Что такое маргинальность – Маргинальность политическая — это… Что такое Маргинальность политическая?

МАРГИНАЛЬНОСТЬ — это… Что такое МАРГИНАЛЬНОСТЬ?

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. margo — край, граница) — понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Категория М. была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. В ситуации М. оказываются т.наз. «культурные гибриды», балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда их не принимающей, и группой, из которой они выделились. Философское понятие М. характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихся вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и, тем самым, довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры. К представителям культурной М. принято относить таких мыслителей как Ницше, маркиз де Сад, Л. фон Захер-Мазох, А. Арто, Батай, С. Малларме и др. Проблема культурной М. приобретает особое значение в философии постструктурализма и постмодернизма (шизоанализ Делеза и Гваттари, генеалогия власти Фуко, деконструкция Дерриды и т.д.). Интерес к феномену М. обострил французский структурализм, использовавший понятия «маргинальный субъект», «маргинальное пространство», «маргинальное существование», возникающие в «просвете», «зазоре» между структурами и обнаруживающие свою пограничную природу при любом изменении, сдвиге или взаимопереходе структур. Однако их функция в синхроничной перспективе бинарных оппозиций минимальна, ибо их присутствие, а точнее заполнение пространства между последними является лишь индикатором нормального функционирования структурно упорядоченного универсума. В постструктурализме понятие М. претерпевает значительные изменения, подрывающие его самотождественность. Благодаря идее децентрации Дерриды, не просто меняющей местами привилегированный и подчиненный объекты, а уничтожающей саму идею первичности, отстаивающей идею «различения», «инаковости», сосуществования множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных инстанций, — традиционное разграничение значимого и незначимого, обоснованного и эпифеноменального снимаются. Отсутствие центра структуры (по Деррида, мысль о структуре исключает мысль о центре) предполагает отсутствие и главного, трансцендентального априорного означаемого. Уничтожается также представление об абсолютном смысле. С исчезновением «центра», являвшегося средоточением и символом власти, исчезает и понятие господствующей, доминантной «высокой» культуры (эта установка «доминирует» в постмодернистском искусстве). Режим «деспотического означающего» уступает место принципу детерриториализации, в результате чего изменяется маргинальное положение «носителя желания» в территориализованном пространстве. Наиболее адекватно передает новый образ постмодернистского пространства понятие «ризома». Для Барта М. синонимична стремлению к новому на пути отрицания всевозможных культурных стереотипов и запретов, унифицирующих власть всеобщности, «безразличия» над единичностью и уникальностью, легитимации наслаждения и удовольствия, реабилитации культурной традицией субъекта желания, — и является важным моментом в борьбе с тиранией дискурса власти. Фуко полагает, что невозможно рассуждать о подлинной М. в рамках бинарной оппозиции, ибо идентифицировать ее как таковую можно лишь в отсутствии всякой нормы и авторитарного образца. Так, анализируя антитезу норма-патология и структуру властных отношений, он показывает, что аутсайдеры, «социальное дно», психически больные, иначе говоря, все девианты, не являются маргиналами в собственном смысле слова, поскольку их существование обусловлено наличием нормы, а опыт маргинального существования не может быть вписан внутрь институциональных стратегий. Таким образом, в плюралистичном, ризомном постмодернистском мире стираются границы структур, а маргинальное пространство, существующее вне этих структур, но между их границами, меняет свой пограничный статус, размывая семантику М. и утрачивая специфику своего паракультурного функционирования.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ — это… Что такое МАРГИНАЛЬНОСТЬ?


