Как я провел неделю в «Ионотеке» — The Village
Ionoff Music появился весной 2017 года. Основные артисты лейбла — Гречка, «Несогласие» («будущие „Пасош“», уверяет Ионов), «Хозяйственное мыло» («дрим-поп; мальчики растворяют девичьи сердца своим вокалом и гитарами»), «Бенгальские подонки» («эдакий привет группе „Агата Кристи“») и «Ритуальные услуги» (рефрен их главной на данный момент песни: «Зачем Москва, когда есть Питер? / Зачем любовь, когда есть выпить?»).
«Это тусовка очень молодых ребят, от 17 до 25. Группы, которые дружат между собой, поддерживают друг друга. Я заметил эту энергетику, увидел, что люди не просто пива пришли попить на концерт, — рассказывает Ионов, — решил их поддержать — и организовал антилейбл». Кажется, чуть ли не вся андерграундная культура Петербурга основывается на этой приставке. Продюсер объясняет: «Почему анти? Потому что не хочу быть как обычный лейбл. Я называю это „неблагополучной семьей“ — это очень правдивое название, хотя тут есть доля юмора, конечно, и в этом случае слово „неблагополучный“ не обозначает что-то негативное. Просто если бы мы были благополучными, то сидели бы все толстые, улыбчивые, никакой музыки бы не было. Даже Паланик сказал, что искусство никогда не рождается от счастья, а рождается с горя. Что-то в его словах есть. А эти ребята даже ревнуют друг друга, вот сейчас Гречка взлетела, другие переживают („девочка смогла, а я“) — несчастные души музыкантов».
«Мне уже поступают заманчивые предложения „мы купим у вас Гречку“, — улыбается Ионов, рассказывая о главной звезде своего лейбла. — Ей 17 лет, я ее всячески оберегаю, помогаю ей. Уже ходят легенды, что я делаю на ней какие-то дикие деньги. Это, конечно, неправда, я зарабатываю свои деньги клубом „Ионотека“, а Гречка зарабатывает свои деньги концертами. Мои менеджерские услуги пока ей ничего не стоят, потому что мы все делаем по дружбе. Да и никакого особого продвижения ей и не нужно: это народный феномен, ее песни любят все. Я сейчас скажу вещь, за которую меня заклюют, изнасилуют и убьют: на самом деле Гречка — это как Владимир Высоцкий. Объясню: аудитория Высоцкого — это бородатые интеллигенты, которые, сидя на кухне, взахлеб слушали его кассеты. Аудитория Гречки — это 17–18-летние ребята, которые слушают взахлеб интернет. Во „вконтактике“ нажал кнопку — это то же самое по массовости, по эффекту. Но самое интересное это то, что ее музыка переходит в другие возрастные группы. Забавно, когда мне 19-летняя девочка рассказывает, как ее папа спросил, знает ли она Гречку. Сама Анастасия [Гречка] говорит: „Иногда мне пишут 40-летние мужики, говорят, что у меня великолепная музыка“. То есть это такой массовый феномен у подростков, но он переходит во взрослую аудиторию. Это очень круто».
Ионов продюсировал первый альбом Гречки «Звезды только ночью», который вышел в декабре прошлого года: послушал демозаписи Анастасии, которая их прислала под первым впечатлением от „Ионотеки“ («мой клуб — такие вот врата для талантов», улыбается продюсер), выровнял темп, прописал совместно с сессионным барабанщиком ударные и наиграл бас-партии: «Я добавил нотки постпанка, чуть-чуть меланхолии — это уже мое личное. Основная идея была — не навредить [оригинальным записям Гречки]». В планах: записать второй альбом, который, судя по всему, получится более эклектичным — Гречка хочет добавить электроники. «Я уже слышал пару новых песен, одну из них, думаю, Шнуров бы купил, — смеется Ионов. — Там припев „мой парень меня бросил, потому что я фиговая баба“. Ведь о чем Шнуров пел, когда популярным стал? „Борода и щетина — настоящий мужчина“. Меня эти строчки Гречки цапанули — это будет народный хит. Сделаем Владимира Высоцкого в стиле Ланы Дель Рей, сместим Шнурова. Это шутка, конечно, но лучше брать повыше».
Сейчас представители Ionoff Music готовятся к туру по 15 городам России, «вояжу до Сибири и обратно», который стартует 27 апреля в Москве. «Я сейчас вкладываю какие-то ограниченные деньги, у меня нет ни спонсоров, ни партнеров. Сейчас [музыка лейбла] очень андерграундно звучит, конечно. А так я бы хотел, чтобы и мамы, и папы могли слушать наши песни. Ведь для этого необязательно, чтобы это был какой-то ширпотреб, „Наше радио“. Музыка может просто быть интересной», — делится планами владелец лейбла.
Ночь, улица, Ионотека. Зачем всё это и что здесь происходит
Оплотом происходящего во дворах безумия стал клуб «Ионотека» – место, которое уже давно обросло слухами и страшными историями: пьяные школьники, штаб-квартира «винишко-тян», разврат и содомия. Так ли страшна Ионотека, как её малюют? И так ли она прекрасна, как о ней говорят пьяные школьники? И кто все эти люди?
Также читайте: Девушки-винишко. О субкультуре и бессмысленных ярлыках
Найти Ионотеку довольно трудно – нет ни вывески, ни каких-либо указателей. Видимо, нужно просто идти на зов сердца или в компании приятелей, которые там уже были. Завсегдатаи клуба любят метить территорию – все стены рядом исписаны надписями вроде «Ионов молодец» и «Ты умрешь от наркоты».
