Список стран-оффшоров 2019 (черный список оффшорных зон)
Международные черные списки оффшоров
На сегодняшний день на глобальной политической арене действует множество организаций, объединяющих страны, признавшие борьбу с оффшорами важной частью своей международной деятельности. Самые крупные среди них – ОЭСР и ФАТФ.
Начиная с 2002 года эти организации ведут учет стран, уклонившихся от заключения договоров по обмену информацией в рамках всеобщей борьбы с налоговой конкуренцией, ведущейся незаконными методами, или отказавшихся (проявивших недостаточную активность) от помощи глобальным корпорациям в борьбе с отмыванием денег.
- Государства, которые вошли в перечень безналоговых или низконалоговых юрисдикций, подвергаются санкциям со стороны международных корпораций, крупных банков и респектабельных стран. На финансовые операции с ними налагаются ограничения, компаниям, размещенным в этих зонах сложнее доказать свою благонадежность.
Такие перечни государств называют черными списками оффшоров. Они периодически обновляются: в число стран, препятствующих развитию позитивной налоговой среды, входят новые политические образования, а некоторые приобретают респектабельность.
- Так, например, по версии ФАТФ, в начале 2000-х Россия входила в число неблагонадежных юрисдикций. Однако после некоторых изменений в законодательстве и выстраивании стратегии страны относительно внутренней фискальной политики, из обновленного списка ее убрали.
Подобные «рейтинги» составляют и другие организации. Например, в середине 2015 года вышел список Еврокомиссии. Объективность его составления не может не вызвать вопросов. Скажем, ЕС не включил в число оффшоров самую известную и престижную «налоговую гавань» Европы – Люксембург.
Ирландия и Нидерланды (прославленные комфортными условиями) тоже не вошли в список. При этом по утверждениям независимых наблюдателей, тот же Люксембург имеет более 300 тайных налоговых договоров с различными глобальными корпорациями. Ответ на обвинения в двойных стандартах достаточно прост – чтобы страна была признана оффшорной, за это должны выступить не менее 10 государств. Люксембург оценку благонадежности прошел и избежал возможных санкций.
Черный список оффшоров Минфина
В 2007 году Минфин утвердил собственный перечень зон, которые должным образом не предоставляют информацию о находящихся на их территории компаниях российского происхождения.
Какие страны попали в этот список и как часто он обновляется?
Все добропорядочные государства, стремящиеся создать равные условия для ведения международного бизнеса, обмениваются между собой налоговой информацией. Это значит, что уполномоченный орган одной страны вправе потребовать от уполномоченного органа другой страны раскрытия информации о своих резидентах, ведущих деятельность за рубежом.
- На основе этих стандартов Министерство финансов России составило собственный перечень стран, нарушающих общепринятые нормы.
Всего на данный момент в него входит 41 зона. Это независимые государства, отдельные внутренние административные образования, подчиненные территории.
Очевидно, что пребывание в составе неблагонадежных государств такой довольно крупной экономики мира как Россия, не идет на пользу многим странам. Особенно европейским – тем, в банках которых размещено достаточно большое количество российских денег. Кроме того, присутствие в списке одной страны практически автоматическая гарантия такого же восприятия фискальной политики другими государствами. Как следствие – угроза внутреннему бизнесу и экономической стабильности.
- Чтобы добиться исключения из числа неблагонадежных стран, нужно подтвердить свою нацеленность на приведение налогового законодательства в соответствие с международными требованиями.
Так, из списка Минфина были исключены Республика Кипр и Мальта. После изменений в законодательстве и объявлении странами о готовности обмениваться налоговой информацией, министерство издало приказ об исключении государств из реестра.
Списки ЦБ и Минфина имеют больше сходств, чем различий. Перечень крупных стран, которые предоставляют комфортные налоговые условия и пользуются популярностью у отечественных бизнесменов, практически одинаковый. Здесь также есть БВО, Гонконг, Маршалловы и Сейшельские о-ва, княжество Лихтенштейн.
- Наряду с этими зонами Минфин включил и менее освоенные российским капиталом о-ва Кука, Теркс и Кайос, Сент-Люсию, Монтсеррат, с 2015 года – Кюрасао и Сен-Мартен.
Ознакомиться с полным перечнем можно в приказе министерства от № 108-н от 2007 года.
Под оффшором понимается территория или страна, где официальным руководством и принятым законодательством создаются условия для привлечения иностранных компаний к регистрации в этих зонах юрисдикции. Следует отметить, что оффшорный бизнес является абсолютно легальным и законным. Это подтверждается и тем, что подобные услуги предлагают и США, и Великобритания, и Швейцария – страны, которые сложно заподозрить в стимулировании преступной деятельности и нарушения законов.
Чем же вызвано появление анти-оффшорной политики, которая выражается в составлении различных перечней черных оффшоров и других мероприятиях, со стороны целого ряда государств, в том числе России и перечисленных выше? Ситуация объясняется довольно просто. Достаточно часто оффшорные схемы используются для одного из наиболее распространенных экономических и финансовых преступлений – ухода или уклонения от налогов.
Кроме того, через оффшорные компании зачастую осуществляется финансирование терроризма в различных его проявлениях. В этом вопросе позиции развитых стран и России также весьма схожи.
По сути, оффшорные страны, сохраняя декларируемую ими приватность и тайну вкладов и операций клиента, помогают совершать ему преступление. Именно поэтому в последние годы оказывается постоянное давление на практически все оффшорные страны (в том числе и развитые – например, Швейцарию) с целью раскрытия ими имеющейся информации об иностранцах-клиентах, не важно, физическое это лицо или юридическое. Именно поэтому так громко звучат скандалы, так или иначе связанные с оффшорами – и Кипрский, и Панамаский.
С момента введения рыночной экономики, популярность использования оффшоров российскими предпринимателями и компаниями неуклонно растет. Это в целом совпадает с общемировым трендом. Так, по некоторым оценкам, несмотря на активно проводящуюся в мире анти-оффшорную политику, общий объем средств в различных оффшорных зонах в 2016 году составит 32 трлн. долларов.
Первый список оффшоров в России был составлен специалистами министерства по налогам и сборам РФ в 2002 году. Он был неполным, так как в нем содержался перечень всего 25 (из более полусотни действующих на тот момент) оффшорных зон. Впоследствии в составлении и редактировании списка оффшоров принимали участие также сотрудники Центробанка России.
В 2007 году к данной работе подключилось министерство финансов, которое выпустило в конце года свой перечень, получивший почти официальное название черный список оффшоров минфина. Он вступил в силу с 01.01.2008 года и практически каждый год редактируется, с учетом изменений в законодательстве упомянутых в нем государств и территорий. Изначально в список оффшоров минфина входило 42 страны или зоны.
Сотрудничество с компаниями, зарегистрированными там, могло обернуться дополнительным налогом. Но это касалось только выплат по дивидендам, кроме того, действующее на тот момент законодательство предоставляло серьезные льготы крупному бизнесу. Из-за этих двух причин каких-то особых последствий для российского бизнеса появление списка черных оффшоров не имело.
Неудивительно, что российские законодатели продолжили вносить изменения и выпускать новые законы, связанные с ограничением участия отечественных компаний и физических лиц в оффшорном бизнесе.
Появился специальный термин «деофшоризация», смысл которого предельно понятен. В рамках компании по деофшоризации в 2013 году были внесены изменения в ФЗ «О противодействию отмыванию доходов», а с 1.01.2015 года вступил в действие ФЗ «О налогообложении прибыли» так называемых КИК (КИК – это контролируемая иностранная компания, под которой понимается зарегистрированная в оффшоре).
