив. Именно ответственный подход к занятиям позволяет пройти за учебное время существенно больше, чем в традиционной школе. Как результат, дети осваивают темы быстрее своих школьных товарищей.

6. Больше творчества, меньше скуки. Кто сказал, что обучение – это то, что происходит в стенах школы, за партой, с учебником в руках и учительницей у доски? И пусть большинство учится именно так. Что мешает Вам пойти в парк для изучения ботаники или посетить планетарий, когда проходите звездную систему? Вы не ограничены школьными рамками, и для Вас весь мир – образовательное пространство. Возможность получать знания не из учебников, а из первоисточников не только повышает эффективность, но и развивает «увлеченность» предметом.

7. Учёба – это нечто большее. В школе все измеряется оценками в дневнике и баллами за ОГЭ и ЕГЭ. На домашнем обучении дети учатся формировать собственное портфолио, которое показывает реальные знания и умения. А наглядные результаты становятся все более важными и для ВУЗов, и в последующем для работодателей.

8. Цели и задачи ставите Вы сами. В школе дети изучают то, что сформулировал кто-то, не знающий Вашего ребенка и его потребностей, для целей, поставленных безликой государственной машиной. На домашнем обучении Вы сами выбираете, что, как и когда Вы будете изучать.

9. Бессмысленные тесты, задания и отчеты останутся в прошлом. Сухой язык школьных учебников, формальный подход к подаче материала и скучные задания, оторванные от реальной жизни – это знакомо, пожалуй, каждому школьнику. Разве может у школьников возникнуть желание учиться, если их заставляют выполнять однотипные задания и бессмысленные тесты? А при домашнем обучении дети после прочтения интересной книги могут написать отзыв-пост в блогах или на форуме и почитать мнения других, узнать больше об авторе и прочитать другие его произведения.

10. Гибкость и удобство. Вам больше не нужно в определенное время отвозить, а затем забирать ребенка из школы. А отпуск можно запланировать на любое время, а не только на «горячий сезон» летних каникул.

Однако могут возникнуть и определенные сложности:

1. Ответственность. При переходе на домашнее обучение Вы будете полностью отвечать за образование детей. Если что-то пойдет не так, Вы уже не сможете обвинить плохих учителей или закостенелую систему. Хотя родители детей в традиционных школах тоже несут ответственность за обучение своих детей, но, во-первых, разделяют ее со школой, во-вторых, у них в разы меньше возможностей повлиять на результат.

2. Время. Кроме редкого вечера или выходного, когда дети у бабушек или дедушек, они будут вместе с Вами: каждый день, целый день. Но это — и одно из достоинств семейного образования. У Вас наконец-то появится время построить тесные отношения с детьми, по-настоящему сблизиться и узнать друг друга.

3. Свобода. Сейчас Вы можете отправить детей в школу и уехать по своим делам. С другой стороны, домашнее обучение поможет Вам научиться лучше распоряжаться своим временем и стать креативнее. Можно воспользоваться сопровождением домашнего обучения, обратиться к специалистам, которые предложат оптимальную для Вашего ребенка программу обучения, а Вы сможете работать удаленно и находить время и для себя.

4. Квалификация. Многие родители не уверены, что им хватит знаний, умений и терпения учить своих детей. Но ведь всему можно научиться. Домашнее обучение научило уже стольких родителей сохранять спокойствие, когда дети шумят, проявлять гибкость, если они устали, становиться волшебниками, если им скучно. Нет идеальных родителей, как нет и идеальных учителей, но все мы развиваемся и учимся на собственном опыте.

5. Нехватка знаний. Вы боитесь, что у Ваших детей будут пробелы в знаниях, что в итоге они что-то, да не будут знать? Что они будут задавать Вам вопросы, на которые Вы не знаете ответа? Вы не можете знать все, да это и не нужно. Главное — дать детям инструменты поиска необходимой информации и научить с ней работать. К тому же это так интересно – искать ответы и учиться вместе с детьми!

6. Ограничения дома. Скорее всего, в Вашем доме нет игровой площадки, бассейна или музыкального класса, но ведь жизнь не ограничивается только домом. Вы можете выбрать те площадки и кружки, которые наиболее полно отвечают потребностям Ваших детей.

