Дауншифтеры россии – Мужики за дровами, бабы за коровами — вся правда о российском дауншифтинге | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Мужики за дровами, бабы за коровами — вся правда о российском дауншифтинге | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

На западе дауншифтинг становится философией жизни — уход от цивилизации объясняется не обидой и безразличием к обществу, а например, типично кожным стремлением к здоровому образу жизни. Ведущую же роль в явлении российского дауншифтинга играет знаменитый анальный вектор. Уход от цивилизации как своеобразная месть…

40 8723 5 Июня 2012 в 00:51

Автор публикации: Олег Ветров, психолог 

 

Отказаться от должности, работы, доходов? Променять квартиру на домик в деревне, а еще лучше где-нибудь в Сибири? В последнее время таких людей становится все больше. Зачем они делают это? Чего ищут в своем добровольном изгнании из цивилизации? И что на самом деле заставляет человека 21 века, обращаясь в прошлое, уходить в дикую глушь?

 

Дауншифтинг на Западе

Слово «дауншифтинг» берет свое начало из английского понятия «downshifting», которое обозначает «добровольный отказ от работы, связанной с повышенной ответственностью и стрессом, отнимающей свободное время, ради спокойной жизни». Соответственно, тех людей, которые сознательно отказываются от жизни и всех стрессов современного общества, и называют дауншифтерами.

Как классический пример «дауншифтинга» обычно приводят историю жизни римского императора Диоклетиана, который после тяжелой болезни бросил императорский трон и уехал жить на маленькую ферму около моря.

Спустя столетия его примеру последовали некоторые топ-менеджеры успешных мировых компаний. Так, Джон Дрейк, основатель известной рекрутинговой компании, после 15 лет успешной работы бросил свой бизнес и стал дауншифтером. Позже он написал самую известную книгу на сегодняшний день – «Даунщифтинг: как работать поменьше, а удовольствие от жизни получать побольше». Все американские дауншифтеры по сей день ее зачитывают до дыр. Или взять другого основателя и родоначальника английского дауншифтинга Ричарда Кэннона. Он бросил работу топ-менеджера в компании British Rail и уехал выращивать овощи.

В нашей стране в последнее время сформировалось целое движение дауншифтеров, появилось множество сайтов и форумов в интернете, посвященных этому социальному явлению. В России дауншифтинг только набирает свои обороты и имеет в основном негативный оттенок. По данным некоторых психологов, примерно от 3 до 5% людей, занятых поиском работы, рассматривают для себя вариант, который предусматривает снижение трудовой занятости и понижение карьерного роста. Проще говоря, эти люди готовы пожертвовать карьерой и деньгами ради того, чтобы меньше напрягаться.

Обсуждения, которые ведутся сегодня вокруг этого социального феномена в СМИ, поистине заслуживают внимания и пристального изучения. Более того, и у нас в России, и за рубежом данный феномен мало был исследован, а если и имели место научные исследования, то они проводились в западных странах и только в рамках экономики и социологии.

Мнения по поводу этого социального явления разделились на два лагеря. Одни люди считают дауншифтинг положительным явлением, которое ведет к саморазвитию и самоактуализации личности, а другие называют его «барской болезнью» и эпидемией ХХ века.

 

Исследования дауншифтинга

Согласно исследованиям, проведенным в Австралии в 2004 году, люди, стремящиеся к дауншифтингу, имеют на это четыре основные причины.

К первой причине относится желание человека иметь гармоничную сбалансированную жизнь без стрессогенных факторов.

Ко второй причине можно отнести реакцию на противоречие между личностными ценностями и ценностями, навязываемыми в организациях.

К третьей причине относят поиск более удовлетворяющей жизни. Дауншифтеры считают, что реализация себя в карьере не ведет к положительным результатам.

Ну и наконец, к последней, четвертой, причине можно отнести здоровье человека. В дауншифтинге они видят прямой источник здоровья.

Исследования, проведенные в Англии, показали, что к основным причинам дауншифтинга можно отнести желание людей больше времени проводить со своей семьей. Люди старшего поколения дауншифтинг воспринимают как основной источник здоровья, а молодые — как самореализацию без посторонних навязанных организациями идей.

В США подобное социальное явление назвали по-другому – «добровольная простота». Этот термин ввел в обиход Д. Элджин в 60-70 годах ХХ века. Он под добровольной простотой подразумевал стабильный сбалансированный образ жизни.

Здесь хочется добавить, что на Западе дауншифтерами становятся в основном реализованные люди в возрасте от 35-40 лет и состоятельная молодежь. Поэтому западная модель этого явления имеет совсем другой, нежели в России, смысл.

 

Дауншифтинг с позиции системно-векторной психологии

Однако очевидно, что феномен дауншифтинга неверно рассматривать только с социальной и экономической стороны. По-настоящему объяснить его можно, обратившись к психологии.

Системно-векторная психология позволяет предельно точно охарактеризовать людей, выбравших этот путь и решивших уйти от всех благ цивилизации к «настоящей жизни».

На западе дауншифтинг становится философией жизни для людей с кожным вектором. Уход от цивилизации объясняется не обидой и безразличием к обществу, а например, типично кожным стремлением к здоровому образу жизни. Свежий воздух, удаленность от стресса города, чистая вода, натуральная еда – вот что может подвигнуть такого человека к уходу от созданной им же цивилизации.

Также это происходит с добившимися многого в этой жизни анально-кожными людьми. К старости анальные желания берут верх, и хочется, наконец, побыть с семьей, пожить поближе к природе, в тиши и покое.

