Безработные граждане – Порядок признания граждан безработными | Официальный сайт Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области

Безработные граждане — это… Что такое Безработные граждане?

(англ. unemployed, citizens out of work) — по законодательству РФ трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»**). При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее — организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Всеобщая декларация прав человека (ст. 1) и вслед за ней Конституция РФ* (ч. 3 ст. 37), конституции и уставы (основные законы) субъектов РФ устанавливают право каждого человека на защиту от безработицы. Механизм реализации этого права в РФ определяется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и рядом др. нормативных актов. Порядок регистрации Б.г. определяется Правительством РФ. Напр., постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 утвержден Порядок регистрации безработных граждан**, устанавливающий последовательность регистрации и снятия с регистрационного учета Б.г.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании. В случае представления справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»**. В этой сфере принимаются и ведомственные акты.

Не могут быть признаны Б.г. следующие категории граждан: а) не достигшие 16-летнего возраста; б) которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от 2-х вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае 2-х отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды; в) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; г) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, др. недостоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка Б.г. могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если: невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка Б.г. осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные инвалиды, Б.г. по истечении 6-месячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Размеры стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости, установлены ст. 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Государство гарантирует Б.г.: выплату пособия по безработице, в т.ч. в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в т.ч. в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в др. местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в др. местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением гос-ных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.

Все виды пособий и др. выплат безработным подлежат индексации в соответствии с Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»**. См. также Занятые граждане; Материальная помощь безработным.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

1.8. Безработные граждане.

Порядок и условия признания

Гражданина безработным.

Понятие “подходящей” и “неподходящей” работы

“Занятому” населению противостоит “незанятое”: несовершеннолетние граждане, неработающие пенсионеры и инвалиды труда и войны, трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, не занятые никакой общественно- полезной деятельностью. Последняя категория населения объединяет как лиц, способных к труду, но не желающих трудиться и живущих за чужой счет, так и граждан, ранее работавших и высвобожденных из производства или прошедших обучение и ищущих работу — безработных.

Кто считается безработным?

Во-первых, безработным может считаться только трудоспособный и по возрасту, и по состоянию здоровья гражданин. Пенсионер, который хочет работать и ищет работу, не признается безработным, так как считается нетрудоспособным и имеет доход в виде пенсии.

Во-вторых, безработным признается трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, зарегистрированный службой занятости как безработный в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.

Регистрация безработных проводится службой занятости по их месту жительства при предъявлении паспорта, трудовой книжки и других документов.

Безработными могут быть граждане, впервые ищущие работу и уволенные с производства, граждане, демобилизованные из вооруженных сил, и молодежь по окончании учебного заведения. Гражданин признается безработным со дня предъявления им необходимых документов. Решение об этом служба занятости должна принять не позднее 11 дней со дня предъявления документов.

Не признаются безработными граждане:

1. Не достигшие 16-летнего возраста и пенсионеры, за исключением пенсионеров по инвалидности 3 группы.

2. Отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов “подходящей” работы, включая работы временного характера.

Не признанный безработным гражданин имеет право повторно обратиться в службу занятости для признания его безработным. Не регистрируются как безработные лица, осужденные к исправительным работам без лишения свободы.

Что такое “подходящая” и “неподходящая” работа?

Подходящей” считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности, с учетом уровня подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность “подходящей” работы от места жительства безработного определяется местным органом власти с учетом развития сети общественного транспорта.

“Подходящей” считается любая оплачиваемая работа, включая временную, для граждан, впервые ищущих работу, но не имеющих специальности, и граждан, отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную профессию (специальность) после 3-летнего перерыва в работе или по окончании первоначального (12-месячного) периода безработицы.

Не может считаться “подходящей” работа, если:

1. Она связана с переменой места жительства без согласия на то гражданина.

2. Условия труда на работе не соответствуют правилам и нормам охраны труда.

3. Заработок на ней ниже среднего заработка гражданина за последние три месяца на последнем месте его работы. Если последний указанный его заработок превышал средний уровень заработка в данной местности, то “подходящей” не может считаться работа, если заработок на ней ниже среднего уровня на территории данного субъекта РФ, городах Москва и Санкт-Петербург.