Арт-директор клуба Александр Ионов, кстати, уже стал брендом, хоть и сошедшим в реальность из песни «Герой моих детских грёз» группы Аффинаж.
Ионотека строго разделена на то, что происходит внутри и то, что происходит снаружи. На улице тусуются те, кого не пустили внутрь по разным объективным причинам – неадекватное пьяное состояние, не тот год рождения в паспорте, слишком широкие зрачки, а также и по необъективным – например, охрана не пускает в клуб бурятов и якутов – прямой расизм, но против него никто не решается выступить, поэтому молча остаются веселиться на улице.
Люди, обитающие там, с улыбкой на лице называют это питерским андеграундом – им явно нравится причислять себя к этому явлению.
И именно они лучше всего могут рассказать о том, чем обусловлена такая зависимость от Ионотеки и почему молодые ребята выбирают именно её, а не тот же находящийся за углом знаменитый бар «1703».
Варвара и Ангелина проводят тут выходные уже на протяжении нескольких месяцев.
Варвара
Они стоят около клуба, потягивая Блейзер прямо из пластмассовых бутылок – рядом с ними мусорка, но никого это не смущает.
Варвара объясняет свою любовь к Ионотеке так: «Приходить сюда – это уже сложившаяся традиция. Здесь можно ненадолго сбежать от реальности, а еще в Ионотеке нужный мне контингент людей – ***нных [очень классных]. Я могу обнять кого угодно, даже если я его не знаю, потому что здесь все свои. В других местах не так».
Ангелина
Вся движуха начинается ближе к двум часам ночи, а апогей веселья и безумия приходится на три-четыре часа утра. Народ подтягивается с улицы в клуб до победного, у входа все курят, разбившись на небольшие компании, но наблюдается и внутренняя миграция – любой может подойти к незнакомой компании, и никто не будет против.
Даже наоборот – обнимут, зацелуют и пожелают всех благ. Публика в Ионотеке действительно доброжелательная, драки случаются редко, конфликты возможны только на почве вопроса «ЭшкЕре или ЭшкерЕ?».
Владислав стоит один. Высокий парень с тоннелями в ушах, занимается музыкой, но к творческим личностям себя не причисляет.
Слегка запинаясь и не согласовывая слова друг с другом, он рассуждает об Ионотеке: «Прихожу сюда, когда напиваюсь и хочется куда-то пойти потусить. Я знаю, что тут я точно встречу компанию, с которой можно пообщаться. На Думской такого нет, например. На прошлой неделе я здесь спорил с человеком кто круче: Юнг или Фрейд. Я за Фрейда топил, потому что все наши проблемы из детства. Да я вообще в психологии особо не шарю, но этим и интересна Ионотека – ты просто общаешься.
Но будь у меня всё хорошо в жизни, я бы сюда не приходил. Это может кому-то показаться сексизмом, но девушки сюда приходят отдохнуть, а парни приходят чисто цеплять этих девушек – и этим клуб не отличается от половины клубов города.
Но здесь более творческий контингент и этим Ионотека привлекает. Но отталкивает тем, что здесь все-таки собирается абсолютно максималистичный молодняк с еще несформировавшейся жизненной позицией. Не хочу, чтобы это звучало цинично, но я чувствую, что я тут среди более младших людей».
Владислав
В клубе за ночь образовывается много новых пар. Вот, например, Филипп и Оля – познакомились пару часов назад и между ними явно что-то намечается. Филипп учится на инженера радиотехники, а Оля на оптика. По их словам, они никуда кроме своих «шараг» и Ионотеки не ходят.
Оля еще заглядывает в бар «1703», но редко, потому что там нельзя пить около входа.
Филипп считает каждый свой поход в Ионотеку – сегодня он тут в одиннадцатый раз. Зачем?
«Мне здесь очень нравится музыка и атмосфера. А еще классные люди, и когда все друг друга ***дят — [сильно бьют], но я не про драки, а про слэм. Фишка Ионотеки – рейвовая музыка».
Оля добавляет, что «тут своя волна и происходит такой трешак, что это можно назвать только андеграундом».
Контингент Ионотеки – сборная солянка. Тут можно увидеть и простых парней, выталкивающих друг друга на танцпол, будто они на дискотеке в 8 классе, и девочек в блёстках по всему лицу и телу, и модников в олимпийках и футболках с провокационными надписями на кириллице, и даже маму диджея в шубе в пол, которая пришла поддержать сына. Вся эта масса сливается одно сверхтело и танцует на скользком и липком из-за пролитого алкоголя полу до утра.
Дашенька и Миша вместе уже давно, а вместе в Ионотеке всего во второй раз: «Мы приходим просто потанцевать, потому что любим танцевать. Но для этого нужны определенные люди, а на Думской таких нет. Здесь публика активная», – как будто в подтверждение этих слов, в этот момент рядом один парень ударил другого и тот упал, моментально отключившись.
Примерно настолько активная здесь публика.
Дашенька и Миша
Миша продолжает: «Здесь все очень веселые, танцуют и тебя заставляют танцевать, а в других местах люди просто сидят и бухают. Особенность Ионки в разнообразии – разные люди находят разных людей. Тебя здесь примут, кем бы ты ни был. Самая моя интересная история, связанная с Ионотекой – однажды я вышел из клуба и увидел как лежит баба с синими волосами и блюет кровью».
Трое парней, представившихся как Егор, Лёха и Павел Дмитриевич пытаются объяснить свою привязанность к этому месту, но им это с трудом это удается.