Любопытно, что оказавшись в условиях деревни, такие рожденные для города люди организуют там свой мини-бизнес – что-то вроде мини-хозяйства, начиная и там выстраивать свои кожные порядки. Их врожденные кожные предпринимательские способности проявляются и там. Построенные усадьбы, где каждый может за определенную сумму отдохнуть, — один из примеров этого явления.

В России же ситуация совсем другая. Ведущую роль в явлении российского дауншифтинга играет знаменитый анальный вектор. Возврат к прошлому, к природе, к натуральному хозяйству, общинный образ жизни, создание своего миниатюрного патриархального общества «как деды и прадеды учили» – все это ценности анального вектора.

Сколько стоит мир, столько такие люди говорят, что «раньше было лучше», спрашивают, «куда все катится», и взывают к совести современников.

Почему это так? Да потому, что в России особенно велико число нереализованных анальных людей. Такой человек уходит в леса не просто так, а объясняя это обидой на соседей, город, общество, государство. Объем и масштабы меняются в зависимости от глубины обиды и фрустрации.

Искаженное восприятие в данном случае складывает такую картинку: они мне недодали, не оценили, не признали – они мне не нужны. Уход как своеобразная месть. И гори оно огнем!

Дауншифтинг в их понимании – это жизнь в общине, в деревенских деревянных домах без канализации и отопления. В общине «бабы должны знать свое место», а «мужики быть мужиками». Игры со стариной перестают быть красивыми, когда на свет всплывают страшные последствия анальных фрустраций.

Отдельно стоит сказать о дауншифтинге как об идее, очередной идее, порожденной неразвитым звуковым вектором. Я ухожу «из мира» не просто так, у меня есть цель, смысл, особая миссия, отдельная от всех остальных людей. Неважно, что происходит вокруг, неважно, чем живет общество, которому я принадлежу, неважно, какая ситуация складывается в стране и в мире – у меня есть я и мои идеи.

Эта идея деструктивна в корне своем, так как позиционирует уход от общества как своеобразный подвиг, достижение. В то время как на самом деле вырывает из него могущий быть здоровым элемент. Эта идея, замешанная на звуковом эгоцентризме и ощущении собственной исключительности, дает нам разрешение думать, что я выживу один, никто мне для этого не нужен, дает нам разрешение наплевательски относиться ко всему, что происходит вокруг нас, не нести ответственности за сохранность целого.

Очевидно, что носящее чисто психологический характер явление дауншифтинга в нашем обществе обречено в корне своем.

Какую бы цель не преследовал дауншифтинг в России или  на западе, он никогда не станет решением наших проблем. Человечеству пора взрослеть и осознавать следствия своих поступков не для одной отдельно взятой личности, а для целого. Мир, в котором каждый зависит от каждого, становится реальностью.

Автор публикации: Олег Ветров, психолог 

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Дауншифтинг в России. Унесенные жизнью: system_psiholog — LiveJournal

Хорошо, что есть выбор жизненного пути. В смысле следования стереотипам массового сознания или противостояния сильным мира сего, которые, собственно, и формируют наши стандарты жизни. Еще совсем недавно на российском пространстве таковой шанс представлялся немногим – и они были у всех на устах.

Речь идет, конечно, о представителях научной, артистической и другой элиты. Они бились о ментальные устои тоталитарного общества, приближая, может быть, и против своей воли, сегодняшние кожные времена – времена господства общества массового потребления. Их притязания на истину были, как показало время, оторванными от реалий России в аспекте практического использования, но их усилия были, безусловно, прогрессивными.

Большая страна была обязана войти в мировой фарватер и принять вызовы времени. Сегодня все больше россиян против возвращения старых и отнюдь не добрых времен. Однако дауншифтинг в России налицо и рост приверженцев ухода вполне, казалось бы, состоявшихся людей никуда: в глухую деревню, на теплый Гоа, в высоты Тибета… Список адресов можно продолжить. Суть вопроса не в этом. Дауншифтинг мог и должен оставаться личным делом каждого человека. Если бы не активное продвижение этой модели жизнеустройства в массы. Благо на этот счет существует практически неограниченное пространство Интернета, и это не беря во внимание все более желтеющую российскую журнально-газетную прессу. Приверженцы дауншифтинга тоже у всех на устах.

Что делать с навязанными стереотипами, и как найти свой путь? Ответ на этот исконно русский вопрос знает системно-векторная психология Юрия Бурлана.


Дауншифтинг в России в России. Командировка в Лебятино

— Шеф выписал командировку в Лебятино, — сказала мне офис-менеджер редакции нашей газеты Дина. – А вот и письмо, просили разобраться по существу.

Очевидно, прежде чем отправиться в один из самых отдаленных от областного центра населенных пунктов региона, правильным будет встретиться с автором письма. Женщина взывала о помощи – её сын стал дауншифтером.


дауншифтинг в россии 1
Дауншифтинг в России. Вырваться в деревню

— Мой единственный сын, Виктор, бросил свою работу и уехал в глухомань, — рассказывала бывшая учительница русского языка и литературы, благообразно-сухая, застегнутая, как мне показалось, на все крючки, особа. — Забрал с собой и детей, моих дорогих внучков, Сашу и Олю. Про мою бывшую сноху, Нину, не хотелось говорить. Но придется. Это она сбила с правильного пути Витю. Забрала к себе в Москву. А какой хороший мальчик мой сын – послушный, старательный, все его хвалили, всем он старался угодить…

— Вот и нахвалили, сглазили. Я воспитывала его без мужа, погиб мой благоверный в аварии на плохой дороге, на машине скорой помощи, — продолжила женщина, поднеся уголок платочка к сухому уголку глаза. — Витя получил хорошее медицинское образование, я постаралась, начал работать врачом, продолжил дело отца. Упорный трудолюбивый мальчик добился заслуженного признания. У него руки от Бога. Все было хорошо, я ему и жену уже присмотрела, но им заинтересовалась Нина. Она приехала в наш город из Москвы в ссылку – провинилась перед отцом, вот и назначил ее региональным представителем своей финансовой империи. Витя попал под ее каблучок. Как и другие её поклонники. Но только от Вити она смогла зачать, родился Саша, а потом появилась моя любимица, Оленька…

— Ну и зачем ваш Витя стал дауншифтером и уехал в Лебятино, если у него все так хорошо?

