Чайный пьяница — Википедия
«Чайный пьяница» (кит. 飲茶 酒鬼 , англ. Tea Drinker ) — кинокомедия Басты и Дена Крючкова, дебютный фильм Басты, как актёра, так и режиссёра, и сценариста, и продюсера. Также Баста выступил композитором фильма. Фильм снимался в период 2006—2007 годов, в 2008 году прошёл закрытый показ фильма (вместе с фильмом «Рвы»).
Сюжет представляет собой криминальную музыкальную комедию о похищении самого дорогостоящего пуэра.
Надо отметить, что Баста отнёсся трепетно к развитию темы пуэра: это был его любимый китайский чай, он увлекался им буквально всю свою жизнь, изучив много сортов китайского чая. Как и в одноимённой песне, которая станет саундтреком для фильма, Баста именует «чайным пьяницей» мудреца, знающего всё о «пленительной силе» чая.
Также, было уделено значительное место битвам кунг-фу. Причем, в каждом эпизоде с битвой — своя музыка.
В фильме снимался Раста (он же БанКок) в роли напарника Басты по похищению китайского чая. Сам Баста снялся в роли самого себя и в роли «чайного мудреца», приехавшего из Китая в Москву.
В фильме принимали участие жители Китая, в частности, актёры Суй Ин Цзин, Паса и Господин Линь, а также простые ребята из портовых городов и их дети.
Оператором выступил Ден Крючков, молодой кинорежиссёр, пришедший на студию «Газгольдер» в 2005 году. Также выступил продюсером и со-режиссёром фильма.
В фильме используется мультипликация. Так, например, герой Басты совершает ограбление и вылет в Китай. Так же показаны мультипликационные телеведущие из Испании, Беларуси и Китая, читающие новости дня.
При всём этот фильм получился псевдодокументальным. В нём рассказывают и показывают очень занимательную информацию не только о пуэре и китайских мудрецах, но и о жизни китайских жителей и их боевых искусствах.
В ролях[править | править код]
- Баста a.k.a. Ноггано
- Раста a.k.a. БанKok
- Андрей Цукерберг
- Руслан Таркинский
- Гермес Зайготт
- Алла Степанова
- Суй Ин Цзин
- «Паса»
- Александр Гребенчук
- «Годзилла»
- Гамзат Исаев
- Константин Агеев
- Светлана Савидова
- «Черный Плащ»
- «Господин Линь»
- Эльдар Беликов (Shan Sharlatanika)
- Ребята из портового города
- Lil Mo
- Azer
и многие другие
- 01. Китайская шкатулка
- 02. Кун-фу танго
- 03. Кун-фу файтинг
- 04. Танец Обезьян
- 05. Баста — Чайный пьяница
- 06. Баста — Самурай
В картине звучат песни и композиции Басты
В процессе съёмок фильма, а именно в 2007 году, Баста снял трейлер к фильму, который на самом деле — клип на песню «Чайный пьяница» («Чудо-Чай»). Режиссёром клипа выступил Баста, он пробовал себя в качестве клипмейкера, сняв клипы «Раз и навсегда», «Осень» и др. Эта песня вошла в фильм, вместе с песней «Одинокий самурай». Помимо «восточных» песен Баста включил в фильм свои старые песни: «Так плачет весна», «Мама», «Внутренний боец». В одном из своих интервью Баста признался, что большинство песен — саундтреки к фильму «Чайный пьяница» и кинокомедии «Рвы», которая вышла в 2008 году, по сути первая готовая работа «Газгольдера» (в этом фильме Баста тоже принимал активное участие, как композитор, так и сценарист и исполнитель эпизодической роли; режиссёром картины стал Олег Груз).
Фильм снимался в 2007—2008 гг. в трёх городах: Москве, Уишани и Пекине. Процесс растянулся на 2 года, вероятно, из-за «творческого перегруза» Басты (за это время он выпустил второй студийный альбом, успел поучаствовать в нескольких передачах на Муз-ТВ, начал вести шоу на «Hip-Hop TV» радио NEXT и создал альтернативный проект «Ноггано»).
Многие, читая в интернете о том, что «Баста снимал фильм „Чайный пьяница“», уже решили, что это «утка». Но в ответ появился сайт, созданный «Газгольдером», где были показаны плакаты, фото со съёмок, кадры и промофильма, а также некоторая информация о съёмочной группе.
Прокат[править | править код]
Из фильма «Чайный пьяница» в Интернете есть лишь один отрывок: интервью с Бастой. Там Баста упоминает, что уже готов альбом «Баста 2», то есть действие фильма происходит в 2006—2007 годах. В интервью есть комедийная нота: Баста вытаскивает из носа козявку, со словами: «Это просто Козя», и съедает её на ходу. На микрофоне, в который говорил Баста, также было написано «КоZя ТВ».
Показ фильма состоялся в GazGallery (зале «Газгольдера») и был закрытым. Больше этот фильм нигде не транслировался, однако режиссёры «Газгольдера» сообщили, что фильмы «Рвы» и «Чайный пьяница» скоро выйдут в широкий кинопрокат.
Интернет: Интернет и СМИ: Lenta.ru
Основатель Facebook Марк Цукерберг предсказал изменения, которые, по его мнению, ждут мир в грядущем десятилетии. Об этом он написал в посте в соцсети.
Цукерберг пояснил, что ранее каждый год ставил перед собой личную цель, однако в этот раз решил смотреть шире и спрогнозировать, как мир глобально изменится к 2030 году. Он перечислил пять трансформаций общества, которые показались ему важными. Первым Цукерберг назвал смену поколений. По его словам, в настоящее время все больше миллениалов получают право голоса. Предприниматель выразил надежду на то, что это приведет к власти молодежь, которая сможет оказывать влияние на решение важных проблем — изменение климата, стоимость образования и здравоохранения.
Бизнесмен также напророчил появление новой социальной платформы, в центре которой будут находиться небольшие сообщества, где люди смогут общаться более близко. Владелец Facebook считает, что в современном мире многим не достает близости.
Материалы по теме
00:04 — 3 августа 2019
Сильные и зависимые
Соцсети поработили людей. В США придумали способ их побороть, но все не так однозначно
Цукерберг полагает, что развитие технологий пойдет на пользу малому бизнесу: «Если мы можем сделать так, чтобы каждый мог продавать товары через Instagram, поддерживать покупателей через мессенджер или переводить деньги быстро и дешево через WhatsApp, мы создадим в мире больше возможностей».
По мнению предпринимателя, к 2030 году смартфоны останутся основной технологической платформой, однако люди чаще начнут пользоваться устройствами виртуальной и дополненной реальности. Цукерберг добавил, что они изменят отношение людей к технологиям, позволив сблизить людей друг с другом, поскольку создают эффект присутствия.
Глава Facebook также отметил, что в будущем должны измениться способы управления цифровыми сообществами. По его словам, правительства могут помогать частным компаниям устанавливать демократические правила относительно контента, приватности и данных. Однако, продолжил Цукерберг, компаниям необходимо предоставлять способы самостоятельного управления.
Facebook не раз подвергалась критике из-за утечки данных пользователей и слежки за ними. В 2018 году Facebook допустила крупную утечку информации о пользователях: их собирала и использовала в своих целях компания Cambridge Analytica. Инцидент коснулся почти 90 миллионов владельцев аккаунтов. После этого в июле 2019 года соцсеть обязали выплатить рекордный в истории США штраф в размере пяти миллиардов долларов.
Что происходит в России и в мире? Объясняем на нашем YouTube-канале. Подпишись!Рабочие места: Андрей Загоруйко, основатель блога «Цукерберг Позвонит»
Широким слоям интернет-общественности он известен как “Саша Пеганов”: человек с аватаркой “клубного метросексуала” в Facebook и автор нашумевшего блога “Цукерберг Позвонит”. Блог, к слову, помимо скандальности и эпатажа, собирает регулярно немалую аудиторию (порядка 1 млн просмотров в месяц). Но сегодня в гостях у редакции “Лайфхакера” не интернет-персонаж Саша Пеганов, а вполне реально существующий Андрей Загоруйко и его рабочее место:
— Привет. Итак, чем ты занимаешься в своей работе?