Из всех несвязных слов и непечатных фраз, общий посыл таков: «Просто бухай и танцуй. Нам тут нравится, потому что это Лиговский 50, корпус 12. Здесь всё по-другому. Здесь тусуется поколение Пошлой Молли и все, у кого проблемы в жизни – кого батя бросил, кого мама».
Егор, Лёха и Павел Дмитриевич
Саша – очаровательная девушка с волосами ниже пояса проводит здесь каждые выходные уже на протяжении года. Она знает все тонкости внутренней работы клуба, знает охрану, директоров и диджеев. Даже, когда Саша еще не жила в Питере, она уже знала про Ионотеку, поэтому ее появление здесь планировалось давно.
«Мы сюда приходим потому что чувствуем себя как дома. Тебя всегда тут ждут и тебе всегда тут рады, по крайне мере мне. Фишка Ионотеки в Ионове, потому что он всё это мракобесие устраивает и на нем все держится,это его концерты, его вечеринки, он реализует этот проект, он привозит группы, он заставляет диджеев выходить в свои смены, он придумывает развлекательную часть».
Саша
Посетители Ионотеки любят её за искренность. Здесь никто не строит из себя претенциозных модников, здесь нет снобизма и косых взглядов. Какой может быть снобизм в месте, где туалеты не закрываются и не всегда используются по назначению?
Молодые здесь чувствуют себя способными перевернуть мир, а старые и работающие с 10 до 19 часов бедолаги вновь чувствуют себя молодыми. Здесь танцуют до утра под песни Ольги Бузовой и называют это постиронией. Здесь слушают песни про любовь под спайсом. Кто знает, может, это и правда любовь – она у всех разная.
Текст: Полина Агеева
Фото: Анастасия Сверкунова
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
История клуба «Ионотека» и его создателя. Как Александр Ионов жил в США на пособие по безработице, а в Петербурге стал «королем андеграунда» и открыл свой лейбл
В США Ионов продолжить обучение в колледже не смог: не было денег. Вместе с матерью жил в Сан-Франциско, и сначала ему там даже нравилось. «Если появлялись мысли о возвращении в Россию, я сразу же отгонял их, потому что хотел быть сильным», — говорит он.
В 18 лет, через несколько месяцев после переезда, Александр устроился охранником в выставочный зал, снял комнату и съехал от матери навсегда. В то время у него было «отторжение всего эмигрантского»: молодой человек не говорил по-русски и старался общаться исключительно с американцами.
Когда через несколько месяцев Ионова уволили, он пошел за пособием по безработице.
— Помню, практически каждый день тогда стоял в огромной очереди с кучей негров, бомжей, наркоманов и всяких low life. Не думаю и не думал, что сам лучше их, конечно: я был среди этой толпы, вместе с ними получал талоны на питание. Но мне 18-летнему было очень неприятно стоять с этими людьми определенного запаха. Это меня изменило, — рассказывает он.
Ионов уверен, что тогда узнал о «настоящей жизни в Америке».
— Очень не люблю Довлатова после жизни в США и люблю Лимонова, — объясняет Ионов. — Лимонов, несмотря на свое пижонство и пафос, хотя бы пишет правду: всякую жесть про еду из помоек и анальный секс на задворках Нью-Йорка. А Довлатов — только добрые еврейские анекдоты, как Жванецкий; к настоящей жизни в Америке эта писанина никакого отношения не имеет.
Найти работу Ионову удалось лишь через четыре месяца. Сначала медбратом «на самой низкой должности», потом — кассиром в магазине. В 19 лет он съехался с девушкой, которая была на пять лет старше, у них родился ребенок, но через год гражданского брака они разошлись.
Александр говорит, что после этого начал заниматься творчеством и писать песни, а не «постоянно искать деньги, чтобы просто выживать». Он устроился водителем грузовика, ездил по Калифорнии, а в свободное время развозил музыкальную аппаратуру по репетиционным точкам и клубам.
— К 25 годам одиночество начало заедать — и был второй брак. Шаблоны надавили, и я решил, что нужно браться за голову, — говорит Ионов. — Пошел на курсы IT, чтобы изучать программирование и тестирование. Первую работу в сфере программирования удалось получить лишь к 2000 году (спустя два года — прим. «Бумаги»).
Ионов работал в системе безопасности «одного из крупнейших банков» в Сан-Франциско. «Там дослужился только до небольших руководящих должностей. Получал 5 тысяч долларов в месяц. Именно этот заработок помог мне позже уехать», — рассказывает он.
Когда появились деньги, Ионов всерьез задумался о переезде и начал копить. После совета психиатра «найти духовную практику» принял православие и стал изучать историю России с точки зрения философских течений. Начал больше общаться с русскими эмигрантами, но вскоре разочаровался в них полностью.
— У меня плохое отношение к эмиграции в принципе. Все только и говорят, как ********** (очень — прим. «Бумаги») хорошо там и как плохо здесь. А я знаю много людей, которые там закончили плохо. Там ведь очень хорошие наркотики — это здесь всё разбодяжено, а там ты покупаешь кокаин, а тебе еще и пакетик травы в подарок дают. И советские люди это не выдерживают. Мне удалось этого избежать: к тому времени я уже долго ничего не употреблял. И, скорее, больше рюмочкой балуюсь.
К середине нулевых Ионов убедился, что хочет навсегда вернуться в Россию, и жизнь в США называет «не лучшим периодом». За 15 лет там Ионов сменил несколько групп, «которые так и не стали популярными». Основными его музыкальными направлениями были шугейз и постпанк, позже ставшие главными жанрами «Ионотеки».