— В том и дело, что дела у отца Нины пошли под откос. Говорят, был рейдерский налет. Нина совсем было спилась, вот Витя и решил по-своему спасти детей… и Нину тоже.

Понятное дело, кожно-зрительная женщина не может простить кожную проходимку-невестку, а сын – реализованный зрительный анальник, находившийся, очевидно, какое-то время между двух огней, а затем потерявший найденную было опору – тестя, что заменил отца, предпочел нечто фундаментальное. Для него это было возвращение в старые добрые времена, ассоциирующиеся с российской деревней: мол, и деревья здесь выше, и люди достойнее, и звезды ярче…


Дауншифтинг в России. Холодные звезды медвежьего уголка

В тот день, когда в сопровождении представителя районной администрации я приехал в Лебятино, к нам затем присоединился еще один функционер, но рангом пониже, из местного муниципального образования. Мы направились к дому, что ничем не выделялся в ряду изрядно траченных временем строений старого села.

Дауншифтер Виктор меня забыл, но я его по старой журналистской привычке запомнил. И в первую очередь, по такой детали, как изящные белые пальцы, держащие почетный диплом международной благотворительной организации за большой вклад в спасение сербских беженцев. Блестящего хирурга на какое-то время привлекли к миротворческой операции нашей страны в бывшей Югославии. Шеф настоял на своем, и в газете эта деталь одного из моих репортерских снимков — красивые пальцы Виктора, ушла на второй план. Но в моем архиве именно этот вариант снимка был под номером один.

Мою ладонь сжали, словно в стальных клещах – было это специально или нет со стороны Виктора, не столь важно, как говорится, непрошеный гость хуже татарина; ближе к истине другое наблюдение: и речи не могло быть о прежних ухоженных пальцах бывшего хирурга. Особенности дауншифтинга в России и жизнь в медвежьем уголке (пожалуй, тесть ничем не мог помочь своему зятю и дочери: одно дело Подмосковье, другое — лесные отроги Урала-батюшки) не могла не наложить отпечаток на любимца женской части провинциальной публики. Золотые руки новообращенного мелкого фермера без сомнения мастерски управлялись с косой, граблями, лопатой и другим рабочими инструментами. Впрочем, посуровевший и раздавшийся в плечах Виктор и не думал пасовать перед журналистом. Опустим его монолог о преимуществах дауншифтинга в России. Каждый желающий может обратиться к имеющимся на этот счет информационным источникам.

По существу, зрительный анальник не выдержал очередного стресса. Он изменил обществу, которое вправе возлагать на него большие надежды. По истинному счету Виктор предал и своих детей. Об этом поговорим подробнее.

Меня несколько покоробило отношение Нины к собственному сыну: «Идиот, ты почему не здороваешься с взрослыми?» Погода стояла более чем прохладная, и вся семья Виктора ютилась в одной комнате с печкой на дровах, другая комната была отведена для содержания новорожденных телят и козлят. Оставалось только наблюдать и делать соответствующие выводы.


дауншифтинг в россии 2
Дауншифтинг в России. Уход от стресса

Ежедневные словесные оскорбления для ребенка-звуковика не могут не отразиться на его психике весьма негативно. Из Саши мог вырасти, к примеру, второй Махатма Ганди (сравнение, конечно, условное, однако все мы, при наличии строго индивидуальных черт характера, несем в себе признаки того или иного вектора и рождены для выполнения конкретной жизненной задачи, в рассматриваемом нами случае — для инициирования новых идей, служащих на пользу всему человечеству). Но для этого нужна внешняя среда, благоприятная именно для такого ребенка и не имеющая ничего общего с реалиями даушифтинга в России. Не помешает и многое другое, которого в медвежьем уголку может и не быть. При сохранении существующего жизненного сценария Саше вряд ли удастся развить свои природные свойства звукового вектора в полном объеме…

Что же касается дочери Виктора, Оленьки, она обещала расцвести в редкую красавицу – подобие своей матери, на тот момент уже порядком увядшей. Вопрос в другом. Что может противопоставить Виктор установкам своей жены, не видящей необходимости предоставлять дочери не только хлеб насущный, но также и пищу для выращивания природных задатков креативного свойства? Музыкальная школа, хореографический кружок, ряд других достижений цивилизации, дающих возможность реализовать себя за счет развития векторов и занять достойное место в высококонкурентной современности, остались в городе.

К часу нашего прощания с Виктором на небосклоне вызвездило. Представитель сельского муниципального образования сказал, как мне показалось, веско: «К утру будет хороший мороз, вон как светят звезды!» Из села Лебятово нас провожали холодные звезды на высоком небе.


Дауншифтинг в России. Можно ли убежать от себя?

Кого только не приводят в качестве примеров для подражания адепты дауншифтинга, но все они не выдерживают критики. Что было бы с человечеством, превратившимся в агломерат мелких земледельцев?!

Психология, как и многое другое, не стоит на месте. Системно-векторная психология предложила широкое видение мира через диалектику развития человечества на пути перехода от примитивных ко все более усложняющимся формам. А также приспособления меняющегося человека к меняющейся окружающееся среде.

