Согласно Семейному кодексу РФ брак это правовое понятие
Нюансы брачных отношений с точки зрения российского законодательства должны знать не только те, кто уже состоит в браке, но и те, кто только задумывается об этом шаге. Открыв Семейный кодекс точного определения «брак» не найти, но это не мешает узнать о нем все что нужно.
Понятие брака
Семейная жизнь предполагает выполнение определенных обязанностей между супругами
В Семейном кодексе нет статьи, в которой прямо содержится понятие брака. Однако, основываясь на упомянутых законом принципах, можно сформулировать следующее определение.
Брак – это союз между мужчиной и женщиной, влекущий за собой возникновение личных и имущественных прав и обязанностей, основанный на добровольности, равноправии. Его целью является создание семьи.
Из этого следуют выводы:
- в России однополые браки не регистрируются, также, как и с животными или предметами;
- муж и жена являются равносильными партнерами, то есть, ни у кого из них нет привилегий перед законом;
- после регистрации брака возникшее имущество и долговые обязательства будут общими;
- принцип добровольности подразумевает, что каждый человек вправе вступить в брак с тем, с кем желает, и никто не должен оказывать влияние на этот выбор;
- создание семьи должно быть основополагающим желанием (а не получение каких-либо выгод).
Понятие «гражданский брак» с точки зрения закона это именно узаконенные отношения в органах ЗАГСа, а не принятое в разговорной речи определение «сожительства». И сколько бы лет пара не прожила вместе, правовые последствия такие отношения не порождают.
Возраст, достаточный для регистрации брака
Общепринятый «брачный возраст» — 18 лет. А также это возраст наступления полной дееспособности.
Однако, жениться и выходить замуж можно и в 16 лет. Но для этого необходимо обратиться за разрешением в орган местного самоуправления, подтвердив наличие уважительных причин.
Самые распространенные основания снижения брачного возраста:
- Ожидание общего ребенка;
- Или его рождение;
- Уже сложившиеся семейные отношения.
Стоит отметить, что в одобрении родителей несовершеннолетних нет необходимости.
Пожениться 16-летние подростки могут только с разрешения попечительских органов
В некоторых субъектах Российской федерации предусмотрена возможность вступить в брак ранее 16 лет.
Но для этого потребуется подать заявление в центральный исполнительный орган на имя Губернатора. Это могут сделать, как сами желающие пожениться, так и их родители. Но если между ними имеется конфликт – то данное заявление будет рассмотрено только после одобрения органов опеки и попечительства.
Например, в Москве и области губернатор даст разрешение на регистрацию при условии, что невеста беременна, родился общий ребёнок, а также, если есть угроза жизни любого из будущих супругов.
Наименьший возраст, с которого заявление в ЗАГСе примут, законом не установлен. Но, исходя из того, что в перечне необходимых документов указан паспорт гражданина, можно сделать вывод, что этот порог – 14 лет.
Молодые люди, поженившиеся до достижения 18 летнего возраста, становятся абсолютно дееспособными (происходит эмансипация) и не теряют этот статус даже после расторжения брака.
Право на брак
Абсолютно все граждане РФ (при соблюдении необходимых условий) могут быть зарегистрированы в качестве супругов. Это простое правило следует из закрепленных в Семейном кодексе принципов.
Если заявителям откажут по причине их национальности, расы, религиозной принадлежности –это будет свидетельствовать о дискриминации, и они могут обратиться в суд за защитой.
Условия и порядок заключения брака
Регистрация может проходить не только в торжественной обстановке
Регистрация брака проходит в органах записи гражданского состояния (ЗАГСе), в торжественной или обыкновенной обстановке – по выбору брачующихся.
Невеста и жених должны присутствовать на бракосочетании лично — это обязательное условие, необходимое для подтверждения добровольности принимаемого решения.
Существуют ситуации, при которых работник ЗАГСа осуществит регистрацию вне стен учреждения:
- когда один из будущих супругов в больнице или дома из-за болезни;
- когда брак будет заключен с гражданином, приговоренным к лишению свободы (или находящимся под стражей).
Иные причины для выездной регистрации законом не предусмотрены.
Условия заключения брака простые:
- лица, желающие узаконить союз, действуют добровольно;
- они достигли необходимого возраста;
- нет препятствующих обстоятельств.
Время и место регистрации
Дата, которую могут выбрать заявители для регистрации брака, должна быть не ранее, чем через месяц, и не позже двенадцати месяцев после подачи заявления. Также молодожены указывают желаемое время регистрации (исходя из режима работы ЗАГСа). В дальнейшем их изменение без разрешения руководителя регистрирующего органа невозможно.
Но есть ряд особых жизненных обстоятельств, которые ускоряют регистрацию, без истечения месяца:
- беременность;
- рождение ребенка;
- если жизни и здоровью любой из сторон что-то угрожает.
А при необходимости, «расписаться» можно и в день подачи заявления.
Местом бракосочетания будет являться тот ЗАГС, в который было подано заявление супругов. Новобрачные вправе выбрать абсолютно любой ЗАГС, без привязки к району, в котором они прописаны.
Обстоятельства, препятствующие заключению брака
Существует ряд причин, по которым нельзя пожениться
В законе есть четыре обстоятельства, при которых отказ в принятии заявления на регистрацию брака будет правомерным:
- Любой из заявителей уже состоит в официальном браке. Этот пункт закона говорит о том, что в стране действует принцип моногамии.
- Близкие родственные отношения. То есть союз между близкими родственниками и между братом и сестрой (даже неполнородными) невозможен. Тем самым законодательно запрещен инцест.
- Отношениям между приёмным родителем и усыновленным также невозможно легитимировать. Потому что государством они приравниваются к кровным родственникам.
- Если один из будущих супругов имеет статус недееспособного по причине психического расстройства.
Человек, не способный отдавать себе отчёт в действиях и решениях, не может вступить в брак, даже с разрешения опекуна. Потому что добровольность в данном поступке будет стоять под сомнением.
Семейные права и обязанности супругов
Права и обязанности супругов разделяются на личные и имущественные
Личные неимущественные права:
- Право на равенство.
- У мужа и жены есть законное право выбирать себе профессию, чем заниматься, и где жить. Это положение выходит из конституционного принципа равенства всех граждан.
- Все вопросы, связанные с детьми супругов (воспитания, образования и другие) должны решаться вместе, никто не имеет больше привилегий в принятии решений.
- Отношения внутри семьи должны быть основаны на взаимном уважении и помощи.