Этот закон, по сути, является современной и сильно расширенной версией черного списка оффшоров минфина. Помимо собственно оффшорных государств и территорий, он также содержит и перечень стран, которые «не обеспечивают обмен информацией для целей налогообложения». Поэтому на данный момент к черным оффшорам относится:
- 22 территории, среди которых наиболее известны:
- Британские Виргинские острова и Виргинские острова под юрисдикцией США;
- Кюрасао;
- Остров Мэн;
- Республика Ниуэ;
- Пуэрто-Рико;
- Каймановы острова и другие;
- 109 государств, включая такие известные, как:
- Ангола;
- Бангладеш;
- Белиз;
- Бразилия;
- Доминика;
- Нигерия;
- ОАЭ;
- Ямайка и многие другие.
Следует отметить, что в первоначальном проекте закона присутствовали также Великобритания и Швейцария, но в итоговой редакции они были исключены. В то же время в черном списке оффшоров отсутствуют традиционные Кипр и Люксембург, давно и успешно развивающие оффшорный бизнес.
Закон вступил в силу не так давно, поэтому достаточно сложно сказать, к каким последствиям он приведет. Но до 1.04.2015 года все отечественные резиденты должны были передать информацию в налоговую инспекцию об имеющемся участии в деятельности иностранных компаний.
Национальные списки «налоговых гаваней»
Международный список черных оффшоров включает не так много зон. В один из наиболее больших – перечень ЕС – входит порядка 30 самых опасных безналоговых (или низконалоговых) территорий. Значительно шире рейтинги внутренние, составляемые самими государствами.
Национальный «offshore blacklist» – это тоже список государств, которые предоставляют предприятиям комфортные условия для вывода капитала. Только составляется он не глобальными организациями, а внутригосударственными структурами. Некоторые страны рассматривают такие зоны как угрозу национальной безопасности.
В связи с чем составляются подобные рейтинги?
- По причине борьбы с отмыванием денег, добытых в результате реализации криминальных схем – перечень формируется на основе аналогичного списка ФАТФ и подразумевает более внимательный контроль над парнерством с резидентами этих государств.
- Для противодействия уходу от налогов – активно принимаются меры по контролю за операциями с контрагентами из неблагонадежных юрисдикций.
Все крупные экономики составляют черные списки оффшоров. Этим занимаются различные внутренние структуры. Несмотря на то, что активные обсуждение о составлении единого перечня ведутся уже не один год, на сегодняшний день в России существует несколько ведомственных актов, которые утверждают собственные рейтинги территорий с комфортным налогообложением. Такие документы имеют Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная налоговая служба.
Оффшорные юрисдикции мира
Каждый предприниматель ищет для себя наилучший в мире оффшор исходя из своих целей.
Швейцария может считаться таковым весьма условно, но определенные признаки присутствуют. Это очень низкие фискальные ставки в некоторых кантонах, соглашения со многими государствами об исключении двойного налогообложения и максимальная возможная конфиденциальность информации о бизнесе. Впрочем, если будут веские основания для подозрений в незаконной деятельности, ее все равно предоставят.
Подобного вида оффшоры создали на своей территории другие государства Европы: Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Лихтенштейн, Дания, Мальта, Эстония и т. д. Великобритания из ЕС выходит, но и в этой стране есть льготные зоны. Порядки в разных государствах отличаются: налоговые ставки колеблются от 1 до 12%. При этом власти привлекают бизнесменов не только ими, но и общими комфортными условиями, созданными для предпринимательской деятельности.
Каймановы острова считаются классическим «махровым» оффшором. Налогов здесь иностранные фирмы не платят, непрозрачность бизнеса защищается на законодательном уровне. Предприятие регистрируется максимум за сутки. Результат — 100 тысяч субъектов бизнеса, пять сотен банков, 8 сотен страховых компаний и 5000 паевых инвестиционных фондов. Проблемы маленькой страны решены по крайней мере в плане занятости населения — работу при желании может найти каждый желающий.
Примерно сходные законы используют Маршалловы острова, Сейшелы и южноамериканская страна Белиз. Оффшор, зарегистрированный здесь, позволяет развивать бизнес, в частности банковский. Белизский закон запрещает разглашение коммерческих тайн, в том числе о бенефициарах.
«Панамские скандалы» не так давно прославили страну, ранее известную больше благодаря знаменитому каналу, прорытому между двумя океанами. Государство не заключило международное соглашение о борьбе с финансовыми махинациями с организациями FATF и OECD. Трудно судить о том, насколько этот факт способствует популярности Панамы в мировых рейтингах, но желающих зарегистрировать там свою фирму, очевидно, хватает.
Кипрские банки сильно пострадали во время масштабного кризиса. С начала 2013 года греческая часть острова исключена Центральным Банком России из числа оффшоров. Из привилегий осталась пониженная ставка налога на прибыль и упрощенная уведомительная процедура оформления. Поставлена точка в спорах о том, является Кипр оффшорной зоной или нет.
Андорра также вряд ли сегодня может быть отнесена к оффшорам. Главное преимущество этой страны состоит в предоставленном иностранным бизнесменам праве владеть местными предприятиями полностью. Налоги привлекательные, но ставки не нулевые: на прибыль 10%, НДС — 4%.
Относительно респектабельный оффшор создан на Кюрасао, острове в Карибском море. Прибыль облагается налогом всего в 2%. Установлена обязательность прохождения ежегодного аудита и отчетности.
Разные юрисдикции имеют британские острова: Мэн, Гернси, Джерси, формально считающиеся независимыми государствами, входящими в Содружество. Зоны, принятые на них, ориентированы по специализации. Например, на Гернси выгодно заниматься электронным игорным бизнесом, на Мэне удобно регистрировать судовые компании, а Джерси оптимален для оказания финансовых услуг.
Собственные особые экономические зоны имеют Англия, Северная Ирландия, Уэльс и Шотландия — части Соединенного Королевства. Английские оффшоры для LLP (Limited Liability Company — примерный аналог нашего ООО) считаются одними из наиболее респектабельных, они сочетают юридическую прозрачность и налоговую гибкость.
Как вероятно уже ясно, под оффшорными зонами в наши дни понимаются территории, предоставляющие льготы иностранному бизнесу. В США к таковым относятся Пуэрто-Рико и Американские Виргинские острова (государства, которые Америка полностью контролирует), а также штаты Делавэр и Вайоминг. Американские правила налогообложения очень сложны, но преимущества в оффшорах объективно существуют.
Малайзия использует в качестве особой территории остров Лабуан. Он также может считаться оффшором весьма приблизительно — речь идет лишь о благоприятном налоговом климате и запрете на разглашение личностей участников бизнеса.
Причины, по которым Сингапур иногда называют оффшором, состоят в основном в территориальном принципе налогообложения. Если гражданин этой страны получил доход за ее пределами и не завел его на свой банковский счет, то налогов он не платит.
Льготы существуют и их немало. Вместе с тем, Сингапуром подписаны соглашения об автоматическом предоставлении информации о бенефициарах со многими странами, в том числе и Россией. Отчетность и бухучет обязательны. Сингапур оффшором не является, это просто страна, в которой выгодно вести бизнес.