МАРГИНАЛЬНОСТЬ
(от лат. margin alis — находящийся на краю) — состояние групп людей или личностей, поставленных обществ. развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. М. возникает прежде всего при миграциях. Иммигранты — самые характерные маргинальные люди. Маргинальными бывают люди, вступившие в межэтнич. и межрасовые браки. М. характерна также для этнич. и расовых меньшинств, образовавшихся в рез-те миграций. Нередко возникал маргинальный тип личности в колониях — под воздействием европейских колонизаторов. Он появляется в развивающихся странах, подвергающихся т. наз. модернизации. Во всех случаях М. культурная переплетается с соц. стратификацией и обусловливается соц. процессами. М. сопряжена с дуальностью этнич. самосознания. В личном плане она вызывает психич. напряжение и может привести к двойственности, даже разорванности личностного самосознания. Отмечено также, что маргинальный психич. тип во многих случаях отличался творч. потенциями, что люди этого типа становились руководителями этнич. групп, нац. движений, видными деятелями культуры и т. д. Теория маргинальных людей и маргинальных общностей выдвинута в 20-х гг. нашего века Р. Э. Парком, крупным амер. ученым, одним из основателей чикагской социологич. школы. Теория Парка была развита Э. Стоунквистом в соц.-психологич. труде «Маргинальный человек», впервые опубликованном в 1937 г. Лит.: Park R.E. Race and culture. Glencoe (111.), 1950; Stonequist E.V. The marginal man. A study in personality and culture conflict. N.Y., 1961; Zelinsky W. The cultural geography of United States. Englewood Cliffs (N.Y.), 1978. Ш.А. Богина

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.

Синонимы:
  • МАННГЕЙМ (MANNHEIM) Карл
  • МАРКОВИЧ (MARKOVIC) Данило Ж.

Смотреть что такое «МАРГИНАЛЬНОСТЬ» в других словарях:

  • МАРГИНАЛЬНОСТЬ

    —         (позднелат. marginalis находящийся на краю, от лат. margo край, граница), социология, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между к. л. социальными группами, что накладывает определ. отпечаток на его… …   Философская энциклопедия

  • МАРГИНАЛЬНОСТЬ — (лат. margo край, граница) понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее… …   Новейший философский словарь

  • маргинальность — сущ., кол во синонимов: 4 • обочинность (1) • пограничность (3) • промежуточность …   Словарь синонимов

  • Маргинальность — качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них …   Энциклопедия культурологии

  • маргинальность — и, ж. marginalité f. Свойство маргинального. По вине лидеров Русской партии слово патриотизм на долгое время после распада СССР стало синонимом агрессивности, злобы, невежества, подозрительности, неистребимой маргинальности. ЛГ 5. 9. 2001 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Маргинальность — Маргинал, маргинальный человек (от лат. margo край) человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д. Маргинальная группа людей группа,… …   Википедия

  • маргинальность — Франц. maroinalisme, англ. marginalism. В буквальном смысле слова периферийность, «пограничность» какого либо (политического, нравственного, духовного, мыслительного, религиозного и проч.) явления социальной жизнедеятельности человека по… …   Постмодернизм. Словарь терминов.

  • Маргинальность — (лат. – граница) – состояние личности, отвергнутой обществом или конкретным сообществом по причине отрицания или невыполнения ею их норм, правил и требований. Такой человек, по своей собственной вине или по вине окружающих, как бы выпадает из… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Маргинальность — (позднелат. marginalis находящийся на краю) социологическое понятие, обозначающее промежуточность, пограничность положения человека между какими либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Маргинал – личность …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Маргинальность — ж. отвлеч. сущ. по прил. маргинальный II 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Маргинальность — Социологическое понятие, обозначающее пограничность положения человека (человеческой группы) между какими либо социальными группами. Понятие введено американским социологом Р.Парком. Источник: Религиозный словарь …   Религиозные термины


маргинальность — это… Что такое маргинальность?


