Дауншифтинг это википедия: Дауншифтинг — Вікіпедія – Дауншифтинг — Википедия

Содержание

Дауншифтинг — Википедия

Даунши́фтинг (англ. downshifting, переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-либо процесса) — термин, обозначающий человеческую философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей». Родственен понятиям «simple living» (с англ. — «простой образ жизни») и «опрощение». Люди, причисляющие себя к дауншифтерам, склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам (постоянному увеличению материального капитала, карьерному росту и т.д.), ориентируясь на «жизнь ради себя».

Наибольшее развитие дауншифтинг получил в России, США и Австралии. Согласно недавним опросам общественного мнения, более 30 % американцев и 26 % австралийцев уже сделали свой шаг в этом направлении. А австралийские дауншифтеры уже начали объединяться в Союзы, помогая друг другу достигать новых целей. Их общая задача — к 2015 году обратить в свою «веру» каждого второго австралийца. В Европе охват населения дауншифтингом примерно вдвое меньше, чем в Австралии. Относительно же России можно пока говорить о 4—5 %, при большем росте числа дауншифтеров в последнее время. Можно сказать, что, чем выше средний уровень жизни в стране, тем больше людей пересматривают своё отношение к карьере, заработкам и уровню дохода.

История

Идеология дауншифтинга и сам термин распространились на рубеже XX—XXI веков в странах Запада, позже явление проникло и в Россию[1][2][3]. В России движение в основном представлено в мегаполисах — Москве и Санкт-Петербурге. Очевидны идеологические параллели с культурой хиппи, философией нью-эйдж.

Дауншифтинг представляется его последователям протестом против идеалов общества потребления, и приверженность к дауншифтингу оправдывается рядом недостатков, присущих обществу потребления — главным образом, отрицанием необходимости развития человека как личности (по Марксу — 3-я степень отчуждения — «отчуждения человека от его человеческой сущности»).

Существует и другая точка зрения на дауншифтинг, согласно которой данное явление не имеет ничего общего с достижением гармонии в жизни и душевного комфорта. Противники дауншифтинга считают естественными потребностями человека: стремление сделать карьеру, стать успешным и финансово независимым[4], а вовсе не навязанными обществом целями, как это представляет дауншифтинг.

Считается, что термин «дауншифтинг» был впервые использован в печати американской журналисткой Сарой Бен Бреатна в статье «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е» (Living in A Lower Gear: Downshifting: Redefining Success in the ’90s), опубликованной в газете «The Washington Post» 31 декабря 1991 года

[5]. Он стал распространённым явлением в Британии, Австралии и США.

В своей книге «Без суеты. Как перестать спешить и начать жить» (англ. In Praise of Slowness) британский журналист Карл Оноре объединил дауншифтинг и опрощение в единое понятие — медленное движение[6].

Дауншифтинг приобретает в разных странах свои специфические черты. Так, «бывалый дауншифтер» Александр Соколов утверждает, что в Великобритании дауншифтинг имеет экологический подтекст («употребление или выращивание органических продуктов, особое отношение к мусору и его вторичной переработке, экономия энергии»), в то время как «в Австралии фокус смещён в сторону смены жилья и места проживания»

[1]. В России дауншифтинг чаще всего воспринимают как переселение в развивающуюся страну (особенно популярны Индия и Таиланд), при этом источником средств к существованию часто является сдача в аренду квартиры в России[7].

Ценности и мотивы

Замедление темпа жизни и разумное использование времени, не растрачивая при этом много денег, являются главными ценностями дауншифтинга. Другими догматами дауншифтинга являются получение удовольствия от досуга, например, возможность проводить больше времени в кругу родных и тех, к кому индивид испытывает любовь и привязанность, а также возможность тратить больше времени на саморазвитие, хобби, благотворительность и иные увлечения.

Таким образом, время выступает главным активом индивида, а его разумное использование – главной ценностью. Иными словами, индивид стремится избавиться от назойливой концепции консьюмеризма (работай, чтобы тратить), бессмысленной гонки обладания ненужными вещами (новинки, бренды и т.д.) и ищет пути для достижения гармоничного баланса в цикле «работа — жизнь», чтобы вырваться из замкнутого круга, известного под названием «крысиные бега». Цель дауншифтинга проста: стремление к самопознанию и понятие смысла жизни.

Из-за того, что дауншифтинг имеет более персональный характер и делает акцент на менее значительных изменениях, чем на радикальном изменении стиля жизни, этот тренд привлекает все больше последователей из всего социально-экономического спектра. Существенным проявлением дауншифтинга является увеличение свободного времени на занятия, не связанные с работой, которые вкупе с различной демографией последователей, культивируют более высокую степень гражданской вовлеченности и социального взаимодействия.

На практике, дауншифтинг нередко предполагает поведенческую смену и/или смену стиля жизни. Большинство случаев дауншифтинга это следствие добровольного выбора в результате переосмысления смысла жизни, но естественные жизненные события, такие как рождение ребенка, новое хобби, частичная потеря здоровья или потеря работы также могут являться причиной того, что люди становятся дауншифтерами. Кроме того, есть временной аспект, ибо дауншифтинг может быть как временным, так и постоянным.

Методы

Работа и доход

По причине того, что дауншифтинг в основном базируется на неудовлетворенности условиями труда или производственной среды, самой распространённой формой дауншифтинга является карьерный (рабочий) дауншифтинг. Философия «работай, чтобы жить» заменяется моделью «живи, чтобы работать». Переориентация экономических приоритетов сдвигает баланс между работой и личной жизнью в сторону последнего.

Экономически, карьерный (рабочий) дауншифтинг выражается в снижении текущего или потенциального дохода, рабочего времени и уровня потребления. Следовательно, дауншифтер начинает зарабатывать меньше прежнего или меньше других, взамен на нематериальные блага.