Худший музыкальный клуб Санкт-Петербурга — Ионотека (
Недавно друзья позвали на меня на концерт очень хорошего исполнителя.
В клуб «Ионотека».
Адрес этого заведения: Лиговский проспект, дом 50, корп. 12.
Находится клуб во дворах, за заборами и помойками…
В поисках этого места спрашивали людей, которые там рядом работают (охранники, соседи по площадкам и т.д.) и никто не слышал про него.
Ладно, у нас есть карты и вообще всё же можно найти.
В итоге клуб был найден, при этом мы проходили мимо него несколько раз.
Причина проста: никакой вывески нигде нет, если не считать что-то там мелко написанное на стеклянной грязной двери, у которой стояли люди… и которые даже не знали, откуда они вышли покурить.
Заходим внутрь.
Гардероба нет, как факт, в клубе холодно (температура почти, как на улице), а сам он производит впечатление сарая: в стенах щели, из которых, да, зимой дует, сами стены и пол, не говоря про потолок, грязные и обшарпанные, освещение — никакое, полумрак.
Зрителям предлагается сидеть напротив сцены на скамейках и сколоченных из необструганного дерева ящиков.
При этом они сделаны лесенкой и… и сидящие выше ставят свои ноги на места сидящих ниже, т.о. лучше на этом сооружении не сидеть.
У окошка есть пара старых диванчиков… со следами ног.
Сцена — грубо сколоченная конструкция, на которую тоже надо заходить по деревянным ступеням из ящиков.
Звуковик сидит в деревянной будке, ну, вы поняли, из чего она сделана, с решеткой.
У входа также есть сомнительный бар (лучше ничего там не покупать) с несколькими высокими стульчиками, нет, не из ящиков.
В общем, впечатление от места ужасное.
Ах да, туалеты (в которых ничего нет, кроме унитаза, т.е. ни бумаги, ни чего-то еще…) выходят прямо в зал, правда, их чуть скрыли перегородкой.
Но мы все-таки пришли слушать музыку, может и Бог с ним, с помещением…
Пришли на музыкальный фестиваль, но слушать не всех, а определенных исполнителей, т.е. заранее.
Перед ними выступала какая-то группа, где и барабанная установка и гитары, и много чего.
И вот тут мы поняли, что это дно.
Буквально.
Громкость завышена в сотни раз, звук хрипит, гудит и фонит.
Если кто-то из зрителей хочет что-то сказать другому, то надо кричать, иначе не слышно.
Да и то не факт, что услышат друг друга.
Что касается освещения самой сцены, то или его нет, или бабахнут разным цветом, или ослепят.
Для съемки видео — ужас, для съемки фото — нужно ловить те секунды, когда более-менее.
Периодически включается допотопная и вонючая дым-машина.
Про то, что есть давно нормальные, ну… тут никто не слышал, или не захотел ничего менять, пусть зрители кашляют.
Зачем она нужна — а есть, значит, включим, логика только такая, ибо на многих музыкальных композициях она вообще лишняя.
Спасает только, правильно, щели в стенах и крыше, дым через них уходит.
Звуковик в будке отмороженный, глухой и неумный.
Его все устраивает, ну, и вообще — он за решеткой, какие претензии, тем более с такой аппаратурой, которая есть в наличии.
Админ клуба редкостное хамло, которое пребывает в вечном угаре, его тоже все устраивает и все супер.
Таким образом — клуб настоящее днище, хуже некуда.
Позорище.
Не рекомендую ходить туда никому, разумеется, если вы пришли слушать музыку, а не напиться непонятного пойла под бум-бум-бум и надышаться вонючего дыма.
Фото из Сети
Copyright © Текст by sunsinta, 2018
Ближайшие концерты21 января, вторник ПОЭТИЧЕСКАЯ СОЛЯНКА 22 января, среда ТА СА МАЯ, AVIATORS BAND, ПЬЕРО 23 января, четверг ТЕПЛО, TEMPLATES LOST, THE POLAR TWINS 24 января, пятница СТАРОСТЬ, NTSC, DOOBY DOOGLAS 25 января, суббота 26 января, воскресенье INTONERMA WINTER PARTY (швейцария, италия, польша, финляндия) 28 января, вторник ПОЭТИЧЕСКАЯ СОЛЯНКА 29 января, среда 30 января, четверг 31 января, пятница IONOSFEAR FEST (indie, shoegaze, post-punk, noise, garage) 2 февраля, воскресенье 4 февраля, вторник 6 февраля, четверг TESALADO (Иркутск) 7 февраля, пятница 8 февраля, суббота ВОСТОЧНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР, ДВА ПЛЮС, OSPEN 11 февраля, вторник ПОЭТИЧЕСКАЯ СОЛЯНКА 13 февраля, четверг 21 февраля, пятница 22 февраля, суббота 23 февраля, воскресенье БЕНГАЛЬСКИЕ ПОДОНКИ, СИНДРОМ ВОСЬМИКЛАСНИКА 28 февраля, пятница 29 февраля, суббота IONOSFEAR FEST (indie, shoegaze, post-punk, noise, garage)
| Вся афиша |
Александр Ионов – об окончании работы с Гречкой, скандале вокруг трансгендерной девушки в «Ионотеке» и 15 годах жизни в США
Вам понравился ее второй альбом?
Это хорошие песни, но, я считаю, можно было сделать что-то более креативное. Получился добротный акустический рок, но мне в этой музыке не хватает изюминки. Даже когда мы записывали первую пластинку, то пытались добавить необычные биты, а тут все очень прямолинейно. Я думаю, этот альбом – очередная ступень в ее жизни. Она записала его одна, без продюсера, потом она соберет команду и выпустит что-то более интересное. У нее много шансов, много потенциала. Я за нее совершенно не волнуюсь. Она может выйти у Московского вокзала, начать играть, и соберется вся страна. Она одна может все.