Отдельной строкой стоят Объединенные Арабские Эмираты, являющиеся государством с федеративным устройством и общим управлением. Налоги с физлиц как таковые в ОАЭ отсутствуют, что дает некоторые основания приравнивать эту страну к оффшору. В пользу этого мнения говорят и многочисленные льготы.
В Эмиратах действуют зоны с особыми экономическими условиями: Дубай и Рас аль Хайма. Главные преимущества регистрации предприятий здесь состоят в политической стабильности, развитой инфраструктуре и эффективном банковском секторе. Движение капитала практически ничем не ограничено.
Недостатки тоже есть. Очень высокая стоимость процедуры регистрации, сложности в оформлении права собственности на недвижимость и строгое лицензирование. Есть нарекания и на некоторые другие бюрократические проблемы в ОАЭ. Отзывы в целом позитивные, но местные порядки не всегда понятны европейцам.
В классическом понимании Эмираты нельзя считать оффшором. В стране невозможно отмыть или спрятать деньги.
Зоны льготного налогообложения созданы и в постсоветских странах. На фоне постоянной борьбы с утечкой инвестиций, в РФ, РБ и других бывших республиках СССР принимаются законодательные акты, препятствующие оттоку капитала на неконтролируемые территории. Что касается ОЭЗ, которые открыли Казахстан, Армения, Азербайджан и некоторые другие страны, то большинству признаков оффшора они не соответствуют.
Целью особых экономических зон является развитие отдельных регионов и отраслей. Например, создается целевой индустриальный, туристический или IT-оффшор. Грузия пошла по этому пути, одновременно освобождая иностранные компании от налогов (в том числе на имущество) и позволяя менять профиль деятельности в пределах законности.
ЦБ собирает данные о странах, которые не подтвердили свою надежность в финансовом секторе. На основе этой информации формируется перечень зон, со льготными условиями фискальной политики. Экономические операции с государствами, которые не прошли контроль на надежность, подлежат более четкому и систематическому банковскому регулированию.
В соответствии с постановлением ЦБР все юрисдикции со льготными условиями ведения бизнеса делятся на три категории:
- Респектабельные территории (Сингапур, Мальта, Нормандские острова, Мэн, Черногория, Ирландия, Швейцария, Гонконг,).
- Классические оффшоры – Виргинские острова (часть, входящая в юрисдикцию Великобритании), контролируемые территории США (Пуэрто-Рико), штаты США – Делавер и Вайоминг), Каймановы о-ва, Белиз и некоторые другие.
- Юрисдикции, препятствующие формированию здоровой налоговой среды – Маршалловы острова, Лихтенштейн (да, респектабельные европейские государства тоже входят в список), Андорра, Ндзуани, Аруба, Либерия, Вануату, Науру.
Зачем банку нужно проводить подобное разделение? Для установления порядка корреспондентских отношений между национальными банками и финансовыми организациями стран, фискальная политика которых вызывает вопросы. Это не значит, что проводить бизнес операции с этими территориями запрещено законом. Однако все они попадают под особый контроль со стороны государственных структур. Кроме того, регистрация фирм в этих зонах не делает предприятие респектабельнее в глазах контрагентов.
Каковы последствия включения страны в черный список оффшоров?
Если государства обмениваются налоговой информацией, то на территории этих образований соблюдаются условия об избежании двойного налога. То есть если фирма платит взносы с доходов в Нидерландах, то при переводе в Россию повторным налогом средства не облагаются. Однако если в стране действует нулевое налогообложение (и она оказалась в черном списке), то обязательные взносы придется заплатить в казну России.
ЕС опубликовал список оффшоров: 17 стран в чёрном списке и 47 в «сером»
Европейский Союз опубликовал свой первый в истории чёрный список оффшоров. В него вошли 17 стран, среди которых ОАЭ, Южная Корея, Панама и другие. Также 47 стран внесены в серый список. При этом на данный момент непонятно, будут ли наказания для стран из чёрного списка или нет.
Первый чёрный список ЕС
Министры финансов Европейского Союза на встрече в Брюсселе наконец приняли решение и составили первый чёрный список оффшоров. Как и планировалось ранее, сделали они это к декабрю. После долгого подготовительного этапа в него вошли 17 стран: Американское Самоа, Бахрейн, Барбадос, Гренада, Гуам, Макао, Маршалловы острова, Монголия, Намибия, Объединённые Арабские Эмираты, Палау, Панама, Самоа, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго (который считается последней налоговой гаванью), Тунис и Южная Корея.
Это те страны, которые не предприняли достаточных мер по изменению законодательства и по борьбе с уклонением от налогов по просьбе ЕС. Намибия единственная страна, которая вообще не сделала никаких шагов, чтобы изменить своё положение.
Отдельного внимания заслуживает «серый» список из 47 стран. В него входят страны, которые на данный момент не соответствуют требованиям ЕС, но показали, что готовы измениться и придерживаться налоговой прозрачности и честности.
Европейский Комитет PANA настаивает на внесении в «чёрный список» стран с низким налогообложением
Этим странам дают время на то, чтобы окончательно ввести изменения в законодательство. Развитым странам дан год до конца 2018, а развивающимся – 2 года. В случае, если страна не выполнит обещание, то перейдёт из серого списка в чёрный.
В серый список вошли в том числе Джерси, Гернси, остров Мэн, Турция, Гонконг, Тайвань, Кюрасао, Вьетнам, Андорра, острова Кука, Лихтенштейн, Швейцария и другие.
С полным списком стран и причин, почему они внесены в тот или иной перечень, можно ознакомиться по официальной ссылке здесь.
На данный момент единственное более или менее реальное ограничения в связи с попаданием в чёрный список – это закрытый доступ к средствам Европейского Союза. По остальным потенциальным санкциям на данный момент согласия нет. Планируется, что рассмотрение наказаний и ограничений для тех, кто в чёрном списке, произойдёт в ближайшие несколько недель.
С учётом приближающегося Рождества и Нового Года, предположим, что не раньше января.
ЕС может включить в “черный список” налоговых гаваней 92 страны
При этом министры уверены, что создание списка – это серьёзный успех. На это ушли месяцы согласований, прежде чем была найдена приемлемая форма и состав списка.
При этом представители правозащитных организаций, в частности Oxfam, которая борется с неравенством, заявляют, что чёрный список ЕС чрезмерно сосредоточен на маленьких странах. Большие игроки, которые действительно обеспечивают крупную долю из тех 506 миллиардов долларов, на которые уклоняются ежегодно, попали в лучшем случае в серый список.
Особенно их беспокоит тот факт, что как минимум 4 страны самого ЕС находятся в сером списке. Возникает вопрос: хватит ли политической воли обновить законы этих стран и, в случае чего, внести в чёрный список своих же коллег по экономическому блоку? Или всё останется на уровне слов и запутанной бюрократии?
Теперь Oxfam и другие организации проследят за тем, чтобы подобные страны попали в чёрный список при невыполнении требований международного законодательства.
При этом даже те страны, которые внесены в серый список предпринимают определённые шаги по улучшению своего положения. Отчасти решение ЕС их даже удивляет. К примеру, Заморские территории Великобритании, которые уже создали регистр бенефициаров и обмениваются данными с Великобританией.
Министр финансов Anneliese Dodds отметила, что её «разочаровало» то, что Заморские территории находятся в сером списке, несмотря на все предпринятые в последнее время усилия. При этом министр отмечает, что претензии выдвигают в том числе к открытому регистру бенефициаров в самой Великобритании. Она связывает это с некоторыми ошибками при внедрении правил и с недостатком политической воли при борьбе с уклонением.