На уровне индивида, рабочий дауншифтинг выражается в добровольном сокращении годового дохода. Дауншифтеры видят основной смысл жизни вне рабочего пространства и, следовательно, делают выбор пользу сокращения времени, проводимого на работе, что, в свою очередь, вызывает сокращение материального дохода. Такие действия, как работа на половину ставки или полное прекращение сверхурочной работы для увеличения прибыли, также могут являться примерами дауншифтинга.

Карьерный дауншифтинг является другим способом дауншифтинга экономического характера, который влечет за собой отмену стремления к богатству, продвижения по карьерной лестнице, занятия более высокого социального статуса как атрибутов успеха в обществе. Так называемый фриланс, работа на дому или начинание собственного бизнеса тоже являются примерами карьерного дауншифтинга, хотя они и не предполагают полного отказа от работы.

Людьми перечисляется много причин для выбора в пользу дауншифтинга и обычно эти причины фокусируются на т. н. «анализе издержек и выгод». Высокий стресс, давление со стороны работодателя для увеличения производительности и бесконечные командировки являются издержками работы. Поэтому дауншифтеры склонны выбирать нематериальные ценности, такие как досуг, здоровье, уделение времени семье или личная свобода вместо продвижения по карьерной лестнице или богатства.

Потребительские привычки

Другой аспект дауншифтинга предполагает разумные потребительские расходы или применение альтернативных форм потребления. Сторонники дауншифтинга указывают на консьюмеризм и погоню за брендами и новинками как на первичный источник стресса и неудовлетворенности, потому что они порождают общество индивидуалистических потребителей, которые измеряют социальный статус и счастье недостижимым количеством материальных ценностей. Вместо того, чтобы покупать подряд вещи для личного удовлетворения, потребительский дауншифтинг предполагает покупку только тех вещей, которые действительно необходимы и, таким образом, фокусируется больше на качестве, чем на количестве.

Подобное перестроение потребительских приоритетов смещает акцент с демонстрации статуса товара на его практичное использование и, следовательно, можно говорить, что дауншифтеры менее восприимчивы к брендам. Эти потребительские привычки также способствуют тому, что теперь можно выбирать в пользу меньшего рабочего времени и меньших доходов, потому что расходы уменьшаются пропорционально.

Факторы, делающие дауншифтинг возможным

Изменения в общественной политике, особенно в развитых странах, сделали дауншифтинг более доступным для большего числа населения. Всеобщая система здравоохранения, бесплатное либо дешевое образование, всевозможные гранты и пособия и устойчивая пенсионная система позволили освободить людей от бремени постоянного накопления денег на элементарные нужды. Ускоренное развитие научно-технического прогресса, современные технологии позволяют бизнесу и правительству внедрять более гибкую систему рабочих часов, работу на полставки и прочие нетрадиционные подходы для того, чтобы люди могли меньше работать и уделять больше времени личной жизни, одновременно поддерживая приемлемый для себя уровень безработицы. Стимулирующие законодательства в области малого бизнеса, уменьшения всякого рода надзорных проверок и снижение налогового бремени поощряют все больше людей открывать свое дело и, следовательно, способствуют тому, что люди могут увольняться с прежнего места работы и работать на себя.

Влияние на общественные процессы

Влияние на демографические процессы

Из-за хаотичного темпа жизни в мегаполисах и присущего ему стрессу дауншифтеры переезжают из больших городов в места, которые предполагают более спокойный темп жизни (городские окраины, маленькие города-спутники, дачные массивы, деревни и т. д.). Ускоряют этот тренд также стремительное проникновение Интернета и других современных технологий даже в самые труднодоступные районы. При этом, ввиду доступности Интернета, дауншифтинг не удаляет этот пласт людей (дауншифтеры) из господствующей культуры в обществе. Иными словами, дауншифтеры — люди современные, которые идут в ногу со временем и имеют равный доступ к информационным ресурсам, ибо современные технологии позволяют выполнять работу или получать образование дистанционно, оперативно узнавать о последних событиях в мире и т. д., не находясь при этом в центре мегаполисов.

Кроме того, дауншифтинг положительно влияет на стабильность семейных отношений и уровень рождаемости, так как часть высвободившегося времени, которое ранее забирали работодатель и офис, можно уделять теперь супругам и рождению детей.

Влияние на социально-политические процессы

Несмотря на то, что мотивы дауншифтинга вызваны личными желаниями, а не политическими взглядами, он определяет такие явления как сверхпотребление или загрязнение окружающей среды, как источник недовольства. Как известно, сверхпотребление основывается на непропорционально чрезмерном использовании природных ресурсов, что в свою очередь, вызывает ухудшение и загрязнение окружающей среды и климата. Дауншифтеры, проповедующие бережливое отношение к ресурсам и делающие больший акцент на нематериальных ценностях, чем на материальных, рано или поздно начинают негативно относиться к сверхпотреблению. В современном мире, когда периоды волатильности и турбулентности возникают чаще, чем раньше, а набирающая темпы политика популизма, концентрирующая электорат вокруг себя через апелляции к широким массам и обещающая им скорое решение социально-экономических проблем, дауншифтеры представляют собой в основном политически равнодушную категорию населения. Следовательно, последователи дауншифтинга остаются индифферентными к попыткам политиков-популистов привлечь внимание к неразумному использованию средств налогоплательщиков правительствами (т.н. hip-pocket nerve).

Интересные факты

  • В январе 2016 года во время выступления на Гайдаровском форуме глава Сбербанка Герман Греф назвал Россию «страной-дауншифтером»[8].
  • Своеобразный вариант отечественного дауншифтинга описан в романе в очерках современного российского писателя Алексея А. Шепелёва «Москва-bad. Записки столичного дауншифтера»[9][10], а также в его продолжении «Мир-село и его обитатели»[11].