понятие, правила регистрации, признание гражданина безработным. — КиберПедия

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно — правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата. Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок регистрации безработных. Регистрация осуществляется органами по вопросам занятости населения (ОЗН) по месту их проживания в следующей последовательности: 1.первичная регистрация 2.регистрация в целях поиска подходящей работы. 3.регистрация в качестве безработных

Безработными признаются: трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка.зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу, готовы приступить к работе

Подходящей считается такая работа, в т.ч. временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Подходящей не может считаться работа если: 1.связана с переменой места жительства без согласия гражданина 2.условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда 3.предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы.

Это положение не распространяется на граждан среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в данном субъекте РФ. В этом случае подходящей не может считаться работа, если заработок ниже величины прожиточного минимума в данном субъекте РФ.

Регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:

первичная регистрация безработных граждан – осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы службы занятости для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости без предъявления ими каких-либо документов.

регистрация безработных в целях поиска подходящей работы – безработные граждане предоставляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, документы, предоставляющие трудовой стаж, удостоверяющие трудовую классификацию, справку о трудовом доходе, справку за последние 3 месяца по последнему месту работы. Инвалиды в дополнение к этим документам предоставляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида. Иные граждане, имеющие ограничение трудовой деятельности по состоянию здоровья представляют соответствующие документы. Органы службы занятости в течении 10 дней со дня этой регистрации должны по возможности предложить 2 варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу не имеющему профессию специальности – 2 варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы.



регистрация граждан в качестве безработных – граждане предъявляют те же документы, что и на предыдущем этапе. Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения органа службы занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными не могут быть признаны граждане:

1. не достигшие 16 лет;

2. которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости, в т.ч. досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионном обеспечению;

3. отказавшиеся в течении 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы

4. не явившиеся без уважительных причин в течении 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы СЗ для предложения им подходящей работы

5. осужденный по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы



6. представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие не достоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными имеют право на повторное обращение в органы СЗ через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

перерегистрация безработных граждан – граждане признанные безработными обязаны в сроки установленные органами СЗ, но не более 2 раз в месяц проходить перерегистрацию.

Безработные граждане — это… Что такое Безработные граждане?


Безработные граждане

«…1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя…»

Источник:

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.07.2012) «О занятости населения в Российской Федерации»

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Безотказность средства
  • Безработные, зарегистрированные в органах службы занятости

Смотреть что такое «Безработные граждане» в других словарях:

  • Безработные граждане — (англ. unemployed, citizens out of work) по законодательству РФ трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска …   Энциклопедия права

  • Безработные граждане — (англ. unemployed, citizens out of work) по законодательству РФ трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ст …   Большой юридический словарь

  • БЕЗРАБОТНЫЕ — трудоспособные граждане, которые не имеют работы (заработка), зарегистрированы в службе занятости в целях ее поиска и готовы к ней приступить …   Юридический словарь

  • Безработные, зарегистрированные в органах службы занятости — Безработные, зарегистрированные в органах службы занятости, это трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в …   Официальная терминология

  • БЕЗРАБОТНЫЕ — трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории РФ,.зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. По общему правилу решение о… …   Энциклопедия юриста

  • безработные — трудоспособные граждане, которые не имеют работы (заработка), зарегистрированы в службе занятости в целях ее поиска и готовы к ней приступить …   Большой юридический словарь

  • Безработные —    трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Согласно Закону РФ О занятости населения в Российской Федерации… …   Административное право. Словарь-справочник

  • БЕЗРАБОТНЫЕ — трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней …   Большой экономический словарь

  • БЕЗРАБОТНЫЕ — трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые… …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • БЕЗРАБОТНЫЕ — – трудоспособные граждане, не занятые в общественном производстве, не имеющие заработков по причине невозможности получить подходящую работу и зарегистрированные в государственной службе занятости …   Экономика от А до Я: Тематический справочник

Книги

  • Отель «Савой», Йозеф Рот. Впервые напечатанный в нескольких выпусках газеты Frankfurter Zeitung весной 1924 года, роман известного австрийского писателя и журналиста, стал одним из бестселлеров веймарской Германии.… Подробнее  Купить за 87 руб
  • Отель «Савой», Йозеф Рот. Впервые напечатанный в нескольких выпусках газеты Frankfurter Zeitung весной 1924 года, роман известного австрийского писателя и журналиста (1894–1939), стал одним из бестселлеров веймарской… Подробнее  Купить за 50 руб электронная книга

Понятие безработного гражданина

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного. В связи с изложенным из приведенного правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение права на признание безработным.