- Право на выбор фамилии
Супруги могут оставить свои добрачные фамилии, а могут сделать с ними следующее: взять фамилию мужа или жены в качестве общей или присоединить к своей фамилии фамилию другого. Но последнее невозможно, если добрачная фамилия уже двойная.
Если, находясь в браке, лицо пожелало сменить свою фамилию (в рамках ст. 19 ГК РФ), то это никаким образом не влияет на фамилию супруга.
После развода у обеих сторон есть право сохранить брачную фамилию или восстановить прежнюю.
Видео, в котором рассказывается о правах и обязанностях супругов:
Имущественные права супругов
Имущественные права делятся на два вида: законный режим (совместная собственность) и договорный режим (брачный договор).
- Совместной собственностью являются все доходы лиц, не имеющие специального целевого назначения, полученные в период брака. А также любое имущество, купленное на эти деньги (недвижимость, ценные бумаги, доли в капитале и т.д.).
- Брачным договором определяют имущественные права и обязанности на период брака или в случае его расторжения. В нём могут быть закреплены положения, касающиеся настоящего и будущего имущества.
Правовые последствия брака
Основные последствия регистрации брака:
- Не имеет значение, на кого оформлено имущество и кто его оплачивал, оно будет считаться совместно нажитым. И будет делиться поровну в случае развода. Если иные правила не предусмотрены брачным договором.
- Дети, рожденные в браке и спустя триста дней после его расторжения, будут считаться общими, то есть отцом ребенка будет записан супруг. Для оспаривания этого факта потребуется судебная процедура.
- Материальная поддержка.
- Супруг относится к первой очереди наследников.
Алименты может требовать от своего супруга (и бывшего) то лицо, которое:
- Является нетрудоспособным и нуждающимся;
- Осуществляет уход за общим ребенком, до достижения им возраста трех лет и беременная жена;
- Осуществляет уход за общим ребенком-инвалидом, до достижения им возраста 18-ти лет;
- Достигло пенсионного возраста.
Условия признания брака недействительным
Процедура признания брака недействительным производится судом. После принятия решения, суд уведомляет орган ЗАГС и тот делает соответствующую отметку в регистрационной книге. День, с которого брак будет считаться недействительным – дата его заключения.
Причины, по которым брак признается недействительным, очень просты — изначально были нарушены условия правомерности союза:
- имело место принуждение вступления в брак, лицо пошло на данный шаг не по своей воле
- любой из супругов не достиг брачного возраста, или не получил необходимо разрешения от органа власти;
- родство, нахождение в другом браке, недееспособность;
- фиктивный брак – хотя бы у одной из сторон не было цели создать семейные отношения.
Кроме того, если кто-то из супругов утаил, что является носителем ВИЧ- инфекции или венерического болезни, то второй вправе через суд добиться признания брака недействительным.
Семейным кодексом и гражданским законодательством урегулированы многие вопросы, касающиеся вступления, расторжения брака и нахождения в нем. Каждая пара решает для себя – регистрировать отношения в государственном органе, или нет. Но, принимая решение, важно знать и понимать какие гарантии, права и обязанности следуют после.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Поделиться
ВКонтакте
Класс
Telegram
Понятие брака и семьи
Понятие брака. В древнерусской лексике слово «брачити» означало отбирать что-либо (выбирать хорошее или отклонять плохое). Отсюда двусмысленность слова «брак» и в семейном праве, и в обыденной речи («забракованный товар»). В других языках такой двусмысленности нет. Так, в украинском, белорусском, польском, чешском и других языках славянских народов брачный союз определяется словом «шлюб» (от древнеславянского термина «сълюбъ», «сълюбытись», что означает «договориться»).
Современное российское законодательство не содержит легального определения брака. Тем не менее такое определение необходимо, поскольку состояние в браке является юридическим фактом, с которым право связывает возникновение ряда правоотношений.
Существует несколько подходов к определению брака1: социологический, религиозный, обыденный и т. д. Однако юридический подход прежде всего предполагает характеристику брака как юридического факта и отвлечение от таких несущественных для правового регулирования сторон брачных отношений, как любовь, забота между супругами и т. п.
Понятию брака как юридического факта в наибольшей степени соответствует французское определение брака как заключаемого в установленной законом форме гражданского договора, который соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и взаимного оказания поддержки и помощи.
Хотя с расширением в Российской Федерации диспозитивного регулирования брачных отношений становится более популярной точка зрения на брак как на гражданско-правовой договор, тем не менее сегодня отечественная доктрина семейного права тяготеет к иному определению брака.
Брак — это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Каждый признак данного определения, как правило, отражает существенные характеристики брака как юридического факта.
Во-первых, брак — это союз мужчины и женщины. Как правило, в литературе указывается, что слово «союз» по содержанию шире понятия сделки либо договора, поскольку помимо распределения обязанностей в семье союз мужчины и женщин предполагает некую духовную общность, предрасположенность их друг к другу, предпочтение другим. Однако, как представляется, такое понимание акцентирует внимание на внеправовых аспектах брачных отношений. Юридическое же определение брака предполагает понимание слова «союз» как состояния, т. е. юридического факта особого рода, который существует длительное время, непрерывно или периодически порождая юридические последствия.
В последнее время
становится все больше противников
признака гетеросексуальное брака.
В некоторых странах получили
юридическую защиту гомосексуальные
браки. Наконец, в западной доктрине в
последнее время получили распространение
концепции, предлагающие закрепить в
законодательстве плюралистическую
теорию брака, т. е. сводящие роль
государства к защите той модели
брака, которая по мнению вступающих
в брак лиц является для них оптимальной.
Тем не менее,
Во-вторых, брак — это единобрачный союз, т. е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. Однако в некоторых странах, где господствует мусульманская религия, существуют полигамные браки (многоженство).
В-третьих, брак — это свободный союз. Вступление в брак должно происходить свободно и добровольно. Супруги также, как правило, свободны расторгнуть свой брак. Отсутствие добровольного согласия при вступлении в брак является основанием для признания брака недействительным.
В-четвертых, брак — это равноправный союз. Мужчина и женщина, вступающие в брак, равны между собой как в отношении личных прав (на фамилию, место жительства, выбор профессии, воспитание своих детей), так и в отношении имущества, нажитого совместным трудом во время брака.