См. также

Примечания

  1. 1 2 Александр Соколов. «Дауншифтинг — страшный сон HR-менеджера» (размышления «бывалого дауншифтера»). — E-xecutive.ru, 13.02.2008
  2. Вера Шенгелия, Антон Черменский, Антон Злобин. Где наша пропадала. Архивная копия от 28 марта 2008 на Wayback Machine — «Русский Newsweek», 23.03.2007
  3. ↑ Низко падшие амбиции: манифест дауншифтера. — «Вебпланета», 18.08.2009
  4. Сергей Антропов. Дауншифтинг мешает стать успешным. // kadrof.ru (27 февраля 2015 года)[неавторитетный источник?]
  5. Антон Пищур. Несколько слов в защиту дауншифтинга. // pishchour.ru
  6. Carl Honoré. In Praise of Slow. — HarperCollins Publishers LLC, 2004. — 310 с. — ISBN 9780060750510.
  7. Антонина Захарова. «Жизнь на пониженной передаче». Когда работа мешает наслаждаться жизнью, дауншифтер предпочитает остаться без работы. — «Вокруг света», 17.06.2008
  8. ↑ Греф причислил Россию к «странам-дауншифтерам»//Телеканал РБК, 15 января 2016 г.
  9. ↑ Москва, на которую смотрит Бог // Частный корреспондент, 16 июня 2015 г.
  10. ↑ Соколов А. Когда железный Миргород рухнет // Независимая газета (НГ-Ex Libris), 19.11.2015 г.
  11. ↑ Станислав Секретов. Сельская новь // Журнал It.Book, 07.03.2017

Литература

Ссылки

Опрощение (идеология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Опрощение.

Опроще́ние, или минимали́зм как образ жизни, — выбор человеком образа жизни, связанного с отказом от большинства благ современной цивилизации. Причины такого выбора могут быть различными — этическими, религиозными, экологическими и т. п. Сам русский термин прежде всего известен благодаря учению Льва Толстого, однако само слово «опрощённые» было создано И. С. Тургеневым до появления «Исповеди» Толстого[1]. Опрощение не следует смешивать с аскезой, так как не всех сторонников опрощения будет правильно называть аскетами.

В истории известно много случаев, когда люди жертвовали карьерой, социальным статусом, богатством в пользу духовного самосовершенствования. Так, римский император Диоклетиан отправился доживать свой век в Иллирию, поселился там в своём поместье, где прожил 8 лет в уединении. На попытку Максимиана и Галерия убедить его возвратиться снова к власти он ответил решительным отказом, заметив, между прочим, что если бы они видели, какова капуста, которую он сам посадил, то не стали бы в другой раз приставать к нему со своими предложениями.

Простую жизнь в гармонии с природой проповедовал американский писатель Генри Дэвид Торо — автор книги «Уолден, или Жизнь в лесу».

Знаменитым примером опрощения является классик русской литературы Лев Толстой. После глубокого мировоззренческого кризиса, сопряжённого с религиозными исканиями (повлёкшими за собой отступление от православной церкви), писатель пришёл к мысли, что лучшая жизнь — это жизнь земледельца, крестьянина, «простого трудового народа», не обременённого излишними материальными ценностями[2]. Толстой решил радикально изменить свой образ жизни[3]:

…Доход отдать на бедных и школы… Прислуги держать только столько, сколько нужно… и то на время, приучаясь обходиться без них… Кроме кормления себя и детей и учения, работа, хозяйство… По воскресеньям обеды для нищих и бедных и чтение и беседы. Жизнь, пища, одежда — всё самое простое. Всё лишнее: фортепьяно, мебель, экипажи — продать, раздать…

Идеи Льва Толстого на практике пытались воплотить его последователи — толстовцы, создававшие земледельческие коммуны.

В США в 1960-е годы возникло движение хиппи, которые проповедовали уход из дома и общества для жизни среди единомышленников, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи.

В 1981 г. Дюэйн Элгин опубликовал в США книгу Voluntary Simplicity (Добровольная простота), представлявшую собой конспект убеждений и методик, вытекающих непосредственно из идей контркультуры 1960-х годов. Эта книга породила одноимённое движение, которое представляет собой намеренную попытку отстраниться от цикла «работа-траты-долги», характеризующего современную жизнь. Это движение не выступает ни за бедность, ни за примитивизм, а призывает лишь пользоваться благами цивилизации для более полного и насыщенного существования, для привнесения порядка и ясности в жизнь индивида. Акцент делается на бережливость и скромность, на взаимопомощь в рамках самодостаточных и самоуправляемых общин.[4]

Опубликованной 31 декабря 1991 года в газете «Вашингтон Пост» статьей Сары Бан Бреатнах «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е» (англ. Living in A Lower Gear: Downshifting: Redefining Success in the ’90s) был популяризован термин «дауншифтинг» (downshifting) и само это явление.[5]

Медленное движение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Табличка ресторана медленной еды.

Медленное движение (англ. Slow Movement) — культура замедления ритма жизни. Философию движения можно определить как «равновесие». Как выразился один из идеологов движения Карл Оноре в своей книге «Без суеты. Как перестать спешить и начать жить»: «Торопиться нужно, только когда это необходимо, цель — найти свой правильный темп, tempo giusto»[1].

Считается, что движение началось с проведения демонстрации против появления Макдоналдса рядом со знаменитой римской достопримечательностью — площадью Испании — в 1986 году и с создания слоуфуд-движения (в противовес фастфуду). Одним из основных создателей считается Карло Петрини. В дальнейшем большое влияние на движение оказали Гейр Бертелсен (англ. Geir Berthelsen) — создатель Мирового института медленности (англ. The World Institute of Slowness) и Карл Оноре (фр. Carl Honoré) — автор ряда основополагающих книг о замедлении ритма жизни.