Какие санкции грозят странам, попавшим в черный список ЕС?
К чему приведёт чёрный список ЕС?
Какие последствия повлечёт за собой создание чёрного списка в Европейском Союзе? На данный момент невозможно сказать о конкретных наказаниях, поскольку они не приняты самими странами-участницами ЕС.
Однако с определённой долей уверенности скажем, что вести бизнес между Европой и попавшими в чёрный список странами станет немного сложней. Появится ещё больше бюрократии, проверок, возможно даже налогов. В некоторых странах ЕС уже существуют собственные списки оффшоров, взаимодействие с которыми не запрещено, но введены дополнительные ограничения, например, налоговая ставка без льгот.
Поскольку чёрный список един для всех стран, то аналогичные меры могу распространиться на те страны, которые ранее в локальных списках не присутствовали.
Есть вероятность того, что страны, которые попали в чёрный или серый список ЕС начнут действовать и менять свои законы, чтобы соответствовать стандартам. Со временем они покинут список и перейдут в разряд обычных международных партнёров.
Что делать предпринимателю, который ведёт международный бизнес или диверсифицирует активы при помощи иностранных счетов и структур? Учитывать изменения, не суетиться и планировать дальнейшее движение. Разумнее всего делать это при помощи опытных консультантов, коих вы найдёте на нашем портале: [email protected].
Как и где открывать компании? Где открывать счета? Где сегодня выгоднее всего быть налоговым резидентом? На эти и другие вопросы вы получите ответы, когда обратитесь за советом к нам. Индивидуальный подход, изучение именно вашей ситуации и конкретные рекомендации для вашего бизнеса и личных задач.
Не тратьте время впустую, пишите прямо сейчас: [email protected].
Свежий список офшоров от ФНС России: непрозрачных юрисдикций стало меньше
Согласно установленным правилам, каждый год к первому октября налоговики обязаны уточнять перечень офшоров, которые попали в черный список и которые из него вышли. Впервые список был опубликован в апреле 2016 и спустя полгода в него внесли первые серьезные поправки: офшоров, которые не обмениваются данными с Россией стало меньше.
Черный список ФНС
Разнообразных списков, в том числе черных, в мире хватает. Кратко напомним, что означает черный список ФНС.
ФНС активно проверяет сделки с иностранными структурами и оспаривает налоговые льготы
Необходимость его существования связана с законом о Контролируемых иностранных компаниях или КИК. По закону, вся нераспределенная прибыль компаний, которые находятся в офшорах и принадлежат российским налоговым резидентам, облагается налогами в России. Уже в следующем 2017 году о ней придется отчитываться.
Однако оплачивать налог необходимо далеко не всегда. Одной из причин для освобождения является как раз отсутствие в пресловутом черном списке – это означает, что между Россией и указанной «чистой» страной существуют международные договоренности, в частности, по обмену информацией.
Если же страна оказалась в черном списке, то необходимо и задекларировать компанию, и заплатить налоги по полной ставке: 20% для юридических и 13% для физических лиц.
Сколько стран на сегодняшний день в списке? Всего 111 стран и 22 территории. Однако на этой неделе список должен уменьшиться до 109 стран и 19 территорий – общественное рассмотрение поправок закончилось 29 сентября, какие-либо серьезные изменения вряд ли внесут.
ФНС исключила 7 офшоров из черного списка и прогнозирует его дальнейшее уменьшение
Кто в черном списке, а кто его покинул?
Налоговики активно работали со своими международными партнёрами и добились прогресса – черный список стал меньше. За полгода были подписаны новые соглашения и появились свежие договорённости, которые позволили исключить из списка Арубу, Бермудские острова, Гернси, Грузию, Каймановы острова, Маврикий, остров Мэн и Эстонию. Эти страны согласились осуществлять полноценный обмен налоговой информацией.
Также на стадии завершения находятся переговоры по двухстороннему соглашению об избежании двойного налогообложения между Гонконгом и Россией. Благодаря этому уже в нынешней редакции Гонконг внесли список прозрачных стран и вынесли из черного списка.
Однако одно государство наоборот попало в этот список и им стала Южная Корея. Связано ли это с личной неприязнью из-за взрывающихся батарей в телефоне Note 7 или нет, но официальная причина в том, что условия обмена данными с этим государством за последнее время ухудшились.
Среди интересных участников черного списка остаются популярные у предпринимателей Андорра и Лихтенштейн, плюс коллега по БРИКС Бразилия. Зато Кипр, Люксембург и Нидерланды, которые некоторые активисты не стесняются называть офшорами, по мнению ФНС, считаются прозрачными.
Бизнес в целом не против.
Почему эти конкретные страны вышли из черного списка? По мнению экспертов, это связано с активным поиском партнеров по автоматическому обмену в грядущие годы. Ведь, к примеру, с Эстонией или островом Мэн нет соглашений по налоговым вопросам. Зато подписание договоренностей по автоматическому обмену в двухстороннем режиме является ощутимым вкладом в налоговое будущее страны.
С Южной же Кореей, с которой соглашения по налоговым вопросам есть, предположительно, возникли проблемы по автоматическому обмену. А черный список какой-либо страны или организации хорошо влияет на непокорных партнеров. По крайней мере обычно.
ФНС России будет искать “фирмы-однодневки” с массовыми номинальными гендиректорами и учредителями
Кто выиграл, а кто проиграл от обновленного списка?
С одной стороны, ситуация интересная: ФНС позволяет офшорам быть прозрачными и считает их подходящими юрисдикциями. Кажется, что рай наступил на земле и пора бежать переводить активы.
Не спешите.
Дело в том, что есть другая часть законов о КИК, где сказано, что освобождение в России наступает также при выполнении требования по эффективной ставке. Это значит, что налоги в указанной прозрачной юрисдикции и ее компаний обязаны быть не менее, чем 75% от российских. Учитывая, что офшоры предлагают нулевую или минимальную ставку, «халявы не будет».
Траст и КИК. Кто кого?
Поэтому тем, кто уже обитал в прозрачных и будущих прозрачных юрисдикциях, пришлось заранее привести дела в бизнесе в порядок, чтобы соответствовать правилам и не нарваться на недоразумения в будущем.
Пока что наибольший выигрыш получают те, кто решил пойти по дорожке полного уклонения: они не сообщили властям о своих иностранных компаниях; они не станут платить налоги, поскольку выбранные ими юрисдикции всё также остаются в черном списке – это популярные Британские Виргинские острова (БВО), «рассекреченная» Панама, Белиз и Сейшелы.
Однако расслабляться рано: пока неизвестен полный перечень стран, которые готовы обмениваться информацией в рамках Стандарта ОЭСР, который вступает в силу с 2017 года (для России – с 2018 года). Конкретный список обещают опубликовать в конце мая 2017 года.
Автоматический обмен информацией повлияет на КИК в РФ
И только тогда станет ясно, кто точно получит приключения по раскрытию инкогнито, а кто какое-то время поживет в тени.
Мы строго НЕ рекомендуем рассчитывать на тень и дальние закрытые офшоры. Причина этого в наступательном движении правительств и различных организаций по миру, которым проще испортить жизнь тем, кто хотя бы немного нарушил законодательство в налоговой сфере. Ведь это проще, чем исправлять структурные недостатки мировой экономики.