В-пятых,
В-шестых, цель брака — создание семьи. Это является весьма существенным признаком понятия брака в Российской Федерации. Отсутствие такой цели является основанием для признания брака фиктивным. Однако в последнее время высказывается мнение, что последовательная характеристика брака как сделки, опосредующей преимущественно имущественные отношения между супругами, предполагает отказ от данного признака.
В-седьмых, брак — это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается и мужчины, и женщины. Если права одной из сторон окажутся нарушенными, то на их защиту встанет суд.
В литературе также указывается на такие признаки брака, как его пожизненность, наличие цели рождения и воспитания детей. Однако, как представляется, данные признаки являются внеправовыми, несущественными для понятия брака как юридического факта, поскольку право не связывает существование брачных правоотношений с их наличием либо отсутствием. Более того, в Российской Федерации возможность расторжения брака является одной из гарантий его свободного и добровольного характера.
Понятие семьи. Семейный кодекс не дает ни легального определения семьи, ни указаний состава семьи. Как ни парадоксально, семейное право не испытывает потребности в таком определении, поскольку с самим по себе членством в семье право не связывает определенных прав и обязанностей. Возникновение таких прав и обязанностей обусловлено иными юридическими фактами — состоянием в браке, некоторыми отношениями родства и др.
Как представляется, семейное право также не может определить круг членов семьи, пригодный для урегулирования отношений иными отраслями права (гражданским, жилищным правом), поскольку их специфика определяет различные подходы к признанию юридической значимости отношений родства и свойства. Действительно, круг членов семьи, определяемый в Гражданском кодексе, отличается от определяемого в Жилищном кодексе или в других актах.
С юридической
точки зрения понятие семьи зависит от
того, каким отношениям в той или иной
отрасли права придается юридическое
значение. Соответственно, в
юридическом понимании семья — это
союз лиц, соединенных юридическими
правами и обязанностями, вытекающими
из брака, родства, свойства, усыновления
и л и иной ф о р м ы принятия детей на
воспитание.
Семейное право придает юридическое значение прежде всего брачным и родительским отношениям, а также некоторым степеням родства (ребенок и бабушка с дедушкой, брат и сестра), свойства (отчим, мачеха и пасынок, падчерица), отношениям, вытекающим из усыновления, опеки, попечительства, принятия детей в приемную семью.
От юридического понятия семьи следует отличать социологическое, акцентирующее внимание на духовной общности членов семьи: семья есть союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни и взаимной поддержкой. В
Юридическая семья может существовать и в том случае, когда семья в социальном плане уже распалась или вообще никогда не существовала. Так, сохраняется юридическая семейная общность ребенка с отцом, который ушел из семьи и уже много лет не интересовался своим ребенком. Кроме того, семейные правоотношения могут существовать не только внутри одной семьи, но и между отдельными членами разных семей, когда, например, отец семейства еще имеет внебрачных детей.
С другой стороны, семья в социологическом смысле также может существовать при отсутствии семейных правоотношений.
Следует отметить, что право в некоторых случаях связывает те или иные правовые последствия с наличием семьи в социологическом плане. Так, например, основанием для признания брака фиктивным является отсутствие у вступающих в брак цели создать семью. Суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого их них.
БРАК — это… Что такое БРАК?
Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.
Однополый брак — Википедия
Однополая свадьба.Великобритания. 2015 г.
Однополый брак — брак между людьми одного пола. Аналогично разнополым парам, вступившие в такой союз люди в качестве супругов и близких родственников приобретают целый ряд прав и обязанностей по отношению друг к другу.
Идея о возможности брака между двумя людьми одного пола стала широко обсуждаться в западном обществе во второй половине XX века на фоне либерализации отношения к гомосексуальным людям. Хотя такие союзы имеют более давнюю историю. Дискуссии о доступе однополых пар к институту брака до сих пор носят острый характер.
В ряде государств эти дебаты привели к признанию таких союзов. На данный момент 29 стран мира, общее население которых составляет более одного миллиарда человек, узаконили доступ однополых пар к браку. Целый ряд других государств создали альтернативные институты признания семейных прав однополых пар.
Некоторые противники однополых браков считают, что с их признанием создаётся новый социальный институт, параллельный «традиционному браку». Их оппоненты говорят о том, что узаконивание семейного положения однополых пар является расширением старого понятия брака и более справедливой его формулировкой[1]. Данные представления отражаются и в языке. Так, в прессе, настроенной негативно по отношению к однополым бракам, слово «брак» применительно к ним нередко заключается в кавычки[2]. С другой стороны, некоторые сторонники легализации стремятся не употреблять словосочетания «Однополый брак» (англ. Same-sex marriage, нем. Gleichgeschlechtliche Ehe) и «Гей-брак» (англ. Gay marriage, нем. Homo-Ehe), поскольку они могут создать ложное впечатление о создании какого-то специального брака для гомосексуальных людей, в то время как имеется в виду открытие доступа однополым парам к уже существующему институту брака. Такие высказывающиеся стремятся использовать термины «Брак для всех» (фр. Mariage pour tous, нем. Ehe für alle), «Брачное равноправие»[3] (англ. Marriage equality), «Равный брак»[4] (англ. Equal marriage)[5][6][7], «Гендерно-нейтральный брак» (фин. Sukupuolineutraalista avioliitosta)[8]. Данные представления также нашли своё отражение и в законах, легализующих однополые браки. Например, в Германии и Франции они имеют название «Об открытии брака для однополых пар» (нем. Öffnung der Ehe für gleichgeschlechtliche Paare, фр. Loi ouvrant le mariage aux couples de personnes de même sexe )[6][9], в ряде американских штатов — «Закон о брачном равноправии» (англ. Marriage Equality Act)[10].
Кроме того, в XXI веке во многих авторитетных словарях в определении слова «брак» исчезла дифференциация по полу или было добавлено упоминание однополых союзов. Такие изменения произошли, например, в 2000 году со «Словарём американского наследия английского языка»[11], в 2001 году с Оксфордским словарём английского языка[12], в 2003 году со Словарём Уэбстера[11], в 2012 году со словарём Королевской академии испанского языка[13], в 2013 году с французским словарём «Le Petit Robert»[14], а также с немецким «Дуденом»[15].
