Дистанционное обучение в россии – Дистанционное обучение, получить высшее образование дистанционно в ВУЗе Университет МУИВ в Москве, поступить и учиться дистанционно

Содержание

Бесплатное дистанционное обучение в России – миф или реальность?

Компьютерные технологии дали студентам всего мира возможность получать знания удаленно. Можно получить первое или второе высшее образование, окончить курсы повышения квалификации или просто научиться чему-то новому, не выходя из дома. Есть шанс даже пройти дистанционное обучение в государственном вузе бесплатно, если в учебном заведении предусмотрены бюджетные места на электронных факультетах.

Бесплатное дистанционное обучение в государственных вузах возможно и в формате открытых курсов по самым разным дисциплинам. Любой желающий может слушать лекции престижных университетов России и мира.

 

Современные тенденции в образовании

О возможностях Интернета можно рассказывать очень долго. Всемирная сеть значительно изменила нашу жизнь, проникнув практически в каждую ее область, включая и образовательную сферу.

Электронное обучение – это взаимодействие ученика с преподавателями онлайн. Новые программы позволяют не только просматривать видео-лекции и общаться на форумах, но и участвовать в семинарах и конференциях в режиме реального времени. Основной объем материала осваивается самостоятельно, а затем проверяется с помощью тестов и экзаменов. При возникновении вопросов, слушатель консультируется с преподавателем через e-mail, чат или форум.

Популярнейшие институты мира, такие как Cambridge University или new York University, уже довольно давно применяют ДО, что значительно упрощает обучение студентов, живущих в других странах.

Многие российские университеты тоже идут в ногу со временем и предлагают своим абитуриентам качественное удаленное обучение как хорошую альтернативу заочному, которое со временем, возможно, совсем потеряет популярность, так как преимуществ перед дистанционным у него практически нет.

Основные отличия удаленной формы от заочной:

  1. E-Learning проводится без отрыва от работы и семьи.
  2. Нет необходимости ездить на сессии, все происходит через Интернет.
  3. Стоимость ДО ниже заочного. Если учесть траты на проезд и проживание во время сессий – экономия получается еще больше.
  4. Электронные программы позволяют студенту заниматься в удобном темпе и выбирать нужные ему дисциплины.
  5. Гибкий график сессий и максимально непредвзятая система оценивания – отличительная черта ДО.

Один из главных минусов удаленного получения знаний по сравнению с традиционным – недостаток живого общения с группой и педагогами. Также сложности может создавать плохое Интернет-соединение или сбои в работе систем.

Сегодня в России удаленно учатся около 2 000 000 студентов и это количество постоянно увеличивается.

Итак, одним из преимуществ e-learning является его довольно низкая стоимость. А есть ли бюджетные места на таких факультетах?

К сожалению, пройти дистанционное обучение бесплатно, с выдачей диплома государственного образца – практически невозможно. Причина тому – маленький процент бюджетных мест или же полное их отсутствие. Безусловно, организации заинтересованы в талантливых студентах и, если вы уверены в своих силах, то можете побороться за возможность учиться бесплатно, но конкурс на место будет большой.

Однако, несколько вариантов сэкономить средства, обучаясь на расстоянии, все же есть:

  1. В некоторых онлайн университетах, таких как Синергия, есть целевые программы, позволяющие совмещать учебу с работой и тем самым самостоятельно оплачивать обучение.
  2. Учебные заведения, особенно частные, постоянно проводят акции, снижая стоимость учебы, при условии оплаты нескольких семестров сразу.
  3. Многие учреждения предоставляют постоянные скидки. На них могут претендовать:
  • сироты;
  • дети из многодетных семей;
  • военнослужащие;
  • инвалиды I и II групп;
  • абитуриенты, поступающие в магистратуру (только при наличии красного диплома о высшем образовании).
  1. В единичных случаях можно получить бесплатное среднее образование базового уровня. Это позволит стать специалистом с самой начальной квалификацией. Как правило, такую возможность имеют начинающие IT-специалисты.
  2. Еще один вариант для талантливых и амбициозных учеников, – выиграть грант на обучение. Причем таким образом можно поступить и за границу.

Условия оплаты у каждого учреждения свои, поэтому при выборе подходящего места нужно внимательно изучить все особенности. Это можно сделать в приемной комиссии или на официальных студенческих форумах.

Только в столице нашей страны есть 20 государственных и 33 негосударственных вуза с возможностью учиться online. А по всей России их намного больше. Но программ, позволяющих пройти дистанционное обучение в государственном вузе бесплатно, в Москве или любом другом городе, практически нет.

Бесплатные курсы дистанционного обучения

Если вам не принципиально получение официального документа об окончании заведения – можно выбрать один из многочисленных бесплатных курсов, которых довольно много в сети.

Специальности есть самые разные:

  • дизайн;
  • гуманитарные науки;
  • психология;
  • прикладная математика;
  • маркетинг;
  • юриспруденция;
  • программирование, и многие другие.

Выбирая курс, опирайтесь на отзывы уже прошедших его людей, репутацию организации, формы и методы подачи материала. Чаще всего информация дается в виде лекций в разных форматах: видео, аудио, PDF. Контроль знаний отсутствует, придется выполнять функцию наставника самому.

Вот несколько площадок, предоставляющих бесплатные варианты по разным дисциплинам:

  • «Универсариум» — ресурс, на котором лучшие университеты выкладывают свои лекции;
  • Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» — сайт, предоставляющий несколько программ, касающихся в основном информационных технологий;
  • «Лекториум» – платформа, также собравшая материалы разных учебных заведений нашей страны.

Гораздо больше полезных бесплатных предложений есть на иностранных ресурсах. Среди них:

  • Coursera;
  • ITunes U Courses;
  • Live Mocha или Academic;
  • Khan Academy;
  • Academic Earth;
  • курсы Йельского университета.

По завершении некоторых программ даже выдается сертификат об окончании. Имея за плечами базовые знания, их вполне можно расширить самостоятельно, с помощью онлайн курсов и других полезных площадок Интернета. Желание учиться, умение распределять нагрузку, и хорошая мотивация порой творят чудеса.