Мы предлагаем вам консультации и опыт профессионалов для того, чтобы вы получали максимальную выгоду, оставаясь в рамках закона. Это снижает уровень стресса и количество обезболивающего для бедной головы.
Записывайтесь на консультацию, чтобы узнать прямо сегодня, как вы можете защитить активы, сохранив законопослушность и волосы натурального, не седого от нервных переживаний, цвета: [email protected]
Черный и Белый списки оффшоров и не оффшоров налогового департамента Эстонии.
Доброго времени суток, уважаемый читатель! На сайте налогового департамента Эстонии есть некий список стран, который некоторые «профессионалы» называют «черным списком оффшорных юрисдикции» Эстонии, несмотря на то, что в Эстонии нет ни одного нормативного акта или постановления правительства Эстонской Республики о том, что с некими юрисдикциями запрещено вести взаиморасчеты или деятельность от имени эстонской фирмы.
Разберемся, что же написано в статье по названием «Maksuvabad ja madala maksumääraga territooriumid» (Территории с низкой налоговой ставкой и освобожденные от налогов). В самом начале данной публикации прописано:
«Настоящий список не является нормативным актом, а информативной и полезной информацией для налогоплательщиков. Страна или территория входящие в так называемый черный список не означает автоматически то, что деятельность с юридическим лицом из этого региона подпадает по налогообложение подоходным налогом (20%), согласно Закону о подоходном налоге.
Цель данного списка – обратить внимание налогоплательщиков на тот факт, что на этих территориях, возможно, действуют коммерческие предприятия, которые могут быть квалифицированны как юридические лица с низкой налоговой ставкой, и налогоплательщик должен предоставить доказательства того, что компания, расположенная в этой стране не подпадает под эту трактовку, согласно статье 10 закона о подоходном налоге….»
В статье 10 закона о подоходном налоге прописано:
«(1) Территория с низкой налоговой ставкой – это иностранное государство или находящаяся в иностранном государстве территория с самостоятельной налоговой юрисдикцией, где не установлен налог с заработанной или распределенной прибыли юридического лица, или где величина такого налога меньше, чем 1/3 подоходного налога, который физическое лицо – резидент Эстонии должно было бы уплатить с той же величины дохода от предпринимательства согласно настоящему закону….»
На сегодняшний день, согласно этому закону подоходный налог с частного лица в Эстонии 20%, значит все территории, где налог с прибыли юридического лица менее 7% относится к территории с низкой налоговой ставкой.
«…(2) В качестве расположенного на территории с пониженной ставкой налога не рассматривается такое юридическое лицо, более 50% дохода хозяйственного года которого образует доход от фактической хозяйственной …. »
Т.е. не важно, в какой юрисдикции находится компания, важно доказать что деятельность с этой компанией являлась реальной и велась в соответствии с хорошими законами предпринимательства, а не с целью уклонения от налогов в Эстонии. Доказательством реальных сделок могут служить – справка из налогового департамента той страны о том, что компания платит там налоги, документы, подтверждающие реальность сделки – например, когда речь ведется о закупке товара от юридического лица из страны или территории с низкой налоговой ставкой, то тогда требуется предоставить все документы на товар – транспортные накладные или коносаменты, таможенные декларации, акты передачи товара, что бы действительно было видно, что эстонская компания реально купила товар от этой компании, а не вывела прибыль эстонской фирмы на территорию «налогового рая». Что касается сделок с услугами между эстонскими компаниями и фирмами с такой территорией, то доказать факт оказания услуги сложно, практически не возможно, поэтому, лучше избегать подобных сделок, дабы это не было бы расценено, как уклонение от налогообложения прибыли.
Что будет, если Вы не сможете доказать реальность сделки или окажется, что Ваш партнер все-таки классифицируется, как лицо с территории «налогового рая»? Вся сумма сделки, которая была перечислена в пользу данной фирмы подпадет под налогообложение 20%, как расходы не связанные с предпринимательской деятельностью и расцениваются как выведение прибыли из-под налогообложения Эстонии.
Итак список государств на сайте налогового департамента следующий:
Андорра, остров Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамские острова, королевство Бахрейн, Барбодос, Белиз, Бермуды, Британско-Виргинские острова, остров Бруней, острова Кука, Республика Коста Рика, республика Джибути, Доминиканская республика, Филиппины, Гиблаартар, Гренада, Гватемала, остров Гернси, Антилы (Curacao ja Sint Maarten), Гонконг, Ямайка, Каймановы острова, Катар, Кения, Кувейт, Лабуан, Либерия, Лихтенштейн, Ливан, Мачао, Мальдивы, Маршалы, Маврикий, Монако, Монсерат, Республика Науру, Ниуэ, Оман, Панама, ПуэртоРико, Французская Полинезия, Сант Китс и Невис, Сант Люсия, СантВинсент и Гренадины, Сан Марино, Сишелы, республика Чили, Тёркс и Кайкос, Уругвай, Новая Каледония, Вунуату, Венесуэлла, Виргинские острова (США)
Чем Эстония отличается от многих стран, так это тем, что официального черного списка нет, а официальный белый список есть. Он тоже оглашен на сайте налогового департамента. Вот он то, как раз, издается постановлением правительства и является официальным правовым актом, о чем в данной статье и сказано, даже даны ссылки на оригинальные постановления, которые в Эстонии можно найти на официальном сайте www.riigiteataja.ee
В этот список входят те территории, которые, согласно подписанным соглашениям об обмене информацией, предоставляют эстонскому налоговому администратору информацию о доходах лиц, находящихся под контролем резидентов Эстонии.
Австрия |
Азербайджан |
Албания |
Армения |
Бельгия |
Белоруссия |
Болгария |
Великобритания и Северная Ирландия (за исключением Ангильи, Бермудских островов, Британских Виргинских островов, Каймановых островов, Гибралтара, Гернси, Монтсеррата, островов Тэркс и Кайкос) |
Венгрия |
Германия |
Голландия, за исключением (Арубы и Голландских Антильских островов) |
Греция |
Грузия |
Дания |
Джерси |
Израиль |
Ирландия |
Исландия |
Испания |
Италия |
Казахстан |
Канада |
Кипр |
Китай, за исключением города Гонконг и Аомен (Макао) |
Корея |
Латвия |
Литва |
Люксембург |
Македония |
Мальта |
Молдавия |
Норвегия |
Остров Мен |
Польша |
Португалия |
Румыния |
Сербия |
Сингапур Интересно, что Сингапур официально присутствует в белом списке Эстонии, а Гонконг нет. |
Словакия |
Словения |
Соединенные штаты Америки (за исключением Виргинских и Маршалловых островов) |
Турция |
Украина |
Финляндия |
Франция |
Хорватия |
Чехия |
Швеция |
Швейцария |
Япония |
Относительно стран, не включенных в данный список следуют провести анализ условий, установленных статье 10 закона о подоходном налоге, чтобы понять относится ли данное государство к территориям «налогового рая» или нет.
Подведем итог, Эстония имеет официальный белый список и неофициальный черный список, деятельность можно вести с любой страной, но в случае, если ставка налога в этой стране менее 7%, нужно предоставить больше документов, подтверждающих реальность и правомерность данной сделки, чтобы у налогового администратора не возникло подозрений в том, что данная сделка – фиктивна или произведена исключительно в целях уклонения от налоговой обязанности. В Эстонии очень уважается честный предпринимательский подход и важно, чтобы Ваши действия от имени эстонской фирмы всегда исходили из этого принципа.