маргинальность
Франц. maroinalisme, англ. marginalism. В буквальном смысле слова — периферийность, «пограничность» какого-либо (политического, нравственного, духовного, мыслительного, религиозного и проч.) явления социальной жизнедеятельности человека по отношению к доминирующей тенденции своего времени или общепринятой философской или этической традиции. Одними из первых последовательных маргиналов культурной жизни Европы считаются киники, которые, начиная с Антисфена, сознательно противопоставляли себя философской и этической традициям своей эпохи с ее мыслительными и поведенческими стереотипами. В определенном смысле постструктурализм и постмодернизм могут быть охарактеризованы как проявление феномена маргинализма — специфического фактора именно «модернистско-современного» модуса мышления, скорее даже мироощущения, творческой интеллигенции XX в. Характерная для нее позиция нравственного протеста и неприятия окружающего мира, позиция «всеобщей контестации», «духовного изгойничества» и стала отличительной чертой именно модернистского художника, в свою очередь получив специфическую трактовку в постмодернизме. Начиная с постструктурализма, маргинальность превратилась в уже осознанную теоретическую рефлексию, приобретя статус «центральной идеи» — выразительницы духа своего времени. Причем следует иметь в виду, что маргинализм как сознательная установка на «периферийность» по отношению к обществу в целом и его социальным и этическим ценностям, т. е. и по отношению к его морали, всегда порождала пристальный интерес к «пограничной нравственности». Феномен де Сада был заново осмыслен в постструктуралистской мысли, получив своеобразное «теоретическое оправдание». Проблема не исчерпывается имморализмом; ее суть в том, что Томас Манн в «Волшебной горе» устами Сеттембрини определил как placet experiri — жажду эксперимента, искус любопытства и познания, часто любой ценой и в любой ранее считавшейся запретной, табуированной области. Артистически богемный маргинализм всегда привлекал внимание теоретиков искусства, но особую актуальность он приобрел для философов, эстетиков и литературоведов структуралистской и постструктуралистской ориентации. Здесь «инаковость», «другость» и «чуждость» художников миру обыденному с его эстетическими стандартами и социальными и этическими нормами стала приобретать экзистенциальный характер, превратившись практически в почти обязательный императив: «истинный художник» по самому своему положению неизбежно оказывается в роли бунтаря-маргинала, поскольку всегда оспаривает общепринятые представления и мыслительные стереотипы своего времени. М. Фуко отождествил проблему «подрывного эстетического сознания» художника-маргинала, основанного на «работе бессознательного», с проблемой безумия. Именно отношением к безумию французский ученый поверяет смысл человеческого существования, уровень цивилизованности человека, способность его к самопознанию и, тем самым, к познанию и пониманию своего места в культуре, к овладению господствующими структурами языка и, соответственно, к власти. Иначе говоря, отношение человека к «безумцу» вне и внутри себя служит для Фуко мерой человеческой гуманности и уровнем его зрелости. И в этом плане вся история человечества выглядит у него как история безумия, поскольку Фуко пытался выявить в ней то, что исключает разум: безумие, случайность, феномен исторической непоследовательности — все то, что свидетельствует о существовании «инаковости», «другости» в человеке. Как и все постструктуралисты, он видел в художественной литературе наиболее яркое и последовательное проявление этой «инаковости», которой лишены тексты любого другого характера (философского, юридического и проч.). Естественно, на первый план при таком подходе выходила литература, нарушающая («подрывающая») узаконенные формы дискурса своим маркированным от них отличием, т. е. та литературная традиция, которая представлена именами де Сада, Нерваля, Ницше. «Фактически, — пишет американский критик В. Лейч, — внимание Фуко всегда привлекали слабые и угнетаемые социальные изгои — безумец, пациент, преступник, извращенец, — которые систематически подвергались исключению из общества» (Leitch:1983,c. 154). Проблема безумия в данном аспекте занимала далеко не только одного Фуко; это общее-место всего современного западного «философствования о человеке», получившего особое распространение в рамках постструктурализма и постмодернизма. Практически для всех теоретиков этого направления было важно понятие Другого в человеке или его собственной по отношению к себе «инаковости» — того не раскрытого в себе «другого», «присутствие» которого в человеке, в его бессознательном и делает его нетождественным самому себе. При этом тайный, «бессознательный» характер этого другого ставит его на грань или, чаще всего, за пределы нормы — психической, социальной, нравственной, и тем самым дает основания рассматривать его как безумного. В любом случае при общей теоретической подозрительности по отношению к норме, официально закрепленной в обществе либо государственными законами, либо неофициально устанавливаемыми правилами нравственности, санкционируемые состоянием безумия отклонения от нормы часто воспринимаются как гарант свободы человека от жесткой детерминированности господствующими структурами властных отношений. Так, Ж. Лакан утверждал, что бытие человека невозможно понять без его соотнесения с безумием, как и не может быть человека без элемента безумия внутри себя. Еще дальше тему неизбежности безумия развили Ж. Делез и Ф. Гваттари с их дифирамбами в честь шизофрении и шизофреника, привилегированное положение которого якобы обеспечивает ему доступ к «фрагментарным истинам» (шизофренический дискурс). Если Делез и Гваттари противопоставляли «больной цивилизации» капиталистического общества творчество «подлинного» художника, приобретающего в своем неприятии общества черты социального извращенца, то точно также и Фуко противопоставляет любым властным структурам деятельность «социально отверженных» маргиналов: безумцев, больных, преступников и, прежде всего, художников и мыслителей типа де Сада, Гельдерлина, Ницше, Арто, Батая и Русселя. С этим связана и высказанная им в интервью 1977 г. мечта об «идеальном интеллектуале», который, являясь аутсайдером по отношению к современной ему эпистеме, осуществляет ее деконструкцию, указывая на слабые места, изъяны общепринятой аргументации, призванной укрепить власть господствующих авторитетов: «Я мечтаю об интеллектуале, который ниспровергает свидетельства и универсалии, замечает и выявляет в инерции и притязаниях современности слабые места, провалы и натяжки ее аргументации» (цит. по: Leitch:1983, с. 14).