Технический прогресс и его плюсы

Популярность удаленного образования стремительно растет, что вполне объяснимо. Такая форма получения знаний экономит время и деньги, а также, благодаря компьютерным технологиям, помогает «преодолеть любое расстояние». Особенно это важно людям, не имеющим возможности поступить в вуз мечты на очный факультет.

Высшее образование через интернет – в 99% случаев платное, но стоимость его существенно ниже всех остальных форм получения знаний. К тому же студенту не нужно постоянно ездить на сессии и арендовать жилье, что тоже сильно экономит средства. А для тех, кому не нужен диплом и важен сам факт получения знаний, найдется очень много вариантов учиться бесплатно через Интернет.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Московский Институт Психоанализа

Московский Технологический Колледж

Учебный центр «Промстройгаз»

Курский институт менеджмента экономики и бизнеса (МЭБИК)

Дистанционное образование. Идёт набор! | Дистанционка.ру

Вопрос получения образования стоит крайне остро в наше время. Самые главные вопросы: куда идти? Откуда взять на это время и энергию? Сложно ли мне будет? Ведь я так давно закончила школу и почти ничего не помню.. Тем более, у меня есть дети, их нужно одевать, кормить, а образование не дешево стоит.. Для таких острых вопросов есть один ответ — дистанционная форма обучения. Почему это так важно? Хорошая работа, саморазвитие, образование – было всегда важно и пользовалось спросом. Благодаря этому появилось большое количество ВУЗов и колледжей ведущих свою деятельность на дистанционных платформах. Какие преимущества дистанционного образования кроме удаленности мы имеем на данный момент? Давайте поговорим об этом поподробнее.
9 преимуществ дистанционного образования

1. Программа обучения в ВУЗе/Колледже. Она единая для всех, учась на дистанционной платформе вы получаете тот же самый объем знаний, что и на заочной форме. В Вашем личном кабинете уже предоставлен доступ к электронной библиотеке, видео лекциям, и интерактивным документам, которые Вам останется только их посмотреть.

2. Доступность. Вы сейчас подумали о деньгах? А зря, ведь мы имеем ввиду уровень подготовки студента при страте обучения. Программа обучения составлена таким образом, чтобы Вы могли понимать процесс обучения, сдать промежуточные тестирования и как итог понять сам предмет. Вам не надо быть гением, чтобы учится на дистанционной форме. 3. Преподавательский состав. С Вами работает огромный преподавательский состав. Это кандидаты наук, профессора и доценты. Спросите откуда? Именно эти профессора и работают в наших учебных заведениях, только кроме этого они ведут программы очных направлений. 4. Время. У Вас есть полгода на изучение дисциплин в семестре, и конечно, вы сам себе хозяин в этом. У Вас нет таких проблем как приехать на консультацию ровно в 10 утра в ВУЗ, Вам не надо отпрашиваться с работы, Вам не надо оставлять ребенка с кем-то, отменять свой отпуск, чтобы съездить на встречу с преподавателем. Все можно написать online на форум, напрямую преподавателю, куратору или методисту. 5. Вы не один. Большинство ошибается, когда считают , что они будут одни, и будет не у кого спросить базовые вещи. За каждым студентом, на весь период обучения закрепляется куратор, которому Вы можете задавать любые вопросы по обучению, и будьте уверены – Вы получите свой ответ, каким бы он не был. 6. Массовость. Данный вид обучения был есть и будет самым удобным для совмещения обычной жизни мамы в декрете, работающего человека, для человека обучающегося на двух направлениях сразу – а значит, всегда будет пользоваться спросом. С каждым днем 7. Переподготовка. Если у Вас уже есть высшее образование, вы так же можете пройти профессиональную переподготовку, по окончании которой вы получаете диплом с новой освоенной профессией. Кстати, диплом этот Вам принесет лично в руки наш курьер. 8. Бюджет. Самый актуальный вопрос в данной теме. Почему стоимость обучения на дистанционной платформе дешевле, чем заочная форма, хотя Вы говорите что учить меня будут профессора и доценты? Все просто. Нам, не надо оплачивать им почасовую зарплату, (лекции есть в записи) нам не надо оплачивать деньги за помещение, в котором велись бы лекции, в итоге, нам просто не надо изобретать велосипед и платить за него. Вы учитесь на единой платформе, наша задача обновлять ее новыми статьями и изданиями, а Ваша, учиться. От того и такая небольшая стоимость. Еще один замечательный плюс. Стоимость фиксирована на весь период обучения, и прописана в договоре. 9. Документы образовательных учреждений. Все наши партнеры имею

10 мифов о дистанционном обучении — Учёба.ру

Миф № 1: качество образования будет ниже

Не во всех популярных вузах есть возможность получить диплом дистанционно. Но там, где такая форма обучения предусмотрена, программа не отличается от традиционной. И там, и там учащиеся проходят одни и те же предметы, занимаются по одним и тем же учебникам. Разница заключается только в подаче материала.

Как и в случае с традиционным форматом, качество обучения в первую очередь зависит от вуза, колледжа или учебного центра. С ростом популярности дистанционного образования выросло и количество учебных заведений, которые его предлагают. Среди них есть как серьезные, так и «однодневки», предлагающие самые разные программы и дипломы, зачастую в очень сжатые сроки и за небольшие деньги. Качество здесь может быть довольно низким, что и питает миф. А ведь дистанционное обучение также есть, например, в Массачусетском технологическом институте, Калифорнийском университете, Гарварде, Стэнфорде и др. 

Миф № 2: диплом не будет цениться

Дистанционное обучение в современном виде появилось в России недавно. Еще десять лет назад работодатели и впрямь относились с недоверием к дипломам, полученным онлайн. В некоторых сферах ничего не изменилось до сих пор, однако в целом ситуация постепенно улучшается. Компании и сами охотно отправляют сотрудников учиться дистанционно, поскольку это позволяет сэкономить время и деньги, а при приеме на работу обращают больше внимания на то, где учился и что заканчивал соискатель, а не на форму обучения. Кроме того, в любом случае в первую очередь ценятся реальные знания, навыки и опыт, а не «корочка».