Очевидно, на тему дауншифтинга в России можно и нужно говорить. Большая часть человечества сегодня живет в городах. Это наблюдение справедливо и для России. В мегаполисах, собственно, решаются основные задачи цивилизации.

Для получения настоящего удовольствия от жизни нужно развитие на должном уровне. На примере Виктора, согласно данных ему от рождения анального и зрительного векторов, это могло быть восхождение на высоты какого-либо мастерства, но не падение к уделу натурального крестьянского хозяйства на захудалом хуторе. Я не против фермерства в целом. Отнюдь. Я с большим уважением отношусь к представителям этой растущей профессиональной корпорации. Как и другие формы мышечного труда, оно (фермерство) нужно России.

Нельзя не сказать, как важно найти в себе мужество продолжить свою реализацию, не спасовать перед трудностями, верить в свое счастливое завтра. Надо работать над собой: каждый из нас алмаз, но не каждому дано стать бриллиантом. Долгая дорога Виктора под холодными чужими звездами ведет в никуда.


дауншифтинг в россии 3
Дауншифтинг в России. Или найти себя

И последнее. Если вы хотите узнать больше о сути явления даушифтинга в России и проявлениях векторов, как на уровне человека, так и в ментальном, а также возможностях собственной реализации вне влияния феноменов общественного массового сознания приглашаем вас на бесплатные вводные лекции наших курсов по психологии.

Амет СУЛТАН, журналист

Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Другие публикации:

Психология управления — лидеру нового времени

Новый закон об оружии – для всех и каждого

Познакомиться с иностранцем. Иллюзии счастливого замужества

Мне понравилось – поставить «сердечко»:Мне понравилось – отправить этот пост в социальные сети:

Кризис гонит российских дауншифтеров обратно на Родину

Расцвет побегов от суровой российской реальности в теплые края пришелся на 2000-е годы. Сначала только самые смелые потянулись в Индию, Таиланд и Вьетнам. Ну а потом целые самолеты людей с билетом в один конец отправлялись к райским берегам. Люди бросали бизнес, плевали на карьеру, родню и оставались там, где лето круглый год и никаких забот. Больше всего, как тогда казалось, повезло тем, у кого есть какая-никакая недвижимость в Москве. Ведь даже за аренду от «однушки» рядом с МКАД можно было чувствовать себя в Азии белым человеком. Арифметика простая — жилье в туристическом месте стоит около 500 долларов в месяц. Остальных денег (квартиры в Москве сдавались в среднем за 1000 у.е.) с лихвой хватало на безбедную жизнь. Вот по ним-то кризис и прошелся сильнее всего.

фото: Дина Карпицкая

* * *    

Среди дауншифтеров есть просто бездельники, ищущие более легкой жизни. Все что у них есть — несколько записей в трудовой книжке о работе по найму и жилье, доставшееся в наследство. Истории их возвращения на родину одинаковы — как под копирку.

— Десять лет в общей сложности мы прожили в Таиланде, — рассказывает Татьяна Морозова. — Уехали в зиму с 2005 на 2006-й. Я, муж и двухлетняя дочка. Первое время шиковали — сдавали московскую квартиру за 1200 долларов и ни в чем себе не отказывали, на радостях даже родили второго ребенка. Мне казалось, ну вот, наконец-то мы живем, а не выживаем. Не в 40 метрах с вечной зимой за окном, а в отдельном доме, рядом море, тропические фрукты… Но постепенно уровень жизни падал, ведь сезон от сезона цены на аренду в Тае поднимались, а плата за квартирку нашу не росла. К 2014-му, когда рубль резко упал и наши 1000 долларов превратились в 500, а потом в 300, мы и так уже еле сводили концы с концами. Я подрабатывала парикмахером, но постоянной клиентуры не было — все же русские только на отпуск прилетают. А тайцы в свои салоны пришлых не пускают. Муж таксистом устроился, но заработок у него тоже копейки. Какие там фрукты — я ходила на рынок после закрытия и собирала то, что не продали… Держались мы на 300 долларах пару месяцев, а потом я сказала — все! Едем обратно. И вот в феврале 2014-го, в самую жесть, и вернулись. Кстати, дорога домой тоже приключение — денег на билеты не было, мы кое-как через Китай перекладными добрались до Владивостока. А оттуда на поезде 7 суток до Москвы. 

Квартира за годы сдачи превратилась в убитую хибару. Когда семья вернулась, не было даже холодильника — его увезли арендаторы. В санузел страшно было заходить.

— Родители привозили нам еду. Детям не в чем было ходить в школу — не было даже сапог. В итоге мы квартиру опять сдали и сняли дачный домик за городом. Я с детьми жила там, топила печку, но так хватало хотя бы на еду, пока муж в Москве жил у друзей и искал работу. Однако вместе с работой он нашел себе и новую женщину и нас бросил. Сейчас я живу с родителями и пытаюсь как-то начать жизнь заново…

Таких историй — тысячи. Некоторые, особо заигравшиеся в дауншифтинг, даже успели продать свои квартиры и вернулись в Россию вообще к разбитому корыту. Форумы, где некогда делились информацией о том, где будет проходить следующая вечеринка, теперь сплошь увешаны стенаниями: «Как жить дальше? Здесь в России все серое и угрюмое, на улицу выходить неохота. А я вот еду с очередного неудавшегося собеседования. Работы нет вообще, кризис».

Самый апофеоз таких возвращенцев — жуткая история Дмитрия Милованова из Подольска, который зарезал своих маленьких детей и сильно ранил жену. Убить ее и себя ему помешал случайно пришедший племянник.. Уже в СИЗО Дмитрий объяснял — таким образом он пытался спасти семью от бедности.