Постмодернизм. Словарь терминов. — М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения) — INTRADA. Ильин И. П.. 2001.

Синонимы:
  • логоцентризм
  • метарассказ

Смотреть что такое «маргинальность» в других словарях:

  • МАРГИНАЛЬНОСТЬ —         (позднелат. marginalis находящийся на краю, от лат. margo край, граница), социология, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между к. л. социальными группами, что накладывает определ. отпечаток на его… …   Философская энциклопедия

  • МАРГИНАЛЬНОСТЬ — (лат. margo край, граница) понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее… …   Новейший философский словарь

  • маргинальность — сущ., кол во синонимов: 4 • обочинность (1) • пограничность (3) • промежуточность …   Словарь синонимов

  • Маргинальность — качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них …   Энциклопедия культурологии

  • маргинальность — и, ж. marginalité f. Свойство маргинального. По вине лидеров Русской партии слово патриотизм на долгое время после распада СССР стало синонимом агрессивности, злобы, невежества, подозрительности, неистребимой маргинальности. ЛГ 5. 9. 2001 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Маргинальность — Маргинал, маргинальный человек (от лат. margo край) человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д. Маргинальная группа людей группа,… …   Википедия

  • Маргинальность — (лат. – граница) – состояние личности, отвергнутой обществом или конкретным сообществом по причине отрицания или невыполнения ею их норм, правил и требований. Такой человек, по своей собственной вине или по вине окружающих, как бы выпадает из… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Маргинальность — (позднелат. marginalis находящийся на краю) социологическое понятие, обозначающее промежуточность, пограничность положения человека между какими либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Маргинал – личность …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Маргинальность — ж. отвлеч. сущ. по прил. маргинальный II 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Маргинальность — Социологическое понятие, обозначающее пограничность положения человека (человеческой группы) между какими либо социальными группами. Понятие введено американским социологом Р.Парком. Источник: Религиозный словарь …   Религиозные термины


Маргинальность — это… Что такое Маргинальность?


Маргинальность
(лат. – граница) – состояние личности, отвергнутой обществом или конкретным сообществом по причине отрицания или невыполнения ею их норм, правил и требований. Такой человек, по своей собственной вине или по вине окружающих, как бы выпадает из культуры или субкультуры, его воспитавшей. Первоначальный смысл слова «маргинальный» заключался в обозначении заметок на полях рукописей или старых книг, т.е. того, что вне нормативного текста. Маргинальность нередко возникает в системе образования, особенно в школах. Маргинальные дети – это отвергнутые школой дети с проблемами, особенно с асоциальным поведением и плохой учебой. Такие явления порождает антипедагогическая среда школы и семьи. Состояние маргинальности есть источник зла, агрессии и многих других безнравственных поступков людей.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

Синонимы:
  • Манна небесная
  • Мариология

Смотреть что такое «Маргинальность» в других словарях:

  • МАРГИНАЛЬНОСТЬ —         (позднелат. marginalis находящийся на краю, от лат. margo край, граница), социология, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между к. л. социальными группами, что накладывает определ. отпечаток на его… …   Философская энциклопедия

  • МАРГИНАЛЬНОСТЬ — (лат. margo край, граница) понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее… …   Новейший философский словарь