7. Независимость. Рано или поздно Вам будет нужно «оторвать ребенка от фартука», но не в 7 лет. Резкий толчок к самостоятельной жизни в школе заставляет детей полагаться друг на друга, а ведь у сверстников Вашего ребенка так же мало жизненного опыта. Как результат «слепой ведет слепого». Семейное обучение предоставляет родителям возможность дольше служить авторитетом для детей и сохранять на них свое влияние, давая им столько свободы и независимости, сколько они способны понести.

8. Критика. Скорее всего, часть Ваших знакомых и родственников не поддержит Ваше решение. Что ж, всем угодить невозможно. Просто помните, что школьное обучение очень далеко от идеала и подвергается еще большей критике. Но большинство привыкло идти по проторенной дорожке и не пытается искать лучших путей.

9. Отсутствие социализации. Некоторые полагают, что дети на домашнем обучении целые сутки проводят в четырех стенах и, как результат, не умеют общаться со сверстниками. Безусловно, при переходе на семейное обучение вся ответственность за социализацию ребенка ложится на Ваши плечи. Но есть огромное количество мест, где Ваш ребенок может общаться со сверстниками и не чувствовать себя изолированным от общества. Кружки и секции, развивающие центры и дома творчества — у Вас выбор будет намного шире, чем у родителей, предпочитающих традиционное обучение, ведь у Вас будет намного больше возможностей самим построить график занятий своего ребенка. К тому же, школьный опыт не всегда бывает положительным, а домашнее обучение позволит Вам оградить ребенка от негативного влияния и дать ему возможность развиваться полноценно.

10. Переход на очное обучение. Может получиться так, что с семейного обучения Вам нужно будет вновь перевести ребенка на традиционное. Это процесс сложный, но он пройдет легче, если ребенок владеет навыками самостоятельной работы. К тому же эти навыки помогут ему на очном обучении добиться более высоких по сравнению со сверстниками результатов.

Как и в любом вопросе, плюсы и минусы — понятие относительное. Даже если возникают трудности, их преодоление может стать плюсом в будущем, ведь при поступлении в вуз у ребёнка будут развиты все навыки для успешного обучения. самообразования, развития карьеры.

опыт мамы, которая разочаровалась. Минусы обучения на дому

Реклама
Реклама

Когда хорошую школу выбрать с ходу не удается, а недоверие к системе образования побороть никак не получается, многие склоняются к домашнему обучению своих детей. Но в этой форме есть свои трудности, для многих и вовсе непреодолимые. Если вы выбираете семейное обучение, приготовьтесь, что вы не столько спасете ребёнка от школы, сколько сами вернётесь в неё и заново погрузитесь в правила и уравнения. Опытом обучения сына на дому делится Варвара Оленченко.

Опыт семейного образования

Скажу сразу, я изначально рассматривала надомную форму обучения для своего сына как проект. И через три месяца решила этот проект закрыть. Я неадекватно оценила свои организаторские возможности, способности сына к самоорганизации, затраты на обучение и прочее.

Для тех, кто, как я, устав от сражений со школой и ребенком, рассматривает такую возможность как спасительный рывок к свободе, хочу рассказать о том, на какие «подводные камни» придется наткнуться.

Мое видение семейного образования было приблизительно таким: часть программы мы играючи пробежим дома, ничего заоблачного в этом нет. И (это очень важно) речь не идет о занятиях с ребенком, который в перерыве между кружками, хобби и собственными проектами листает учебники. А о ребенке, который найдет миллион способов, чтобы всего этого избежать. Второе важное примечание: речь идет о средней школе с большим набором предметов.

Как-то вечером, придя с работы, я открыла учебник русского и со вздохом сказала: «Давай позанимаемся». Передо мной была тема про правописание одного или двух «н» в прилагательных, и там был разветвленный алгоритм, с помощью которого следовало определить, сколько в итоге будет «н». И вдобавок к этому слова-исключения. Помните? «Стеклянный, оловянный, деревянный». Вечер, который мы обычно тратим на беседы, шутки, чтение вслух, превратился в мои попытки впихнуть эти правила в ребенка. При этом ему бы хотелось смотреть свои ролики на ютьюбе, а мне — читать книгу.