Миф № 3: нет контакта с другими студентами

Многим кажется, что дистанционное образование предполагает изоляцию от профессиональной «тусовки». Ведь в вузе важны не только сами знания, но и контакты, общение с однокурсниками. «В онлайне» увидеться по-настоящему ни с кем, и правда, не получится, если только студенты не решат собраться где-нибудь в свободное время. Но это не значит, что здесь нет коммуникации и обмена мнениями. Студенты общаются на семинарских онлайн-занятиях, во время дискуссий и конференций. Как правило, создаются группы в социальных сетях.

Миф № 4: учиться можно когда захочешь

Дистанционное образование часто выглядит для людей со стороны так: не нужно ходить на пары и экзамены, можно слушать лекции, сидя в пижаме и с чашкой чая. Создается впечатление, что и график работы студенты выставляют сами, а выполнение домашних заданий — дело добровольное.

И правда, есть онлайн-курсы (например, в Khan Academy), построенные по принципу вебинаров. Студент смотрит их в удобное время, иногда выполняет практические задания, но при этом никто не оценивает, насколько хорошо он усвоил информацию. На других платформах для получения диплома надо лишь выполнить серию заданий и сдать экзамены, а сроки каждый выставляет сам.

И все же в крупных учебных центрах и вузах система ничем не отличается от традиционной. Программа точно так же разбита на семестры, в конце каждого надо сдавать экзамены. Необходимо посещать все лекции и семинары онлайн, в срок выполнять домашние задания.

Миф № 5: никто не следит за списыванием

Еще один стереотип — дистанционные программы не позволяют проверить уровень знаний. Кажется, что во время контрольной в аудитории списать не так-то просто, тогда как во время онлайн-теста можно параллельно искать информацию в интернете либо скачать и прислать чужую письменную работу при случае.

Все это не соответствует действительности. Письменные задания тщательно проверяются на предмет плагиата и могут быть не засчитаны. Вместо традиционных билетов студентам предлагаются тесты и практические задания, которые также выполняются онлайн. Время ответа на каждый вопрос ограничено, поэтому списать не получится.

Миф № 6: сложно получить отзывы педагогов

Кажется, что из-за отсутствия общения в интернете сложнее будет «поймать» преподавателя, задать ему вопрос или попросить прокомментировать оценку. Но на самом деле онлайн-образование дает в этой сфере даже еще больше возможностей, чем традиционное. Преподаватели всегда находятся на связи, им можно написать по электронной почте или в социальных сетях. Как правило, есть возможность обсуждать что-то в группе курса или в чате.

Миф № 7: дистанционное обучение — это «заочка»

На первый взгляд, заочное обучение и впрямь похоже на дистанционное: и там, и там не нужно физически присутствовать на занятиях. Однако на деле тут больше различий, чем сходств. Студенты-заочники большую часть времени не появляются в вузе и занимаются в одиночестве, самостоятельно: лишь периодически у них проходят очные занятия, зачеты и экзамены в стенах учебного заведения. Те же, кто проходит обучение дистанционно, должны присутствовать на занятиях вместе со всеми остальными, участвовать в обсуждениях и дискуссиях, только в онлайн-режиме. В некоторых вузах нужно ездить на сдачу выпускных экзаменов и защиту дипломов, а в других даже этот этап проходит удаленно.

Миф № 8: нужно быть компьютерным гением

Дистанционное обучение полностью проходит в интернете, и из-за этого возникает ощущение, будто для этого нужно быть гуру интернета и пользоваться кучей приложений. На деле же достаточно уметь пользоваться браузером, электронной почтой и текстовыми редакторами. Скорее всего, понадобится аккаунт в социальных сетях, но и это вряд ли станет серьезной проблемой.

Также многие считают, что для дистанционного обучения необходим мощный компьютер, хотя в действительности с подобными задачами справится любой современный ПК или лэптоп. Исключение составляют лишь случаи, когда для учебы требуются «тяжелые» программы (например, Photoshop или другие графические редакторы). Впрочем, это справедливо и для студентов очных программ.

Миф № 9: это очень дорого

Для того чтобы учиться дистанционно, понадобится современный компьютер, высокоскоростной интернет и, возможно, некоторые специальные программы, в зависимости от направления. Это, конечно, потребует вложений, однако и при традиционном формате обучения сложно обойтись без всех этих вещей.

А вот стоимость самого обучения в случае с онлайн-программами будет ниже. Сэкономить можно будет также на общежитии, транспорте, обедах, взносах в студенческий союз и т. п.

Миф № 10: никакой практики

Главный недостаток дистанционного образования — отсутствие практических занятий в аудитории. Однако современные технологии позволяют использовать в обучении виртуальные тренажеры, симуляторы, моделировать реальные ситуации в игровом формате и т. д. Кроме того, некоторые программы предусматривают практику в вузе и его филиалах.

Использование дистанционного обучения в России – узнайте все о современном методе обучения

Использование дистанционного обучения в России – узнайте все о современном методе обучения

В средине XX века с развитием современных средств коммуникации и передачи информации появилась возможность проводить обучение на расстоянии, в режиме онлайн. Дистанционная система обучения в России появилась не так давно, но ежегодно такой метод образования становится все более популярным, его преимущества оценили выпускники школ, родители детей с ограниченными возможностями, люди, которые желают повысить свою квалификацию без отрыва от работы.

Система дистанционного обучения (СДО, E-Learning, LMS) – образовательные технологии, целью которых является предоставление возможности студентам любого населенного пункта получать высшее или среднее образование, не выходя из дома и не меняя привычный образ жизни.

Основное преимущество такой системы образования – получить знания могут все желающие независимо от места жительства, состояния здоровья и уровня материального достатка семьи. Правила и технология использование дистанционного обучения в России закреплены в законе № 137 Минобрнауки от 06.05.2006 г.