  • маргинальность — сущ., кол во синонимов: 4 • обочинность (1) • пограничность (3) • промежуточность …   Словарь синонимов

  • Маргинальность — качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них …   Энциклопедия культурологии

  • маргинальность — и, ж. marginalité f. Свойство маргинального. По вине лидеров Русской партии слово патриотизм на долгое время после распада СССР стало синонимом агрессивности, злобы, невежества, подозрительности, неистребимой маргинальности. ЛГ 5. 9. 2001 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Маргинальность — Маргинал, маргинальный человек (от лат. margo край) человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д. Маргинальная группа людей группа,… …   Википедия

  • маргинальность — Франц. maroinalisme, англ. marginalism. В буквальном смысле слова периферийность, «пограничность» какого либо (политического, нравственного, духовного, мыслительного, религиозного и проч.) явления социальной жизнедеятельности человека по… …   Постмодернизм. Словарь терминов.

  • Маргинальность — (позднелат. marginalis находящийся на краю) социологическое понятие, обозначающее промежуточность, пограничность положения человека между какими либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Маргинал – личность …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Маргинальность — ж. отвлеч. сущ. по прил. маргинальный II 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Маргинальность — Социологическое понятие, обозначающее пограничность положения человека (человеческой группы) между какими либо социальными группами. Понятие введено американским социологом Р.Парком. Источник: Религиозный словарь …   Религиозные термины


МАРГИНАЛЬНОСТЬ — Новая философская энциклопедия

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (от лат. margo – край) – термин, выдвинутый Э.Парком (1864–1944) в эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек» (1928) для обозначения определенного социально-психологического состояния иммигрантов. Маргинальность, согласно Парку, связана с сомнениями индивида относительно своей личной ценности, с неопределенностью дружеских связей, постоянной боязнью быть отвергнутым, склонностью избегать неопределенных ситуаций, болезненной застенчивостью, одиночеством, чрезмерной мечтательностью, излишним беспокойством о будущем и т.п. Маргинальность рассматривалась как побочный продукт аккультурации, процесса воздействия друг на друга двух культур. Маргинальный человек живет в двух мирах одновременно (в случае иммигранта – в мире родной культуры и местной), что вынуждает его принимать ценности и нормы обоих миров. Р.Парк и Э.Стоунквист («Маргинальный человек», 1937) стали основоположниками психологической традиции в понимании явления маргинальности.

В 40–60-е гг. проблема маргинальности стала рассматриваться шире как конфликт культур. Э.Хьюз отмечал, что маргинальность имеет место там, где происходит социальное изменение и формируются группы, не имеющие определенной социальной идентификации, что сопровождается разочарованием (фрустрацией), расхождением личностных или групповых стремлений. Хьюз выделил т.н. переходные фазы, которые связаны с переходом людей от одного образа жизни к другому, от одной культуры и субкультуры к другой. Маргинальность для него – это идентификация человека с двумя статусами или референтными группами. Т.Шибутани считал, что обязательного соотношения между маргинальным статусом и личностными расстройствами душевного состояния не существует. Часто маргинальные личности формируют свои сообщества и следуют их ценностям. Невротические симптомы развиваются чаще у тех, кто пытается идентифицировать себя с высшей стратой и бунтует, когда их отвергают. Положительный исход маргинальной ситуации для личности – высокая творческая активность. Исследования маргинальности интенсивно развернулись после политических событий мая 1968. Маргинальность связывалась при этом с протестом, добровольным уходом от традиционных ценностей индустриального общества, своеобразными защитными реакциями молодежных субкультур в условиях массовой безработицы. Некоторые социологи приписывают явление маргинальности таким группам, как цыгане, иностранные рабочие, гомосексуалисты, проститутки, алкоголики, наркоманы, бродяги, молодежные субкультурные объединения, нищие, преступники и освобожденные уголовники.

Дж.Б.Манчини выделил три концептуальные направления в изучении маргинальности: культурное, структурное и ролевое. Культурная маргинальность относится к процессам кросс-культурных контактов и ассимиляции. Ролевая маргинальность возникает в случае неудачного соотнесения себя, своего социального положения с позитивной референтной группой; с выбором такой роли, которая содержит в себе элементы двух ролей и т.д. Структурная маргинальность описывает случаи политического, социального и экономического бессилия лишенных избирательных прав (или поставленных в невыгодное положение) групп внутри общества.