Я открывала учебники по биологии, истории, географии, и на меня вываливался набор фактов. В отсутствие школьной системы предлагаемая ею система знаний теряла смысл.

Мне стало понятно, что изучение школьной программы при моей полной антипатии к ее содержанию и полной незаинтересованности ребенка превратится в войну с самой собой и с ним. Но ведь задача-то была уйти от войны за обучение и привести жизнь семьи в более гармоничное состояние.

Вот три вопроса, которые помогут вам понять, на правильном ли вы пути.

Реклама

1. Сможете ли вы быть лучше школы?

Да, сейчас любой имеет не только неограниченный доступ к информации, но и может выбирать форму ее подачи. Можно смотреть увлекательные фильмы BBC, заниматься русским с помощью онлайн-тренажеров, английским — по скайпу, слушать лекции от лучших преподавателей мира.

Но это действует, если вы разрабатываете собственную систему домашнего обучения, подходящую для вас и вашего ребенка. Фактически вам придется взять на себя задачи, которые обычно исполняются целым коллективом. И это требует знаний, опыта и навыков. Если же вы планируете нарабатывать их в процессе, то ваш ребенок и его образование станут экспериментальной площадкой. Результаты могут быть как удачными, так и не очень.

2. Школьная социализация — это миф, но найдете ли вы альтернативу?

В статьях про семейное образование очень много верного написано про пресловутую школьную социализацию. Что это за социализация в коллективе, где собраны случайные люди, которые занимаются неинтересным им делом? А издевки и унижения, знакомые каждому школьнику, не способствуют формированию успешных моделей поведения.

Я согласна с каждым словом. Но не согласна с тем, что общение в кружках и секциях является способом научиться взаимодействовать с коллективом. Вероятно, где-то существуют такие кружки, где постоянный состав детей, талантливый увлеченный педагог, и ребенку повезет найти там друга или даже нескольких. Мы такой не отыскали.

Самый интересный курс по STEMу, где педагог так увлекал мальчишек, что они непременно выходили радостные от переполнявших их знаний, не был местом, где можно было практиковаться в создании социальных связей. На остальных занятиях было так же: дети приходили на пару часов, занимались, в процессе общались и расходились.

Минусы домашнего обучения

3. Сколько стоит ваше время?

Если вы не практикуете анскулинг, а планируете оставаться в рамках школьной программы, то стоит взять расписание и посмотреть, сколько часов тратится на тот или иной предмет в неделю и в год. Существует мнение, что школа ориентирована условно на самого глупого ученика, и поэтому многие предметы можно изучать гораздо быстрее. Правда, возможно, мы попадаем в ловушку, недооценивая значение методики, в которой заложено постоянное повторение пройденных тем, чтобы они закрепились в памяти.

Но даже если сократить количество часов вдвое или втрое, это все равно будут часы, которые вам придется потратить на обучение по школьной программе. За сколько ваш ребенок усвоит правило написания двух «н» в прилагательных — за час или за 10 минут, зависит от его интереса к учебе, способностей и старания. Но и вам придется погрузиться в эту тему.

Имеет смысл оценить, сколько стоит час вашего времени. Можно сделать это линейно, посчитав стоимость рабочего часа. Или с учетом перспектив: возможно, если вы потратите несколько часов в день на свое развитие, в будущем это принесет щедрые дивиденды как вам, так и вашей семье. Или просто сравнить: час, проведенный с детьми на прогулке, за игрой, за беседой, или час, проведенный за учебниками.

Похоже, как будто я веду к тому, что час с тетрадями и учебниками — это хуже всего. Для меня это действительно так.

Это как отдать десять долларов, а взамен получить один рубль — проигрыш кажется очевидным. Но это может быть абсолютно не так для другой семьи, где ребенок любит и умеет учиться, а у родителей есть время и энергия, чтобы не просто обеспечить школьный минимум, но и поделиться более масштабными знаниями. Если же учеба не в радость, а лишь обременительная повинность, то выгоды семейного образования становятся тяготами.