фото: Дина Карпицкая

Таша Вайнштейн с семьей так и остались жить в Гоа.

    * * *

— Вот этот-то контингент, который жил на арендную плату квадратных метров в Москве, и собрал чемоданы первым, — делится своими наблюдениями Таша Вайнштейн, давно живущая в индийском штате Гоа. — Тогда, в 2014-м, я заметила, что ряды русских сильно поредели. По моим ощущениям, около 50% зимовщиков уехали. Мне в этом смысле повезло, я давно уже не рассчитывала ни на какую подпитку с Родины, а жила на то, что зарабатывала. 

Таша уехала из Москвы в Индию 9 лет назад. Просто приехала на две недели отмечать свадьбу друзей. Когда отпуск закончился и она вернулась в Москву, то раздумья о том, как жить дальше, заняли ровно 3 дня. Еще месяц она увольнялась с руководящей должности в рекламном агентстве, расторгала договор аренды квартиры, перевозила все вещи к маме и покупала билет в один конец.

— Я настоящий дауншифтер, так как действительно бросила все наработки и начала жизнь заново. Но не жалею ни о чем. Еще до Гоа мы с подругой подумывали накопить денег, купить дом в Черногории и сделать гестхаус. Но это еще лет пять как минимум надо было копить. А когда я увидела Гоа, то не поняла, зачем еще несколько лет как белка в колесе на кого-то работать? Ни жизни, ни творчества, ни самореализации… 

Первое время Таша жила на накопленное. Потом стала на лето (в Гоа сезон дождей) возвращаться в Москву и брать краткосрочные рекламные проекты, чтобы заработать на новый сезон. Потом начала бизнес в Гоа — организовала пекарню прямо в арендованном доме. Торты и пирожные продавала по кафе и ресторанам, благо их число в туристическом штате росло сезон от сезона. 

— Я никогда не сидела сложа руки. Ну а сейчас я замужем за местным мужчиной. У нас свой гостевой дом для творческих личностей. А еще мы разводим породистых собак, играем музыку, организуем вечеринки по всему Гоа,  производим саундсистемы, растим двоих мальчишек. Кризис нас не задел. Потому что мы не ориентированы исключительно на руссотуристо и не зависим от рубля. Мы как жили, так и живем. Как развивались, так и развиваемся. Мне возвращаться некуда, мой дом здесь.

— А что же оставшиеся 50%, кто они? 

— Любой кризис — это толчок к развитию. Все, кто здесь остался, как раз люди, которые умеют что-то делать. Кто-то начал мастерить всякие хенд-мейд-штучки — шить, плести, украшения делать. Некоторые открыли обучающие курсы — серфинг, йога, всевозможные практики. Парапланеристы неплохо стали зарабатывать, катая народ за деньги. Пекарни, репетиторство, массаж, маникюр, тату. Кто что умет, то и делает. В этом смысле жизнь в Гоа стала гораздо разнообразнее. Но построить какой-либо успешный бизнес здесь, в Индии, — практически нереально. Даже те, кто держал здесь популярные кафе, долго не продержались. Индусы, сдавая тебе землю в аренду, через какое-то время, видя, как ты раскрутился, от зависти начинают сами же тебя выживать. Многие на этом погорели.

— Но, так или иначе, заработок идет на русских туристах? 

— Вовсе нет! Как только турпоток из РФ упал, сюда подтянули другой — больше стало англичан, европейцев, индийских туристов. То есть открылись новые возможности. 

фото: Дина Карпицкая

Вовка VoVo оставил тусовки у индийских берегов и теперь в России торгует чудодейственными гусеницами.

    * * *

Сергей Панин сумел построить в Гоа успешный бизнес. Но его выжила с насиженного места сама природа:

— Наш центр Zen Garden — гестхаус, ресторан, центр здоровья — просто смыло во время сезона дождей. По иронии судьбы как раз в 2014 году это произошло. Стояли все эти сооружения на дюнах, и река вдруг неожиданно сменила русло. После этого я решил окончательно завязать с Индией. Я провисел там в общей сложности лет 15. А столько времени на одном месте — депрессуха. Хотя у меня там все было нормально, мне удалось практически невозможное — найти надежных партнеров — индуса и великолепного доктора китайца. Вместе мы открыли наш центр и очень успешно работали. 

Сергей попал в Гоа в 2001 году. Приехал туда обеспеченным человеком (успешная юридическая практика в Москве, деньги, почет), поселился в самом дорогом отеле на юге штата за 800 долларов в сутки.

Сергей Панин после 15 лет жизни в Индии вернулся в Москвы и собирается серьезно заниматься пропагандой здорового образа жизни

— А потом вдруг мы поехали на экскурсию на север Гоа, на какой-то рынок. И вот тут меня вштырило. Там было так круто, что мы с моей девушкой остались еще на две недели, поселившись в какую-то хижину. Потом вернулся в Москву, потом опять в Индию. В итоге перебрался в Гоа окончательно, как мне казалось. А потом была вся эта история с Zen Garden. Хотя я еще лет 5–6 назад начал чувствовать, что Гоа превращается в Сочи, только индийский… Люди другие начали приезжать. Все было уже не то, нет той безумной свободы. В жизни надо уметь не только вовремя что-то начинать, но заканчивать тоже. В итоге я не стал ничего там восстанавливать, распродал все что можно было и вернулся в Россию. 

— И как?