СДО подразумевает использование современных интернет-технологий, которые позволяют проводить обучение на расстоянии, автоматизировать учебный процесс.

Возможности СДО:

  • управление различными формами обучения;
  • контроль полученных навыков и знаний;
  • адекватный анализ процесса обучения, что позволяет своевременно внести определенные коррективы в процесс обучения;
  • обширная библиотека, архив материалов, которые необходимы для получения полноценного и всестороннего образования.

Общение между преподавателем и студентами происходит посредством видео- и аудиосвязи, мессенджера, электронных писем, блога и форума. Лекции проходят в виртуальных кабинетах, которые ничем не отличаются от реальных аудиторий, разве что могут уместить гораздо большее число слушателей.

Для многих категорий граждан СДО – единственная возможность получить высшее образование. Среди студентов много мам с маленькими детьми, инвалидов, жителей маленьких поселков и сел.

Основные характерные черты СДО

Дистанционное обучение позволяет получить высшее образование в самых престижных вузах страны без необходимости ежедневно посещать место учебы, этот метод образования очень ценят родители детей, которые по разным причинам не могут посещать обычную общеобразовательную школу.

Характерные черты ДО:

  1. Гибкость. Студенты проходят обучение в привычной для себя обстановке, в удобном темпе, не нужно прерывать трудовой стаж для получения образования.
  2. Модульность. Весь учебный материал разбит на смысловые блоки, что позволяет быстро создать индивидуальную программу.
  3. Минимальные расходы. В среднем ДО стоит в 2 раза дешевле традиционной формы обучения, многие вузы предоставляют скидки одаренным или малообеспеченным студентам, сиротам.
  4. Доступность информации. Все необходимые материалы собраны в одном месте, доступ к ней возможен не только с ПК, но и с любого гаджета.
  5. Анализ процесса обучения. СДО позволяет отслеживать успеваемость каждого студента, если показатели падают, преподаватель или куратор всегда может вовремя посоветовать дополнительные ресурсы, которые помогут заполнить пробелы в знаниях.
  6. Практически все СДО создают отчеты в автоматическом режиме, указывают на недочеты – студент может сам увидеть свои слабые места, своевременно скорректировать процесс обучения.
  7. При обучении дистанционно студенты проходят практику, вуз дает направление, или помогает студенту найти предприятие.

Дистанционное обучение не только обходится дешевле, но и отнимает меньше времени, поскольку в учебном плане присутствует только базисная информация. СДО позволяет получать самую новую и актуальную информацию, последние научные доказательства. Диплом, полученный после окончания учебы, имеет равную юридическую силу с документом, который выдают студентам очной формы обучения.

СДО России – недостатки дистанционного обучения

Подавая документы на прохождение обучения в дистанционном режиме, студенту следует морально подготовиться к большому объему самостоятельной работы.

Минусы дистанционного обучения:

  1. Отсутствие непосредственного живого общения между лектором и студентами, что практически полностью исключает возможность индивидуального подхода к обучению. С другой стороны, преподаватель не руководствуется личными симпатиями, а учащиеся не имеют возможности дать взятку, что позволяет снизить количество «покупных» знаний.
  2. Самодисциплина, контроль учебного процесса – для многих студентов организовать процесс правильно сложно, особенно на начальном этапе обучения. Но эти навыки пригодятся и после учебы для построения успешной карьеры.
  3. Необходимо иметь качественное оборудование, высокоскоростной Интернет, что доступно не для каждого студента.
  4. Малое количество практических занятий – система ДО построена на теоретических лекциях.
  5. Отсутствие постоянного контроля – для кого-то из студентов это минус, он не могут собраться, часто пропускают лекции. Но большинство учащихся считают это особенность СДО положительной, поскольку есть возможность в полной мере почувствовать себя самостоятельным человеком.

Основная сложность – идентификация личности студента, который сдает экзамен, защищает курсовую или дипломную работу. Во многих вузах для прохождения этой процедуры нужно посетить учебное заведение лично, пройти аттестацию.

В других учреждениях достаточно просто показать паспорт в веб-камеру перед началом сдачи экзамена. Все нюансы аттестации можно уточнить у куратора, который закреплен за каждым студентом на все время прохождения обучения.

Нормативно-правое обеспечение дистанционного образования в России сложно назвать доскональным – большинство вопросов решается непосредственно учебными заведениями, в законах указаны только общие понятия.

Основные правовые документы, регулирующие СДО:

  1. Федеральный закон №237 «Об образовании в РФ», в котором указано, что образовательные программы могут быть реализованы при помощи дистанционных технологий. Общие требования к этим программам изложены в ст.16.
  2. Приказ Министерства образования и науки России №22 от 20.01.2014 – в нем обозначены все специальности средне-специального образования, по которым не допускается полностью дистанционная форма обучения. Для обучения в вузах дистанционно перечня с ограничениями нет.
  3. Порядок применения дистанционных технологий.
  4. Методические рекомендации, которые регулярно издают в Минобрнауки.

С точки зрения закона, учебные заведения, которые предоставляют дистанционное обучение, должны обеспечить студента всей необходимой информацией, позволяющей освоить программу в полном объеме без обращения к другим источникам. Это значит, что должна быть создана электронная библиотека, у учащихся должен быть круглосуточный доступ к базам данных и электронным архивам, в реальности выполнить эти условия получается не всегда.