Про обучение с использованием репетиторов могу сказать, что это будет стоить как обучение в частной школе. Достаточно взять среднюю ставку репетитора и умножить на количество школьных часов. И лучше сразу понять, что платить придется не по средней ставке, а по границе высшей. Количество людей, которые предлагают свои услуги по обучению, очень велико. Число тех, кто действительно умеет это делать, гораздо меньше, и неудивительно, что они требуют более высокой оплаты.

Этот длинный текст нужен не для того, чтобы сказать, что домашнее обучение — это плохо. Или сложно. Или невозможно. Это форма обучения, которая помимо положительных сторон имеет и свои трудности, и если возникла ситуация выбора или даже необходимости отказа от учебы в школе, стоит о них задуматься. Опыт семейного обучения, который наиболее доступен, — это опыт замечательных незаурядных людей. Но экстраполировать его на себя в моем случае было ошибкой.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Плюсы и минусы домашнего обучения. Наш опыт. — Реальные родители

Домашнее обучениеЯ знаю, что для многих современных мам вопрос «что выбрать — школу или домашнее обучение» очень актуален. Дискуссии на эту тему, наверное, будут продолжаться всегда. Я же хочу поделиться с вами своими наблюдениями и выводами об этом.

Дело в том, что первое полугодие дочка ходила в школу, а с нового года мы перевели ее на домашнее обучение и сейчас у меня есть возможность сравнить эти два подхода в полной мере.

Конечно же, это выводы и наблюдения, которые касаются нас и только нас. В другой семье у другого ребенка ситуация может быть совсем иной. Поэтому в данном случае это лишь описание нашего опыта.

Я не изучала вопрос домашнего обучения, не готовилась к этому, не изучала мнение и опыт других мам, т.к. мы не планировали такой поворот событий и не собирались переводить дочку на ДО. Решение пришлось принимать быстро, времени на раздумья практически не было, поэтому – с места в карьер… Абсолютно не готовая внутренне, с множеством страхов, с непониманием, как вообще все это будет… Глубокий вдох-выдох, “все к лучшему” и – ныряем…

Школа. Плюсы и минусы.

Режим дня.

Когда дочка ходила в школу, то наш день выглядел примерно так. Подъем в 6.30, чтобы в 7.30 уже выйти из дома и к 8 быть в школе. Это было очень тяжело для дочки. С 8 до 13.00 она в школе, в 13.30 приходим домой. обедаем. Ложу дочу поспать часик, чтобы отдохнула (14.30-15.30). Пока встали, поиграли, поделали уроки — 19.00. Ужин, вечерние процедуры, сказка на ночь, сон. Это меня смущало больше всего. Ощущение было такое, что ни она, ни я не успеваем жить…

Я не представляла, как в таком плотном графике другие мамы успевали еще детей водить на какие-то кружки и секции — это ведь сразу после школы нужно идти! И дети как-то ходили. Я же решила первый класс дочь не трогать и не перегружать — пусть адаптируется в школе, а во втором классе, если будет желание, поведу ее на какие-то секции.

Из минусов хочу отметить еще такие пункты:

1. То, что происходит с ребенком в школе, находится вне зоны контроля родителей (это и к вопросу общения с учителями и к вопросу общения со сверстниками).

2. Самые важные вопросы развития ребенка — как ни крути — все равно остаются в компетенции родителей. А заниматься этим фактически некогда из-за плотного графика.

3. Сложно учителю отследить успешность каждого ребенка, помочь каждому, уделить время и внимание (у нас в классе 36 детей…). А родителям не всегда легко помочь, потому что даже в первом классе нужны специальные знания, например, о каллиграфии, о правильном соединении букв, наклоне и т.д.

Все плюсы школы перечислять не буду, выделю только те, которые кажутся важными мне.

1. В группе ребенок работает совсем не так, как дома. Он смотрит на своих одноклассников, видит, что они делают, и делает тоже, его не нужно дополнительно мотивировать, объяснять, зачем нужно это делать.

2. В классе ребенок сравнивает, как можно сделать одну и ту же работу (например, как по-разному можно слепить, нарисовать, написать) — это богатый материал для анализа.