— Мне все нравится, и кризис этот, и сложности. Занимаюсь сейчас всякими разными вещами: воркауты (любительские тренировки на открытом воздухе) со спортсменами организую, дизайном еще, разные проекты есть. А вообще в планах организовать НКО и заниматься пропагандой спорта. Вы посмотрите, на каком уровне он у нас сейчас. Да многие подростки по состоянию здоровья и физически слабее меня, а мне ведь уже 50! Найду я, чем заняться, хотя пока четко для себя не сформулировал, что это будет. 

— А если говорить об уровне жизни? Наверняка же он теперь не такой, как был до отъезда в Индию?

— Упал немного, да. С деньгами есть трудности. Но я не переживаю по этому поводу. Я в дзене, мне все нравится. Если говорить о прожитых в Индии годах — они мне многое дали. Отношение к себе, жизни, философию определенную, друзей. Я узнал очень хорошо эту страну и ее людей. Есть легкая ностальгия, но сейчас мне хорошо в России, вижу здесь много возможностей для деятельности.

фото: Дина Карпицкая

Русская тусовка у теплых берегов азиатских стран была одной из самых многочисленных.

   * * * 

Александр Ахметзянов строит свой бизнес в Таиланде на экзотическом острове Панган. И подтолкнул его к этому как раз кризис.

— Мне 36, родом из Минска, переехал в Питер учиться, там и остался. По диплому учитель, по факту — разработчик программного обеспечения. Не женат и без детей. Я не зимую в России с 2008 года. Однажды уехал на полгода в Индию и после этого уже не мог представить себя в суровом, зимнем Петербурге. Мотался по разным странам и в итоге оказался на Пангане. В Питере у меня остались мама, квартира, машина, бывшая жена, только что купленная дача, кредит на дачу и, что самое главное, — работа. Я программист. Поэтому, по сути, я просто переменил офис на его тропический филиал. Зарплата моя от этого никак не пострадала, кстати. 

Остров мне очень понравился сразу и продолжал нравиться еще сильнее, когда я поездил по другим уголкам Таиланда и даже близлежащим странам. Мне очень нравится концепция уединенного проживания с быстрым доступом к благам цивилизации и городскому движняку. Меня спрашивали, да и я сам себя спрашивал — какие планы, как планируешь развивать свою жизнь, куда идти? Тут ведь довольно необычная среда, минимум шансов закрепиться в привычном понимании — приобрести дом, получить гражданство, остепениться и завести потомство. Это тот вопрос, на который я пока не ответил даже сам себе. Я руководствуюсь бинарным выбором — да, нет; нравится или нет. Мне тут нравится. Живу полгода тут, полгода в Питере. Это самый что ни на есть прекрасный вариант. Две весны и два лета в год. За это время сменил работу, даже две, но остался работать в удаленном режиме. Завел собаку. Купил мотороллер, машину, переехал в огромный дом, который успели посетить все — друзья, коллеги по работе. Стала наезжать мама (в итоге она зимует тут тоже подолгу). 

Приятное течение жизни программиста подкосил кризис. 

— Денег стало в 2,5 раза меньше. Это похоже на то, как у самолета на эшелоне, на высоте 10 тыс. метров вдруг заканчивается топливо. Все те, кто просто жил на аренду квартир, почувствовали себя бедно, а работать ведь с годами отучаешься. Контингент обитателей острова довольно сильно поменялся. Вся та нищебродно-творческая тусовка, которую я знал, исчезла. Но я решил тоже не сдаваться. Продолжая работать в IT, стал активничать. Например, весь кризисный сезон я работал таксистом, благо была своя машина. Побыл риелтором, летал в Бангкок переводчиком. Отдал свои байки в аренду, организовал прокат трехколесных байков. В общем, воспринял тяжелые условия как стимулирующий пинок под зад. Хотя последний год был особенно тяжелым — было очень много работы, в придачу тяжелые условия стоили мне личных отношений. Также это был первый год, когда я не вернулся в Петербург летом. Короче, жизнь на Пангане для меня непростой, многогранный опыт, но я ни о чем не сожалею, ни на что не жалуюсь. 

* * *    

— Я вообще-то коренной москвич. Но когда вернулся сюда после 4 лет в Индии и двух в Непале, то вообще не понял этот город, — говорит 40-летний Владимир, которого вся русско-индийская тусовка знает как Вовку VoVo. — Это какое-то безумное ускорение, бешеный темп, вечный внутренний тремор. Я снова сбежал из Москвы. Сначала в Подмосковье, там мне стало получше. Но там банально на нормальную еду в неделю уходило столько денег, сколько в Непале за месяц. Здесь в России я бросил вообще есть мясо — потому что это есть невозможно. И совершенно отказался от сигарет — потому что это не табак, а химическая какая-то смесь. А потом мы с женой Катей уехали на ее родину в Башкирию, в Уфу. Вот тут пока и осели. 

Коренной москвич Вовка VoVo, как и многие, поехал в Гоа просто отдыхать. Но там нашел новую, интересную работу — пиарщиком суперпопулярного ночного клуба. И недолго думая свалил.

— Хотя у меня на то время был успешный бизнес — я устанавливал бассейны и джакузи для богачей. Но просто все распродал и свалил. Вечеринки наши пользовались огромным успехом. Мы проводили по 20–25 трансовых тусовок в сезон. Потом вечеринок становилось все меньше, потом еще меньше. В 2014-м их стало совсем мало — еле-еле устроили 6. Туризм в том виде, в котором он был раньше, умер. Новых туристов не интересует транс, а только Стас Михайлов, Шнур и сервис. Короче, мы с женой (встретил ее в Гоа, спасибо Индии за это) все бросили и уехали в Непал. Там вот я случайно узнал, что такое ярсагумба. Слышали о таком? Это гусеницы, которые перерождаются в грибы. Из них делают таблетки.