Я редактор сайта “Цукерберг Позвонит”, некоторые знают как Сашу Пеганова.
Как выглядит твое рабочее место?
На фотографии: древний Macbook Air, топовая комплектация 2011 (по-моему) года, наушники Градо 80, айпэд последнего поколения, записная книжка и манипулятор типа мышь Razer Abyssus. Это геймерская мышь: в игры я не играю, но геймерские аксессуары мне очень нравятся, потому что они сделаны на совесть и очень удобные, в отличие от обычных.
Каким “железом” пользуешься?
Устройств больше нет, есть только Time Capsule на 3 ТБ, которая по случаю раздает интернет. Я если честно так и не понял, зачем нужно три террабайта, если у Макбука всего 256 гигабайт памяти. Получается, что на Тайм Капсулу можно забэкапить примерно 12 таких макбуков, как у меня. Знал бы, купил бы что-то попроще.
Телефон у меня 4S, “пятый” я не успел еще купить, наверное осенью уже поменяю на какой-то свежий.
Какое ПО используешь обычно?
У меня Mac, поэтому версия операционной системы — довольно логичная последняя 10.8.4, из какого-то дополнительного софта я использую только iTunes — для покупки и хранения музыки; Skype — для того, чтобы переписываться с разными людьми; Evernote (на который я перешел не так давно: всего месяца два-три назад) — для хранения всяких важных и не очень заметок.
До Эверноута я пользовался Simplenote.com: очень крутой и отличный редактор заметок, но он никак не решал задачу хранения, например, картинок. У Эверноута немного дурацкое мобильное приложение, но я думаю, что они его починят когда-нибудь.
RSS я читал через Reader, но первого июля он превратился в тыкву без каких-то особых дедлайнов по исправлению ситуации, поэтому я пренебрег пятью долларами, потраченными на это симпатичное, но бестолковое приложение и перешел на Readkit, которое тоже не без минусов, но по крайней мере как-то работает, а его автор оперативно отвечает на письма.
Как относишься к проверке почты? Как работают всякие IM: постоянно, в режиме «невидимки» или только тогда, когда с кем-то надо связаться?
Скайп запущен на компьютере постоянно, не могу сказать что мои 500+ контактов злоупотребляют как-то моим вниманием. Работать с имейлом стараюсь периодами — час утром, час вечером. Так не всегда получается, поэтому в вопросах продуктивности я совсем не Дэвид Аллен. Многие более-менее засвеченные онлайн люди, которые получают огромное количество имейлов от незнакомых людей (скажем, 30+ в день), выработали философское отношение к почте.
Первое: на все письма никогда не ответишь. Поэтому, естественно, какой-то процент тех, кто написал письмо, останется без ответа. Какой процент это будет — 10% или 90% — зависит от ряда факторов, не все из них объективные, поэтому обижаться на отсутствие ответов не стоит.
Второе: можно воспринимать письма с запросами и просьбами как попытку незнакомых людей отнять ваше время. Реагируйте соответственно. Если к вам на улице подойдет незнакомец и потащит вас за угол со словами «Дружок, давай я покажу тебе свой бизнес-план, это займет всего 10 минут», вы же не согласитесь? Так и с имейлом: если вы занимаетесь какими-то важными делами, то требования и срочные запросы других людей значения никакого не имеют и, конечно, должны быть проигнорированы. Только у вас должен быть доступ к вашему календарю.
Учитывая все вышесказанное — странно, но на 50% почты я, например, отвечаю.
Существует ли конфигурация мечты?
Стандартная конфигурация «мечты» — лэптоп последнего поколения от Apple с их же смартфоном.
Фото на обложке: “Коммерсантъ”
Саверин, Эдуардо — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 декабря 2017; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 декабря 2017; проверки требуют 5 правок. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Саверин.Эдуардо Саверин (англ. Eduardo Saverin; род. 19 марта 1982, Сан-Паулу, Бразилия) — бизнесмен бразильского происхождения, один из соучредителей социальной сети
Эдуардо Саверин родился в еврейской семье[4][5] в Сан-Паулу (Бразилия) и вырос в Майами (Флорида). Его отец работал в сфере недвижимости. Эдуардо учился в подготовительной школе Гулливер в Майами и продолжил образование в Гарвардском университете, где являлся членом клуба Феникс и президентом Ассоциации Harvard Investment. В 2006 году Саверин окончил с отличием Гарвардский университет с дипломом в области экономики[6].
С Марком Цукербергом Эдуардо познакомился на первом курсе. Уже на втором они создали свой совместный проект — The Facebook. Саверин был основным инвестором и коммерческим директором проекта. Но летом 2004 года Саверин уехал на практику в Нью-Йорк, а Марк остался развивать своё детище. Цукерберг знакомится с Шоном Паркером и Питером Тилем, которые помогают ему получить инвестиции для Facebook[6]. Впоследствии Эдуардо отдалился от Цукерберга, и усилиями последнего его доля в уставном капитале компании была понижена с 34 % до 0,03 % в апреле 2005 года[7]. Саверин подал судебный иск, и в январе 2009 года суд подтвердил его право на 5 % акций компании[8].
10 марта 2013 года Эдуардо Саверин попал в Топ-10 самых молодых миллиардеров по версии Forbes. Он занимает 5 место в рейтинге, его состояние насчитывает 2,2 млрд долларов[9].
В декабре 2017 года признан самым богатым человеком Сингапура с состоянием 10 миллиардов $[10][11].
С 1998 по 2011 год являлся гражданином США, но отказался от американского гражданства, чтобы избежать уплаты 15-процентного налога на свои активы[12][13].
В 2010 году в фильме «Социальная сеть» изображены отношения между Саверином и Марком Цукербергом с момента создания Facebook до момента иска Саверина против Цукерберга. Роль Саверина исполнил актёр Эндрю Гарфилд.
- ↑ Facebook revalued after investment (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 8 января 2011. Архивировано 29 сентября 2011 года.
- ↑ Kucera, Christine. Facebook Co-Founder May Gain Choosing Singapore Over U.S., Bloomberg News (12 мая 2012). Дата обращения 14 мая 2012. «Saverin still does hold Brazilian citizenship, Goodman said.».
- ↑ Saverin ‘has no plans to become S’pore citizen’, Today (17 мая 2012). Архивировано 26 мая 2013 года. Дата обращения 17 мая 2012.
- ↑ The Social Network
- ↑ Zuckerberg: jovem, bilionário e… trapaceiro?
- ↑ 1 2 Эдуардо Саверин (Eduardo Saverin). Facebook. Краткая биография (недоступная ссылка)
- ↑ «The Facebook Movie Is An Act Of Cold-Blooded Revenge — New, Unpublished IMs Tell The Real Story», Business Insider, 21 сентября 2010
- ↑ «Страница Эдуардо Саверина на Forbes», Forbes.com
- ↑ Топ-10 самых молодых миллиардеров по версии Forbes
- ↑ Соучредитель Facebook стал самым богатым человеком Сингапура (неопр.). www.forbes.ru. Дата обращения 11 декабря 2017.
- ↑ Karmali, Naazneen. Facebook Co-Founder Eduardo Saverin Becomes Singapore’s Richest Person (англ.), Forbes. Дата обращения 11 декабря 2017.
- ↑ 5 citizens who left the U.S. to avoid paying tax (англ.). Дата обращения 13 мая 2018.
- ↑ So How Much Did He Really Save? (англ.), Wall Street Journal (18 мая 2012). Дата обращения 13 мая 2018.