Использование дистанционного метода обучения в России стало настоящим прорывом в системе образования. Метод часто критикуют, называют его образованием второго сорта, но множество выпускников, которые закончили учебу, нашли высокооплачиваемую работу и уверенно продвигаются по карьерной лестнице, подтверждают эффективность этой методики.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Колледж современного управления

Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса МЭБИК

Центр профессиональной подготовки

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ • Большая российская энциклопедия

ДИСТАНЦИО́ННОЕ ОБУЧЕ́НИЕ, процесс це­ле­направ­лен­но­го и ме­то­ди­че­ски ор­га­ни­зо­ван­но­го обу­че­ния с при­ме­не­ни­ем пре­им. сред­ств ин­фор­ма­ци­он­ных и ком­му­ни­ка­тив­ных тех­но­ло­гий (ИКТ), при ко­то­ром пре­по­да­ва­тель и обу­чае­мые раз­де­ле­ны во вре­ме­ни и про­стран­ст­ве. При­об­ре­тён­ная уча­щим­ся ква­ли­фи­ка­ция под­твер­жда­ет­ся со­от­вет­ст­вую­щим до­ку­ментом об об­ра­зо­ва­нии. По ме­то­дам ор­га­ни­за­ции учеб­но­го про­цес­са Д. о. близ­ко к за­оч­ной фор­ме обу­че­ния, а по на­сы­щен­но­сти и ин­тен­сив­но­сти учеб­но­го про­цес­са – к его оч­ной фор­ме. При Д. о. пре­ду­смот­ре­ны все ви­ды учеб­ной дея­тель­но­сти: кон­суль­та­ции, се­ми­на­ры, лек­ции, ла­бо­ра­тор­ные ра­бо­ты, кур­со­вые и ди­п­лом­ные про­ек­ты (ра­бо­ты) и т. д. Ис­поль­зу­ют­ся спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ное учеб­но-ме­то­дич. обес­пе­че­ние и ин­фор­мац. тех­но­ло­гии, вклю­чаю­щие: пе­чат­ные ма­те­риа­лы (учеб­ни­ки, по­со­бия, ди­дак­тич. ма­те­риа­лы, спра­воч­ни­ки), тек­сто­вые и гра­фич. по­со­бия, рас­сы­лае­мые по ком­пь­ю­тер­ным те­ле­ком­му­ни­ка­ци­ям, ви­део­кас­се­ты, лек­ции, пе­ре­да­вае­мые по нац., ме­ст­но­му или ка­бель­но­му те­ле­ви­де­нию, элек­трон­ные учеб­ни­ки и спра­воч­ни­ки на ла­зер­ных дис­ках; Ин­тер­нет (он­лай­но­вое обу­че­ние).

Д. о. об­ла­да­ет ря­дом пре­иму­ществ по срав­не­нию с тра­диц. фор­ма­ми по­лу­че­ния зна­ний. Это – воз­мож­ность ис­поль­зо­вать пе­ре­до­вые об­ра­зо­ват. тех­но­ло­гии, ком­плекс­ное про­грамм­но-­ме­то­дич. обес­пе­че­ние, ин­ди­ви­ду­аль­ный ха­рак­тер обу­че­ния, при­вле­че­ние к об­ра­зо­ват. про­цес­су круп­ных учё­ных, не имею­щих воз­мож­но­сти вес­ти ау­ди­тор­ные за­ня­тия, гиб­кая сис­те­ма кон­суль­ти­ро­ва­ния, ши­ро­кая дос­туп­ность для всех сло­ёв на­се­ле­ния, бо­лее низ­кая стои­мость обу­че­ния по срав­не­нию с ана­ло­гич. про­грам­ма­ми оч­но­го обу­че­ния.

Не­дос­тат­ки Д. о. свя­за­ны: с от­сут­ст­ви­ем пря­мо­го (оч­но­го) об­ще­ния пре­по­да­ва­те­ля с обу­чаю­щим­ся; с ос­на­щён­но­стью ра­бо­че­го ме­ста ИКТ; с про­бле­мой иден­ти­фи­ка­ции поль­зо­ва­те­ля при про­вер­ке зна­ний; с от­сут­ст­ви­ем по­сто­ян­но­го кон­тро­ля над обу­чаю­щи­ми­ся и т. д. Д. о. – со­став­ная часть не­пре­рыв­но­го об­ра­зо­ва­ния.

В кон. 19 в. ана­ло­гом Д. о. ста­ло «кор­рес­пон­дент­ское обу­че­ние»: обу­чаю­щий­ся мог по поч­те по­сы­лать свои письм. ра­бо­ты, по­лу­чать ком­мен­та­рий пре­по­да­ва­те­ля и но­вые за­да­ния, а так­же за­оч­ное обу­че­ние. Для мн. лю­дей это бы­ло един­ст­вен­ной воз­мож­но­стью по­лу­чить об­ра­зо­ва­ние. Об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ния кор­рес­пон­дент­ско­го ти­па обу­че­ния су­ще­ст­ву­ют до сих пор. В Рос­сии это ЕШКО, АССА, Шко­ла И. Да­вы­до­вой и др.

Развитие дистанционного обучения за рубежом

В 1950–60-е гг. с раз­ра­бот­кой сис­те­мы пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции на боль­шие рас­стоя­ния («гло­баль­ные ком­пь­ю­тер­ные се­ти») по­лу­чи­ла раз­ви­тие идея про­грам­ми­ро­ван­но­го обу­че­ния, обу­че­ния с по­мо­щью учеб­ных па­ке­тов, от­кры­тое образование. В 1939 в Ве­ли­ко­бри­та­нии соз­да­на сис­те­ма от­кры­то­го Д. о.; уч­ре­ж­дён От­кры­тый ун-т (ок. 200 тыс. сту­ден­тов еже­год­но). В том же го­ду ос­но­ван Нац. центр Д. о. во Фран­ции (св. 35 тыс. сту­ден­тов из 120 стран ми­ра). Др. круп­ней­шие за­ру­беж­ные цен­тры Д. о. (ме­гау­ни­вер­си­те­ты): Ун-т Юж. Аф­ри­ки (1946), Ана­то­лий­ский ун-т в Тур­ции (1958), Ун-т Ата­ба­ска в Ка­на­де (1970), Нац. ун-т дис­тан­ци­он­но­го об­ра­зо­ва­ния в Ис­па­нии (1972; вклю­ча­ет 58 учеб­ных цен­тров внут­ри стра­ны и 9 за ру­бе­жом), От­кры­тый ун-т в Ха­ге­не (Гер­ма­ния, 1974), От­кры­тый ун-т Сук­хот­хай Тхам­мат­хи­рат (1978, Таи­ланд), Нац. от­кры­тый ун-т им. И. Ган­ди (1985; Ин­дия). В Япо­нии с нач. 1980-х гг. функ­цио­ни­ру­ет «Уни­вер­си­тет в эфи­ре». В США в 1989 соз­да­на сис­те­ма пуб­лич­но­го те­ле­ве­ща­ния, ко­то­рая объ­е­ди­ня­ет бо­лее 1 млн. сту­ден­тов из раз­ных стран. Опыт ра­бо­ты Пен­силь­ван­ско­го ун-та по Д. о. ис­поль­зо­ван ЮНЕСКО при ор­га­ни­за­ции вир­ту­аль­но­го ун-та. Ун-ты Д. о. ра­бо­та­ют так­же в Ав­ст­ра­лии, Ин­до­не­зии, Ки­тае, Ни­дер­лан­дах, Ка­на­де, Япо­нии и др. стра­нах. В стра­нах Ближ­не­го Вос­то­ка и Центр. Аме­ри­ки, где уро­вень об­ра­зо­ва­ния на­се­ле­ния наи­бо­лее низ­кий и тех­нич. ос­на­щён­ность об­ра­зо­ват. про­цес­са не­дос­та­точ­на, раз­ви­тие Д. о. за­мет­но от­ста­ёт.