3. В классе дети тянутся друг за другом, стараются сделать лучше, чтобы и его работу повесили на стенд, чтобы и его работу похвалили (кстати, для отстающих в классе это скорее минус).

Дружба и общение в нашем случае момент спорный. Дочка хорошо общалась с детьми, находила общий язык со всеми, но особой привязанности к коллективу или друзьям я не заметила, так же как и какого-то положительного влияния на дочку этого фактора. В нашем случае — это фактор нейтральный.

Детские праздники тоже особо не вдохновляли ее. Она к ним относилась достаточно прохладно и редко испытывала энтузиазм, ожидая даже Новый Год.

У нас была причина перевести дочку на ДО, и касалась она здоровья. Я очень переживала. Решение далось нелегко (хотя другого выхода у нас и не было). Тем не менее…

Плюсы и минусы домашнего обучения. Наш опыт.

Для начала, как выглядит ДО с организационной точки зрения. К нам приходила учительница 2 раза в неделю на полтора часа. Сейчас, когда стало тепло, мы сами приходим в школу после уроков. За эти полтора часа учитель дает основной материал (в большинстве своем это короткий ликбез для мамы, которая потом будет все это доносить до ребенка), дает ДЗ, проверяет их выполнение, корректирует и направляет.

Вначале было очень сложно. Нужно было перестраивать режим дня. Дочка начала, что называется, дрыхнуть по утрам, как сурок (видимо, отсыпалась за каждый день раннего подъема). Иногда мне было трудно разбудить ее даже в 9 утра.

Мой день, который уже обрел довольно приятные для меня очертания, стал похож на хаос. Вся школьная нагрузка легла на меня. Если в 5 классе ребенок на домашнем обучении может сесть и самостоятельно освоить новый материал (или с минимальной помощью взрослого), то с первоклашкой нужно сидеть. Нужно следить за каждым соединением букв в прописях, поправлять, подсказывать, нужно объяснять математику (и дело даже не в сложности материала, а в умении донести его до ребенка понятным ему языком). Нужно его как-то мотивировать к учебе, объяснять, уговаривать. Это уже не дошкольный период, где можно ориентироваться на желание ребенка и следовать за его интересами в познании мира. Тут есть программа, есть домашние задания на неделю — от сих до сих, есть обязаловка.

Еще один трудный для меня момент: раньше ребенок основной материал проходил в школе, а дома с мамой только домашние задания делал. А теперь дома приходится освоить то, что нужно пройти в школе, плюс ДЗ. Это достаточно много по объему. Мама, которая раньше так много с ребенком играла, теперь стала, простите, училкой (такое у меня внутри было ощущение). От этого эмоционально уставала не только я, но и дочка тоже.

В общем, первые два месяца домашнего обучения мы пытались вжиться в новые роли, договориться друг с другом, как-то привести в порядок режим дня, занятий, свои чувства и ощущения…

Это из минусов домашнего обучения — и это то, что касается конкретно первого класса и конкретно нас (учитывая все особенности дочки, а также учитывая мою неготовность и, честно сказать, нежелание заниматься домашним обучением). В более старших классах наверняка все гораздо проще.

Конечно, дети все разные. Кому-то ДО дается легко, кому-то трудно, кому-то лучше в школе. Как всегда — нужно чувствовать ситуацию.

А теперь плюсы домашнего обучения.

Сразу же после перехода на ДО, я предложила дочке попробовать театральную студию.  Артистизм и театральные задатки я видела в дочке давно, но не было времени ходить на дополнительные занятия. Сейчас же встал вопрос еще организации дополнительного общения и я сразу поняла, что театр – хороший вариант.

Театр сразу захватил ее целиком! Это чудесное переживание, я вижу в ней необыкновенный артистизм и рада тому, что эти задатки раскрываются. Она очень легко влилась в коллектив и буквально на первом занятии показала небольшой этюд, продемонстрировав то, чему детей в студии учили уже полгода (к большому удивлению и восхищению преподавателей).

Через 2 месяца домашнего обучения, отоспавшись, отдохнув от режима школы, приспособившись к графику и научившись осваивать школьную программу с «наименьшими потерями», дочка начала оглядываться по сторонам и искать нового вдохновения.

