Авшоры википедия – Оффшор (offshore) — что это такое: определение и значение + список оффшорных зон

Шорцы — Википедия

Шорцы
Современное самоназвание шор-кижи, татар, тадар
Всего: 13 000 чел.

 Россия:▼
12 888 (Всероссийская перепись 2010 г.)[1]

Язык шорский, русский
Религия тенгрианство, православие
Входит в тюркские народы
Родственные народы алтайцы, чулымцы, хакасы, телеуты, сибирские татары, челканцы, тубалары, кумандинцы
Происхождение енисейские кыргызы

Шо́рцы (шорск. шор-кижи, тадар-кижи, татар, тадар, шорд-кутум) — тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв. Общая численность около 14 тысяч человек. Делятся на две этнографические группы: южную, или горнотаёжную (в начале XX века область проживания южных шорцев получила название Горная Шория), и северную, или лесостепную (так называемые абинцы). По языку шорцам наиболее близки алтайцы и хакасы, по культуре — алтайцы и чулымцы.

До 1926 года общим самоназванием всех родовых групп шорцев (абинцев, шорцев, каларцев, каргинцев и других) было тадар-кижи (человек-татарин). Название тюркоязычного населения Южного Кузбасса «шорцы» было закреплено властями во всех официальных документах с учётом высказываний академика В. Радлова об этнокультурном единстве так называемых мрасских и кондомских татар. Современными самоназваниями являются как

тадар-кижи, так и шор-кижи.

Большинство шорцев говорят на русском языке, свыше 60 % родным считают русский язык; в шорском языке до недавнего времени было принято выделять два диалекта — мрасский (хакасская (кыргызо-уйгурская) группа восточно-тюркских языков) и кондомский (северноалтайская группа западно-тюркских языков), каждый из которых в свою очередь распадался на ряд говоров. В НФИ КемГУ имеется научная школа по изучению шорского языка

[источник не указан 860 дней].

В прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялось тенгрианство (культ предков, промысловые культы и другие верования). Согласно традиционному мировоззрению шорцев, всё мироздание разделено на три сферы, — на «землю Ульгеня» (Ӱлген чер), нашу землю и «землю злых духов», или подземный мир. Во владениях Ульгеня имеется 9 небес; на седьмом небе находятся луна и звезды, на восьмом — солнце, а на девятом живёт сам Ульгень — доброе верховное божество. Наш мир и человека сотворили, по представлению древних шорцев, Ульгень вместе со своим братом Эрликом (олицетворением злого начала).

Шорский фольклор составляют героические поэмы (алыптығ ныбақтар — сказания о богатырях), исполняемые «каем» (горловым пением) или речитативом, сказки, рассказы и легенды, загадки, пословицы и поговорки, охотничьи, свадебные, любовные, хвалебные, исторические и другие песни. Шорские героические поэмы и песни относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «қомус», который делался из ствола ивы, кедра. Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни; из всех жанров наиболее развитым был героический эпос.

  • Чыл пазы — Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия.
  • Мылтық-Пайрам — праздник всех шорцев, в этот день принято есть пельмени, со спрятанными в них мелкими знаковыми предметами (спичка, монета, бумажка и тому подобными), отмечается 18 января. Каждая вещь олицетворяет какое-либо событие, которое должно произойти в нынешнем году.
  • Шор-Пайрам — праздник, посвящённый скотоводству и сельскому хозяйству, отмечается точно также как и у остальных тюркоязычных народов, исключая некоторые небольшие нововведения (пример: конкурс красоты, конкурс на самую длинную косу).

Шорский этнос сформировался в VI—IX веках, в ходе смешения местных кетоязычных[источник не указан 165 дней] и пришлых тюркоязычных племён (по мнению некоторых исследователей, процесс формирования шорского этноса начался лишь в XVII веке, то есть с образованием Кузнецкого уезда и усилением в его пределах экономических, языковых и этнокультурных контактов).

Первые письменные свидетельства о (степных) шорцах («кузнецких татарах») относятся к началу XVII века, к периоду освоения русскими верховьев реки Томи. Вплоть до начала XX века у шорцев оставались значительные пережитки родовых отношений. До Октябрьской революции 1917 года основными их занятиями были рыболовство и пушной промысел, у некоторых групп — примитивное ручное земледелие, стойловое скотоводство, торговля и извоз. Ремесло у шорцев до начала XX века носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин; наиболее развитыми были ткачество, гончарное дело и плетение сетей. Повсеместно была распространена обработка кожи и дерева (в изготовлении седел, лыж, лодок-долблёнок, мебели, берестяной посуды и других вещей домашнего обихода).