В настоящее время медленное движение набирает большую популярность и насчитывает уже более десяти направлений:

  • Медленный город. Целью этого направления является улучшение качества жизни в городах за счёт замедления темпа жизни.
  • Медленное старение. Целью этого направления является естественное, полностью осознанное и принимаемое старение, в противоположность отчаянным попыткам избежать неизбежного.
  • Медленное искусство. Эта двоякая концепция включает, с одной стороны, медленное «медитативное» создание произведений искусства, с тщательным подбором материалов и глубоким вниманием к деталям, без ненужного гигантизма; с другой стороны, неспешное созерцание небольшого числа произведений искусства в противоположность беготне по выставкам и стремлению посмотреть как можно больше всего.
  • Медленная церковь. Данное направление применяет принципы медленного движения к христианской жизни и устройству христианской церкви[2][3][4].
  • Медленное воспитание. Это направление противостоит стремлению многих родителей непременно сделать из своих детей гениев, вызвать их ускоренное взросление, максимально загрузить детей разными дополнительными занятиями, не оставляя им свободного времени. Сторонники медленного движения в воспитании считают, что подобные стремления родителей часто приводят детей к психологическим и нервным расстройствам, нарушают естественные этапы психоэмоционального взросления и отнимают у детей счастье детства[5].
  • Медленное образование. Это педагогическое направление возникло как реакция на всё более сконцентрированные учебные программы и всё более широкое внедрение тестирования для оценки знаний. Сторонники медленного подхода полагают, что большинство учеников не может достаточно глубоко усвоить такое большое количество материала в такие сжатые сроки, программы нужно разгружать от второстепенного материала для более качественного усвоения самого важного; кроме того, сторонники медленного подхода считают неправильным сегодняшнее слишком широкое применение тестирования в образовании[6][7][8][9].
  • Медленное наставничество. Это практика в психологии и психотерапии, направленная на уменьшение стресса от слишком бурного ритма жизни, спешки и выполнения многих задач одновременно[10].
  • Медленная наука. Это направление противостоит принципу «печатайся или умри» (англ. publish or perish). Сторонники направления полагают, что современное устройство академической жизни оставляет учёным слишком мало времени на чтение и размышление, отнимая много время на выстраивание формальных показателей научной активности[11].
  • Медленное программирование. Это концепция создания программного обеспечения, включающая медленное проектирование, большое внимание к деталям и тщательное тестирование, в противоположность быстрым циклам разработки[12].
  • Медленное питание (слоуфуд). Это направление противостоит индустрии быстрого питания, подчёркивая необходимость здорового питания, сохранения национальных и региональных кухонь, поддержания культуры традиционного застолья.
  • Медленные вещи. Это направление противостоит глобализации производства, чрезмерной массовости производства, усреднению и унификации в промышленном дизайне, утверждая, напротив, важность местных производителей и некрупного бизнеса, важность ручного труда и тщательного контроля качества, главенство качества над количеством[13].
  • Медленная мода. Это направление противостоит сезонной моде, массовому производству одежды, неэтичным и неэкологичным методам производства, ненужному шопингу.
  • Медленное телевидение (медленные СМИ). Это направление противостоит высокому ритму подачи материала на телевидении: перенасыщенности новостных выпусков, круглосуточному новостному вещанию в прямом эфире, быстрому «клиповому» монтажу, слишком дробному освещению событий, частой рекламе. Сторонники направления полагают, что это негативно влияет на телезрителей и мешает правильному восприятию информации[14].
  • Медленные деньги. Эта инициатива, вдохновлённая «медленным питанием», направлена на привлечение новых инвестиций в область органического сельского хозяйства и небольших предприятий питания[15][16][17].
  • Медленный стартап. Эта инициатива выдвигает новую модель стартапов, которые, в отличие от современных, были бы более ответственны, надёжны в долгосрочной перспективе, уделяли бы больше времени прогнозированию отдалённых последствий своей деятельности, как микроэкономических и макроэкономических, так и социальных, экологических, культурных[18].
  • Медленное садоводство. Создателем этого направления считается Фелдер Рашинг (англ. Felder Rushing), который, вдохновлённый движением за медленное питание, решил применить философию и принципы медленного движения к частному садоводству. Направление со временем также вобрало в себя некоторые черты дзен-буддизма и гештальт-терапии, концентрируясь на том, что человек думает и ощущает в данный момент, и помогая садоводу получать более полное удовольствие от возделывания своего сада[19][20].
  • Медленное путешествие. Это направление было вдохновлено книгами писателей-путешественников XIX века, таких как Теофиль Готье. Сторонники направления утверждают, что слишком быстрое перемещение, доступное сегодня, значительно уменьшает удовольствие от путешествия, притупляет впечатления, лишает возможности и желания глубоко вникать в местную культуру, знакомиться с обществом и его скрытыми для первого взгляда чертами[21][22][23].
  • Медленная фотография. Этот термин был впервые применён норвежским фотографом Йоханном Свендсеном (англ. Johanne Seines Svendsen) в его статье «Медленная фотография — в движении». В статье, а затем в монографии, Свендсен указывал на неправильность беготни с камерой в стремлении успеть всё и снять как можно больше. Он подчёркивал необходимость медленной работы, тщательного выбора сюжета и ракурса, чем привлёк много последователей[24][25].
  • Медленное чтение. Эта инициатива направлена на противостояние скорочтению, где в нём нет необходимости, возвращение к медленному и вдумчивому чтению, перечитыванию, анализу прочитанного, что способствует более глубокому пониманию и удовольствию от чтения[26][27][28].