Заключение брака приводит к тому, что вступившие в него люди в качестве супругов и близких родственников приобретают целый ряд прав и обязанностей по отношению друг к другу[16][17]. Хотя набор данных прав несколько различается в разных странах, но всех их можно условно разделить на неимущественные, имущественные и права связанные с детьми в данной семье. К неимущественным отношениям относятся, например, право посещения в больнице, право принятия медицинского решения в отношении недееспособного супруга, право распоряжаться телом и вопросами захоронения в случае его смерти, право не свидетельствовать против супруга в суде и т. д.. К имущественным правам относится право вступать в совместные сделки, иметь совместное имущество, право на совместное медицинское и социальное страхование, право получать пенсию по случаю потери кормильца, право на проживание в жилом помещении умершего партнёра, право на наследование имущества, право на освобождение от налога на наследство, право на алименты и т. д.. Что касается проживающих в семье детей, то непризнанный законом родитель не имеет права на отпуск по уходу за ребёнком в случае тяжелой его болезни, не может заменить второго родителя в случае болезни или отъезда того и т. д.[18][19]. В отношении не родственных людей такие правовые взаимодействия требуют заключения сложных юридических документов, и даже в этом случае не все данные вопросы могут быть отрегулированы таким путём[16][18].
Ранняя история[править | править код]
Изучавшие историю института семьи учёные, например, такие классики как Иоганн Якоб Бахофен, Льюис Генри Морган, Эдвард Вестермарк в своих работах указывают, что понятие «брака» очень сильно различалось в разное время в разных обществах. Брак мог быть фактическим, временным, церковным, посмертным, полигамным и так далее. Исследователи также отмечают, что те культуры, которые терпимо относились к гомосексуальным отношениям, обычно имели социальные институты однополого партнёрства[16][21][22][23].
Некоторые историки говорят о том, что однополые союзы имели признание и в Европе. Так, профессор Йельского университета Джон Босуэлл, изучив более 60 рукописей периода с VIII по XVI века, утверждал, что Христианская церковь как на западе, так и на востоке уже в раннее Средневековье имела обряды освещения однополых (обычно мужских) союзов (в том числе «адельфопоэзис»). Такой ритуал мог быть очень похож на венчание и включать в себя использование горящих свеч, обвязывание и возлагание на Евангелие рук, покрытие голов участников церемонии столой, чтение молитвы «Отче наш», причастие, поцелуи и обвод вокруг алтаря. Учёный указывал, что церемония освещала «несомненно добровольный и чувственный союз двух лиц», который мог носить и гомосексуальный характер[16][24][25]. Другие историки также находили аналогичные обряды по всей Европе[26][27][28]. Например, в позднем Средневековье во Франции была распространена практика «enbrotherment»: двое неродственных мужчин брали обязательство жить вместе, разделяя «один хлеб, одно вино и один кошелёк»[29]. В качестве другого примера некоторые исследователи называют «мателотаж» у пиратов в XVII—XVIII веках. Согласно такому порой торжественно заключаемому союзу пара имела общее имущество и переживший партнёр наследовал его[30][31][32][33]. При этом историки подчёркивают, что точное значение подобных союзов остаётся неясным. Данные побратимства являлись ритуализированной формой мужской дружбы, хотя на практике это не исключало и гомосексуальные отношения в такой паре[28].
Свидетельств стремления мужчин заключить между собой именно брак в истории сохранилось немного. В том числе из-за того, что начиная с высокого Средневековья в Европе однополые контакты стали считаться преступлением. Например, в 1497 году 22-летний аптекарь Карло ди Берардо д’Антонио был изгнан из Флоренции за то, что жил с красильщиком Микеле ди Бруно да Прулли. Из его показаний следовало, что ранее они имитировали в церкви обряд венчания друг с другом. В Риме в 1578 году группа португальских мужчин была сожжена на костре за попытку проведения церемонии заключения брака между их друзьями Гаспаро и Джосеффе[28][34].
Что касается женщин, то таких примеров известно больше. Начиная с XVI века историками зафиксирована в Европе практика «мужей-женщин», когда одна из двух женщин переодевалась мужчиной и они открыто жили вместе как муж и жена, часто даже оформляя свой брак. Так поступили, например, голландки Корнелия Геррице ван Брейгель и Элизабет Болейн, которые в 1680-е годах обвенчались в церкви в Амстердаме. Их секрет раскрылся спустя годы, когда Корнелия устала носить мужскую одежду. Свидетельства заключения подобных браков в значительном количестве зафиксированы и в Англии в XVIII веке[28][35].
В конце XVIII века в западном мире появилась идея «романтической женской дружбы», в виду чего тесные долгосрочные отношения между подругами-компаньонками стали восприниматься обществом как приемлемые. Довольно часто за этим скрывались лесбийские связи. Иногда такие женщины делали попытки заключить брак. Например, 30 марта 1834 года английские аристократки Анна Листер и Энн Уокер в йоркской церкви Святой Троицы получили благословение на заключение тайного брака. Женщины сохранили секрет до конца своей жизни. Данный факт стал известен много позже благодаря расшифровке дневников Анны Листер[28][36][37]. В Новой Англии в конце XIX века возник схожий с «романтической дружбой» институт «бостонского брака», объединявшего женщин, стремящихся к финансовой независимости и карьере. Нередко это был также и романтический союз, хотя для общества того времени это не было очевидно[28][38].
Марсела и Элиза (справа) после свадьбы.В начале XX века вскрытие факта однополого брака могло иметь разные последствия. Так, испанские учительницы Элиза Санчес Лорига и Марсела Грасия Ибеас заключили брак 8 июня 1901 года в церкви Сан-Хорхе в Ла-Корунье. Свадьба стала возможной благодаря тому, что одна из девушек переоделась мужчиной. Из-за доноса соседей обман раскрылся и случай получил широкую огласку, в результате чего супруги были вынуждены скрываться от властей, хотя их брак так никто и не аннулировал[39][40]. С другой стороны, в начале 1920-х годов в Советской России некая Евгения Фёдоровна М., выдавая себя за мужчину и подделав мужские документы, заключила брак со своей возлюбленной С. в Ленинграде. Вскоре власти раскрыли обман и возбудили против женщин дело, обвинив их в «преступлении „против природы“». Судебный процесс получил широкую огласку. Однако в суде дело развалилось и Народный комиссариат юстиции постановил считать брак «законным, как заключённый по обоюдному согласию». Пара осталась жить вместе, Евгения даже смогла усыновить ребёнка супруги[41].
Идея о возможности брака между двумя людьми одного пола была впервые публично высказана немецким юристом и «отцом-основателем гей-движения» Карлом Генрихом Ульрихсом примерно в 1865 году. В опубликованном «Уставе Уранской федерации» он продолжал развивать свою теорию уранизма (первая научная теория гомосексуальности) и среди прочего писал о признании «урановких браков»[35].