Какими группами вы сейчас занимаетесь?
«Несогласие», «Бенгальские подонки», «Ритуальные услуги» – классный проект с драм-машиной, флейтой, интересным вокалом. Я всегда за эксперименты в музыке. Мне постоянно присылают демо-записи, я рад протягивать руку неизвестным музыкантам, потому что мне в свое время никто не помогал. Я не хочу работать с серьезными забронзовелыми артистами – они требуют и требуют. Я хочу общаться с чистыми душами, которые искренне радуются, что ты записываешь их песни. Как девушка 17 лет говорит «Я люблю тебя» и именно это имеет в виду. А в 25 женщина говорит «Я люблю тебя» и думает «А квартиру ты мне купишь?» Я, может, утрирую. Но я за искренность чувств.
В «Ионотеку» не пустили трансгендерную девушку – разразился большой скандал. Вы можете объяснить эту историю?
Она ужасно раздута. У девушки проверили паспорт, спросили, почему у нее в паспорте одно, а в жизни другое, она начала скандалить. Со словами «Сейчас я тебе докажу, что я Максим», она начала задирать юбку. Это в любой стране мира расценивается как отвратительное поведение.
Я жил в Сан-Франциско, это гей-столица США, гомосексуалистами были мой учитель, сосед, работодатель, коллега, я со всеми ними прекрасно общался. Девушке на жалобу я ответил, используя слово «дорогуша» – я думал, что общаюсь на ее языке, а она решила, что это я издеваюсь. Значит, она вообще не из этой тусовки. Я сказал: «Дорогуша, чего ты хотела? Ты живешь в России, тебя ждет жизнь, полная унижений». Я сказал правду, для России смена пола – это жесть, и человек пошел на это осознанно. Может быть, я был не достаточно чуток. Короче не нужно мне в девять утра писать с претензиями. Мои сообщения сразу заскриншотили и началось: «Нас обижают». Меня начали выставлять гомофобом, но это просто смешно. Да, мою фразу можно было сгладить, в выборе излишне резкой формулировки я, возможно, виноват. Но мне кажется, Россия не готова к каминг-аутам, еще не воспитано толерантное население, и ЛГБТ разыгрывают опасную карту. Изменения нужно проводить мягко, у нас очень консервативная страна. Людей нужно образовывать, а это занимает время.
Россия не готова к каминг-аутам, еще не воспитано толерантное население
«Мне на трезвую голову тяжело находиться в Ионотеке». Александр Ионов о геях, цензуре, Боге и мечтах
Ионов рассказал ART1 какие комплексы у России; чем больны современные молодые музыканты; и почему пропаганда ЛГБТ это плохо, а цензура — хорошо.Александр Ионов — создатель легендарного петербургского клуба «Ионотека», владелец лейбла Ionoff Music и заведения IONOFF BAR, а также экс-продюсер Гречки и просто отличный музыкант. В интервью ART1 он рассказал о том, почему, стоя перед богом, не стоит винить в выпитом блейзере Сашку Ионова; какие комплексы у России; чем больны современные молодые музыканты; и почему пропаганда ЛГБТ это плохо, а цензура — хорошо.
«Немного «Ионотеки», капля IONOFF BAR и щепотка индустрии» — коктейль готов!
От некоторых петербуржцев можно услышать, что «Ионотека» скатилась в «пафосный андеграунд» вместе с его создателем…
Нигде в «Ионотеке» нет ничего пафосного. Когда люди, например, видят, что Ионов появляется на Первом канале, в журналах «Собака», «Афиша» — у них возникает чувство зависти. А это очень примитивное и простое чувство. Да, оно свойственно всем. Но люди интеллигентные способны его подавлять. Я много кому завидую, но видит бог, это белая зависть.
Вот пример. Навальный показывает, допустим, что у Медведева 65 вилл. Умный человек понимает — он максимум в две-три съездит и все. А нам покажут все эти квадратные метры и все… начинается: «О боже, несправедливо, а где моя вилла?!». Забывая, что ты на нее даже не заработал и никто, кроме тебя самого в твоем безденежье не виноват.
Со мной и «Ионотекой» такая же ситуация. Некоторые говорят: «Ой, почему он называет себя андеграундом, культом? Он такой пафосный!». А ты сделай свой собственный андеграунд, сделай свою «Ионотеку». Были ведь клубы, которые угрожали существованию моего заведения. Но они все куда-то делись.
Что по твоему делает «Ионотеку» уникальным местом?
«Ионотека» сама по себе уникальна. Ввиду того, что является конгломератом лейбла, клуба, бара, места для тусовок, а также студии продакшена. Единственное похожее заведение было в Англии — Haçienda. То был культовый клуб-лейбл.
Очередной вечер в «Ионотеке»
Именно им я вдохновлялся. Правда там был несколько иной уровень — все было в рейве и наркотики. А у нас все адекватнее. Чтобы мог прийти, например, 16-летний пацан и сказать: «Вот, у меня песня есть». И он будет у меня играть с 20:00 до комендантского часа. При этом ни один клуб в России не даст ему выступать у себя. Только «Ионотека». Потому что денег он не приносит и никому не нужен, до поры до времени.