Во-первых, таким обстоятельством является трудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» наличие у гражданина трудоспособности презюмируется по достижении возраста 16 лет. По достижении данного возраста гражданин в силу законодательства о занятости населения считается трудоспособным.

Поэтому на него не может быть возложена обязанность по доказыванию наличия у него трудоспособности. Нельзя не заметить, что в ст. 63 ТК РФ установлен общий возраст для поступления на работу в 16 лет. Однако для отдельных категорий работников возраст для поступления на работу в этой статье снижен до 15 и 14 лет, а отдельные категории работников могут быть привлечены к творческим видам занятости и до достижения возраста 14 лет. Следовательно, в отдельных случаях законодательство признает трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а иногда и не достигших 14 лет. По отношению к этим лицам Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в части признания трудоспособными исключительно лиц, достигших возраста 16 лет, вступает в противоречие со ст. 63 ТК РФ, которая признает при определенных в ней обстоятельствах трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а в отдельных случаях и не достигших возраста 14 лет. Данное противоречие следует разрешать путем применения ст. 63 ТК РФ, который в силу требований ст. 5 ТК РФ имеет приоритет перед другими федеральными законами в сфере труда, в том числе и перед Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В связи с изложенным трудоспособные граждане, которые не достигли возраста 16 лет, могут требовать признания за ними статуса безработного гражданина при доказанности других обстоятельств, характеризующих данное правовое понятие.

Во-вторых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие у него работы и заработка. То есть безработный гражданин не может быть занятым. Признание гражданина занятым свидетельствует о наличии у него работы и заработка, что исключает возможность признания его безработным гражданином. Доказательством, подтверждающим рассматриваемое обстоятельство, могут быть трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу, справка органов Пенсионного фонда РФ об отсутствии взносов, которые выплачиваются за занятых граждан.

В-третьих, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработных граждан, относится регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года N 458. Данный порядок предусматривает два вида регистрации безработных граждан. Во-первых, в нем предусмотрена первичная регистрация безработных граждан. Во-вторых, им установлена регистрация граждан в качестве безработных. Нельзя не заметить, что из правового понятия безработного гражданина вытекает один вид регистрации в органах службы занятости — регистрация в целях поиска подходящей работы. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что введение первичной регистрации безработных граждан вступает в противоречие с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в котором дано понятие безработного гражданина. Причем из понятия «первичная регистрация безработных граждан» напрашивается вывод о том, что гражданин является безработным. Рассматриваемое противоречие следует разрешать в пользу применения п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который имеет большую юридическую силу по отношению к Постановлению Правительства, являющемуся подзаконным нормативным правовым актом. В силу требований названного Закона органы службы занятости должны осуществлять регистрацию безработных граждан с целью поиска подходящей работы. В п. 7 Порядка регистрации безработных граждан перечислены документы, которые представляются безработными гражданами для регистрации в целях поиска подходящей работы. К их числу относятся: 1) справка о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца занятости; 2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 3) трудовая книжка или иной документ, подтверждающий трудовой стаж; 4) документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также документ об образовании. После предоставления перечисленных документов у гражданина возникает право на регистрацию в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. В свою очередь, у соответствующего органа службы занятости возникает корреспондирующая данному праву обязанность по проведению такой регистрации.

В-четвертых, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного, относится готовность гражданина приступить к подходящей работе. Отказ гражданина от трудоустройства служит основанием для лишения его статуса безработного, за исключением случаев, когда предлагаемые гражданину варианты трудоустройства не являются для него подходящей работой. Возложение на гражданина обязанности трудоустроиться на подходящей работе как условия его признания безработным не может рассматриваться в качестве нарушения принципа свободного распоряжения своими способностями к труду, который закреплен в ст. 37 Конституции РФ. Гражданин получает статус безработного в силу того, что полномочные органы не могут обеспечить его подходящей работой и по этой причине он лишается возможности получить средства для существования. Отказ гражданина от трудоустройства на подходящей работе свидетельствует об исполнении органами службы занятости своей обязанности по предоставлению гражданину подходящей работы. Тогда как гражданин вправе отказаться от любого варианта трудоустройства, то есть свободно распорядиться своими способностями к труду. Отказ от реализации права на трудоустройство не может влечь возникновения корреспондирующей данному праву обязанности. Например, закрепленной в ст. 37 Конституции РФ обязанности по выплате заработной платы. Корреспондирующей праву на трудоустройство гражданина на подходящей работе является и обязанность органов службы занятости зарегистрировать гражданина с целью поиска подходящей работы. Естественно, отказ от реализации данного права влечет отсутствие обязанности у органов службы занятости проводить указанную регистрацию. В связи с изложенным условие о готовности гражданина приступить к подходящей работе как атрибут для его признания безработным не может рассматриваться в качестве ограничения права гражданина на свободное распоряжение своими способностями к труду. Ведь отказ гражданина от трудоустройства на подходящей работе не влечет для него неблагоприятных последствий. Поэтому трудоустройство остается правом, а не обязанностью гражданина. Однако отказ от его реализации не может влечь возникновение корреспондирующих данному праву обязанностей.