Парень долго объясняет мне про этих чудо-гусениц. 

— Короче, я занялся продажей этих гусениц. И все хорошо пошло, но тут бац — землетрясение в Непале. Мы попали в него, в тот день как раз организовывали очередную пати в Похаре (город в пяти часах езды от Катманду). Трясло конкретно, но мы не уехали бортами МЧС, как другие туристы. Оставались там до последнего, а заодно купили большую партию гусениц по бросовой цене. Ну и потом только полетели в Россию, перезимовали кое-как, акклиматизировались. Хотя зимой я вообще из дома не выходил — люди тут неулыбчивые, да еще и холод. А сейчас ничего, акклиматизировался, в Уфе мне нравится, тут природа, реки. У нас лодка есть. Потихоньку торгую, жена занимается видеосъемками, на это и живем. В России у людей сейчас очень туго с деньгами, но заработать все же можно. 

— А по жизни в Индии скучаете? 

— Нет, там уже делать нечего. Это не та уже страна, куда можно было приехать, разменять свою тысячу баксов на внушительную котлету денег и тусить. А сейчас рупия дороже рубля! Да и все истоптано уже. В Непале лучше, но там моря нет. Сейчас все наши, я знаю, потянулись на Филиппины. Доллар там 1 к 5, цены отличные, филиппинцы — католики. Короче, все нормально. Трое моих друзей уже поехали на три разных острова прощупывать почву, пати там устраивают. Вот приедут — расскажут. Мы туда собираемся. Надолго? Да на сезон точно! 

Дауншифтер — это… Дауншифтинг — что это? Дауншифтинг в России

Отказаться от хорошей работы, сменить городскую квартиру на бунгало в экзотической стране или на домик в глухой деревне… У каждого из нас иногда возникает желание всё бросить и уехать. И с каждым годом людей с подобными мыслями становится больше и больше. В связи с этим возникло специфическое направление – дауншифтинг. А приверженца этого направления называют дауншифтером. Кто это такой? Дауншифтер – это человек, сбежавший от цивилизации и ставший добровольным отшельником. Давайте подробнее рассмотрим специфику и основные моменты этого образа жизни.

Дауншифтинг — что это?

Этим термином определяют жизненную позицию, при которой человек отрекается от цивилизации и спокойно живет ради себя. То есть добровольно отказывается от общепринятых благ (карьерного роста, увеличения материальных ресурсов и т. д.) и спокойно живет с семьей (или самостоятельно) вдали от мегаполиса.

Конечно, эту идею нельзя назвать новаторской. Она зародилась еще в те древние времена, когда никто не знал, кто такой дауншифтер. Например, Гаутама Будда оставил свое богатство и отправился странствовать в поисках ответов на вечные вопросы. Так же поступил и император Диоклетиан из Рима. Выздоровев после тяжелой болезни, он отказался от престола и уехал в загородное имение на берегу моря. В качестве не менее яркого примера можно назвать художника Гогена. Ради живописи он отказался от карьеры банковского служащего. А первым дауншифтером в России стал Лев Толстой. Граф покинул свое имение ради спокойной жизни. Получается, что дауншифтер – это всё-таки не антоним трудоголика. Многие причисляют его к категории лентяев и бездельников. Это неправда. На самом деле это очень активный человек, занимающийся тем, что ему нравится, и получающий от этого удовольствие.

На Западе о дауншифтинге заговорили в 70-е годы прошлого века. В нашей стране он появился в начале 21-го века. Именно тогда в Интернете образовались первые сообщества и блоги дауншифтеров. С тех пор данное явление только набирает обороты: согласно психологическим исследованиям, около 5% людей, ищущих работу, больше склоняются к вариантам со снижением трудовой занятости и понижением карьерного роста.

дауншифтер это

Основные причины

Теперь вы знаете, кто такой дауншифтер. Давайте выясним причины, по которым люди начинают вести подобный образ жизни. Психологи выделяют три самые распространенные:

  1. Ухудшение здоровья.

    Во время тяжелой болезни (особенно если существует вероятность летального исхода) у человека происходит переоценка ценностей. До него доходит, что жизнь всего лишь одна, и ее надо прожить так, как хочешь, ведь каждый день может стать последним.

  2. Истощение организма.

    Стремительный подъем по карьерной лестнице может привести к сильному разочарованию. Человек осознает, что получает от работы не удовольствие, а сплошные стрессы. Это главная причина того, почему топ-менеджеры становятся дауншифтерами.

  3. Стремление к гармонии.

    Побег от цивилизации можно назвать попыткой вернуться к собственному «Я» и проводить с семьей больше времени. Человек отказывается от карьеры, так как понимает, что данный путь заведет его в тупик.

кто такой дауншифтер

Как стать дауншифтером

Для этого не нужно прилагать особых усилий. Достаточно уволиться с работы и начать наслаждаться жизнью, делая то, что нравится. Но не всё так просто. Современный дауншифтер – это бывший житель мегаполиса, имеющий высшее (иногда и не одно) образование, в возрасте от 21 до 45 лет. Он уже успел сделать карьеру или заработать хороший капитал, ну или является ребенком богатых родителей. Деньги для него не очень важны, но это лишь потому, что они у него есть, и он не испытывает в них недостатка.

35-45 лет – таков возраст многих российских дауншифтеров. В большинстве случаев это люди, сумевшие организовать бизнес в 90-х или имеющие наследство в виде денег или недвижимости, которую можно продать или сдать.