После второй половины XX века[править | править код]
Широкая общественная дискуссия вокруг признания однополых браков началась в западном обществе во второй половине XX-го века. Этому способствовали глубокие социальные изменения 1960-х годов, либерализация общественного мнения относительно однополых отношений, отмена преследовавших ЛГБТ-людей уголовных законов, депатологизация гомосексуальности и становление правозащитного ЛГБТ-движения[1][16][42][43][44].
Не прошло и года после Стоунволлских бунтов, давших новый толчок борьбе гомосексуальных людей за свои права, как в 1970 году в Миннесоте два студента-юриста Ричард Джон Бейкер и Джеймс Майкл Макконнелл подали в суд на власти, отказавшие им в заключении брака. Дело «Бейкер против Нельсона» дошло до Верховного суда США, который в 1972 году не признал право двоих лиц одного пола на заключение брак[1][43]. В это же время «Альянс гей-активистов» организовал в Нью-Йорке кампанию за открытие однополым парам доступа к браку[45]. Подобные попытки были приняты и в других штатах США[46], а некоторые даже имели успех[28]. В 1973 году лесбиянки Айно Нильсен и Вальборг Клинтхольм попытались заключить брак в Дании, что вызвало большой общественный резонанс в стране[47].
Хотя тема брачного равноправия не была основной в то время для гей-движения, однако она имела свои последствия[46]. В 1973 году штат Мэриленд впервые в истории запретил браки между людьми одного пола[48]. А в 1975 году Нидерланды начали признавать некоторые семейные права фактически живущих вместе однополых пар, в 1979 году это положение закрепил специальный закон[49]. В 1984 году университетский город Беркли (Калифорнии, США) впервые в мире принял закон о «домашних партнёрствах» для однополых семей[50][51].
Свою роль в осмыслении обществом необходимости узаконивания однополых семей сыграла эпидемия ВИЧ в 1980-х годах. Она сделала видимыми тысячи геев, которые до того скрывались от общества, но стали заметны, когда начали погибать от болезни совсем молодыми. И это вызывало сочувствие к ним у многих сторонних людей. По словам историка Майкла Клэрмана: «В годы эпидемии однополое партнёрство не было ещё юридически узаконено, и именно это стало для многих источником страданий. Больные не могли пользоваться медицинской страховкой партнёров (как могли бы, если бы были супругами). Партнёрам не разрешали посещать больных, не давали им увидеться и не пускали на похороны. У них отбирали детей. Эти трагедии попадали в газеты, и американцы невольно оказались вовлечены в чужое горе. Это сильно изменило социальный климат в стране»[43][35].
Первой страной в мире, введшей институт регистрируемых «гражданских партнёрств», стала Дания в 1989 году[52]. Это наделяло оформивших такой союз людей многими правами, вытекавшими из брака[53]. Первой парой, зарегистрировавшей свои отношения согласно новому закону, стали Аксель и Эйгил Аксгил. На момент свадьбы женихам было 74 года и 67 лет соответственно, а вместе они прожили 40 лет. В день церемонии Эйгил сказал: «Будьте открыты. Заявляйте о себе. Всегда боритесь. Это единственный способ что-то менять. Если все выйдут из чулана, такое начнёт происходить повсеместно»[54][55].
Ксавье Беттель и Готье Дестне (крайний справа) на приёме в американском посольстве.В конце 1980-х начале 1990-х годов началась новая волна общественного движение за признание права лиц одного пола на брак[28][46]. Первой страной, открывшей для однополых пар возможность заключать полноценные браки, 1 апреля 2001 года стали Нидерланды[56]. Первым штатом США, пошедшим на такой шаг, стал Массачусетс в 2004 году. В дальнейшем к ним присоединилось более 25 стран и территорий, в которых в общей сложности проживает более миллиарда человек[57]. Узаконивание статуса однополых семей происходило разными путями. Например, в ЮАР и Аргентине соответствующие законы приняли в парламенте, в Колумбии и Канаде дорогу брачному равноправию открывали решения высшего суда, а в Ирландии и Австралии за однополые браки граждане проголосовали на референдумах. Также целый ряд стран продолжили вводить альтернативный институт «гражданского партнёрства». Первым государством на территории бывшего социалистического блока, пошедшим на такой шаг, стала Чехия в 2006 году[58], а на постсоветском пространстве — Эстония в 2016[59].
Такие браки заключили многие известные люди. Например, премьер-министр Исландии Йоуханна Сигюрдардоуттир и писательница Йоунина Леоусдоуттир, олимпийский чемпион Том Дейли и оскаровский лауреат Дастин Лэнс Блэк, королева красоты Юлия Лемигова и первая ракетка мира Мартина Навратилова[60], певец Элтон Джон и режиссёр Дэвид Ферниш, актрисы Джоди Фостер и Александра Хедисон, премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель и архитектор Готье Дестне, и многие другие.
В XXI веке эти идеи нашли своё отражение и в международном праве. В 2000 году Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла «Рекомендацию 1474», в которой призывала государства Совета Европы узаконить семейные права однополых пар в виде партнёрств. В 2010 году Комитет министров составил аналогичные рекомендации[19]. Европейский суд по правам человека в ряде дел («Шальк и Копф против Австрии» (2010), «Валлианатос против Греции» (2013), «Олиари против Италии» (2015), «Новрук против России» (2016)) указывал, что однополые пары должны пользоваться семейными правами[19][61][62]. Европейский суд в 2018 году постановил, что страны Евросоюза должны признавать миграционные права однополых пар, заключивших браки в других государствах, даже если в самих этих странах однополые браки не легализованы[63][64][65]. Межамериканский суд по правам человека в 2018 году постановил, что Американская конвенция о правах человека гарантирует всем людям право вступать в брак вне зависимости от пола партнёров[66].
С актуализацией вопроса однополых браков ряд стран предприняли меры по закреплению в законе определения брака как исключительно союза мужчины и женщины. Такие изменения, например, приняли парламенты Венгрии (2011)[67] и Грузии (2017)[68]. Другие страны приняли законы, запрещающие заключение брака между лицами одного пола. Например, так поступил Казахстан в 2011 году[69]. В ходе референдумов в Словении (2012, 2015) и Хорватии (2013) были отклонены парламентские предложения по легализации однополых браков, при этом институт гражданских партнёрств остался. В 2018 году Бермуды стали первой страной мира, отменившей ранее узаконенные однополые браки[70], однако Верховный суд приостановил это решение до окончания судебных разбирательств[71].