В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие препятствий для признания гражданина безработным. В п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» дан исчерпывающий перечень обстоятельств, доказанность которых служит основанием для отказа в признании гражданина безработным. В соответствии с названной нормой безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста. Как уже отмечалось, на основании ст. 63 ТК РФ трудоспособными могут быть признаны и лица, которые не достигли возраста 16 лет. В силу чего у них возникает право требовать признания за ними статуса безработного гражданина. Безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту, за выслугу). Хотя эти лица не осуществляют деятельность, но они имеют доход в виде государственной пенсии. В связи с чем они не вписываются в перечень обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного гражданина. Следует заметить, что основанием для отказа в признании гражданина безработным является получение им пенсии на основании федерального законодательства. Получение пенсии в соответствии с региональным законодательством не является основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного. Основанием для такого отказа в п. 3 ст. 3 названного Закона указан отказ гражданина в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости с целью поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), — отказ от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды. Перечисленные виды отказа гражданина также свидетельствуют о нежелании воспользоваться правом на трудоустройство или обучение. Соответственно не возникает и корреспондирующая данному праву обязанность по признанию гражданина безработным. К числу оснований для отказа в признании гражданина безработным относятся его неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения подходящей работы, а также неявка в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации его в качестве безработного. Нельзя не заметить, что отказ гражданина от явки в органы службы занятости без уважительных причин при наличии двух вариантов подходящей работы равнозначен отсутствию желания реализовать право на трудоустройство. Поэтому использование данного основания для отказа в регистрации гражданину в качестве безработного не противоречит правовому понятию безработного гражданина. Тогда как неявка на регистрацию в качестве безработного при отсутствии вариантов подходящей работы не вытекает из правового понятия безработного гражданина в качестве основания для отказа в признании его безработным. Процессуальное законодательство не позволяет ограничить права и свободы человека и гражданина, в том числе в сфере занятости, по одним формальным соображениям.

В связи с чем неявка гражданина на регистрацию в качестве безработного при отсутствии вариантов подходящей работы как основание для отказа в его регистрации безработным вступает в противоречие с правовым понятием безработного гражданина. Следовательно, должно применяться общее понятие, которое не позволяет отказать гражданину в регистрации в качестве безработного по формальным соображениям.

Основанием для отказа в регистрации в качестве безработного в п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» названо осуждение судом к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы. В данном случае гражданин становится занятым на основании приговора суда, что исключает возможность для его признания безработным.

Последним препятствием для признания гражданина безработным в рассматриваемом Законе названо предоставление им документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработным. Указанные документы должны влиять на доказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина. Например, гражданин может скрыть факт получения им пенсии за выслугу лет на основании федерального законодательства. Данный факт исключает возможность признания гражданина безработным. В связи с чем непредставление гражданином документа о получении данной пенсии является законным основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного. В этом случае гражданин получает доход, что не позволяет признать его безработным. Сведения, которые не влияют на признание гражданина безработным, не могут стать законным основанием для отказа в регистрации в качестве безработного гражданина. Таким образом, предоставление недостоверных документов и данных может стать основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного только тогда, когда содержащиеся в них сведения опровергают рассмотренные обстоятельства, доказанность которых позволяет признать гражданина безработным. Нами рассмотрены обстоятельства, доказанность которых не позволяет принять решение о признании гражданина безработным. Напомним, что перечень этих обстоятельств определен в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» исчерпывающим образом.