Вывод очевиден: дауншифтинг – это удовольствие не для бедных. Конечно, можно сбежать от благ цивилизации, но ведь кушать хочется ежедневно. Так что при отсутствии солидного счета в банке придется работать. Уехав, некоторые дауншифтеры устраиваются на несложную работу. При этом они жутко боятся ее потерять и остаться без денег, а это вынуждает их тратить на работу гораздо больше сил и времени, чем раньше. Такое испытание не каждый выдержит. Поэтому многие возвращаются на родину или в город.

блоги дауншифтеров

Масштабы распространения

Чем выше в стране уровень жизни (средний и выше), тем больше людей переосмысливают свое отношение к уровню доходов, заработку и карьере. Поэтому наибольшую популярность дауншифтинг приобрел в Австралии и США. По последним исследованиям, 26% австралийцев и более 30% американцев уже сделали первые шаги в этом направлении. В Европе эти показатели в два раза меньше. Дауншифтинг в России имеет всего 4-5% приверженцев. Такой низкий процент объясняется тем, что уровень жизни Россиян и так не слишком высок.

дауншифтинг в россии

Опасность для общества

Безусловно, для общества они не представляют никакой опасности. Но, возможно, всё не так хорошо для компаний, из которых они собираются уйти. Здесь существуют два момента. Во-первых, из компании, как правило, уходит хороший, а может, и один из самых лучших сотрудников. Еще хуже, если это топ-менеджер. Во-вторых, существует риск, что любитель свободы заразит своими идеями 2-3 сотрудников, и они последуют его примеру.

как стать дауншифтером

Известные российские дауншифтеры

  • Амалия Мордвинова. Ушла из кино и уехала с тремя детьми на Гоа, где наслаждается теплым климатом и жизнью. Полностью посвятила себя воспитанию детей.
  • Герман Стерлигов. Считался одним из первых российских олигархов. В 2004 году продал свой бизнес, дом на Рублевке и уехал с семьей в деревню. Обучает своих детей на дому и занимается сельским хозяйством. Часто приезжает в Москву и продолжает строить финансовые пирамиды.
  • Петр Мамонов. В 1995 году этот известный музыкант и актер уехал из Москвы в деревню Ефаново. Тем не менее, он продолжает активно давать концерты и сниматься.
дауншифтинг что это

Заключение

Рассмотренные выше примеры доказывают, что дауншифтер – это не всегда полностью свободный человек. Даже обеспеченные и известные люди не готовы исключить из жизни все материальные блага. Что же тогда говорить о простых людях, имеющих кредит или взявших квартиру в ипотеку? В такой ситуации, если им сильно захочется, они не могут всё бросить и уехать.

Кстати, в мире очень по-разному относятся к дауншифтерам: кто-то завидует из-за того, что они решились развернуть свою жизнь на 180 градусов, а кто-то считает их неудачниками из-за неспособности противостоять ритму современной жизни. Несмотря на это, следует понимать – нельзя решить собственных проблем, сбежав от цивилизации. Возможно, для некоторых людей дауншифтинг – это единственный способ обрести счастье. Но иногда у тех, кто отказался от карьеры, работы и прочих благ, пропадает цель в жизни. Всё, что раньше было важным, отходит на второй план. Остаются только удовольствия. Может, это и хорошо, но жизнь без цели вряд ли можно назвать жизнью.

Дауншифтинг и downshifting – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

Правду сказать, я не знала, что такое понятие уже есть и по-русски, пока не прочитала статью В.Мерзляковой «Альтернативные модели успешности…» (Вестник общественного мнения. 2008 № 4. С. 33-42) хотя журнал этот я открыла ради совсем другого материала. До этого я считала downshifting не просто сугубо западным феноменом, но еще и преимущественно американским, поскольку яппи и приверженность к всяческому posh это сюжеты скорее американские, нежели даже англо-саксонские. А downshifting – это прежде всего отказ от максимизации именно материальных благ: грубо говоря, своего рода «анти-яппизм».

Но вот поди ж ты: наблюдательный Максим Кронгауз еще в конце 2007 в журнале «Большой город» назвал дауншифтинг «словом года», имея в виду именно русский словесный обиход.

Пока я с помощью Интернета знакомилась с сообществами и форумами отечественных дауншифтеров, мне позвонила близкая подруга, уже пятнадцать лет живущая в пригороде Вашингтона и работающая программистом в серьезной фирме. Слова downshifting она не слышала. С учетом того, что подруга моя – постоянная подписчица журнала «New Yorker», я задумалась – и сочла уместным продолжить поиски, распространив их и на англоязычный Интернет.

Итак, исходно английское downshifting термин, означающий сброс скорости при езде на автомашине. Первоначальное значение, как это нередко бывает, приобрело метафорический смысл и стало относиться не к замедлению скорости езды, а как бы к замедлению скорости жизни, точнее говоря – к изменению ее интенсивности за счет уменьшения нагрузок.

Речь идет о выборе таких жизненных стратегий, которые в общем виде можно свести к трансформации русской пословицы «не так живи, как хочется» в «так живи, как хочется». После чего возможны варианты — о них далее.

Здесь я предвижу возражения: ведь это уже было! см. Вудсток и окрестности. Однако эта параллель верна лишь отчасти – сходство ограничивается призывом «довольствоваться меньшим» с разнообразными комментариями по поводу того, от чего все-таки отказываться не стоит или даже решительно нельзя. Так что «аутентичный» downshifting это никак не контркультура; это принципиально та же культура, поскольку предлагаемые коррективы обусловлены не социальным протестом, а куда более приземленными и в известной степени очевидными принципами. Поэтому англоязычные книги, отвечающие на вопрос How to downshift – а их немало, и они весьма популярны – так же скучны, как воскресная проповедь в американской про

Leave a comment