Ми­ро­вая тен­ден­ция пе­ре­хо­да к не­тра­диц. фор­мам обу­че­ния про­сле­жи­ва­ет­ся в рос­те чис­ла ву­зов, ве­ду­щих под­го­тов­ку по но­вым ин­фор­мац. тех­но­ло­ги­ям: до 1970-х гг. их чис­ло не пре­вы­ша­ло 100, к 1980 вы­рос­ло до 200, к 1995 – до 700, в нач. 21 в. – св. 1 тыс. По дан­ным Ев­ра­зий­ской ас­со­циа­ции дис­тан­ци­он­но­го об­ра­зо­ва­ния, при­мер­но 1 /3 ву­зов, осу­ще­ст­в­ляю­щих Д. о., на­хо­дит­ся в Сев. Аме­ри­ке, 1/3 – в Ев­ро­пе, 14% – в Аф­ри­ке, 12% – в Рос­сии, не­сколь­ко мень­ше – в Азии и др. ре­гио­нах.

Развитие дистанционного образования в России

Сис­те­ма Д. о. в Рос­сии соз­да­ёт­ся с нач. 1990-х гг. В 1991 пер­вые 20 сту­ден­тов при­сту­пи­ли к изу­че­нию кур­са От­кры­то­го ун-та Ве­ли­ко­бри­та­нии «эф­фек­тив­ный ме­нед­жер». В 1992 был соз­дан Ме­ж­ду­нар. центр Д. о. ЛИНК (ны­не Ме­ж­ду­нар. ин-т ме­недж­мен­та ЛИНК; ок. 5,5 тыс. сту­ден­тов).

В 1995 при­ня­та кон­цеп­ция о соз­да­нии и раз­ви­тии еди­ной сис­те­мы Д. о. в Рос­сии. Боль­шое зна­че­ние для раз­ви­тия Д. о. имел все­рос. экс­пе­ри­мент по Д. о. (1997–2002), в ко­то­ром при­ня­ли уча­стие св. 10 ву­зов. Цен­тры Д. о. функ­цио­ни­ру­ют в Совр. гу­ма­ни­тар­ной ака­де­мии, Моск. гос. ун-те эко­но­ми­ки, ста­ти­сти­ки и ин­фор­ма­ти­ки, Моск. гос. ун-те элек­тро­ни­ки и ма­те­ма­ти­ки, МГУ, Рос. гос. гу­ма­ни­тар­ном ун-те и др. круп­ных ву­зах Рос. Фе­де­ра­ции.

Дистанционное обучение в России

Дистанционное обучение — это эффективный, быстрый, масштабируемый и относительно недорогой метод обучения. Поэтому сегодня он стремительно набирает популярность. В этой статье мы отвечаем на следующие вопросы:

  • Что такое дистанционное обучение?
  • Какие типы дистанционного обучения бывают?
  • Как организовать дистанционное обучение в компании?

Дистанционное обучение — что это?

Дистанционное образование — процесс обучения, который благодаря различным техническим средствам не требует физического наличия обучаемого и учителя в одном помещении. Дистанционное обучение требует наличия двух ключевых частей:

Стабильный канал связи между обучаемыми и учителем. В современной практике этим каналом является сеть Интернет.

Терминалы, которые предоставляют доступ к интернету (или другому каналу передачи информации) и позволяют выполнять требуемые в процессе обучения операции. Проще говоря это персональные компьютеры с доступом в интернет.

Таким образом, любой процесс передачи сведений от одного лица к другому через интернет можно классифицировать как «дистанционное обучение». Поэтому следует оговорить условия, при соблюдении которых мы считаем, что данная деятельность — это система дистанционного обучения:

  • Наличие программы обучения с заранее описанными целями и задачами
  • Контроль результата обучения
  • Разделение всего процесса на шаги (уроки, блоки)

Таким образом мы получаем довольно ясную картину того как организовать систему дистанционного обучения.

Типы дистанционного обучения

Дистанционное обучение в России делится на несколько довольно больших групп.

  • Дистанционное обучение в ВУЗах
  • Дистанционные курсы
  • Дистанционное обучение в компаниях для внутренних нужд

Рассмотрим каждую из указанных групп подробнее.

Дистанционное обучение в ВУЗах

В настоящий момент программы или курсы обучения с элементами дистанционных технологий предлагает большое количество ВУЗов, например, Синергия.

Плюсы дистанционного обучения в ВУЗах

Такой подход к традиционному образованию позволяет сделать его более доступным для людей из регионов: нет необходимости приезжать в Москву, снимать жилье или получать комнату в общежитии. Снижаются временные и финансовые затраты абитуриентов.

Это позволяет ВУЗу увеличить аудиторию и выпускать больше специалистов без существенных увеличений затрат. Также благодаря масштабируемости можно легко осуществлять перевод традиционной формы обучения на дистанционную, при наличии отработанной системы.