Среди организаций, созданных в рамках Медленного движения можно отметить американский фонд «Продлить мгновение» (англ. Long Now Foundation)[29], европейское Сообщество замедления времени (англ. Society for the Deceleration of Time)[30], Мировой институт медленности (англ. The World Institute of Slowness)[31], а также Международный институт неделания слишком многого (англ. International Institute of Not Doing Much)[32] и японский Клуб неторопливости (англ. Sloth Club)[33]. Следует отметить, что ни одна из организаций не определяет и не контролирует медленное движение, оно является свободным.

  1. ↑ Оноре, Карл, 2014, с. 21.
  2. C. Christopher Smith and John Pattison. Slow Church (неопр.). — InterVarsity Press (англ.)русск., 2014. — ISBN 978-0830841141.
  3. Smith, C. Christopher Slow Down and Know That I Am God: Why it’s time for a conversation about Slow Church (неопр.). Sojourners (декабрь 2012). Дата обращения 1 марта 2013.
  4. Piatt, Christian The Ikea Effect, Slow Church, and Laboring Our Way Into Love (неопр.). Sojourners (7 февраля 2013). Дата обращения 2 марта 2013.
  5. Honoré, Carl. Under Pressure: Rescuing Our Children From The Culture Of Hyper-Parenting (англ.). — Orion, 2008. — ISBN 978-0-7528-7531-6.
  6. Holt, Maurice. It’s Time to Start the Slow School Movement (неопр.) // Phi Delta Kappan (англ.)русск.. — 2002. — December. Архивировано 22 января 2015 года. Архивная копия от 22 января 2015 на Wayback Machine
  7. de Zilwa, Deanna. Australian University Leaders: Agents of the McUniversity, Entrepreneurial Transformers, or Bureaucrats? // Global Issues in Higher Education (неопр.) / Richard, Pamela B.. — New York: Nova Science, 2007. — С. 162. — ISBN 978-1-60021-802-6.
  8. Stanford, Peter. Why pushy parents fail to make the grade in education: Tiger Mums hold children back, says the Eton master behind a ‘slow’ approach to learning, The Daily Telegraph (25 октября 2012). Дата обращения 1 апреля 2014.
  9. Miller, John P. Educating for Wisdom and Compassion: Creating Conditions for Timeless Learning (англ.). — Thousand Oaks: Corwin, 2005. — P. 108. — ISBN 9781412917049.
  10. ↑ «Slow Counseling: Promoting Wellness in a Fast World», журнал Journal for International Counselor Education (4/2012).
  11. Академия медленной науки, «Манифест медленной науки»
  12. ↑ The Case for Slow Programming
  13. ↑ Slow Design in Building Practice
  14. ↑ German Slow Media Manifesto
  15. ↑ Conaway, Laura. Wary Of Wall Street? Invest In A Dairy Farm. Архивная копия от 24 декабря 2014 на Wayback Machine National Public Radio. 12 March 2009.
  16. ↑ Hawn, Carleen. Slow and steady wins the race. Архивная копия от 25 января 2012 на Wayback Machine Ode Magazine. November 2008.
  17. ↑ Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 декабря 2014. Архивировано 30 августа 2012 года.
  18. The Slow Startup (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 декабря 2014. Архивировано 18 декабря 2014 года.
  19. ↑ Slow Gardening
  20. ↑ New York Times on Slow Gardening
  21. hidden europe magazine (March 2009), «A Manifesto for Slow Travel»
  22. Slow Travel Europe, «The Slow Way»
  23. Slow Travel Europe (March 2009), «A Manifesto for Slow Travel»
  24. ↑ «The Slow Photography — In Motion», Johanne Seines Svendsen, 2013
  25. Through a Glass, Darkly, Johanne Seines Svendsen, FingerPrint, 2013. ISBN 978-82-303-2243-7
  26. ↑ Miedema, John (2009). Slow Reading. Los Angeles, CA: Litwin Books.
  27. ↑ Newkirk, Thomas (2011). The Art of Slow Reading: Six Time-Honored Practices for Engagement. Portsmouth, NH: Heinemann Educational Books.
  28. ↑ Sire, James (1978). How to Read Slowly. Downers Grove, IL: InterVarsity Press.
  29. ↑ longnow.org — Long Now Foundation (англ.)
  30. ↑ zeitverein.com — Society for the Deceleration of Time (англ.)
  31. ↑ The World Institute of Slowness (англ.)
  32. ↑ International Institute of Not Doing Much (англ.)
  33. ↑ The Sloth Club (англ.)
  • Карл Оноре. Без суеты: Как перестать спешить и начать жить = In Praise Of Slow How A Worldwide Movement Is Challenging The Cult Of Speed. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 260 с. — ISBN 978-5-9614-4790-3.
  • Honoré, Carl. Under Pressure: Rescuing Our Children From The Culture Of Hyper-Parenting (англ.). — Orion, 2008. — ISBN 978-0-7528-7531-6.
  • Honoré, Carl. The Slow Fix: Solve Problems, Work Smarter and Live Better in a Fast World (англ.). — Collins, 2013. — ISBN 978-0-0611-28820.
  • In Praise of Slow: Challenging the Cult of Speed (HarperOne, 2004)

Дауншифтинг – Уикипедия

Ambox important.svgТази статия или секция е все още незавършена. Информацията не е достатъчно изчерпателна, възможно е някои важни факти по темата да липсват или да не са съвсем точни. Можете да помогнете като добавите информация, подкрепена с източници.
Ambox important.svg Дауншифтинг начина на живот позволява повече време за връзка с природата. 

Терминът Дауншифтинг (на английски: downshifting) означава намаляване на предавките на превозното средство с ръчна скоростна кутия. Този термин се прилага за описание на социалното поведение или тенденция, в която хората живеят един обикновен живот и избягат от това, което критиците наричат „rat race“ (в превод – безскрупулна надпревара).