Социальная сеть (фильм) — Википедия
«Социальная сеть» (англ. The Social Network) — американская биографическая драма режиссёра Дэвида Финчера об истории создания социальной сети Facebook[3]. Сценарий Аарона Соркина был написан по книге Бена Мезрича «Миллиардеры поневоле: как создавался Facebook, история о сексе, деньгах, гениальности и предательстве» (2009).
Релиз фильма в США состоялся 1 октября 2010 года, и на протяжении первых двух недель картина лидировала в национальном прокате. На экраны российских кинотеатров фильм вышел 28 октября[4]. При бюджете в 40 млн долларов кассовые сборы фильма к концу 2010 года приблизились к 200 млн[2].
В 2003 году у студента Гарвардского университета Марка Цукерберга рождается идея создания сайта, позволяющего сформировать рейтинг студенток по степени привлекательности. Это происходит сразу после того, как Марка бросила его девушка Эрика Олбрайт. Марк взламывает базы данных различных общежитий, скачивает фотографии и имена и, используя алгоритм, предложенный его другом Эдуардо, создаёт страницу с адресом facemash.com, где студенты могут проголосовать, которая из двух девушек является более привлекательной.
Университетский сервер, не выдержав нагрузки, вышел из строя этой же ночью, а через четыре часа источник неприятности был обнаружен. Руководство университета провело расследование и присудило Цукербергу полгода испытательного срока. Популярность проекта и тот факт, что Марк создал его за одну ночь, да ещё и на пьяную голову, привлекает к нему внимание со стороны близнецов Кэмерона и Тайлера Уинклвоссов, а также их бизнес-партнера — Дивьи Нарендры. Они пытаются создать внутриуниверситетскую социальную сеть и приглашают Цукерберга на работу в качестве программиста.
Марк и Эдуардо втайне от близнецов начинают развивать поданную теми идею эмуляции реального общения в сети: эксклюзивной социальной сети для студентов. В их версии сайт получает название thefacebook.com и становится открытым не только для студентов Гарварда. Эдуардо соглашается помочь Марку и предоставляет начальный капитал для сайта в размере тысячи долларов. Когда сайт запущен, близнецы заявляют, что Цукерберг украл у них идею, и после долгих колебаний подают на него в суд.
Эдуардо как финансовый директор проекта пытается убедить Марка использовать растущий сайт как площадку для интернет-рекламы, но Марка это не прельщает. С создателями успешного сайта связывается Шон Паркер — создатель скандальной сети Napster. Он говорит, к чему надо стремиться — к миллиарду долларов. При этом он отрицает использование денег рекламодателей, и на этом серьёзно расходится во взглядах с Эдуардо.
Пока Эдуардо ищет в Нью-Йорке рекламодателей для сайта, Марк вместе со штабом компании переезжает в Кремниевую долину, где снова встречает Шона. Попав под его обаяние, он даёт Шону долю в компании. Шону же удаётся найти крупного инвестора Питера Тиля, который вкладывает в Фейсбук полмиллиона долларов. Братья Уинклвоссы между тем проигрывают на регате Оксфорд-Кембридж в Уэльсе. Позже Эдуардо подписывает бумаги о распределении долей в компании, однако через некоторое время обнаруживает, что его доля с 34 % была понижена до 0,03 %. Он разрывает отношения с Марком и Шоном и грозит Марку судом. На одной из вечеринок в честь Фейсбука внезапно появляются полицейские и просят всех уйти. Шона задерживают, обвинив в употреблении кокаина.
Все эти события показаны в виде флешбэков в ходе двух закрытых судебных слушаний: на одном из них в роли истца выступает Эдуардо с претензиями к Марку о вытеснении его из компании, на другом братья Уинклвоссы, обвиняющие Марка в краже их идеи. В финале Марк, оставшись один, вспоминает о своём разрыве с Эрикой, с которого всё началось. Он отправляет ей в Фейсбуке приглашение о дружбе и бесконечно обновляет страницу в тщетном ожидании ответа. В заключительной сцене Цукерберг предстаёт «пленником Интернета, залипшим на одной-единственной странице — на той странице его прошлой реальной жизни, которую ему давно следовало бы перевернуть»[5].
Во время финальных титров сообщается, что по суду Эдуардо и братья Уинклвоссы получили компенсации и заключили соглашение о неразглашении обстоятельств дела, и что Марк Цукерберг стал самым молодым миллиардером в мире.
Вы не забывайте, что эти ребята были ботаниками и не умели общаться с девушками — вообще ни с кем не умели общаться. Прижавшись лицом к стеклу, они смотрели, как за окном шумит развеселая студенческая жизнь — с вечеринками, свиданиями, отношениями. Социальная сеть стала попыткой перевести общение в виртуальную плоскость — туда, где они чувствовали себя свободно.
Книга Мезрича, опубликованная летом 2009 года, не претендовала на аккуратное изложение обстоятельств создания знаменитой социальной сети[7]. Хотя его сочинения позиционируются как документальные, диалоги в них вымышлены, а нескольким реальным людям может соответствовать один персонаж[8]. Автор не раз сталкивался с обвинениями в беллетризации подлинных событий, поэтому книге о Facebook предпослал замечание из 285 слов о том, что хронология, детали и диалоги не всегда соответствуют действительности[8].
Работа над книгой началась после знакомства Мезрича с Эдуардо Саверином, который в это время как раз порвал отношения с Цукербергом и с готовностью консультировал автора по всем вопросам[6]. Попытки Мезрича встретиться с Цукербергом и выслушать его точку зрения не вызвали у миллиардера интереса[6]. Для Мезрича парадокс Цукерберга состоит в следующем: «Марк стал самым молодым миллиардером на планете, но при этом всегда был равнодушен к материальным проявлениям успеха: никаких „феррари“, личных самолётов или домов с 15 спальнями у него нет». Он считает, что в фильме «его сделали несколько большим козлом, чем он показан в книге»[6][К 1].
«Миллиардеры поневоле» имели успех у читателей. Обозреватель CNET.com назвал эту книгу первой, где нарисована пикантная картина жизни в Силиконовой долине — с попойками, сексом и подковёрными интригами[8]. Оскаровский лауреат Кевин Спейси поспешил приобрести права на её экранизацию. Он опубликовал на Amazon.com рецензию, где назвал книгу «захватывающей историей предательства, бешеных денег и двух приятелей, которые произвели революцию в том, как люди общаются друг с другом, но сами разругались вдрызг и по сию пору не разговаривают друг с другом»[8]. В 2010 году книга вышла на русском языке в переводе Д. Угорского[9].
Никто из людей, работающих в Facebook, включая основателя Марка Цукерберга, не принимал участия в создании фильма. Сопоставить показанное в фильме с реальными судебными баталиями сложно ввиду того, что они велись в закрытом режиме и по окончании процесса все участники подписали соглашение о неразглашении[10]. Прототипы главных героев от фильма дистанцировались, заявив, что он «не про них»[10]. История создания сети в книге и в фильме рассказана с позиций трёх основных участников разбирательства — Цукерберга, Саверина и Уинклвоссов. По заявлению сценариста Аарона Соркина, создание фильма отслеживали юристы, представляющие интересы прототипов главных героев. Они настаивали, чтобы в фильме не прозвучало ничего ложного и клеветнического: если взгляды реальных людей на обстоятельства создания сети расходятся, то фильм заостряет на этом внимание[11].
Кастинг начался в начале августа 2009 года. На роль Цукерберга изначально претендовали Шайа Лабаф и Майкл Сера, однако Финчер и Соркин приняли решение не рассматривать кандидатуры актёров из традиционной молодёжной обоймы, так как они ассоциируются у публики с комедийным амплуа[10]. В их число попал и Айзенберг. Создатели фильма искали ребят со «специальным скоростным интеллектом», которые будут способны без запинки проговаривать «очень скоростные, очень умные тексты» из сценария[10]. После того, как были «попробованы человек пятьсот» (слова Финчера), выбор остановился на Эндрю Гарфилде, который в итоге сыграл Саверина[10]. «Уже сроки поджимали, у меня уже появилась традиционная в таких случаях мысль: что надо идти набирать ванну и резать вены», — иронизирует Финчер[10]. Наконец в сентябре 2009 года исполнителем главной роли был объявлен Джесси Айзенберг[12].