В России о маргинальности заговорили в начале реформ. Как правило, термин употреблялся с негативным оттенком, поскольку маргинальность отождествлялась с антиобщественными объединениями, с перевернутой системой ценностей. За последние годы семантика термина «маргинальность» в отечественной литературе существенно изменилась, исчезло негативное отношение к этому понятию, которое рассматривается как понятие, обозначающее неустойчивость положения личности в контексте социальных изменений.

Е.Сергеев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Маргинальность — Качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др. Словарь по культурологии
  2. маргинальность — маргинальность ж. Отвлеч. сущ. по прил. маргинальный II 2. Толковый словарь Ефремовой
  3. маргинальность — МАРГИНАЛЬНОСТЬ и, ж. marginalité f. Свойство маргинального. По вине лидеров Русской партии слово «патриотизм» на долгое время после распада СССР стало синонимом агрессивности, злобы, невежества, подозрительности, неистребимой маргинальности. ЛГ 5. 9. 2001 Словарь галлицизмов русского языка
  4. маргинальность — орф. маргинальность, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. маргинальность — сущ., кол-во синонимов: 4 обочинность 1 пограничность 3 промежуточность 2 разрыв 43 Словарь синонимов русского языка
  6. Маргинальность — Социологическое понятие, обозначающее пограничность положения человека (человеческой группы) между какими-либо социальными группами. Понятие введено американским социологом Р.Парком Краткий религиозный словарь
  7. МАРГИНАЛЬНОСТЬ — МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. margo — край, граница) — понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности… Новейший философский словарь

Маргинальность политическая — это… Что такое Маргинальность политическая?


Маргинальность политическая
Маргинальность политическая

(от лат. margo — край) — термин, употребляемый для обозначения социального качества сознания и поведения личности, слоя, субгруппы. М. означает отрыв от первоначального социального субстрата, прекращение общественных связей, определяющих сущность личности и группы, а также принципиальную невозможность возобновления подобных интеграционных связей. Маргинальная личность — промежуточный, пограничный человек, который ощущает свое место в мире, лишь принадлежа к какому-либо псевдомассовому, инициированному потестарными органами, движению. Маргиналы не объединены никаким общим интересом или целью, характеризуются отсутствием исторической памяти и преемственности в восприятии традиций. Их психологи ческой доминантой являются страх, агрессия, потерянность, цинизм и претенциозность. Маргинал не имеет собственной системы ценностей и оценок, но лишь имитирует чужую; для него присуща социальная аномия (возможность жить в двух или более мирах одновременно, не принадлежа ни к одному из них, принимать внешние формы, которые определяют принадлежность к определенной религии, национальности, культуре, без действительного обладания ими.) Главным признаком м. является разрыв и энтропия социальных связей и тканей, образующих гражданское общество, деструктурализация которого — основная цель тоталитарного режима; поэтому маргинальные слои — главная социальная база последнего (см: «Тоталитаризм»). Средства превращения личностей в люмпенов или маргиналов: отчуждение от собственности, жёсткий государственный контроль, политика всеобщей внутренней миграции и переселения. Маргинал с социальной точки зрения — «массовый», заурядный, средний человек с жесткой установкой псевдоколлективиста, обладающий чрезвычайной способностью к приспособлению, политически и граждански индифферентный, способный качнуться куда угодно.

Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

  • Манипулирование политическое
  • Маркетинг политический

Смотреть что такое «Маргинальность политическая» в других словарях:

  • Гендерная политическая культура — политическая культура, интегрирующая гендерный подход в систему отношений и одновременно в процесс производства и воспроизводства составляющих элементов политической культуры в ряде сменяющих друг друга поколений. Исходя из того, что политическая …   Термины гендерных исследований

  • Урарту — У этого термина существуют и другие значения, см. Урарту (значения). Урарту (Арарат, Биайнили, Ванское царство, урартск. KURbi a i na, арм. Ուրարտու, тур. Urartu, перс. اورارتو‎)  древнее государство в юго западной Азии, располагавшееся на… …   Википедия