Если у Вас возникли вопросы по данной статье или вопросы по ведению бизнеса через эстонские компании, то Вы напишите нам на адрес электронной почты [email protected] и мы с удовольствием ответим на Ваши вопросы или проконсультируем по ведению бизнеса.
Парламент Эстонии разрешил нотариусам заверять документы онлайн
Черный список оффшорных юрисдикций UraFinance
Черный список оффшорных зон таких стран, как Россия, Казахстан и Украина во многом схож по своему составу, т.к. рассматриваемые государства осуществляют внешнеторговую деятельность в сходных экономических условиях. Само понятие «черный список» носит субъективный характер, хотя и имеет форму нормативно-правового регулирования.
Например, в России в 2007 году был обновлен список стран, которые применяют льготный налоговый режим к сделкам с участием российских корпораций. С каждым годом данный перечень расширяется или унифицируется. В 2012 году из черного списка РФ был вычеркнут Кипр, т.к. на территории его страны были проведены кардинальные налоговые реформы, предшествующие вступлению страны в ЕС.
Основания для включения в «черный список»
На данный момент этот перечень, применительно к России, Казахстану и Украине, включает в себя боле 40 стран. Некоторые из них не являются суверенными образованиями, например, остров Мэн, по своей сути находящийся под протекторатом Великобритании.
Ключевыми основаниями для внесения страны в черный список являются:
- Возможность ведения бизнеса в условиях налоговой системы, которая не предполагает взимание общегосударственных сборов за прирост капитала или получение прибыли. Сюда относятся Невис, Белиз, БВО.
- Полная или частичная конфиденциальность владельцев бизнеса, исключающая вероятность получения сведений о структуре компании, уровне её финансового оборота. Это такие оффшорные юрисдикции, как Белиз, Панама.
- Наличие закрытых реестров о структуре фирмы. Речь идет об общедоступности сведений относительно руководящих органов компании. На момент внесения фирмы в общегосударственный реестр отдельно взятого региона информация о ней носит закрытый характер, что создает ряд вопросов и претензий со стороны правоохранительных и налоговых органов различных государств. Сюда следует отнести Гибралтар, Гернси, Джерси, Науру, Острова Кука.
С одной стороны, вышеописанные критерии ясно характеризуют налоговую систему оффшорных зон – наличие двойных стандартов в сфере сотрудничества с иностранными контрагентами. С другой стороны, основания для внесения государства в рассматриваемый перечень могут иметь взаимоисключающий характер. Например, если ключевой признак – это возможность оптимизации бизнеса, минимум налоговой нагрузки, конфиденциальность информации, то к данным критериям относится и Сингапур, налоговая система которого имеет такие же характеристики.
Еще одним примером неоднозначности черного списка и зависимости оснований для включения отдельных территорий в его состав от политических факторов является факт изменения статуса Кипра из оффшорной зоны и его включение в белый список России, Казахстана, Украины. Островное государство вошло в состав в ЕС, однако до этого момента были реализованы реформы, связанные с изменением характера налогообложения. В настоящее время Кипр учитывается бизнесменами в качестве территории, позволяющей снизить налоговую нагрузку, как в и ситуации, когда данный регион имел прежний статус низконалоговой территории.
Способы обхода черного списка
Сам факт размещения фирмы в черном списке – это своеобразный сигнал для налоговых органов страны, который свидетельствует о необходимости тщательного контроля за деятельностью компаний, зарегистрированных в данных зонах.
Важно иметь в виду, что фискальные органы России, Украины, Казахстана могут применять санкции по отношению к предпринимательской деятельности фирмы, имеющей оффшорную регистрацию, только при проведении импортных операций. Таким образом, можно выделить следующие способы обхода черного списка оффшоров:
- Если используется экспортно-импортная схема, то обход черного списка легко может быть произведен посредством привлечения компаний, открытых на территории США, Англии или Кипра. Важно учитывать тот факт, что законы данных государств устанавливают налоги на доходы компаний, а также прирост капитала. На Кипре, например, ставка составляет 12,5%.
- Фирма с регистрацией в Англии может выступать посредником в реализации сделки в форме получения вознаграждения за оказанные услуги в размере 7-10% от суммы контракта. Бизнесмен все равно будет платить налоги, однако их размер минимален по отношению к сделкам, вытекающим из обязанности одной из сторон оказать конслатинговые, юридические или бухгалтерские услуги.
С течением времени способы обхода черного списка становятся неактуальными в связи с совершенствованием законодательной базы. Например, несколько лет назад была популярна форма ведения бизнеса, при которой компания ведет активную внешнеэкономическую торговлю, однако в налоговую инспекцию поступают нулевые декларации. Сейчас за такое правонарушение установлены серьезные санкции, а методы определения недобросовестного поведения участников предпринимательской деятельности существенно обновились (внеплановые налоговые проверки, таможенный контроль, регулирование ставок импортных пошлин и т.д).
Если государство попадает в черный список, то налоговые органы страны не позволят предпринимателю перечислить средства без уплаты налогов, т.к. отсутствует достоверная информация относительно факта их уплаты в стране пребывания капитала. Данное правило также имеет исключение. Например, можно воспользоваться другой фирмой, зарегистрированной в юрисдикции, которая не попадает в черный список. Перевод капитала займет продолжительное время, однако уменьшается вероятность получения налоговых санкций и сборов за совершение транзакций. Такой же подход используется, когда идет речь о выплате дивидендов компаний, зарегистрированных на территории оффшорных юрисдикций.
Чем грозит ЕС новый европейский «черный список оффшоров»?
17 июня Еврокомиссия представила новый план действий для достижения справедливой системы корпоративного налогообложения в ЕС. Этот план устанавливает ряд инициатив по борьбе с неуплатой налогов, обеспечению устойчивых доходов и улучшению бизнес-среды на едином европейском рынке. В совокупности, эти меры должны значительно улучшить корпоративную налоговую среду в ЕС, что сделает ее, по мнению еврокомиссаров, более справедливой, эффективной и благоприятной для роста.
Консультации с общественностью
Вместе с этим, Еврокомиссия начала консультации с общественностью по вопросам корпоративной налоговой прозрачности в ЕС. Цель подобных консультаций — выяснить, смогут ли требования к компаниям раскрывать больше информации о налогах, которые они платят, помочь решить проблему уклонения от уплаты налогов и агрессивных налоговых практик в ЕС. Например, существует предложение обязать компании раскрывать информацию о том, какие налоги они платят и в каком объеме, в каждой стране, в которой они ведут свою деятельность.
Борьба с неуплатой налогов – это основной приоритет нынешней Комиссии. Данные консультации – это часть масштабного плана действий по направлению к справедливому и эффективному корпоративному налогообложению. Еврокомиссия следует обязательствам, взятым на себя лидерами G20, в том числе гарантировать, что налоговые органы смогут свободно обмениваться информацией о крупных транснациональных корпорациях.
Некоторые компании в настоящее время генерируют большие прибыли на едином рынке ЕС, но либо вообще не платят налоги, либо платят недостаточно много, по мнению европейских чиновников. Некоторые корпорации используют агрессивное налоговое планирование, национальные несоответствия и лазейки в законодательстве.
Согласно официальной позиции Еврокомиссии, использование транснациональными корпорациями сложных корпоративных структур часто ставит малые и средние предприятия в невыгодное положение. Это также может вредить честной конкуренции, ставить маленьких соперников в изначально невыгодное положение.