Дългосрочен ефект на дауншифтинга може да включва изход от това, което е описано като икономически материализъм, както и „стресът и психически щети, които придружават икономическия материализъм“. Тази нова социална тенденция подчертава намирането за подобряване на баланс между работата и живота. Също така важна цел е постигането на лична себереализация, както и изграждане на лични отношения, а не на стремеж към постигане на икономически успех.

Дауншифтинг, като концепция, има много общи характеристики с простия живот (на английски: simple living). Основната разлика е стремежа за умерена промяна на индивидуално ниво. През 1990-те години, тази нова форма на прост начин на живот, започна да се появява в медиите, и придоби популярност в развитите страни, особено в Съединените щати, Обединеното Кралство, Нова Зеландия и Австралия.

Дауншифтърите са хора, които приемат този начин на живот. Няколко основни техники на дауншифтърите са прием на по-малка заплата за намалено работно време, като същевременно се стремят да консумират по-малко, за да се намали екологичният отпечатък. Един от основните резултати от тези практики се състои в това, да се радват на повече свободно време в компанията на други хора, особено близките си.

Работа и доход[редактиране | редактиране на кода]

Wiki letter w.svg Този раздел е празен или е мъниче. Можете да помогнете на Уикипедия като го разширите.

Навици при харченето[редактиране | редактиране на кода]

Wiki letter w.svg Този раздел е празен или е мъниче. Можете да помогнете на Уикипедия като го разширите.

Политики подпомагащи дауншифтинг[редактиране | редактиране на кода]

Wiki letter w.svg Този раздел е празен или е мъниче. Можете да помогнете на Уикипедия като го разширите.

Последици за околната среда[редактиране | редактиране на кода]

Wiki letter w.svg Този раздел е празен или е мъниче. Можете да помогнете на Уикипедия като го разширите.

Дауншифтинг към по-малки населени места[редактиране | редактиране на кода]

Wiki letter w.svg Този раздел е празен или е мъниче. Можете да помогнете на Уикипедия като го разширите.
Wiki letter w.svg Този раздел е празен или е мъниче. Можете да помогнете на Уикипедия като го разширите.
  • Бланчард, А. Елиза (1994). Освен потребителската култура: изследвания, преоценка и доброволно действие. Неопубликованная дисертация в Университета „Тъфтс“.
  • Бик, Анди. (1998). Дауншифтинг: Универсален Справочник. Лондон: Thorsons
  • Etziomi, Амитай. (1998). Доброволна простота: характеристики, изберете психологически последици и социални последици. Списание икономическа психология 19:619 – 43.
  • Хамилтън, Клайв (Ноември 2003 Г.). Дауншифтинг в обединеното кралство: море-промяна в преследване на щастието. Австралийски Институт На Дискусионен Документ № 58. 42р. ISSN – 5421 1322 – 5421
  • Хамилтън, Si, Поща, Т.е. (Януари 2003). Дауншифтинг в Австралия: море-промяна в преследване на щастието. Австралийски Институт На Дискусионен Документ № 50. 12п. Номер ISSN 1322 – 5421
  • Хэмпсон, Джо & Пъркинс, Джорджина. Сайт за коментари и съвети за дауншифтинга.
  • Juniu, Susana (2000). Дауншифтинг: очаквайте същността на свободното време, списание за изследвания на свободното време, 1-во тримесечие на обем. 32 брой 1, p69, 5 пенса.
  • Леви, Нийл (2005). Дауншифтинг и смисъл в живота, отношенията, кн. 18, брой 2, 176 – 189.
  • Mazza, Sp (1997). Да го прости. Размисли 36 (Март): 10 – 12.
  • Нелсън, Мишел Rv, Paek, Хе Джин, Радемахер, Марк А. (2007). Дауншифтинг Потребителските = По-Висока Предавка Гражданин?: Проучване на местната общност freecycle действа. Аналите на американската Академия за политически и социални науки, 141 – 156.
  • Saltzman, Ейми. (1991). Дауншифтинг: преосмисляне на успеха на по-бавна песен. Ню Йорк: Харпър Колинс.
  • Шор, Жулиета Б (1998). Доброволен дауншифтинг през 1990-те години. В Хр Хюстън, Дж. Станфорд, & Al Тейлър (ЭЦП.), Сила, заетост и натрупването на: социалните структури в икономическата теория и практика (PP. 66 – 79). Armonk, Ny: M. E. Шарп, 2003. Текст от Университета в Чапъл Хил библиотечни фондове.

Дауншифтинг Википедия

Даунши́фтинг (англ. downshifting, переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-либо процесса) — термин, обозначающий человеческую философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей»[источник не указан 172 дня]. Родственен понятиям «simple living» (с англ. — «простой образ жизни») и «опрощение». Люди, причисляющие себя к дауншифтерам, склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам (постоянному увеличению материального капитала, карьерному росту и т.д.), ориентируясь на «жизнь ради себя».

Наибольшее развитие дауншифтинг получил в США и Австралии.[источник не указан 103 дня]

История

Идеология дауншифтинга, имеющего очевидные идеологические параллели с культурой хиппи и философией нью-эйдж, и сам термин «дауншифтинг» распространились на рубеже XX—XXI веков в странах Запада, позже явление проникло в Россию[1][2][3]. В России движение в основном представлено в крупнейших мегаполисах — Москве и Санкт-Петербурге.

Дауншифтинг представляется его последователям протестом против идеалов общества потребления, приверженность к дауншифтингу оправдывается рядом недостатков, присущих обществу потребления — главным образом, отрицанием необходимости развития человека как личности (по Марксу — 3-я степень отчуждения — «отчуждение человека от его человеческой сущности»).