В 2013 году Нигерия приняла закон, согласно которому не просто было дано определение брака как разнополого союза, но вступление в однополый брак стало уголовным преступлением, караемым до 14 лет тюрьмы, а «пособничество» в регистрации такого брака — до 10 лет[72]. Аналогичный закон, предусматривавший пожизненное заключение, был принят в Уганде в 2014 году, но вскоре под давлением мирового сообщества власти его отменили[73].
Дискуссии вокруг брачного равноправия[править | править код]
Митинг против однополых браков в Париже. Митинг за однополые браки в Париже.Вопрос однополых браков часто вызывает острые столкновения между сторонниками и противниками, порой раскалывающие общество[52][19][74]. Это свидетельствует от том, что данная тема в XXI веке стала важной социальной проблемой[16].
Сторонники брачного равноправия указывают на то, что брак является правовым институтом, который даёт заключившим его людям как супругам и близким родственникам целый ряд прав: не свидетельствовать против своего супруга в суде, посещать его в больнице, распоряжаться вопросами его здоровья, если он сам не может, наследовать имущество, участвовать в совместных сделках и так далее. Таким образом, вопрос однополых браков признаётся ими вопросом гражданского равноправия[16][42][75], а отказ в этом расценивается как дискриминация[1][19][76][17]. Противники таких союзов отвечают в том духе, что раз этих прав у однополых пар не было, значит их права и не нарушаются[77].
Оппоненты брачного равноправия считают, что брак — это институт, направленный прежде всего на рождение и воспитание детей, а однополые пары не способны на зачатие[16][77][74][17]. При этом воспитание детей в такой семье вызывает у противников брачного равноправия опасение за их развитие, связанное с предполагаемыми проблемами самоидентификации и стрессом. Сторонники однополых браков указывают на то, что гомосексуальность не лишает человека способности к размножению, а значит, однополые пары могут иметь (и имеют) своих детей. Причем сама возможность завести ребёнка никак не связана с брачным статусом[78]. Сторонники апеллируют к многочисленным научным исследованиям развития таких детей, проведённым в разных странах мира, которые показывают, что они ничем не отличаются от сверстников, воспитываемых разнополыми родителями[42][17]. При этом при усыновлении однополые пары более склонны брать детей с проблемным здоровьем[78]. Кроме того, непризнание брака однополых родителей, де-факто воспитывающих ребёнка, приводит к повышению его правовой и социальной уязвимости[19][79].
Противники однополых браков высказывают и другие опасения, связанные с демографией. Например, они считают, что в случае возможности заключения брака однополыми парами гетеросексуальные пары решат, что им не обязательно заводить детей в браке и откажутся от этого[43]. Они опасаются, что ценность брака уменьшится и что гетеросексуалы якобы станут реже заключать браки, а значит, увеличится количество одиноких женщин, которые более склонны делать аборты[80]. Противники считают, что обесценивание брака приведёт к снижению рождаемости. Сторонники говорят об искажении в ходе таких рассуждений причинно-следственных связей и о том, что у этих страхов не существует научного подтверждения[1][78]. Кроме того они приводят благополучный пример стран, уже узаконивших подобные браки[79]. Противники опасаются, что брачное равноправие приведёт к росту числа ЛГБТ-людей в обществе. Сторонники указывают на опыт других стран, показавший стабильное число таких людей[81].
Некоторые противники однополых браков считают, что брак представляет собой существовавший веками неизменным уникальный союз[82][77]. Сторонники оппонируют тем, что понятие брака в истории сильно менялось, например, в США вплоть до 1967 года оно не подразумевало межрасовые браки[42][1][83]. По их мнению юридическое признание однополых пар отвечает современности[19][17].
Противники однополых браков считают, что признание таких союзов может принизить или даже разрушить «традиционный брак», поскольку он станет менее интересен гетеросексуалам[82]. Сторонники подчеркивают, что уважают брак и стремятся не уничтожить его, а расширить это понятие, сделав более справедливым[1], что брачное равноправие не умаляет прав разнополых пар[19]. Противники говорят о том, что «традиционный брак» является ячейкой общества и государства, а признание однополых союзов может подорвать эти институты. Сторонники утверждают, что браки между людьми одного пола служат такой же надёжной основой обществу и государству[16].
Сторонники брачного равноправия указывают на то, что однополые отношения несут те же моральные ценности что и разнополые: любовь, верность, уважение, ответственность и т. д.. Они подчеркивают, что заключение однополого союза способствует укреплению отношений пары[42]. С точки зрения таких людей отказ однополым семьям в браке аморален[16][81] и унизителен[1].
Многие выступают против однополых браков исходя из того, что однополые отношения для них морально неприемлемы. Часто такие люди апеллируют к своим религиозным убеждениям, поскольку, с точки зрения большинства мировых религий, брак — это священный союз мужчины и женщины. Однако сторонники однополых браков говорят о светском характере большинства государств и равенстве различных убеждений в них[52][84][1][69][17].
Противники утверждают, что дополнительные регистрации и льготы несут экономический ущерб государству[82]. Оппоненты говорят об улучшении экономической ситуации вследствие улучшения условий жизни и повышения сбора налогов[75][85]. Они также указывают, что льготы платятся из налогов, которые ЛГБТ-люди платят наравне со всеми[52].
Противники опасаются, что однополые браки будут способствовать росту заболеваемости половыми инфекциями[82]. Сторонники и эксперты говорят о том, что демаргинализация гомосексуалов уменьшает рисковое поведение и снижает распространение заболеваний[42][86]. Некоторые исследователи также указывают на улучшения общего здоровья ЛГБТ-людей, состоящих в однополых браках[87].
Противники однополых браков опасаются, что их легализация приведёт к узакониванию многожёнства и других форм браков[82]. Сторонники возражают, что это не входит в цели ЛГБТ-движения[78], а также отмечают необоснованность и нелогичность такого предположения[88]. Кроме того, в случае многоженства, например, присутствует угнетение мужчиной женщины, чего нет в однополом браке[17].
Сторонники брачного равноправие указывают, что его неприятие может быть следствием ксенофобии (гомофобии) со стороны человека[42][78][19].
Ряд однополых пар рассматривают регистрацию брака как символический жест, обозначающий новый этап отношений[89]. Признание такого союза обществом, по мнению сторонников, также несёт важное символическое значение, придавая однополым семьям легитимность, отвергая оценку таких отношений как «второсортных» и уменьшая ксенофобию[1][17][79].