Съёмки фильма начались в октябре 2009 года в Кембридже (штат Массачусетс, США)[13]. Некоторые сцены были отсняты вокруг студенческих городков двух массачусетских подготовительных школ, Академии Филлипса и Академии Мильтона[14]. Со 2 по 4 ноября съёмки проходили на площадях Кизера и Уимена в студенческом городке Хоумвуда Университета Джонса Хопкинса[15]. C 16 по 22 ноября сцены фильма снимались в Калифорнийском государственном университете. Бюджет фильма составил 40 миллионов долларов. Финчер считает ленту весьма прямолинейной, наиболее сложно с технической точки зрения было создать похожих и в то же время разных близнецов, а также снять их выступление на королевской регате в Хенли-он-Темс[16]. Он говорит, что ставил перед собой задачу снять лёгкий фильм в духе Джона Хьюза, но так, чтобы за этой поверхностной лёгкостью проскальзывало нечто куда более жёсткое[16].
Музыку к фильму написали Трент Резнор и Аттикус Росс. Это не первый опыт сотрудничества Финчера и Резнора: фильм «Семь» начинается под звуки одного из ремиксов последнего, и именно Финчер снял клип на его композицию «Only» 2005 года[16]. Финчер с самого начала предложил Резнору написать музыку к фильму, однако тот отклонил предложение ввиду того, что только что женился и закончил изнуряющее турне[16]. В течение нескольких месяцев его не покидало ощущение, что он подвёл старого товарища. Наконец он решил позвонить Финчеру и предложить свои услуги для следующих фильмов. Финчер ответил, что по-прежнему ждёт его согласия насчёт «Социальной сети». После того, как Резнор и Росс присоединились к проекту, оптимистичная поначалу музыка приобрела гораздо более мрачный тон[16]. Свою версию хрестоматийной григовской мелодии «В пещере горного короля», которая звучит в сцене гребной гонки, Резнор считает «наименее аппетитной» в истории[16]. Меланхолично-тревожные звуки композиции «Рука прикрывает синяк» (англ. Hand Covers Bruise) приветствуют каждого заходящего на официальный сайт фильма. В финальных титрах звучит песня группы «Битлз» Baby, You’re a Rich Man[17].
Стивен Содерберг убедил Финчера вместо цифровой камеры Thomson Viper, которой был снят «Зодиак», присмотреться к более современным камерам Red One. Таким образом, в качестве основного инструментария оператора было выбрано оборудование производства Red Digital Cinema Camera Company[18]. Чтобы выровнять «картинку», при съёмках вне помещений применялись светофильтры естественной плотности. Впоследствии отснятый материал прошёл промежуточную цифровую обработку в голливудской студии компании Red.
На страницах The New York Times уделено внимание искусности построения художественного мира «Социальной сети»: «Трудно вспомнить фильм, который рисовал бы Гарвард в столь унылых тонах; сами краски обесцвечены. Сдержанно-тусклая палитра и минимальная глубина кадра обрисовывают пределы мира главного героя, а частое, хотя и сглаженное переключение между пространственно-временными слоями даёт представление о скорости, с какой он достиг успеха»[19]. По словам другого критика, уныло-тревожная атмосфера многих сцен больше соответствует «шпионскому фильму времён Холодной войны или ленте о воскрешении Франкенштейна», чем картине о жизни современного студенчества[20]. Даже секс Цукерберга с приставучей поклонницей снят в «нездоровых зеленоватых тонах, свойственных лентам о монстрах», — продолжает он[20].
Почти все сцены Финчеру хотелось дать в тусклом освещении (слабая освещённость вообще характерна для его фильмов). Сложнее всего было реалистично изобразить кампус Гарварда, так как университет запретил вести съёмку на своей территории[18]. Чтобы снять в начале фильма проход главного героя на фоне панорамного вида гарвардского кампуса, создателям ленты пришлось прибегнуть к некоторым хитростям. Когда Цукерберг бредёт в сумерках в сторону кампуса, камера снимает его сбоку и сверху, придавая сцене зловещий оттенок, как будто зритель ведёт слежку исподтишка[20]. Чтобы не привлекать внимание, съёмка велась в сумерках при участии минимального количества специалистов. Им удалось договориться с властями города Кембридж и поменять освещение в уличных фонарях на более мягкое галогеновое, а с территории университета фоновую подсветку обеспечивал человек, переодетый в бродячего мима[18].
«Любой миф о творении предполагает существование дьявола»:[21] Паркер прельщает Цукерберга грандиозными планами коммерциализации социальной сетиЕщё одна технически сложная сцена — ночной клуб, где Паркер проповедует Цукербергу своё видение будущего социальной сети. Всё начинается с того, что гигантский кран переносит камеру со второго этажа клуба на первый и затем обратно на второй, разворачивая её там на 180 градусов и создавая у зрителя ощущение лёгкого головокружения. В соответствии с демоническим характером Паркера режиссёр хотел придать этой сцене едва уловимый налёт зловещего[18]. С этой целью прямо в стол, над которым заговорщически склоняются плохо слышащие друг друга из-за музыки герои, были вмонтированы светодиодные табло, позволяющие транслировать многоцветные фильмы[18]. Загадочная подсветка героев снизу призвана вызвать у зрителя чувство психологического дискомфорта.
Предыдущий фильм Финчера был построен на сложных компьютерных эффектах. В «Социальной сети» к спецэффектам пришлось прибегнуть для того, чтобы изобразить близнецов Уинклвоссов. В ходе кастинга режиссёру не удалось отыскать реальных близнецов, которые бы напоминали знаменитых братьев-гребцов, однако ему удалось найти похожего на них актёра Эрми Хаммера (который, подобно им, принадлежал к «сливкам» американского общества, будучи внуком Арманда Хаммера). Второго близнеца изображал дублёр, потом в студии на его лицо накладывалось лицо Хаммера. Когда это было возможно, прибегали к комбинированной съёмке, когда нет (как, например, в сцене гребли) — к компьютерным технологиям[18]. Реалистичные эффекты света и тени были наложены на лица близнецов в программе Flame от компании Autodesk.
При съёмках сцены королевской регаты на Темзе, которая иллюстрирует обречённость в современном обществе традиционных форм мужского соперничества и доминирования, выявилась новая сложность — чрезмерная тяжесть камер, которые грозили пустить ко дну лёгкие гребные судна, где их предстояло разместить. Для решения этой проблемы пришлось разработать облегчённую камеру весом менее трёх килограммов[18]. В сцене регаты был применён эффект tilt-shift, который обычно применяется при подмене реального пейзажа миниатюрными макетами[22]. Финчер признаёт, что сцена регаты воспринимается как чужеродная вставка в ткань фильма, что это своего рода музыкальный видеоклип посредине киноленты[16].
Впервые фильм был показан на открытии Нью-Йоркского фестиваля 24 сентября 2010 года, за неделю до выхода в широкий прокат[23]. За первые выходные картина собрала в 2771 кинотеатре Северной Америки приблизительно $ 23 млн[2]. Во вторые выходные сборы снизились лишь на 31,2 % — минимальный показатель за весь год[24]. По данным на 2 января 2011 года фильм собрал в США 93,2 млн, а в остальных странах — 100,4 млн. При этом наибольшие сборы принёс прокат в Великобритании (16,4 млн с Ирландией), Франции (12,9 млн с Алжиром, Тунисом, Марокко) и Австралии (11,3 млн). Российские зрители проявили к новой работе Финчера существенно меньший интерес ($ 4,6 млн на все страны СНГ)[2].