«Мама, я хочу играть на скрипке», — это меня немного шокировало. Дома стоит пианино, я играю на нем, но дочка к нему особого интереса не проявляла и учиться не хотела, не смотря на мои попытки увлечь ее этим занятием. Хотя иногда она садилась за инструмент и выдавала невероятные по красоте экспромты, как будто чувствовала пианино и разговаривала с ним.

Домашнее обучениеИ вдруг — скрипка… Откуда такое желание? Вспомнилось, что когда она была маленькой и мы не могли ее уложить спать, она всегда успокаивалась и засыпала под Вивальди «Presto»…

Поговорив с дочерью и выяснив, насколько серьезно ее желание, поняла, что нужно идти в музыкалку. И вот, в конце учебного года мы записались на скрипку. И снова восторг, удовольствие, вдохновение! Нотную грамоту, которую дети осваивали на протяжении полугода, она освоила за 3 занятия (с моей помощью, конечно, но факт). На 4-м уже разучивает первое произведение. Расстраивается немного, что медленно все происходит и она до сих пор не играет, как Ванесса Мей.

Вот яркий пример того, как дети могут осваивать что-то, к чему лежит душа. Но как сделать так, чтобы ребенок с таким же вдохновением писал прописи и делал прочие ДЗ — я пока не знаю. Хотя прописи и все то, что дают в школе, считаю важным и нужным. Все волшебство познания убивает обязаловка.

Также дочка увлеклась пением, мы начали разучивать народные мелодичные песни, изучать культуру нашего народа, шить этнические вещи, делать веночки. Просто появилось время для творчества.

Дочка попросилась еще на пение и в мае месяце нам разрешили присоединиться к хору.

Домашнее обучениеВообще дочка очень любит спорт и просилась еще на гимнастику или акробатику, но время неудобное и в наш график это уже никак не вписывается. Так что довольствуемся пока акробатическими этюдами на нашем спорткомплексе дома.

Но! Мы начали бегать по утрам и это тоже инициатива дочки. Легкий подъем в 7 утра (а раньше в 9 утра ее не поднять), в 7.30 на пробежку. Отлично заряжает это занятие, приятно бегать с дочей утром! На стадионе она самая маленькая ))

Когда мы первый раз вышли на стадион, я думала, что она пробежит круг и сдуется. Но нет. Я в тот раз пробежала 9 кругов, она — 11 с половиной… (круг 200 метров).

Сейчас у нас есть время нормально погулять на улице в удобное время, насладиться природой. У нас появилось время для творчества.

Домашнее обучениеА еще мне очень нравится, что осваивать школьную программу можно на улице, на свежем воздухе, а перемены проходят во дворе нашего дома.

 

Вся жизнь сейчас наполнена удивительными вещами. Дочка ищет, проявляет инициативу (чего не было в период, когда мы ходили в школу — просто не было для этого ни времени, ни сил). И если раньше меня пугало ДО, то сейчас я рада, что все так получилось. Я в этом вижу больше плюсов, чем минусов.

Каждый раз, думая о том, было бы это все возможно, если бы дочь ходила в школу, однозначно понимаю, что нет.

Сегодня спросила ее, как ей больше хочется — так, как было первые полгода, когда она ходила в школу, или так, как сейчас — ведь нужно определяться на следующий год. Дочка твердо сказала, что ей больше нравится на ДО и в следующем году она хочет так же.

Еще из плюсов ДО есть момент, что с ребенком работают индивидуально и прорабатывают все его слабые моменты. Два раза в неделю по полтора часа достаточно для нас, чтобы успешно осваивать школьную программу.

Про домашнее обучение ходит много мифов, я сама раньше переживала о многом в этом вопросе. Сейчас я смотрю на ДО с оптимизмом. Хотя понимаю, что для успешной организации процесса обучения дома нужно учесть очень много разных факторов…

Интересно, есть ли среди читательниц те, у кого дети тоже на ДО. Отзовитесь )) Поделитесь в комментариях своими впечатлениями! Интересен опыт других мам.

Leave a comment