Страны, признавшие брачное равноправие[править | править код]
На данный момент 29 стран мира, с населением более одного миллиарда человек, узаконили доступ однополых пар к браку.
Производственный брак — это… Что такое Производственный брак?
Производственный брак — это продукция, которая не удовлетворяет всем установленным требованиям и передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов.[1]ИСО 9000 рекомендует использовать вместо брака понятие несоответствие
Понятие брака
Основные требования устанавливаются законодательными актами страны, стандартами, нормативно-технической документацией предприятия или иными аналогичными регламентирующими документами.
Дефектом является каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям, а продукция, имеющая хотя бы один дефект называется дефектной (браком, бракованной продукцией). Бездефектная продукция считается годной.
Наличие дефекта означает, что действительное значение параметра (например, Lд) не соответствует заданному нормированному значению параметра. Следовательно, условие отсутствия брака определяется следующим неравенством:
- dmin ≤ Lд ≤ dmax ,
где dmin, dmax — наименьшее и наибольшее предельно-допустимые значения параметра, задающие его допуск.
Перечень, вид и предельно-допустимые значения параметров, характеризующих дефекты, определяются показателями качества продукции и данными, приведенными в нормативно-технической документации предприятия на изготавливаемую продукцию.
Различают исправимый производственный брак и окончательный производственный брак. К исправимому относится продукция, которую технически возможно и экономически целесообразно исправить в условиях предприятия-производителя; к окончательному — изделия с дефектами, устранение которых технически невозможно или экономически невыгодно. Такие изделия подлежат утилизации как отходы производства, либо реализуются изготовителем по цене значительно ниже, чем такое же изделие без брака (уцененный товар).
По времени выявления производственный брак продукции может быть внутренним (выявленным на стадии производства или на заводском складе) и внешним (обнаруженным покупателем или иным лицом, использующим данную продукцию, некачественный товар). Следует иметь в виду, что товар, признанный потребителем некачественным, формально таковым может и не быть. Это связано с расхождением в понимании, что считается дефектом по мнению покупателя (субъективное мнение), и что — в соответствии с нормативно-технической документацией предприятия (официально).
Выходные данные
При учёте потерь от брака выходным документом является акт о браке — это документ, в котором записываются основные положения по учёту потерь от брака, то есть количество испорченных деталей, виновники брака, вид брака и исправители, а также суммы вычетов и надбавок за работу (могут также записываться в расчётно-платежную ведомость).
Выявление производственного брака
Обязанности по выявлению производственного брака, как правило, лежат на отделе технического контроля (ОТК). Чаще всего прохождение готовым изделием контроля ОТК отмечается специальным штампом в техническом паспорте изделия или на корпусе изделия.
В настоящее время широко применяются автоматизированные средства контроля продукции, выполняющие свои задачи с минимальным участием человека.
Некоторые правовые аспекты производственного брака
По отношению к виновникам производственного брака установлены определенные меры взыскания, учитывающие обстоятельства появления брака, его масштабы, когда и кем он выявлен и т. п.
Физическое лицо, как правило, приобретя товар (услугу), имеющий брак, который был выявлен в процессе эксплуатации, может обменять товар на аналогичный (без брака) или вернуть полную стоимость товара согласно Закону Российской Федерации о защите прав потребителей
Предотвращение производственного брака
Определенное значение для предупреждения производственного брака имеют следующие меры:
- Строгое соблюдение технологии производства продукции;
- Правильная организация труда;
- Регулярные курсы повышения квалификации сотрудниц предприятия.
Примечания
См. также
Несоответствие
Ссылки
Свободный брак • Фаза Роста
Время не стоит на месте. То, что было неприемлемо несколько столетий назад, сегодня называется «свободный брак» и воспринимается вполне нормально.
Многие пары ищут свой индивидуальный подход к построению отношений, тем самым провозглашая некое подобие революции против устаревших традиций. Но до сих пор не понятно – приносит ли свободный брак счастье в семью, или становится причиной многих конфликтов и несчастий. В этом мы и постараемся разобраться.
Суть свободы
Как часто Вы видели пропаганду свободных отношений? Что Вам вообще известно о таких отношениях? Слишком много людей имеет ошибочное представление о том, что такое свободная форма брака, путая её со свингерством или «шведской семьей». Давайте проясним этот вопрос раз и навсегда.
Свободный брак – это соблюдение полной свободы обоих партнёров. Мужчина и женщина являются абсолютно независимыми друг от друга, не имеют права посягать на личное время и жизнь другого партнёра. Они считают себя мужем и женой, но с другой стороны, отказываются от традиционных обязательств и клятв, что приносят молодожены. Ревность и собственность здесь неактуальны, ведь наличие любовников и множества других связей является обыденным в таком виде отношений.
Последователи свободы
Кто же соглашается на подобное? Свободный брак, плюсы и минусы которого можно обсуждать вечность, влечет в первую очередь «современных» людей, которым кажется, что они являются частью нового, свободного мира, новой культуры и новой эпохи в истории отношений. Также к приёмам свободных отношений прибегают пары, брак которых распадается. Они все еще хотят быть вместе, но свобода становится в больший приоритет, чем ранее.
Вполне разумно называть свободные отношения в браке изменой, но не классической, а «узаконенной» с двух сторон. При таком раскладе намного легче живется тем, кто поддерживает рационализм в отношениях, ведь они следуют голосу разума, а не сердца, потому привязанность и любовь для них понятные и контролируемые химические процессы, а не магия и волшебство.
Грустно осознавать, но в перевешивающей части свободных браков, идеологию свободы искренне поддерживает лишь один партнёр, которым в 90% случаев является мужчина. Им свойственна частая смена партнёрш, так как любовь к свободе и полигамность заложена в их инстинктах еще с древних времен. Женам же приходится мириться с желаниями мужа и делать все возможное для сохранения брака, в том числе – мириться с изменами.
Свободные отношения в браке, за и против которых может выступать женщина, не дают самого важного для будущей матери – условий для появления полноценной семьи с ребенком. Ребенок обязует ко многому, как с точки зрения морали, так и со стороны закона. Практически все свободные отношения заканчиваются после появления детей – они либо становятся классическим браком, либо мужчина уходит, оставляя женщину одну.
Свободный брак и его законы
Свободные отношения в браке, как и любые отношения между людьми, имеют свои законы и правила. Ознакомимся с основным сводом.