30 юрисдикций в черном списке ЕС
Еще одна часть вышеназванного плана действий – это обновление черного списка юрисдикций, которые обвиняются в «нежелании сотрудничать». 17 июня Еврокомиссия опубликовала список из 30 юрисдикций, которые не соответствуют ее стандартам прозрачности, обмена информацией и справедливой налоговой конкуренции.
Список основан на отдельных списках государств-членов ЕС, которые были составлены еще в декабре прошлого года. Любая юрисдикция, которая появляется в черных списках по крайней мере десяти стран-участниц, автоматически попадает в общий список Еврокомиссии.
В список вошли только юрисдикциии, не входящие в состав ЕС, что сразу вызвало волну недовольства. Так, Еврокомисиию тут же обвинили в нежелании назвать и «пристыдить» Люксембург, Нидерланды и Швейцарию — крупнейшие предполагаемые центры по уклонению от налогов в Европе.
Так выглядит черный список, опубликованный Еврокомиссией:
- Андорра,
- Ангилья,
- Антигуа и Барбуда,
- Багамские острова,
- Барбадос,
- Белиз,
- Бермудские острова,
- Бруней,
- Острова Кука,
- Гренада,
- Гернси,
- Гонконг,
- Либерия,
- Лихтенштейн,
- Мальдивы,
- Маршалловы Острова,
- Маврикий,
- Монако,
- Монтсеррат,
- Науру,
- Ниуэ,
- Панама,
- Сейшельские Острова,
- Сент Киттс и Невис,
- Сент-Винсент и Гренадины,
- Британские Виргинские острова,
- Каймановы Острова,
- Теркс и Кайкос,
- Виргинские Острова (США),
- Вануату.
Реакция на черный список ЕС
Публикация списка вызвала бурную реакцию по всему миру. Многие страны не замедлили выразить свое недовольство и разочарование. Список Еврокомисии носит лишь рекомендательный характер, поэтому любая страна из списка легко может его оспорить. И оспаривают.
Например, Министр финансовых услуг Каймановых островов, Уэйн Пантон, заметил, что ЕС несправедливо преуменьшает существенные успехи, достигнутые в последнее время этим карибским государством. По его словам, список был составлен на основе замечаний стран ЕС, которые не являются основными торговыми партнерами Каймановых островов.
В свою очередь, Главный министр Гернси, Джонатан Ле Токк, заявил, что данный список был «поспешно составлен с помощью очень произвольных критериев». Он обратился лично к Еврокомиссару по экономическим вопросам, Пьеру Московиси, требуя, чтобы Гернси был удален из списка как можно скорее. По его словам, Гернси опережает многие государства-члены ЕС в области налоговой прозрачности и сотрудничества, и является партнером ЕС в области автоматического обмена информацией. Это означает, что по факту, Гернси находится далеко впереди 28 стран ЕС, но все же включен в «произвольно определенный черный список».
Правительство Сент-Киттс и Невис также официально обратилось в ЕС, чтобы озвучить свою озабоченность в связи с сомнительной методологией составления списка, и попросить удалить из вышеупомянутого списка Федерацию Сент-Киттс и Невис, в связи с тем, что данный список «не отражает неизменную приверженность государства международным стандартам прозрачности и обмена налоговой информацией».
За Сент-Киттс и Невис, а также многие другие государства в списке Еврокомиссии, вступилась Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Ее представители заявили, что многие из названных 30 юрисдикций являются членами Глобального форума, оцениваются как в значительной степени соответствующие, а также подписали соглашения об автоматическом обмене информацией. По их словам, эти юрисдикции сделали достаточно, чтобы не возникало сомнений в их лояльности и приверженности общему делу. В частности, Федерация Сент-Китс и Невис была оценена как «в значительной степени соответствующая» в отношении своей правовой и нормативной базы, а также эффективности обмена информацией на практике.
Премьер-министр Антигуа и Барбуды, Гастон Брауни, в своем письме ЕС, не стесняясь в выражениях, заявил, что Еврокомиссия нарушила условия Соглашения об экономическом партнерстве между ЕС и странами Карибского бассейна, добавив их в этот сомнительный список. Брауни также призвал Еврокомиссию извиниться за «ущерб, который она причинила юрисдикции Антигуа и Барбуда» и публично отменить «ошибочный и вредный список».
По мнению многих критиков, публикация списка Еврокомиссия – это ни что иное, как попытка отвлечь внимание от необходимости решения внутренних проблем ЕС с уклонением от налогов.
С каждым днем все большие подозрения вызывает методология составления Еврокомиссией черного списка. Как утверждается, список составлен на основе эквивалентных списков государств-членов ЕС. На самом деле, у большинства государств-членов ЕС, включая Германию, Великобританию, Нидерланды, Данию, Швецию, Ирландию, Австрию, Чехию и Венгрию, подобных списков нет.
Еврокомиссия подчеркивает, что эти черные списки основаны на соблюдении стандартов прозрачности и обмена информацией и на отсутствии вредных налоговых мер, что звучит как разумный и объективный критерий. Но из 12 стран-участниц ЕС, составивших черные списки, десять в большей или меньшей степени основываются на довольно загадочном «другом критерии».
Даже ярые сторонники ужесточения мер в области налогового законодательства, теперь опасаются последствий такой «политической подачки». Это вряд ли можно назвать лучшим примером политики ЕС.
Европейский Союз расширил «чёрный список» не сотрудничающих юрисдикций
Недавно, 13 марта 2019 года Комиссия ЕС после проведённого анализа юрисдикций на предмет соблюдения правил борьбы с уклонением от уплаты налогов и «отмыванием денег», пересмотрела «серый список» и добавила в «чёрный список» ещё 10 стран.
Мониторинг третьих стран будет продолжаться
Как Вы знаете первоначальный «чёрный список» Европейского Союза был сформирован в декабре 2017 года и в него вошли такие страны, как:
- Американские Виргинские острова.
- Американское Самоа.
- Тринидад и Тобаго.
- Гуам.
- Самоа.
После того, как 22 июня 2018 года Европейская Комиссия пересмотрела методы идентификации и критерии оценки третьих стран с высокой степенью риска, был проведен очередной мониторинг юрисдикций.
Как заявляет Комиссия, что она не ограничивается только отчётам ФАТФ, а рассматривает все надёжные источники информации, основанные на объективных критериях. Результаты этой оценки были опубликованы Комиссией ЕС 15 ноября 2018 года.
По итогам отчётов ЕС и оценки потенциальных рисков, связанных с уклонением от уплаты налогов и «отмыванием денег», парламенты ряда оффшорных юрисдикций стали ускоренно рассматривать законодательные поправки.
Поправки вносились в корпоративные законы, которые устанавливают новые правила по регистрации бенефициарных собственников в национальных реестрах и соблюдение требований по экономическому присутствии компаний (economic substance) зарегистрированных в юрисдикции.
В частности, претензии со стороны ЕС были высказаны в адрес Невиса, Британских Виргинских островов, Сейшельских островов, Бермудов, Кайманов и других юрисдикций.
Комиссия европейской службы по внешним связям (EEAS) 23 января 2019 года после проведения анализа ряда третьих стран объявила, что намерена включить в «чёрный список» государства, с выявленными высокими рисками.
Внимание было обращено на юрисдикции из «серого списка», которые обязались выполнить законодательные реформы, во избежание определения этих стран в «чёрный список» ЕС. Результаты анализа экспертов ЕС относительно стран «серого списка» показали, что ряд государств недостаточно уделили внимание взятым на себя обязательства перед ЕС.