Минусы дистанционного обучения в ВУЗах

С другой стороны, порядок прохождения и эффективность дистанционного обучения в ВУЗе определяется как самодисциплиной абитуриента, так и технической реализацией центра дистанционного обучения. Как правило, такая система разрабатывается и поддерживается каждым ВУЗом самостоятельно, что приводит к их несовместимости и разному уровню качества и функционала.

Также возможен сдвиг в психологии самих студентов. При традиционном обучении цель преподавателя — передать свои знания студентам. Цель студентов же — получить максимально высокую оценку для прохождения на следующий этап обучения. При использовании системы дистанционного обучения цель преподавателя не меняется, однако целью студента может стать обман системы.

Если система обучения построена таким образом, что ее легко обмануть, то многие студенты воспользуются этим для получения более высоких оценок, чем их рекальный уровень навыков. Таким образом в последствии это нанесет урон репутации всего ВУЗа — выпускники дистанционных отделений с высокими баллами будут не способны подтвердить свою квалификацию в условиях реальной жизни.

Выводы: развитие удаленного обучения в ВУЗах — это правильный шаг, который позволяет большему количеству людей получить доступ к качественному образованию. Однако его внедрение сопряжено с затратами на разработку и поддержку собственной системы обучения помимо разработки материалов для обучения.

Дистанционные курсы

Дистанционные курсы обрели колоссальную популярность за последние несколько лет. Это связано с распространением широкополосного интернета и удешевлением персональных компьютеров. А также с появлением дополнительных технологий для проектирования и постройки собственных курсов преподавателями.

Такие большие проекты как https://www.coursera.org/ или https://www.udacity.com/ привлекают 38 и 9 миллионов пользователей ежемесячно (по данным similarweb.com), при этом больше 25% трафика приходит из США. Такая ситуация говорит нам о том, что рынок дистанционного образования чрезвычайно востребован в мире, но все еще слабо развит в России.

По данным аналитического агентства GfK в 2015 году к интернету в России было подключено 70,4% населения, количество пользователей интернета составило 84 миллиона человек. Все это — потенциальные потребители контента в формате дистанционного обучения и дистанционных курсов.

Плюсы дистанционных курсов

У данного формата обучения множество плюсов:

  • Низкая или нулевая стоимость курсов
    • Большое количество курсов можно пройти совершенно бесплатно. Это снижает порог входа в систему дистанционного обучения и делает ее более доступной. Стоимость платных интернет курсов часто ниже, чем стоимость аналогичных очных курсов, так как в цену не заложены аренда помещения, материалы для курсов, траты на поездки.
  • Большое количество курсов позволяет начать обучение практически с любого первоначального уровня знаний
  • Материалы курса доступны в любое удобное для вас время
    • При наличии подключения к интернету вы можете начать обучение в любое удобное для вас время, а также вернуться к нему тогда, когда это удобно. Вы также можете пересмотреть любые уже пройденные материалы для того, чтобы освежить знания.
  • Курсы могут быть построены на различных интерактивных принципах, что повышает эффективность обучения
    • Почти всегда курсы строят по принципу “от простого к сложному». В зависимости от области обучения в различных курсах можно найти разнообразные интерактивные элементы: видео, тесты, задания на сопоставления, схемы и графики, которые нужно составить или восстановить самому и т.д.

Все вышеперечисленные преимущества делают дистанционные курсы такими популярными. Рост популярности также обеспечивает постоянный прирост количества разнообразных курсов и рост их качества.

Таким образом мы ожидаем увеличения количества пользователей онлайн курсов в России и рост этого сегмента рынка в целом.

Минусы дистанционных курсов

У формата дистанционных интернет курсов есть и несколько недостатков. К ним можно отнести:

  • Отсутствие внешней мотивации
    • Для успешного прохождения курсов и усвоения знаний необходима сильная внутренняя мотивация и самодисциплина. Это является основным ограничивающим фактором повсеместного распространения онлайн курсов
  • Ограниченный объем информации в курсе
  • При прохождении курса вы не имеет возможности выйти за пределы того объема информации, который изначально был заложен в курс его создателем
  • Не все области знаний поддаются преобразованию в формат курса

Кроме этого к недостаткам дистанционных курсов можно отнести большое количество времени и усилий, которые требуются тренеру на создание одного курса. Решить данную проблему призваны различные системы и конструкторы, упрощающие этот процесс. К таким системам относится и Teachbase.

Выводы: достоинств у дистанционных курсов значительно больше, а недостатки связаны либо с человеческим фактором, либо с технологическими ограничениями, которые уходят с дальнейшим развитием технологий в данной сфере.

Системы дистанционного обучения для корпораций

Обучение дистанционно позволит получить сотрудникам необходимые навыки, а также повысить внутреннюю мотивацию, лояльность к компании и эффективность работы сотрудников и отделов в целом.

Системы обучения для больших корпораций можно подразделить на несколько типов:

  • Самописные системы, которые были созданы внутри корпорации и поддерживаются ее администраторами и разработчиками
  • Системы дистанционного обучения, разработанные и поддерживаемые специализированными командами разработчиков, но устанавливающиеся на сервера компании. Так называемые «коробочные версии» продуктов.
  • Системы дистанционного повышения квалификации, разработанные и поддерживаемые специализированными командами разработчиков, основанные на облачных технологиях.

Рассмотрим плюсы и минусы перечисленных выше типов систем.

Плюсы самописных систем корпоративного обучения

Самым большим плюсом самописных систем является заточенность под ваши нужды. При правильном составлении технического задания на разработку ваша система будет удовлетворять все ваши потребности.

Другим плюсом является условная бесплатность данного типа системы обучения. Условная она потому, что затраты на разработку и поддержание системы в любом случае будут лежать на специалистах внутри компании.

Минусы самописных систем корпоративного обучения

К основным минусам самописных систем можно отнести относительно долгое время разработки и отладки системы, а также необходимость поддерживать всю систему самостоятельно.