Существует и другая точка зрения на дауншифтинг, согласно которой данное явление не имеет ничего общего с достижением гармонии в жизни и душевного комфорта. Противники дауншифтинга считают естественными потребностями человека: стремление сделать карьеру, стать успешным и финансово независимым[4], а вовсе не навязанными обществом целями, как это представляет дауншифтинг.

Считается, что термин «дауншифтинг» был впервые использован в печати американской журналисткой Сарой Бен Бреатна в статье «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е» (Living in A Lower Gear: Downshifting: Redefining Success in the ’90s), опубликованной в газете «The Washington Post» 31 декабря 1991 года[5]. Он стал распространённым явлением в Британии, Австралии и США.

В своей книге «Без суеты. Как перестать спешить и начать жить» (англ. In Praise of Slowness) британский журналист Карл Оноре объединил дауншифтинг и опрощение в единое понятие — медленное движение[6].

В разных странах дауншифтинг приобретает различные специфические черты. Так, «бывалый дауншифтер» Александр Соколов утверждает, что в Великобритании дауншифтинг имеет экологический подтекст («употребление или выращивание органических продуктов, особое отношение к мусору и его вторичной переработке, экономия энергии»), в то время как «в Австралии фокус смещён в сторону смены жилья и места проживания»[1]. В России дауншифтинг чаще всего воспринимают как переселение в развивающуюся страну (особенно популярны Индия и Таиланд), при этом источником средств к существованию часто является сдача в аренду освобождаемой квартиры в России[7].

Ценности и мотивы

Стремление замедлить темп жизни и разумно использовать время, не растрачивая при этом много денег, являются главными ценностями дауншифтинга. Другими догматами дауншифтинга являются получение удовольствия от досуга, например, возможность проводить больше времени в кругу родных и тех, к кому индивид испытывает любовь и привязанность, а также возможность тратить больше времени на саморазвитие, хобби, благотворительность и иные увлечения.

Таким образом, время выступает главным активом индивида, а его разумное использование – главной ценностью. Иными словами, индивид стремится избавиться от назойливой концепции консьюмеризма (работай, чтобы тратить), бессмысленной гонки обладания ненужными вещами (новинки, бренды и тому подобное) и ищет пути для достижения гармоничного баланса в цикле «работа — жизнь», чтобы вырваться из замкнутого круга, известного под названием «крысиные бега». Цель дауншифтинга проста: стремление к самопознанию и пониманию смысла жизни.

Из-за того, что дауншифтинг имеет более персональный характер и делает акцент на изменениях, менее значительных, чем радикальная смена стиля жизни, это направление привлекает всё больше последователей из всего социально-экономического спектра. Существенным проявлением дауншифтинга является увеличение времени, затрачиваемого на занятия, не связанные с работой, которые, вкупе с различной демографией последователей, культивируют более высокую степень гражданской вовлеченности и социального взаимодействия.

На практике дауншифтинг нередко предполагает поведенческую смену и/или смену стиля жизни. Большинство случаев дауншифтинга это следствие добровольного выбора в результате переосмысления смысла жизни, но естественные жизненные события, такие как рождение ребенка, новое хобби, частичная потеря здоровья или потеря работы также могут являться причиной того, что люди становятся дауншифтерами. Кроме того, есть временной аспект, ибо дауншифтинг может быть как постоянным, так и временным.

Методы

Работа и доход

Поскольку дауншифтинг в основном базируется на неудовлетворённости условиями труда или производственной среды, самой распространённой формой дауншифтинга является карьерный (рабочий) дауншифтинг. Философия «работай, чтобы жить» заменяется моделью «живи, чтобы работать». Переориентация экономических приоритетов сдвигает баланс между работой и личной жизнью в сторону последнего.

С экономической точки зрения, карьерный (рабочий) дауншифтинг выражается в снижении текущего или потенциального дохода, рабочего времени и уровня потребления. Следовательно, дауншифтер начинает зарабатывать меньше прежнего или меньше других людей, взамен получая нематериальные блага.

На уровне индивидуума рабочий дауншифтинг выражается в добровольном сокращении годового дохода. Дауншифтеры видят основной смысл жизни вне рабочего пространства и, следовательно, делают выбор в пользу сокращения времени, проводимого на работе, что, в свою очередь, вызывает сокращение материального дохода. Такие действия, как работа на половину ставки или полное прекращение сверхурочной работы для увеличения прибыли, также могут являться примерами дауншифтинга.

Карьерный дауншифтинг является другим способом дауншифтинга экономического характера, который влечёт за собой отмену стремления к богатству, продвижения по карьерной лестнице, занятия более высокого социального статуса как атрибутов успеха в обществе. Так называемый фриланс, работа на дому или начинание собственного бизнеса, тоже являются примерами карьерного дауншифтинга, хотя они и не предполагают полного отказа от работы.

Людьми перечисляется много причин для выбора в пользу дауншифтинга и обычно эти причины базируются на так называемом «анализе издержек и выгод». Высокий стресс, давление со стороны работодателя для увеличения производительности и бесконечные командировки являются издержками работы. Поэтому дауншифтеры склонны выбирать нематериальные ценности, такие как досуг, здоровье, увеличение времени, уделяемого семье, или личная свобода вместо продвижения по карьерной лестнице или богатства.

Потребительские привычки

Другой аспект дауншифтинга предполагает разумные потребительские расходы или применение альтернативных форм потребления. Сторонники дауншифтинга указывают на консьюмеризм и погоню за брендами и новинками как на первичный источник стресса и неудовлетворенности, потому что они порождают общество индивидуалистических потребителей, которые измеряют социальный статус и счастье недостижимым количеством материальных ценностей. Вместо того, чтобы покупать подряд вещи для личного удовлетворения, потребительский дауншифтинг предполагает покупку только тех вещей, которые действительно необходимы и, таким образом, фокусируется на качестве, а не на количестве.