После этого Европейская Комиссия провела встречи с некоторыми представителями третьих стран, которые предоставили разъяснения и дополнительную информацию.
Антиоффшорную политику Евросоюз начал вести ещё с 2015 года, после того, как была принята IV Директива ЕС. Требования Директивы были направлены на борьбу с государствами, ведущими низконалоговую или безналоговую политику, которая способствует уклонению субъектов предпринимательской деятельности от уплаты налогов и «отмыванию денег».
На сегодня Еврокомиссия подсчитала, что бюджеты стран-членов ЕС ежегодно недополучают около 506 млрд. долларов, в результате вывода средств в оффшоры. Среди таких стран, которые определены как юрисдикции с «высоким риском» входят не только в «чёрный список», но в «серый».
В общей сложности европейскими экспертами в течение 2018 года были исследованы 92 юрисдикции. 13 марта 2019 года в Брюсселе, министры финансов ЕС после обсуждения и голосований помимо пяти государств, уже фигурирующих в «чёрном списке», добавили ещё десять стран, которые ранее числились в «сером списке». Это такие юрисдикции как:
- Белиз.
- Доминика.
- Аруба.
- Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ).
- Бермудские острова.
- Барбадос.
- Маршалловы острова.
- Оман.
- Фиджи.
- Вануату.
До этого Европейский Союз в средине февраля этого года уже публиковал «чёрный список стран», включённых за нарушение требований ФАТФ, касающихся борьбы с «отмыванием денег» и противодействием финансированию терроризма.
OXFAM считает критерии оценки «чёрного списка» ЕС необъективными
По утверждениям организации OXFAM, которая ведёт борьбу с неравенством и бедностью в мире, методы и критерии оценки ЕС являются необъективными и больше похожи на «отбеливание» ряда стран.
Так советник по налоговым вопросам OXFAM Кьяра Путатуро (Chiara Putaturo) заявила, что Комиссия ЕС должна в первую очередь навести порядок среди своих стран-членов, прежде, чем включать в «чёрный список» третьи страны.
Например, законы таких государств, как: Нидерланды, Кипр, Мальта, Ирландия и Люксембург, позволяют юридическим лицам избегать ряда налогов. В том числе в результате политического влияния и слабых оценочных критериев вне «чёрного списка» остаются такие страны, как США и Швейцария. Многие правительства стран-членов ЕС отказываются эффективно действовать против существующих налоговых убежищ.
Также Кьяра Путатуро считает удивительным то, что такие страны, как Джерси, Гернси, Панама, остров Мэн и Гонконг не оказались в «чёрном списке», хотя ранее часто фигурировали в оффшорных утечках информации таких, как «Панамские и Райские бумаги».
Европейская Комиссия ответила на замечания OXFAM, что свои действия считает оправданными. Было заявлено, что ужесточение контроля распространяется не только на транснациональные корпорации и банки, но и на физических лиц – граждан стран ЕС. Теперь физическим лицам сложнее будет переводить свои деньги в оффшоры из «чёрного списка», так как такие операции будут строго отслеживаться налоговой службой.
«Substance» на Каймановых островах вступает в силу
Реакция стран, попавших в «чёрный список»
Объединённые Арабские Эмираты
Намеренья Комиссии ЕС включить ОАЭ в «чёрный список» оказалось большим сюрпризом, например, для Италии, которая упорно сопротивлялась, так как недавно получила от ОАЭ солидные инвестиционные вливания.
В 2017 году ОАЭ уже оказывались в «чёрном списке» ЕС, но потом были перемещены в «серый», так как пообещали адаптировать своё законодательство к европейским стандартам.
В свою очередь информационное государственное агентство ОАЭ заявило, что считает несправедливым включение ОАЭ в «чёрный список», так как страна планомерно выполняла требования ЕС и всячески сотрудничала с Европой. Несмотря на этот факт ОАЭ будет продолжать реформировать свою внутреннюю законодательную базу и твёрдо соблюдать высокие международные стандарты.
Бермудские острова
Следующая юрисдикция, оказавшаяся в «чёрном списке» – это Бермудские острова, которые также недовольны тем, что ЕС определил страну в список не сотрудничающих стран. Как многие другие оффшоры, Бермуды в конце 2018 года поспешно приводили свои законы в соответствие с требованиями ЕС. В результате чего Бермудами был принят Закон «economic substance».
Тем не менее Европейская Комиссия после проведения анализа бермудского закона заявила, что это не закон, а какая-то «пародия», так как выписанные положения и правила «economic substance» поверхностны и не адекватны истинным требованиям ЕС.
Дэвид Берд – премьер-министр Бермуд со своей стороны заявил, что законы его страны недооценены и намного строже, чем законы в тех государствах, которые не попали в «чёрный список».
В обращении к гражданам Бермудских островов премьер сказал, что включение страны в «чёрный список носит временный характер. Он заверил, что какие-либо ограничения, которые нарушат свободу перемещения граждан или другие отношения с Евросоюзом не будут приняты.
Премьер-министр надеется, что Великобритания поддержит Бермуды на переговорах с Евросоюзом в мае 2019 года, а европейские эксперты по достоинству оценят законодательство, после чего юрисдикция будет исключена из «чёрного списка».
Ожидаемые последствия
Как заявляют эксперты, что те страны, которые уже усилили контроль и регулирование финансового сектора, вряд ли испытают какие-либо трудности в банковской отрасли по причине создания нового «чёрного списка». Хотя многие граждане ЕС, которые имеют активы в оффшорах из списка, определённо испытывают волнения или даже шок.
В то же время бизнесмены в Европе, которые правильно сформировали свой бизнес, до сих пор успешно ведут его с оффшорами. При этом прибыли выводятся за счёт процентных выплат, дивидендов и роялти, но не напрямую в оффшоры, а через различные транзитные структуры, чтобы не привлекать особого внимания налоговиков.
Предпринимателям же из России, Украины и других стран СНГ будут важны те оффшоры, у которых нет подписанных взаимных договоров об автоматическом обмене налоговой информацией с их страной.
Например, таким оффшором может быть Панама, которая несмотря на соблюдение требований ЕС и ОЭСР, строго их не придерживается, в результате чего также могла оказаться в новом «чёрном списке», но избежала этого.
Сегодня чтобы защитить свои зарубежные активы, нужно грамотно подойти к вопросу формирования юридического лица с учётом новых международных требований. Не будет лишним, если Вы основательно проанализирует также репутацию своего банка и все его лучшие и отрицательные стороны. Возможно нужно подумать над открытием ещё одного альтернативного банковского счёта, чтобы Ваши средства не оказались «вдруг» заблокированными и доступ к ним был абсолютно свободным.
Ещё один главный фактор, который влияет на снижение рисков – это диверсификация активов. В настоящее время многие бизнесмены стараются вложить средства в такие активы, как недвижимость или, например, в криптовалютный сектор, который набирает популярности в мире.
Также актуален вопрос налогового резидентства, который существенно повлияет на снижение налогового давления и защиту активов, и в этом случае одной из лучших юрисдикций будет также Панама.
Если у Вас есть вопросы и Вы хотите в перспективе исключить проблемы в своём международном бизнесе, советуем Вам обратится к профессиональным менеджерам нашей компании. Пишите нам на электронный почтовый адрес: [email protected] и мы посоветуем Вам лучшие решения.