На DVD фильм был выпущен 11 января 2011 года[25]. Практически одновременно, в преддверии «оскаровской» гонки лента вернулась на экраны 600 североамериканских кинотеатров[25]. Обычно голливудские студии предпочитают не выпускать фильмы на DVD до тех пор, пока их можно посмотреть в близлежащем кинотеатре[25].
Первоначально профессиональные критики англоязычного мира по поводу «Социальной сети» вынесли почти стопроцентно положительный вердикт[26], хотя к концу года стали слышны менее восторженные голоса. Обобщив рецензии, на сайте Rotten Tomatoes сделали следующий вывод: «Безупречный сценарий, изумительная режиссура, первоклассные актёрские работы делают „Социальную сеть“ захватывающим и амбициозным образцом современного киноискусства в его лучших проявлениях»[26].
Марк ЦукербергРоджер Эберт поставил в заслугу создателям фильма то, что весьма специфичный и довольно запутанный сюжет из жизни программистов изложен ясно и чётко, а диалоги своей скоростью и остроумием напоминают пулемётные очереди, воскрешая в памяти довоенные комедии Говарда Хоукса[27]. С точки зрения Питера Трэверса из журнала Rolling Stone, фильм наглядно показывает, что социальные сети и интерактивное общение — изнанка социопатии, неспособности на полноценное общение с реальными людьми, а нарциссизм и игра социальными масками в Интернете — две стороны одной медали[28]. В своих рейтингах и Эберт, и Трэверс назвали «Социальную сеть» лучшим фильмом года[29].
Для М. Трофименкова «Социальная сеть» продолжает линию фильмов Финчера о стихийной самоорганизации общества по сетевому принципу[21]. Как и в «Бойцовском клубе», главный герой из фрустрации берётся за создание собственной версии мира, альтернативной существующему[21]. Джим Хоберман из The Village Voice похвалил энергию, с которой рассказана первая часть истории, до встречи протагониста с «по-мефистофелевски обаятельным» героем Тимберлейка, который перетягивает на себя всё внимание зрительного зала[30]. Хоберман видит посыл фильма в том, что, хотя бы и в тайне от себя, каждый всего лишь хочет быть любим и востребован окружающими, а социальные сети призваны компенсировать отсутствие этого в реальной жизни[30].
Редакция американского Канала независимого кино призвала видеть в «сражении за дурацкий сайт, стоящий абсурдных денег, нескольких выпускников, успешных в плане учёбы, однако неполноценных в социальном отношении» не столько комментарий насчёт коммуникативных проблем современной молодёжи, сколько традиционное для голливудского кинематографа критическое высказывание по поводу Американской мечты. Трагический изъян главного героя «Социальной сети» видится в его непонимании того, что достичь успеха в бизнесе — ещё не значит обрести счастье[31].
Дэвид Томсон, чей «Биографический словарь кинематографа» с 1975 года выдержал 5 изданий, заявил, что картина Финчера не в состоянии «подняться выше безжалостной демонстрации неприятных типов, которые наживаются на мелком бессердечии»[32]. В конце года отрицательная рецензия на фильм появилась и в Slant Magazine. Обозреватель упрекает «Социальную сеть» в бездушности и автоматизме, которые сродни качествам Цукерберга, порицая фильм за холодную просчитанность визуального и звукового ряда, за переизбыток едва усваиваемых диалогов «одномерных» героев, за гендерную однобокость (женские персонажи вытеснены на периферию сюжета) и за сентиментальную обрисовку отверженного Саверина, который во второй половине фильма всё больше «напоминает щенка, выкинутого за порог дома»[33].
Русскоязычная критика по-разному отнеслась к фильму Финчера. Роман Волобуев из журнала Афиша в своей рецензии сравнил Марка Цукерберга с Тайлером Дерденом, отметив, что герой фильма такой же вымышленный[34]. Ярослав Забалуев из Газеты.ру сравнил Марка Цукерберга с Нео, так как он создал механизм, предельно облегчивший пользователю переход из реального мира в цифровой[35]. Василий Корецкий из журнала Time Out отметил, что в России фильм растерял свою социальную значимость и увлекательность. А Марк Цукерберг смотрится аутистом и задавакой[36]. Виктор Матизен из Новых известий назвал фильм классической американской историей успеха в современном варианте и порекомендовал всем догадывающимся, что стоимость создается не трудом, а идеями[37]. А Нина Цыркун из Искусство кино назвала картину «новым журнализмом», бесстрастной хроникой сегодняшнего дня, поданная в стремительном и хаотичном информационном потоке, и Марк Цукерберг — типичный представитель этого дня[38]. Сергей Оболонков же в своей рецензии на Ленте.ру сравнил главного героя фильма с наполовину злым гением, наполовину аутистом, хотя, судя по всему, в реальной жизни Марк не такой. Однако Оболонков отметил мастерство Финчера и Соркина[39].
Фигура главного героя[править | править код]
«Я с ним не знаком, я не знаю, что у него за душой, и не считаю, что вправе гадать», — Дэвид Финчер о Марке Цукерберге[10].Жанр фильма-биографии подразумевает, что в центре кинополотна находится реальное историческое лицо, однако главный герой «Социальной сети», по мнению большинства комментаторов, имеет мало общего с реальным Цукербергом. В фильме он начинает конструировать альтернативную социальную реальность из-за стремления проникнуть в элитные круги Гарварда и неспособности завязать отношения с девушкой, которая ему нравится. Сам же Цукерберг заявляет, что гарвардские клубы его не интересовали, а со своей женой Присциллой он познакомился ещё на втором курсе университета[40].
Художественный образ, нарисованный Соркином и Финчером, далёк от реальности и представляет собой обобщённый психотип[41]. В критических отзывах протагонист фильма определялся как типичный idiot savant[42], осовремененное переиздание «гражданина Кейна»[43], новоявленный Растиньяк[19], который, «строго говоря, не бесчеловечен, а пост-человечен: это цепочка алгоритмов и вычислений, своего рода компьютерная программа» (Р. Корлисс)[43][К 2]. Обозреватель российского «Коммерсанта» увидел в финчеровском миллиардере беспардонный «шагающий компьютер», отметив его «сексуальную амбивалентность»[21][К 3]. Лидия Маслова определила жанр фильма как «антибайопик», а его успех объяснила тем, что он «позволяет человеку даже с микроскопической самооценкой почувствовать себя лучше, умнее и обаятельнее самого молодого миллиардера в сети»[5].
Райан Гилби из журнала New Statesman видит в «Социальной сети» продолжение темы финчеровского «Зодиака»: через призму судопроизводства раскрывается фигура непонятого окружающими социопата, который перекраивает окружающий мир под себя, а также все те, кого он оставил позади, чтобы осмысливать совершённые им поступки[20]. Цукерберг до комичного не в ладу с миром, преобразованием которого он так занят. Он фланирует по заснеженному Гарварду в шортах и шлёпанцах, а на бизнес-встрече появляется в банном халате[20]. При этом он столь же ненормален, как и любой гений, ибо настолько зациклен на своём деле, что «не замечает маленьких людей, оказывающихся на его пути»[43][К 4]. В журнале Time главный герой фильма был истолкован не просто как рассеянный учёный, а как своего рода душевный инвалид: изобретая сайт, который даст ему 500 миллионов друзей взамен одного-единственного, он уподобляется тому безногому, который усовершенствовал кресло-каталку[43].