Дай, пожалуйста, короткий и яркий образ ионотечной публики
Пару лет назад я бы сказал, что это девочка с фиолетово-голубыми волосами. Но сейчас это просто такой indie-kid, который слушает независимую музыку. У него смешная такая одежда, куча забавных наколок. Плюс он пофигист, который разрывается между художественной академией и стаканом блейзера.
«Ионотеку» обвиняют в «развращении умов и того, что пониже». Якобы, это место, где молодые ребята массово деградируют. Что ты об этом думаешь?
Да… Это очень старый тезис. Я считаю, что человек сам несет за себя ответственность. Собственно, перед богом мы все предстаем в одиночестве. И вот предстает перед ним какой-то парень и говорит: «Каюсь, я пил блейзер! Но это Саша Ионов виноват! Бог, покарай его». Это так не работает. Я вот в свое время и пил, и употреблял. И сейчас во всех проблемах со здоровьем виноват только я, а не какой-то там, допустим, Гриша, подливавший мне в далеком 90-м.
Концерт в «Ионотеке»
Слушай, в «Ионотеке» нигде не написано: «Приходите, пейте литрами водку, если вам 16 лет». Во-первых, мы не пускаем тех, кому меньше 18-ти после комендантского часа. Во-вторых, у нас стоит весьма суровый охранник, который за всем следит.
В итоге, все это личное дело каждого. Я, например, знаю людей, которые вообще не пьют. Просто приходят к нам, чтобы впитать атмосферу. Их конечно очень мало, и я считаю их довольно странными людьми. Ибо мне, например, самому на трезвую голову тяжело находиться в «Ионотеке».
Да боже, в любом случае, это все просто молодые ребята, студенты первого-второго курсов. Они приходят выпить, потанцевать, найти себе подругу. И это абсолютно нормально!
А возникают ли сейчас у тебя, твоего клуба проблемы с властями, полицией?
Проблем не возникает. Да, когда-то мелкие недопонимания случались, конечно. Например, однажды одна группа повесила на афишу фотографию Гитлера. Просто панки, которые решили покуражиться. А это в итоге приписали к пропаганде фашизма. Пришлось извиняться, удалять. Теперь я достаточно строго смотрю, чтобы не было там различных патриархов или перевернутых крестов.
Перевернутые кресты?
Ну да. Не нужно. Это оскорбление чувств верующих. Я сам себя считаю человеком православным. Может быть не практикующим, но, во всяком, случае я крещен. И мне не очень понятно, для чего переворачивать крест и кричать «слава сатане!». Конечно, я могу понять для чего это нужно определенным музыкальным группам. Но, к сожалению, мы живем в такой стране, где это не рекомендуется. И можете называть меня ужасным конформистом, но я ради сохранности клуба, своей организации, лейбла — не буду биться с правительством за ваши концерты с перевернутыми крестами, на которые придут 15 псевдосатанистов.
Поработав в свое время в медицине в США я понял, что очень часто религия, вера, церковь — это последнее прибежище для людей, у которых не осталось никакой надежды. Так что я бы на тему веры, религии и церкви особо не шутил.
Как думаешь, с чем связана музыкальная продвинутость Запада и как России догнать их?
Россия потихонечку догоняет, но у нашей страны еще огромное количество комплексов. Эти комплексы тянутся хвостом уже несколько сотен лет. Начиная с нашей государственности, когда наши правители и элита смотрели на Запад с благоговением и завистью.
Это действительно серьезный комплекс — неумение ценить свое собственное. У нас целый век — огромная яма, из-за которой мы оторвались от мировой культуры. Да, в итоге, мы сейчас конечно отстаем. Но благодаря технологиям все быстро наверстываем. Теперь любой парень в интернете может посмотреть, что популярно в Лондоне и как это делается. Вообще, в западной музыке ничего такого нет. Просто она толком никогда не была «под ногтем», там практически не было цензуры.
Возможно ли построить в России идеальный клуб для музыкантов?
Как раз идеальный клуб я и пытаюсь построить. Но это не так-то просто. Знаешь, музыканты ведь такие люди… всегда будут жаловаться, что им что-то не так.
Что ты имеешь в виду?
Ну… музыканты не знают, чего хотят. Я им говорю: «Пожалуйста, я не буду вычитать никаких процентов из ваших доходов». Они отвечают: «Нет уж, мы пойдем, заплатим в другом клубе, но это будет не «Ионотека». Почему? Да потому что уважаемые хейтеры создали моему клубу такой ореол, что играть в нем сейчас якобы зашкварно. А почему? Не ясно. У нас последние два года звук лучше, чем в большинстве клубов Петербурга.
Ионов с группой Граф Дракула
Многие музыканты хотят хайпа. И «хорошего» хайпа. Они избегают почему-то «Ионотеку». Думают: «А вот пойдем, отдадим деньги последние, которые могли потратить на запись и продюсирование. Отдадим деньги какому-то злому дяде, которому на музыку совсем плевать». Мне некоторые группы заявляют: «Да у вас малолетки, трэш в туалетах…» Но простите, в других местах концерты этих ребят также превращаются в сплошной алкотрэш. Может тогда проблема вовсе не в моем клубе?
И так последние семь лет. Надоело уже на самом деле. В итоге, приходят нормальные ребята, которые играют давно устаревший гранж, который я лично не особо люблю. Но они приходят. Играют, пьют пиво, зарабатывают и не выеживаются. И именно такие получают от меня зеленый свет, простоту и доброту.
Что ты ненавидишь в клубной индустрии в России?
Мне не нравится снобизм русских людей, мне не нравится, что якобы нужен хороший евро ремонт в клубе и прочее. Для меня клуб — это место, которое как другая реальность. Вот, например, я хочу атмосферу сюрреального подземелья, наполненного странными звуками. Я не хочу только смотреть фильмы и представлять такое в голове. Я лучше спущусь в темный клуб сам и почувствую всю эту атмосферу.