Подобное перестроение потребительских приоритетов смещает акцент с демонстрации статуса товара на его практичное использование и, следовательно, можно говорить, что дауншифтеры менее восприимчивы к брендам. Эти потребительские привычки также способствуют тому, что теперь можно выбирать в пользу меньшего рабочего времени и меньших доходов, потому что расходы уменьшаются пропорционально.

Факторы, делающие дауншифтинг возможным

Изменения в общественной политике, особенно в развитых странах, сделали дауншифтинг более доступным для большего числа населения. Всеобщая система здравоохранения, бесплатное либо дешёвое образование, всевозможные гранты и пособия и устойчивая пенсионная система позволили освободить людей от бремени постоянного накопления денег на элементарные нужды. Ускоренное развитие научно-технического прогресса, современные технологии позволяют бизнесу и правительству внедрять более гибкую систему рабочих часов, работу на полставки и прочие нетрадиционные подходы для того, чтобы люди могли меньше работать и уделять больше времени личной жизни, одновременно поддерживая приемлемый для себя уровень безработицы. Стимулирующие законодательства в области малого бизнеса, уменьшения всякого рода надзорных проверок и снижение налогового бремени поощряют всё больше людей открывать свое дело и, следовательно, способствуют тому, что люди могут увольняться с прежнего места работы и работать на себя.

Влияние на общественные процессы

Влияние на демографические процессы

Из-за хаотичного темпа жизни в мегаполисах и присущего ему стресса дауншифтеры переезжают из больших городов в места, которые предполагают более спокойный темп жизни (городские окраины, маленькие города-спутники, дачные массивы, деревни и тому подобное). Ускоряют эту тенденцию также стремительное проникновение Интернета и других современных технологий даже в самые труднодоступные районы. При этом, ввиду доступности Интернета, дауншифтинг не удаляет этот пласт людей (дауншифтеры) из господствующей культуры в обществе. Иными словами, дауншифтеры — люди современные, которые идут в ногу со временем и имеют равный доступ к информационным ресурсам, ибо современные технологии позволяют дистанционно получать образование и выполнять работу, оперативно узнавать о последних событиях в мире и тому подобное, не находясь при этом в центре мегаполисов.

Дауншифтинг положительно влияет на стабильность семейных отношений и уровень рождаемости, так как часть высвободившегося времени, которое ранее забирали работодатель и офис, уделяется сексуальным отношениям и рождению детей.

Влияние на социально-политические процессы

Несмотря на то, что мотивы дауншифтинга вызваны личными желаниями, а не политическими взглядами, он определяет сверхпотребление или загрязнение окружающей среды как источник недовольства. Известно, что сверхпотребление основывается на непропорционально чрезмерном использовании природных ресурсов, что в свою очередь, вызывает ухудшение и загрязнение окружающей среды и климата. Дауншифтеры, проповедующие бережливое отношение к ресурсам и делающие больший акцент на нематериальных ценностях, чем на материальных, рано или поздно начинают негативно относиться к сверхпотреблению. В современном мире, когда периоды волатильности и турбулентности возникают чаще, чем раньше, дауншифтеры представляют собой в основном политически равнодушную категорию населения, в отличие от набирающей темпы политики популизма, концентрирующей электорат вокруг себя через апелляции к широким массам и обещающая им скорое решение социально-экономических проблем. Следовательно, последователи дауншифтинга остаются индифферентными к попыткам политиков-популистов привлечь внимание к неразумному использованию средств налогоплательщиков правительствами (т.н. hip-pocket nerve).

Упоминания термина в массовой культуре

  • В январе 2016 года во время выступления на Гайдаровском форуме глава Сбербанка Герман Греф назвал Россию «страной-дауншифтером»[8].
  • Своеобразный вариант отечественного дауншифтинга описан в романе в очерках современного российского писателя Алексея А. Шепелёва «Москва-bad. Записки столичного дауншифтера»[9][10], а также в его продолжении «Мир-село и его обитатели»[11].

См. также

Примечания

  1. 1 2 Александр Соколов. «Дауншифтинг — страшный сон HR-менеджера» (размышления «бывалого дауншифтера»). — E-xecutive.ru, 13.02.2008
  2. Вера Шенгелия, Антон Черменский, Антон Злобин. Где наша пропадала. Архивная копия от 28 марта 2008 на Wayback Machine — «Русский Newsweek», 23.03.2007
  3. ↑ Низко падшие амбиции: манифест дауншифтера. — «Вебпланета», 18.08.2009
  4. Сергей Антропов. Дауншифтинг мешает стать успешным. // kadrof.ru (27 февраля 2015 года)[неавторитетный источник?]
  5. Антон Пищур. Несколько слов в защиту дауншифтинга. Архивная копия от 23 июля 2011 на Wayback Machine // pishchour.ru
  6. Carl Honoré. In Praise of Slow. — HarperCollins Publishers LLC, 2004. — 310 с. — ISBN 9780060750510.
  7. Антонина Захарова. «Жизнь на пониженной передаче». Когда работа мешает наслаждаться жизнью, дауншифтер предпочитает остаться без работы. — «Вокруг света», 17.06.2008
  8. ↑ Греф причислил Россию к «странам-дауншифтерам»//Телеканал РБК, 15 января 2016 г.
  9. ↑ Москва, на которую смотрит Бог // Частный корреспондент, 16 июня 2015 г.
  10. ↑ Соколов А. Когда железный Миргород рухнет // Независимая газета (НГ-Ex Libris), 19.11.2015 г.
  11. ↑ Станислав Секретов. Сельская новь // Журнал It.Book, 07.03.2017

Литература

Leave a comment