Общественный резонанс[править | править код]
Фильм вызвал в США широкий общественный резонанс. Критики писали о том, что фильм высветил давно накопившиеся вопросы о том, как сетевая интерактивность меняет восприятие современниками самих себя, о том, что на «Фейсбуке» выросло поколение подростков, для которого опыт общения не связан с традиционными ограничениями этического свойства[44]. В частности, Трэверс объявил «Социальную сеть» определяющим фильмом последнего десятилетия, подчеркнув типичность для нынешнего поколения завершающего фильм «образа одинокого Марка, который сидит перед мерцающим экраном и притворяется, будто не одинок»[28].
По словам А. О. Скотта из The New York Times, «поначалу споры велись вокруг соответствия „Социальной сети“ реальным событиям и вокруг того, имеет ли это какое-либо значение для оценки фильма, однако последующие обзоры, эссе и дебаты насчёт „Фейсбука“, онлайнового предпринимательства, дружбы, бизнеса, меритократии и „Лиги плюща“ оказались на порядок насыщеннее и ближе к современности, чем бойкий сценарий Соркина или изысканная атмосфера, созданная Финчером»[45]. В результате всех порождённых фильмом споров фигура Цукерберга была «мифологизирована» до такой степени, что журнал Time назвал его человеком года[46]. Хоберман иронически окрестил ленту «Рождение кибер-нации», отметив, что в последний раз выбор Голливуда и журнала пересекался на фигуре Сталина — одного из героев фильма «Миссия в Москву» (1943)[47].
Дэвид Финчер полагает, что фильм не столько критикует социальные сети, сколько затрагивает общечеловеческую потребность увлекаться иллюзиями. По его словам, человеческий род обладает поразительной способностью тратить своё время впустую на что угодно, будь то телесериалы, видеоигры или интернет[16]. «Я не думаю, что в самом по себе „Фейсбуке“ заключено нечто особо порочное», — добавляет он[16].
Большую статью о фильме и его социальной проблематике опубликовала в The New York Review of Books писательница Зэди Смит. Она полагает, что тип героя, выведенный в фильме, скоро уйдёт в прошлое: «Когда я смотрела фильм, при упоминании ранней блог-платформы Livejournal (всё ещё популярной в России) в зрительном зале раздались смешки. Не могу себе представить жизнь без компьютера, но вполне могу себе представить время, когда Facebook покажется нам столь же нелепым пережитком, как и Livejournal»[48].
Один из самых авторитетных кинокритиков Америки, Джонатан Розенбаум, назвал статью Зэди Смит более информативной в отношении социальных сетей, чем сам фильм, а популярность «этой кисло-сладкой комедии» объяснил циничным фатализмом её создателей в отношении того, как большой бизнес развращает души рвущихся к вершине социальной пирамиды, — проблематика, хорошо знакомая тем, кто видел «Гражданина Кейна» и первые фильмы саги «Крёстный отец»[49]. «В конце концов, не всё ли равно, чем торговать: наркотиками, порнографией или сетевой дружбой — всё это торговля иллюзиями», — высказывает сходную мысль М. Трофименков[21].
При подведении киноитогов 2010 года «Социальная сеть» была признана многими кинокритиками одним из его основных событий. Опросив киноведов, британский журнал Sight & Sound поставил фильм Финчера на 1-е место за год[44], а издание Film Comment, обобщив оценки более 100 профессионалов от кино, присудило фильму о Цукерберге 2-е место после 330-минутного «Карлоса» О. Ассаяса[50]. Журнал «Кайе дю синема» и Американский институт киноискусства также включили фильм в лучшие десятки[51][52].
«Социальная сеть» была номинирована на премию «Золотой глобус» в 6 номинациях (на 1 номинацию меньше, чем главный конкурент, историческая лента «Король говорит!»). Победила в номинациях «лучший драматический фильм», «лучшая режиссура», «лучший сценарий» и «лучшая музыка». Номинирована на премию «Оскар» 2011 года в 8 номинациях[53][54][55].
12 декабря 2019 года журнал Hollywood Reporter включил фильм в список лучших картин десятилетия, отдав ленте вторую строчку рейтинга[56].
Награды и номинации | ||||
---|---|---|---|---|
Награда | Категория | Номинант | Результат | |
«Оскар» | ||||
Лучший фильм | Скотт Рудин, Дана Брунетти, Майкл Де Лука, Шон Чаффин | Номинация | ||
Лучший режиссёр | Дэвид Финчер | Номинация | ||
Лучшая мужская роль | Джесси Айзенберг | Номинация | ||
Лучший адаптированный сценарий | Аарон Соркин | Победа | ||
Лучшая музыка к фильму | Трент Резнор, Аттикус Росс | Победа | ||
Лучшая операторская работа | Джефф Кроненвет | Номинация | ||
Лучший монтаж | Энгус Уолл, Кирк Бакстер | Победа | ||
Лучший звук | Рен Клайс, Дэвид Паркер, Майкл Шеманик, Марк Вэйнгартен | Номинация | ||
«Золотой глобус» | Лучший фильм — драма | Победа | ||
Лучший режиссёр | Дэвид Финчер | Победа | ||
Лучшая мужская роль — драма | Джесси Айзенберг | Номинация | ||
Лучшая мужская роль второго плана | Эндрю Гарфилд | Номинация | ||
Лучший сценарий | Аарон Соркин | Победа | ||
Лучшая музыка к фильму | Трент Резнор, Аттикус Росс | Победа | ||
BAFTA | Лучший фильм | Скотт Рудин, Дана Брунетти, Майкл Де Лука, Шон Чаффин | Номинация | |
Лучший режиссёр | Дэвид Финчер | Победа | ||
Лучшая мужская роль | Джесси Айзенберг | Номинация | ||
Лучшая мужская роль второго плана | Эндрю Гарфилд | Номинация | ||
Лучший адаптированный сценарий | Аарон Соркин | Победа | ||
Лучший монтаж | Энгус Уолл, Кирк Бакстер | Победа | ||
«Выбор критиков» | Лучший фильм | Победа | ||
Лучший режиссёр | Дэвид Финчер | Победа | ||
Лучшая мужская роль | Джесси Айзенберг | Номинация | ||
Лучшая мужская роль второго плана | Эндрю Гарфилд | Номинация | ||
Лучший адаптированный сценарий | Аарон Соркин | Победа | ||
Лучшая музыка к фильму | Трент Резнор, Аттикус Росс | Победа | ||
Лучший монтаж | Энгус Уолл, Кирк Бакстер | Номинация | ||
Лучший звук | Рен Клайс, Дэвид Паркер, Майкл Шеманик, Марк Вэйнгартен | Номинация | ||
Лучший актёрский состав | Джесси Айзенберг, Эндрю Гарфилд, Арми Хаммер, Макс Мингелла, Джастин Тимберлейк | Номинация | ||
«Спутник» | Лучший фильм — драма | Победа | ||
Лучший режиссёр | Дэвид Финчер | Победа | ||
Лучшая мужская роль — драма | Джесси Айзенберг | Номинация | ||
Лучшая мужская роль второго плана | Эндрю Гарфилд | Номинация | ||
Лучший адаптированный сценарий | Аарон Соркин | Победа | ||
Лучшая музыка к фильму | Трент Резнор, Аттикус Росс | Номинация | ||
Лучший монтаж | Энгус Уолл, Кирк Бакстер | Номинация | ||
Премия Лондонского кружка кинокритиков | Лучший фильм | Победа | ||
Лучший режиссёр | Дэвид Финчер | Победа | ||
Лучшая мужская роль | Джесси Айзенберг | Номинация | ||
Лучший британский актёр второго плана |
Миллиардеры поневоле — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Миллиардеры поневоле: как создавался Facebook, история о сексе, деньгах, гениальности и предательстве | |
---|---|
The Accidental Billionaires: The Founding Of Facebook, A Tale of Sex, Money, Genius, and Betrayal | |
Жанр | Роман |
Автор | Бен Мезрич |
Язык оригинала | английский |
Дата написания | 2009 |
Дата первой публикации | 14 июля 2009 |
Издательство | Doubleday |
«Миллиардеры поневоле: как создавался Facebook, история о сексе, деньгах, гениальности и предательстве» (англ. The Accidental Billionaires: The Founding Of Facebook, A Tale of Sex, Money, Genius, and Betrayal) — роман Бена Мезрича о создателях социальной сети Facebook — Марке Цукерберге и Эдуардо Саверине.