  • Urartu — Урарту (Арарат, Биайнили, Ванское царство, урартск. KURbi a i na, арм. Ուրարտու, тур. Urartular, перс. اورارتو) древнее государство в юго западной Азии, расположенное на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и… …   Википедия

  • Биайни — Урарту (Арарат, Биайнили, Ванское царство, урартск. KURbi a i na, арм. Ուրարտու, тур. Urartular, перс. اورارتو) древнее государство в юго западной Азии, расположенное на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и… …   Википедия

  • Биайнили — Урарту (Арарат, Биайнили, Ванское царство, урартск. KURbi a i na, арм. Ուրարտու, тур. Urartular, перс. اورارتو) древнее государство в юго западной Азии, расположенное на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и… …   Википедия

  • Ванское царство — Урарту (Арарат, Биайнили, Ванское царство, урартск. KURbi a i na, арм. Ուրարտու, тур. Urartular, перс. اورارتو) древнее государство в юго западной Азии, расположенное на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и… …   Википедия

  • Урарты — Урарту (Арарат, Биайнили, Ванское царство, урартск. KURbi a i na, арм. Ուրարտու, тур. Urartular, перс. اورارتو) древнее государство в юго западной Азии, расположенное на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и… …   Википедия

  • Костюм эпохи Позднего Средневековья (Франция) — Костюм эпохи Позднего Средневековья выполнял во многом социальную функцию. Ношение платья в XIV XVI веках определялось понятием «луковицы», когда верхнее платье надевалось поверх нижнего, и количество слоёв зависело от социального статуса хозяина …   Википедия

  • Постмодернизм — У этого термина существуют и другие значения, см. Постмодернизм (значения). Постмодернизм (фр. postmodernisme  после модернизма[1])  термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй… …   Википедия

  • Концепции армянской принадлежности урартов — (также в литературе: Концепции арменизации Урарту, Ревизионистские концепции истории Урарту)  спектр теорий, согласно которым Урарту являлось древним армянским государством, полностью или в основном населённым этническими армянами, которые… …   Википедия

маргинализация — это… Что такое маргинализация?


маргинализация

МАРГИНАЛИЗА́ЦИЯ -и; ж. Процесс утраты прежних социальных норм поведения с неполным усвоением культурных, этических традиций новой социальной среды. М. поведения. // Размывание чётких социальных, культурных и т.п. ориентиров, традиций. М. сознания.

Энциклопедический словарь. 2009.

Синонимы:
  • маргинал
  • маргиналии

Смотреть что такое «маргинализация» в других словарях:

  • Маргинализация — Маргинализация  социологическое явление, понятие обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими либо социальными группами. Это понятие появилось в американской социологии в 1920 е для обозначения ситуации… …   Википедия

  • маргинализация — сущ., кол во синонимов: 1 • понижение (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • маргинализация — и, ж. marginalisation f. В эпоху высокой маргинализации большой русской литературы самые живые события происходят ныне в низовой и массовой литературе. ЛГ 21. 2. 96 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Маргинализация — 1. процесс утраты прежних социальных связей с неполным усвоением культурным, этических ценостей новой социальной среды; 2. размывание чётких социальных, культурных и т.п. ориентиров, традиций – маргинализация сознания …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • маргинализация — ж. 1. процесс действия по несов. гл. маргинализироваться 2. Результат такого действия; превращение в маргиналов: бомжей, бездомных, безработных и т.п. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • маргинализация — маргинализ ация, и …   Русский орфографический словарь

  • Маргинализация —    процесс утраты людьми признаков социального слоя, группы …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • МАРГИНАЛИЗАЦИЯ — разрушение государственного общества, представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности, чувства причастности к определенной… …   Большой экономический словарь

  • Маргинализация — процесс деградации человека, потеря им прежнего статуса, превращение в социальное явление, не типичное для данного цивилизованногообщества …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • маргинализация — и; ж. а) Процесс утраты прежних социальных норм поведения с неполным усвоением культурных, этических традиций новой социальной среды. Маргинализа/ция поведения. б) отт. Размывание чётких социальных, культурных и т.п. ориентиров, традиций.… …   Словарь многих выражений


Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о