Концерт в «Ионотеке»
Короче, мне не нравится тенденция в России к этому вымученному гламуру, лоску. Это опять же из-за нищеты. Внуки черных крестьян интуитивно тянутся к блеску.
Есть ли у российских музыкантов отличительные черты?
Собственно, как и большинство молодежи в России, они отличается тем, что до посинения живут с родителями. Если ты вспомнишь американские фильмы, там бывают такие задроты, живущие у мамы в подвале. Это человек, который не поступил в колледж, не уехал из родного дома и не встал на ноги. Он — навсегда изгой.
У нас это нормально: «Мне 28, я с мамой живу». А потом когда, наконец, женится в 29, начнет трепать несчастную жену, чтобы готовила как мамка. В Америке по-другому. Те же музыканты после 18 лет самостоятельны. Они собирают группу в колледже, где они уже снимают комнату. Они могут частично работать. То есть они встают на ноги. А когда колледж заканчивают — они уже взрослые люди. А у нас — «ой мама, ой это». И такая несамостоятельность просто убивает. В остальном музыканты одинаковые и проблемы их, например хроническое безденежье в США такое же.
Лейбл в мире андеграунда
Насколько доходно работать с андеграундом?
Все зависит от артиста и его репертуара. Гречка у меня на лейбле начинала с полного андеграунда, но раскрутилась и начала зарабатывать очень хорошие деньги.
певица Гречка
Но нельзя сказать, что когда ты на лейбле, сразу будешь много зарабатывать. Лейбл — это просто посредник. Он упрощает вывод денег из электронных сервисов скачивания. Без лейбла тебя могут кинуть и прочее. Как минимум.
По какому принципу ты отбираешь ребят в свой лейбл?
Ну изначально лично мне просто что-то должно понравиться в музыке. Особенно я тяготею к инди. Не буду слушать точно русский рок. То есть я иногда даже говорю: «Да, ребята. Вы на границе русского рока. Очень сильно задран вокал. Такой мужественный. Между Цоем и Сплином. Но нафиг мне оно не надо». Мне нужен скорее такой странненький мальчик, который сопли разводит про девочек и наркотики.
На кого ставишь основные ставки из своего лейбла?
Не сказал бы, что на кого-то конкретного. Просто есть сердцевина лейбла. Это группа «Несогласия», «Ритуальные услуги», «Бенгальские подонки», «Хозяйственное мыло». Они очень активно работают, что-то делают.
Одно из выступлений группы «Ритуальные услуги»
Еще, например, у меня появилась группа «Восточный скоростной диаметр». То есть просто пацан играл на гитаре и решил группу собрать. И я бы не сказал, что он прям «о! боже мой!» Но он активен. Играет концерты, пиарится, продвигается. И у него позитивное отношение.
Ведь все мы куем что-то. Если я ничего не буду делать — ничего и не будет. Если музыкант ничего не будет делать — тоже ничего не будет. Если действовать, то рано или поздно группа прорвется и люди начнут ее замечать. Но нужно себя продвигать. А не ждать, когда Саша Ионов тебя продвинет.
От общего к личному
Что думаешь по поводу ЛГБТ и русской гомофобии?
Я абсолютно нейтрально отношусь к ЛГБТ. Но при этом я лично считаю, что ЛГБТ-сообщество в России не может иметь такого же статуса, как за рубежом. Время для этого еще не настало. Я убежден, что менталитет русской нации, если таковой вообще имеет место быть, сильно отличается от западного, где ЛГБТ давно уже стало нормальным явлением.
Например. Бранным словом в России является синоним мужчины с нетрадиционной ориентацией. На букву П начинается. Даже я иногда употребляю это слово, хотя не хочу этим словом сказать, что ненавижу ЛГБТ. И покуда у нас вот это слово срывается с уст столь бездумно — о какой толерантности к ЛГБТ можно говорить?
Моя единственная претензия к ЛГБТ – это та пропаганда, которая проводится без учета достаточно серьёзных последствий. Они пропагандируют молодым ребятам с любыми девиациями гендера, что нужно заявить о том, что ты не такой как все. Гордиться этим, не бояться и просто жить по жизни. И отвлеченно от России я в принципе с ними на 100 % согласен.
Но мы забываем, в какой стране живем. Если в Петербурге это еще прокатит, то скажем в Ростове или в другом городе — нет. Вот представь, ребенок в 12 лет выходит в школе к доске в Ростове и признается всей школе, что он — гей. А через несколько дней его за школой избивают, ломают шею. Или голову просто проламывают. И все. Похороны. ЛГБТ придет на похороны? Сомневаюсь. Да и какая разница. Главный вопрос – какую ответственность понесет ЛГБТ за убитого ребенка, который послушал их очень прогрессивные советы, с которыми я полностью согласен, если бы это было в США. Но он же в России живет.
А потому я бы хотел, чтобы ЛГБТ скорректировала свою пропаганду. И вместо полной копирки западных ценностей занялась их адекватной адаптацией к российской действительности. А это сложная задача. И я не знаю, как начать объяснять мужикам, которые из-под Ростова — «да какая разница чувак кто, как и с кем спит».
Как ты относишься к мировой моде на политкорректность?
Это не мода – это тенденция. Я много с этим сталкивался. В США я работал в больших корпорациях, и там они просто обязаны проводить занятия по политкорректности. Мне это все очень напоминало минутки полит информации в советской России, где пионеров водили и что-то про коммунизм втюхивали.