Доказанность рассмотренных обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина, влечет возникновение у него права на получение статуса безработного. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости по предоставлению гражданину статуса безработного.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

18. Понятие безработного. Порядок признания гражданина безработным

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности ИП, сокращением численности или штата работников организации, ИП. Таким образом, для того, чтобы лицо было признано безработным, должно выполняться три основных правила: -гражданин должен быть трудоспособным -лицо не должно иметь работы и заработка -лицо должно быть зарегистрировано в службе занятости, как ищущее работу Регистрация лица в службе занятости для присвоения ему статуса безработного, представляет собой следующую процедуру. Гражданину следует подать в органы службы занятости такие документы как: -паспорт или документ его заменяющий -трудовую книжку или документ её заменяющий -документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию гражданина -справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы —для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорт и документ об образовании.

При предъявлении гражданином данных документов, осуществляется его регистрация как лица ищущего работу, а в течение 11 дней, с момента предъявления указанных документов, лицо признается органами занятости, безработным, если данным органам не удается предоставить лицу подходящую работу. При этом, граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Граждане, которым по тем или иным причинам, в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

19. Содействие в трудоустройстве безработных граждан. Понятие подходящей работы

Подходящей считается работа, которая соответствует специальности, квалификации с учетом уровня профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Не может считаться подводящей работа, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина, по условиям труда не соответствует нормам по охране труда, по заработку, ниже среднего заработка гражданина за три последних месяца его последней работы. Если же его средний заработок был выше уровня средней зарплаты в регионе, то подходящей не может тогда считаться работа с заработком ниже среднего по региону (территории субъекта РФ).

Содействие в трудоустройстве»

Основой государственной политики содействия занятости населения является обеспечение реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд.

Предусматривается:

— совершенствование работы местных органов службы занятости с населением и работодателями, использование новых технологий в работе с безработными и гражданами, имущими работу; оказание им помощи в решении конкретных вопросов трудоустройства, организации в случае необходимости профподготовки при гарантированном трудоустройстве;

— налаживание тесных контактов службы занятости с работодателями для пополнения банка вакансий, информирование работодателей о состоянии рынка рабочей силы, профессиональном и квалификационном уровне граждан, ищущих работу, разработка совместных мер по сохранению рабочих мест и предупреждению массовых высвобождений, совершенствование технологии и механизмов организации субсидированной занятости, временной занятости и общественных работ;

— ежемесячно через средства массовой информации доводить до населения информацию о рынке труда, возможностях службы занятости населения по трудоустройству, обучению и переподготовке высвобождаемых работников, а также перечень профессий, на которые формируется устойчивый спрос. В 1998-1999 годах будут, как и прежде, использоваться возможности областных и местных газет, радио и телевидения для информационного обеспечения рынка труда, совершенствоваться формы и методы работы с общественностью.

Безработные граждане — это… Что такое Безработные граждане?

БЕЗРАБОТНЫЕ ГРАЖДАНЕ (англ. unemployed, citizens out of work) — по законодательству РФ трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»**). При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее — организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Всеобщая декларация прав человека (ст. 1) и вслед за ней Конституция РФ* (ч. 3 ст. 37), конституции и уставы (основные законы) субъектов РФ устанавливают право каждого человека на защиту от безработицы. Механизм реализации этого права в РФ определяется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и рядом др. нормативных актов. Порядок регистрации Б.г. определяется Правительством РФ. Напр., постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 утвержден Порядок регистрации безработных граждан**, устанавливающий последовательность регистрации и снятия с регистрационного учета Б.г.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании. В случае представления справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»**. В этой сфере принимаются и ведомственные акты.

Не могут быть признаны Б.г. следующие категории граждан: а) не достигшие 16-летнего возраста; б) которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от 2-х вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае 2-х отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды; в) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; г) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, др. недостоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка Б.г. могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если: невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка Б.г. осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные инвалиды, Б.г. по истечении 6-месячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Размеры стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости, установлены ст. 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Государство гарантирует Б.г.: выплату пособия по безработице, в т.ч. в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в т.ч. в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в др. местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в др. местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением гос-ных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.

Все виды пособий и др. выплат безработным подлежат индексации в соответствии с Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»**. См. также Занятые граждане; Материальная помощь безработным.

Энциклопедия права. 2015.

Leave a comment