Идея создания книги, как утверждает сам автор, возникла, когда на его веб-сайт для почты фанатов пришло письмо от студента старших курсов Гарварда, утверждавшего, что знаком с создателем сети Facebook, о котором никто не знает. Таким образом, в Bar 10 в отеле Вестин, Бостон, Мезрич познакомился с Эдуардо Саверином, соучеником Марка Цукерберга по Гарварду. Источником большей части материалов для книги стал именно Эдуардо Саверин и его рассказы о том, как создавалась данная сеть и как потом он потерял все. Мезрич также утверждает, что книга основана на интервью с другими людьми, связанными с этим делом и на разных документах, большей частью на судебных исках между Цукербергом и Саверином и Цукербергом и братьями Кэмероном и Тайлером Уинклвосс (англ. Cameron and Tyler Winklevoss)[1]. Это другие соученики Цукерберга, которые утверждали, что Марк украл их идею создания уникальной закрытой сети. В итоге близнецы выиграли дело и по официальным данным получили компенсацию в 65 миллионов долларов [2]. С Марком Цукербергом Мезрич никогда не общался, несмотря на все попытки добиться встречи для того, чтобы прокомментировать историю, рассказанную Саверином. Также автор не признается, беседовал ли он когда-нибудь с Шоном Паркером, соучредителем потокового музыкального сервиса Napster и сооснователем Facebook.
Основатели социальной сети Facebook Эдуардо Саверин и Марк Цукерберг были малопримечательными студентами Гарварда, поначалу не пользовавшимися особым успехом у девушек на кампусе этого престижного университета. Компьютерный гений Марка однажды проявился во всей своей мощи, когда ему удалось взломать университетский сервер, чтобы создать базу данных всех студенток, с возможностью оценивать девушек по определенной шкале. В результате Марк едва не был отчислен из Гарварда. Но оказалось, что тогда он стоял у истоков крупнейшей в мире социальной сети, которая спустя всего несколько лет уже стоила миллиарды долларов. Дальнейшее повествование наполнено историями о хитроумных инвесторах, сногсшибательных женщинах и прочих печалях и радостях основателей Facebook. Один из парадоксов состоял в том, что, пока социальная сеть соединяла десятки миллионов людей во всем мире, она в то же время с непреодолимой силой разъединяла двух своих создателей, бросая все новые вызовы их крепкой студенческой дружбе.
В 2010 году книга была экранизирована режиссёром Дэвидом Финчером, исполнительным продюсером фильма стал Кевин Спейси (ему также была отведена эпизодическая роль одного из профессоров Марка в Гарварде), а одним из сценаристов сам Бен Мезрич.
«Социальная сеть» была номинирована на премию «Золотой глобус» в 6 номинациях (на 1 номинацию меньше, чем главный конкурент, историческая лента «Король говорит!»). Победила в номинациях «лучший драматический фильм», «лучшая режиссура», «лучший сценарий» и «лучшая музыка». Номинирована на премию «Оскар» 2011 года в 8 номинациях.
Мезрича уже критиковали за создание вымышленных персонажей для произведения «Дом вверх дном», в предисловии автор оправдывает свои методы написания книг. По его словам, новая работа — это серьёзное произведение, в котором воссозданы все реальные диалоги и сцены. Некоторые могут называть книгу художественной литературой, но издательский дом Doubleday смело позиционирует её как документальное произведение. В интервью для веб-сайта Fortune.com Мезрич сообщал: «В книге есть места, где я делаю правильные домыслы».
Уинклвосс, Кэмерон и Тайлер — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 июня 2019; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 июня 2019; проверки требуют 3 правки.Кэмерон Ховард Уинклвосс и Тайлер Ховард Уинклвосс (англ. Cameron Howard Winklevoss, Tyler Howard Winklevoss; род. 21 августа 1981 (1981-08-21), Саутгемптон, Нью-Йорк) — близнецы, американские гребцы и предприниматели. Их главными достижениями в спорте являются золото Панамериканских игр 2007 в восьмёрке с рулевым и выход в финал двоек на Пекинской Олимпиаде. Братья являются основателями социальной сети «ConnectU», долгое время они судились с Марком Цукербергом, настаивая на том, что он украл идею их сайта для своей сети «Facebook».
Братья Уинклвосс росли в Гринвиче, Коннектикут[1]. Их отец, доктор Ховард Уинклвосс, преподавал актуарные расчёты в Уортонской школе бизнеса, а также владел собственной компанией[2]. Кэмерон (левша) и Тайлер (правша) с 6 лет играли на пианино, и удивляли взрослых слаженной парной игрой на музыкальных инструментах или сборкой конструктора Lego[3][4][5]. В 13 лет они освоили HTML и стали разрабатывать сайты для бизнес-проектов[6]. Братья учились в гринвичских школах, увлекались классикой, древнегреческим и латинским языками. С 15 лет они начали заниматься греблей и организовали команду гребцов в своей средней школе[7]. В 1999 году Уинклвоссы участвовали в юниорском чемпионате мира в Пловдиве, составив парную двойку.
В 2000 году они поступили в Гарвардский университет, где специализировались на экономике, продолжая заниматься греблей под руководством известного гребца Гарри Паркера[8]. Во время учёбы братья были членами элитных студенческих клубов[9]. В 2004 году они окончили университет с дипломами бакалавра искусств[6]. В том же году они выиграли ряд американских соревнований и отправились в Европу, где участвовали в престижных регатах в составе восьмёрки[10][11]. В 2007 году братья представляли США на Панамериканских играх в Рио-де-Жанейро, где выиграли золото в восьмёрке, и стали вторыми в четвёрке[12][13]. Уинклвоссы составили американскую двойку на Пекинской Олимпиаде. Они сумели выйти в финал, но там финишировали последними с большим отставанием[14]. В 2009 году братья поступили на магистра делового администрирования в бизнес-школу Оксфордского университета[4]. В следующем году они участвовали в знаменитой регате против Кембриджа, где проиграли[15][16].
В декабре 2002 года братья и их сокурсник по Гарварду Дивья Нарендра задумали создать социальную сеть для студентов их университета и других престижных учебных заведений[17]. Назвав её «HarvardConnection», они обратились к другу-программисту Санджаю Мавинкурве с предложением о техническом осуществлении проекта[18][19]. Приступив к работе, Мавинкурве весной 2003 года покинул проект, устроившись на работу в «Google»[20]. Партнёры нашли другого программиста, Виктора Гао, но тот по личным причинам осенью прекратил работу[21][22]. В ноябре 2003 года братья и Нарендра наняли Марка Цукерберга, предоставив ему тексты разработанного программного кода «HarvardConnection»[21][23]. В течение следующих двух месяцев Цукерберг избегал контактов со своими работодателями, занимаясь тем временем вместе с Эдуардо Саверином созданием собственной социальной сети[23]. 6 февраля 2004 года из университетской газеты «The Harvard Crimson» братья и Нарендра узнали, что Цукерберг запустил сайт thefacebook.com[23]. Они обратились к администрации университета с претензией о краже интеллектуальной собственности, но администрация заявила, что дело находится вне её компетенции[24]. Президент университета Лоуренс Саммерс посоветовал им обратиться в суд[25].