1) Уважение
Мужчина и женщина должны уважать друг друга, уважать свободу и личное пространство, желания и потребности партнёра. Цель свободного брака не секс, а любовь и желание гармонии, потому в отношениях должно царить взаимоуважение.
2) Приоритетность
Свободный брак, плюсы и минусы которого подразумевают наличие любовников, рассчитан на приоритетность одного партнёра над всеми остальными. Мужчина может проводить время с друзьями, заводить любовниц, как временных, так и постоянных, но в конце концов он возвращается к одной женщине – своей избраннице.
3) Личное пространство и имущество
Классический брак преследует цель создать новую ячейку общества – семью. Будучи частью семьи, муж и жена не разделяют деньги и имущество между собой, все общее, все семейное. Свободная форма брака отрицает такое положение вещей. Каждый из партнёров имеет право идти своим путём, наживать своё состояние и даже иметь своё собственное жилье. Именно благодаря такой особенности, свободные отношения в браке популярны среди мужчин и женщин, которые занимаются бизнесом.
4) Личные тонкости
Это те законы и правила, которые муж и жена устанавливают самостоятельно. Обычно среди таких гласных и негласных договоренностей можно встретить частоту «измен», возможность водить домой других партнёров, возможность контактировать с другими партнёрами при главном партнёре, возможность ночёвки в других местах кроме дома.
Также, свободные отношения в браке часто сталкиваются с тем, что их пытается разрушить один из «второстепенных» партнёров, так как влюбляется и пытается полностью завладеть временем и вниманием своего объекта вожделения. Такие тонкости также входят в разряд личных правил пары.
Свободный брак и его разнообразие
Любопытно, что свободная форма брака иногда допускает так называемые «параллельные отношения». Ярким примером такой дивной для обывателей связи является актриса Тильда Суинтон, которая, несмотря на известность, живет с двумя мужчинами уже 14 лет и воспитывает двоих детей-близнецов. Самое удивительное – ни о каком групповом сексе речь не идет, женщина просто равномерно уделяет внимание обоим мужчинам.
Следующий вид довольно популярен на Востоке. Вспомните гаремы и султанов с множеством жен, если в наших краях это незаконно, то во многих мусульманских странах это вполне допустимо и естественно. Думаете, раз свободный брак, плюсы и минусы которого забываются мужчинами, позволяет многоженство, то все спешат найти как можно больше жен? Ошибаетесь, лишь 20% мусульман-мужчин мечтают о гареме, так как кроме секса это и дополнительные затраты на каждую жену, что далеко не по карману среднестатистическому «султану».
Свободные отношения в браке — за и против
Как мы видим, брак действительно может быть свободным, многие люди принимают это и живут по законам, которые им максимально удобны. Свободный брак позволяет держаться вместе, но одновременно и на расстоянии. Он не утруждает и даёт просто наслаждаться жизнью. Но стоит ли оно того?
В свободном браке сложно воспитать ребенка, сложно быть уверенным в завтрашнем дне, ведь ни о какой стабильности и речи быть не может. Вы понимаете, что через 20 лет свободного брака Ваш партнёр может просто уйти, а Вы останетесь одинокой и никому ненужной женщиной, о которой идут не самые лучшие слухи. Выбирая между свободным и классическим браком, думайте лишь об одном – о будущем.
Гостевой брак — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 марта 2018; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 марта 2018; проверки требуют 4 правки. У этого термина существуют и другие значения, см. Брак.Гостевой брак — регулярные брачные отношения между не проживающими вместе партнёрами. В зависимости от обстоятельств такие отношения могут как предполагать рождение ребёнка, так могут и не предполагать, если партнёры стремятся не связывать себя обязательствами по рождению и воспитанию потомства.
На самой ранней стадии развития первобытного общества мужчины отдавали женщинам своего рода часть охотничьей добычи и получали от них продукты собирательства. Однако мужчины и женщины жили раздельно, раздельно готовили и потребляли пищу. Поскольку естественным кормильцем человека всегда была его мать, то предполагается, что в первобытном обществе первые экономические ячейки складывались вокруг женщин.
Самые тесные отношения существовали между людьми, выросшими в такой группе, то есть братьями и сестрами, а также между ними и матерью. Мужчины от рождения до смерти оставались членами такой группы (которую Ю. И. Семёнов называет родьёй) и отдавали ей весь или почти весь свой труд. Сексуальные же связи между женщинами и мужчинами сводились лишь к тому, что мужчина ночевал в жилище женщины, принадлежавшей к другой родье. Но к воспитанию и содержанию родившихся от такой связи детей мужчина не имел отношения, их воспитывали мать, дяди, тёти, старшие братья и сестры.[1]
Затем родья была у большинства обществ вытеснена парной семьёй, но у некоторых этнических групп она сохранилась в том или ином виде вплоть до нашего времени. Это ирокезы того времени, когда они только вступили в контакт с европейцами, микронезийцы островов Трук, яо Центральной Африки, ашанти Западной Африки, минангкабау Суматры, мосо Южного Китая и часть кхаси Индии.
Родья под названием таравад в наиболее законченном виде наблюдалась у касты наиров в Малабаре в XVIII и первой половине XIX веков. У них каждая взрослая женщина имела нескольких мужей, которые всегда принадлежали к иному тараваду, а каждый взрослый мужчина имел несколько жён из числа членов других таравадов. Мужчина при заключении брака дарил жене кусок ткани, а потом должен был делать жене небольшие подарки во время каждого из трёх великих праздников. Прекращение дарения означало расторжение брака. Муж ночевал у жены время от времени, при этом он оставлял оружие у дверей её комнаты, что служило предупреждением для тех её мужей, которые пришли бы позже. Этим связи мужа и жены исчерпывались. Мужчина кормил и воспитывал только детей сестёр и детей дочерей сестёр.[2]
В современном обществе под гостевым браком понимают брачные отношения, которые могут быть оформлены в соответствующих органах государственной власти, при которых, однако, супруги живут отдельно и не ведут общего хозяйства. Базисом подобных отношений являются взаимная верность и взаимопомощь. Подобный формат всё чаще встречается в современном обществе.
Причин, по которым мужчина и женщина не считают нужным жить вместе, много: невозможность или нежелательность совместного быта, нежелание менять привычное место жительства или образ жизни, особенности работы, выгода и т. д.
Характерный пример приведён в песне «Мосты» в исполнении Михаила Шуфутинского, где каждый из супругов привязан к своему родному городу.