Я работал инженером по программному обеспечению в крупнейшем банке калифорнийском и два раза в год должен был посещать специальный класс по толерантности. Менеджер нашего отдела бегала и говорила: «Алекс, принеси мне справку, что ты сходил на эти курсы».
Курсы. Все сидят за столом. Нам раздают бумажки, завтраки. И рассказывают: «Представьте ситуацию. Вы зашли в лифт. Там пять женщин и один черный мужчина. Увидев этого мужчину, все девушки подняли сумочки к себе. Что они сделали неправильно?». Ну и тому подобный бред.
Один из андеграундных концертов
Кстати. Россия — это единственная страна, где либералы могут ратовать за ЛГБТ, но при этом кричать о ненависти к черным. И это абсолютный абсурд. К примеру, в США, если ты либерал, то ты должен любить всех. А у нас же до сих пор либералы могут сидеть и вопить— мы за Навального, за свободу, но чтобы геев тут не было. И в этом плане мы абсолютно не состыкуемся с западным миром. Это смехотворно и дико и наши либералы не понимают, как абсурдно они выглядят на фоне своих западных коллег.
За примерами далеко ходить не надо. Вот Собчак. Она же у нас либеральная икона. И при этом в своем инстаграмме не так давно написала следующее: «Я не знаю, что построят на этом месте в стране, где теперь по статистике каждый пятый носит имя Мухаммед, но я точно знаю, что шедевры не служат разуму, который их недостоин».
Не думал книгу издать?
Да, такие были мысли. Но пока что не готов, да и времени нет. Но это в планах. Много и про жизнь и про воззрение. У меня есть, что сказать людям.
У тебя своеобразное отношение к «высшими кругами общества». С чем это связано?
Мне особо нечего с ними обсуждать. Я лучше буду общаться с группой «Несогласие» и узнаю, как они хотят записать альбом, что их волнует. Это мое поле деятельности. молодые ребята, их музыка. Со своими сверстниками мне особо не о чем поговорить. Ну иногда могу там… А ну вот знакомая написала, ей под 40 лет. Говорит, сын поехал на стажировку в США. Отлично. Поздравляю. Какая у тебя сейчас мечта? Главная цель. Я бы хотел развить линейку бизнеса, связанного с музыкой. Не в смысле доходов, а в смысле возможности продюсирования и помощи музыкантам. Не буду раскрывать всех своих планов, но когда это вращается только вокруг моей персоны — все ограничивается достаточно скупыми шагами. Хотелось бы это поставить на более профессиональные рельсы. Вплоть до какого-то продюсерского дома.
Ну то есть какую-то организацию, которая реально помогала бы молодым людям. Но это будет невозможно без каких-то внешних влияний. С одной стороны я бы хотел, чтобы были влияния. С другой стороны — я не очень хочу подчиняться всяким инвесторам.Да и сами музыканты больше всего ценят свободу.
Так что это очень сложный вопрос. Но если спрашивать о моих мечтаниях – я бы хотел больше помогать молодым артистам и поставить все это на более профессиональные рельсы. Потому что сейчас мы иногда буксуем.
Тебя не пугает «закручивание гаек» в стране и усиливающаяся цензура?
Если говорить о цензуре, то я не нахожу в этом ничего сверх плохого. Это просто реалии. И честно говоря, определенное количество цензуры — оно конечно хорошо, но в меру. То есть да, я вижу, что мой провайдер начинает глушить, например, не только сайты для взрослых, но и просто с кинофильмами. С другой стороны точно также это работает и на западе. Это такой пластмассовый мир, который победил, наверное.
Я не думаю, что очень много чего-то плохого сейчас в стране происходит. Просто все достаточно привыкли к беспределу. Недавно Иван Ургант шутил над тем, что книги теперь по паспорту нужно покупать. Он реально отрывался и выставлял паспортный контроль абсурдным. А ведь у этого человека дети. Приведу пример. До недавнего времени книги писателя Сорокина были в свободном доступе в магазине «Буквоед». Просто на полке для всех. Если, допустим, школьник в 10 лет открывает роман «Сердца четырех» — первые 10 страниц там о том как пионер занимается оральным сексом с ветераном Великой Отечественной Войны. В конце там «занятия любовью» с черепом. Если не ошибаюсь. Вот несовершеннолетние дети господина Урганта придут, сядут на корточки в Буквоеде и будут спокойно всё это читать. Что тогда будет с головой ребенка? Как вам такое нравится.
На разных людей по-разному влияет литература. Кто знает, чем прочитанные строки «18+» обернутся для 10-летнего мальчишки. А если он потом маньяком станет или депутатом. Только подумай. Именно эти маньяки какие-нибудь или депутаты потом будут определять наши жизни. Один за углом вас подкараулит, а другой законодателем станет на манер Милонова. Лучше чтобы дети росли в относительной гармонии, без потрясений психики.
А потому разумную цензуру я приветствую. Цензура в хорошем смысле – это как гигиена – руки нужно мыть. Но не нужно мыть их 75 раз в день или по каждому поводу, бездумно.
Я реально не вижу отчего у нас в стране столько нытья. Я лично не сталкиваюсь ни с чем по-настоящему плохим. Но конечно же я против столь суровых наказаний и тюремных сроков – например, задел полицейского за плечо – сел на три года. Это абсолютно абсурдно. Это думаю, даже Путин понимает.
А про все эти митинги — я не знаю. Я бы предпочел, чтобы дети шли учиться. И получив образование могли сделать нашу страну лучше.
Максим Мальцев
Loading…