Кроме того, при разработке первой версии часто слабо предусмотрены возможности по расширению функциональности платформы, что может привести к необходимости полностью переделывать свою платформу для интегрирования в нее новых возможностей. Это увеличивает как финансовые, так и временные затраты и снижает эффективность корпоративного обучения в целом.

Плюсы “коробочных» систем дистанционного обучения

Основным достоинством таких систем является тот факт, что компания не тратит собственные ресурсы на разработку системы.

Также существенным плюсом таких систем является установка на сервера самой компании. В зависимости от политики безопасности компании, это может стать определяющим фактором при выборе системы обучения. Установка на собственные серверы позволяет системным администраторам компании гибко настраивать доступ пользователей к необходимым ресурсам системы и ограничивать их в доступе к системным файлам.

Развертка купленной системы занимает значительно меньше времени, чем разработка собственной, так как нет необходимости создавать техническое задание и контролировать разработку системы.

Минусы «коробочных» систем дистанционного обучения

К основным минусам «коробочных» систем дистанционного обучения следует отнести необходимость иметь и поддерживать собственные серверы а также сложность обновления до актуальной версии.

Также из-за установки системы на собственные серверы может быть затруднен процесс технической поддержки пользователей. Это часто приводит к тому, что поддержка пользователей ложится на системного администратора внутри компании и ее эффективность снижается.

Другим серьезным недостатком «коробочных» версий систем дистанционного обучения является стоимость. Часто компания приобретает пакет услуг, но часть функций из него не используется. Это приводит к неоправданно высоким расходам. При модульном формировании пакета итоговая стоимость системы также может быть высокой, так как базовый функционал специально ограничен.

Плюсы облачных систем дистанционного обучения персонала

Большинство указанных недостатков позволяют решить системы дистанционного обучения персонала, основанные на облачных технологиях.

Такие системы обладают, как правило, самой низкой стоимостью среди других систем дистанционного обучения. Это обусловлено как высокой конкуренцией на рынке, так и отсутствием затрат на носители и распространение новых версий.

Развертывание подобных систем не требует привлечения системных администраторов, так как выполняется удаленно на облачных серверах. Также компании не нужны собственные сервера для установки систем, так как компания-разработчик предоставляет своим клиентам определенный набор ресурсов в пользование. Все обязанности по обеспечению работоспособности сервиса также ложатся на компанию-разработчика.

Минусы облачных систем дистанционного обучения персонала

Минусов у облачных систем дистанционного обучения немного. Основным можно считать то, что ваша информация хранится на облачных серверах, которые администрируются сотрудниками компании-разработчика.

Школьное дистанционное образование в России

Интенсивное развитие современных технологий предоставляет невероятные возможности для обучения. Сегодня, помимо стандартных классических способов освоения знаний, широко внедряется дистанционное образование. Эта методика в России появилась не так давно, в то время как многие страны запада и Европы уже давно используют это направление. Инновационная технология позволяет студенту или школьнику получать необходимые знания, не посещая непосредственно само учебное заведение. При этом подобный курс чаще всего более ориентирован на индивидуальные способности ребенка, нежели стандартная программа.

Иными словами, дистанционное образование — это возможность изучать предметы школьного курса на расстоянии. Современную методику широко практикуют многие крупные вузы страны. Другое название этой формы обучения — открытая. Все что вам необходимо, чтобы начать образовательный процесс — это компьютер или любое другое электронное устройство со свободным выходом в Интернет. При этом не имеет значения, где вы находитесь в данный момент. Единственное, что действительно важно — это желание получать знания.

Где мой ребенок может получить дистанционное образование?

Мы создали полезный образовательный ресурс InternetUrok.ru. Изначально сайт представлял собой портал с полезной информацией по популярным предметам школьного курса в текстовом и видео форматах. Развиваясь, этот ресурс стал настоящим помощником для тысяч ребят, которые по тем или иным причинам пропустили занятия в школе. Теперь вы сможете изучить любой урок из школьной программы: посмотреть видео по теме, прочитать конспект, решить тест и закрепить полученные знания тренажёром.

Сегодня наш сайт достаточно интенсивно развивается, открывая широкие горизонты в таком инновационном направлении, как дистанционное образование. Мы запускаем новое направление под названием «Домашняя школа», о котором так давно мечтали ученики и их родители. Новая программа стартует с сентября 2014 года и будет представлять собой полный общеобразовательный курс всех школьных предметов в онлайн формате.

Кому подойдет дистанционное образование?

До недавних пор такую форму обучения выбирали исключительно люди с определенными физическими недостатками, поскольку в силу сложившихся обстоятельств не могли самостоятельно выйти из дома. Однако сегодня целевая аудитория значительно расширилась. Удобное дистанционное образование также ориентировано на тех, кто:

  • проживает в маленьком провинциальном городе или удаленной деревне и не имеет возможности получать достойный уровень образования;
  • пропускает занятия по причине слабого здоровья, частых болезней или перенесенной операции;
  • не может найти контакт с детьми в классе и имеет психологические сложности в общении с ровесниками;
  • профессионально занимается спортом и основную часть времени уделяет тренировкам и подготовке к соревнованиям;
  • вынужден часто переезжать, меняя место жительства.

Основные достоинства дистанционного образования

Кроме того, дистанционное образование позволяет школьнику выбирать для себя удобное расписание занятий и заниматься по индивидуальному графику. Помимо освоения основного школьного курса, ученик может сосредоточиться на каком-то определенном предмете, получая максимум информации, например, по геометрии, физике или истории России.

Часто ребенку бывает сложно разобраться в таких трудных предметах, как физика или математика. Вероятная причина этого — недостаточное количество часов на изучение определенной темы или то, что преподавателю сложно уделить необходимое внимание каждому школьнику в классе. Стоит отметить, что онлайн обучение оказывает огромную поддержку в подготовке к ЕГЭ. Еще одним существенным преимуществом этого способа обучения является широкая доступность. Посмотреть большинство видеоуроков в Интернете можно совершенно бесплатно.

Leave a comment