Трио подало иск против Цукерберга, обвинив в краже идеи и программного кода[26][27][28][29][30][31]. В мае того же года был запущен сайт «HarvardConnection», вскоре переименованный в «ConnectU». Позже этот проект стал тесно сотрудничать с файлообменной сетью «i2hub» Уэйна Чана, вместе они запустили несколько дочерних проектов под брендом «The Winklevoss Chang Group»[32][33]. В феврале 2008 года тяжба между «ConnectU» и Цукербергом завершилась закрытым мировым соглашением[34]. В декабре 2009 года Чан обвинил Уинклвоссов в том, что они зарегистрировали патент № 20060212395 от 15 марта 2005 года (направленный на защиту цифровых авторских прав), не указав Чана его совладельцем. Также он заявил, что 50-процентная доля «The Winklevoss Chang Group» даёт ему право на половину компенсации Цукерберга[32][33]. В 2010 году адвокатская контора, представлявшая «ConnectU» в деле против Цукерберга, огласила сумму соглашения — 65 миллионов долларов — и потребовала от нанимателя 13 миллионов за успешный исход дела, после чего была уволена[35]. В мае выяснилось, что 65 миллионов были рассчитаны по значительно заниженной стоимости акций, и «ConnectU» потребовал от Цукерберга доплатить[36][37]. В октябре 2010 года на экраны вышел фильм «Социальная сеть» о создании «Facebook», где обоих братьев сыграл Арми Хаммер: создатели не смогли найти близнецов, похожих на Уинклвоссов[38].
Инвестиции в криптовалюты[править | править код]
Еще в 2013 году близнецы вложили в биткоины приблизительно $11 млн, купив около 1 % объема этой криптовалюты, а в декабре 2017 года стали первыми в мире (публично известными) биткойновыми миллиардерами[39]. В 2013 году братья купили биткоины по цене $120[40] за монету, а в декабре 2017 года стоимость криптовалюты достигла $20 000[41]. Сегодня близнецы Уинклвосс остаются одними из самых крупных инвесторов в биткоин, который считают «улучшенной версией золота».
- ↑ NBC Olympics Cameron Winklevoss Athlete Bio (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 августа 2010. Архивировано 6 июля 2012 года.
- ↑ Winklevoss Technologies About Us (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 21 августа 2010. Архивировано 6 июля 2012 года.
- ↑ Fryer, Jane. They’re Oxford’s start Boat Race rowers—6ft 5in identical twin hunks effortlessly brilliant time invent Facebook, The Daily Mail (2 апреля 2010).
- ↑ 1 2 Betts, Hannah. Muscle-bound, Oxford-educated and multi-millionaires-meet the Winklevoss twins, The Times, The Sunday Times (20 марта 2010).
- ↑ Jakobovits, Laura. Tyler and Cameron Winklevoss: Making waves at the Beijing Olympics, A Small Magazine (1 июня 2008).
- ↑ 1 2 Kidd, Patrick. ’Facebook twins’ Cameron and Tyler Winklevoss offer Oxford experience in Boat Race, The Times, The Sunday Times (15 января 2010).
- ↑ Riley, Cailin. Twin rowers headed to Olympics, The Southampton Press (10 июля 2008). (недоступная ссылка)
- ↑ Matson, Barbara. Rowing Machines: Winklevoss twins hope to form successful pair in Beijing, The Boston Globe (27 июля 2008).
- ↑ Aaron Sorkin toured Harvard’s secret clubs for Facebook film, New York Post (25 июля 2010).
- ↑ McGinn, Timothy. Team of the Year: Harvard Heavies Rout All Comers, Crimson caps second undefeated season with another national title, The Harvard Crimson (10 июня 2004).
- ↑ McGinn, Timothy. Dutch Edge Out Harvard First Varsity, The Harvard Crimson (9 июля 2004).
- ↑ Pan American Games Results (неопр.). San Diego Union-Tribune (20 июля 2010). Дата обращения 10 сентября 2010. Архивировано 6 июля 2012 года.
- ↑ Pan American Games Results (неопр.). LA Times (19 июля 2010). Дата обращения 10 сентября 2010. Архивировано 6 июля 2012 года.
- ↑ 2008 Summer Olympics Rowing Results (неопр.). ESPN. Дата обращения 10 сентября 2010. Архивировано 6 июля 2012 года.
- ↑ Rossingh, Danielle. Harvard Twins Who Sue Facebook Now Take on Cambridge in 156th Boat Race, Bloomberg (1 апреля 2010).
- ↑ Whittle, Natalie. Social networking pioneers…and killer oarsmen, Financial Times (5 марта 2010).
- ↑ Bourne, Claire. Web sites click on campus, USA Today (23 ноября 2004).
- ↑ Pontin, Jason. Who owns the concept if no one signs the papers?, The New York Times (12 августа 2007).
- ↑ McGinn, Timothy. Online facebooks duel over tangled web of authorship, The Harvard Crimson (28 мая 2004).
- ↑ Richtel, Matt. Tech recruiting clashes with immigration rules, The New York Times (11 апреля 2009).
- ↑ 1 2 O’Brien, Luke. Polking Facebook, 02138 Magazine (3 декабря 2007).
- ↑ Declaration of Victor Gao
- ↑ 1 2 3 Facebook accused of stealing idea, The Daily Free Press, Boston University (9 сентября 2004). Архивировано 4 октября 2010 года.
- ↑ Sharif, Shirin. Harvard grads face off against thefacebook.com, The Stanford Daily (5 августа 2004). Архивировано 18 июня 2010 года.
- ↑ Maugeri, Alexander. TheFacebook.com faces lawsuit, The Daily Princetonian (20 сентября 2004). Архивировано 24 июля 2012 года.
- ↑ Michael Levenson. Facebook, ConnectU settle dispute:Case an intellectual property kerfuffle, Boston Globe (27 июня 2008).
- ↑ Malcom Glenn, «For Now, Facebook Foes Continue Fight Against Site», The Harvard Crimson, July 27, 2007
- ↑ O’Brien, Luke. Poking Facebook, 02138 (November/December 2007), С. 66. Архивировано 14 мая 2008 года. Дата обращения 26 июня 2008.
- ↑ McGinn, Timothy J.. Lawsuit Threatens To Close Facebook, Harvard Crimson (13 сентября 2004). Архивировано 13 сентября 2004 года. Дата обращения 8 марта 2008.
- ↑ Maugeri, Alexander. TheFacebook.com faces lawsuit, The Daily Princetonian (20 сентября 2004). Архивировано 24 июля 2012 года. Дата обращения 8 марта 2008.
- ↑ Tryhorn, Chris. Facebook in court over ownership (неопр.). The Guardian (25 июля 2007). Дата обращения 15 марта 2008. Архивировано 6 июля 2012 года.
- ↑ 1 2 Lee Gesmer. Chang v. Winklevoss Complaint, Commonwealth of Massachusetts (18 января 2010).
- ↑ 1 2 Caroline McCarthy. Fresh legal woes for ConnectU founders, CNET News (4 января 2010).
- ↑ Brad Stone. Judge Ends Facebook’s Feud With ConnectU, New York Times (28 июня 2008).
- ↑ Zusha Elinson. Quinn Emanuel Brochure Spills Value of Confidential Facebook Settlement, The Recorder (10 февраля 2010).
- ↑ Owen Thomas. Facebook CEO’s latest woe: accusations of securities fraud, VentureBeat (19 мая 2010).
- ↑ Nick Farrell. Facebook’s Zuckerberg faces security fraud allegation, TechEye (21 мая 2010). Архивировано 24 июля 2010 года.
- ↑ Совместные фотографии Уинклвоссов и Хаммера Архивная копия от 19 мая 2010 на Wayback Machine The Daily Truffle
- ↑ Telegraph назвала имена первых в мире биткойновых миллиардеров (рус.), ТАСС. Дата обращения 23 августа 2018.
- ↑ Первые в мире: братья заработали миллиард на биткоинах (рус.). Газета.Ru. Дата обращения 8 августа 2019.
- ↑ Bitcoin (BTC) price, charts, market cap, and other metrics (англ.). CoinMarketCap. Дата обращения 8 августа 2019.