У северных шорцев большое значение издавна имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды (отсюда — русское наименование северных шорцев «кузнецкие татары»). Однако с включением территории в состав Российской империи заниматься традиционным железным ремеслом шорцам было запрещено по царскому указу.

Традиционная шорская одежда к началу XX века шилась только в самых глухих южно-шорских улусах. Жильём для шорцев того времени служили многоугольные срубные дома с конической крышей, полуземлянки, летние шалаши, у северных групп — также русские избы.

Шорская семья — муж с женой в одежде городского типа. Под влиянием русской культуры традиционную одежду шорцев сменяет городской тип одежды. 1913 год.

В середине XIX века часть шорцев переселилась в Хакасию; впоследствии большинство этих переселенцев перешли на хакасский язык, — поэтому сегодня их потомки к шорцам обычно не относятся.

С середины 1920-х годов важную роль в формировании единого шорского самосознания сыграло всеобщее распространение грамотности в связи с созданием шорского литературного языка на основе мрасского диалекта (функционировал в 1920—1930-х годах). Тем не менее, в 1940-х годах начался продолжающийся по сей день процесс ослабления этнической специфики и ассимиляции шорского этноса. В 1-й половине XX века значительно изменилась обстановка в Северной Шории, где тогда началась интенсивная разработка угольных месторождений и возникла целая система крупных городов, так называемых рабочих посёлков и поселений ссыльных и заключённых со смешанным этническим составом.

После решения Кемеровского облисполкома от 20 июня 1960 года «О ликвидации колхозов Горной Шории, как нерентабельных» началась массовая миграция шорцев в города и крупные посёлки Кемеровской области, в итоге чего сейчас там проживает около 74 % всех шорцев.

Родо-племенное деление[править | править код]

Распределение гаплогрупп Y-хромосомы по сеокам

[2]

СеокR1a1a1h-Z93R1a1a1h2-Z94N1c1 хL708N1b-Р63R1b1b1-М73Q1a3-L330
Ак-шор1
Кара-шор5
Карга232
Кобый101
Кызай
Кый1
Сары-шор11
Таеш4
Тарткын5
Чедибер21
Челей14191
Шор-кызай71

Сегодня наблюдается постепенное исчезновение традиционной шорской культуры. Происходит это в силу всё большего нарастания урбанистической культуры. Вместе с тем начиная с 1985 г. возобновляются традиционные праздники шорцев — праздник прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, а также спортивными состязаниями.

В настоящее время основная масса шорцев занята в работах в шахте, старые ценности такие как охота, рыболовство и сельское хозяйство постепенно ушли на второй план. Лишь в Шерегеше сохраняется старый образ жизни — охота, которая является основным промыслом для населения.

Важнейшей проблемой для современных шорцев является отсутствие рабочих мест и структуры сельского образования в сельских территориях Таштагольского района. Многие шорцы заняты в городах (Таштаголе, Шерегеше, Новокузнецке), некоторые из них работают на обслуживании туристской сферы на горнолыжном курорте Шерегеш. Шорцы, живущие на селе, официально считаются безработными, — несмотря на то, что большинство этих «безработных» заняты в сельском хозяйстве и традиционными для шорцев промыслами.

Численность шорцев в России:

Численность шорцев в населённых пунктах (2002 г.)[3]

Кемеровская область:

город Таштагол 1528

город Междуреченск 1523

город Новокузнецк 1508

город Мыски 1495

пгт Шерегеш 1109

посёлок Ключевой 232

посёлок Усть-Кабырза 231

посёлок Ортон 196

посёлок Чувашка 164

город Осинники 150

пгт Спасск 133

посёлок Бородино 130

посёлок Малиновка 128

город Кемерово 115

посёлок Усть-Анзас 115

Республика Хакасия:

город Абакан 263

село Балыкса 160

пгт Бискамжа 121

Другие субъекты России:

город Ростов-На-Дону 1

город Новороссийск 3

Казахстан

1970 — 214

1979 — 381

1989 — 388

Общественные и культурно-просветительские организации[править | править код]

  • Центр шорской культуры «Аба-Тура» (г. Новокузнецк)
    • Шорская организация Союз писателей России
    • Федеральное государственное бюджетное учреждение «Шорский национальный парк» (shor-np.kemv.ru)
    • Детская национальная киностудия «Кюн-Кузези» («Огонек») (г. Мыски)
    • Общественное движение «Совет старейшин шорского народа» Кемеровской области
    • Общественная организация шорского народа Таштагольского района «Таглыг Шор» (Горная Шория) (г. Таштагол)
    • Общественное движение «Междуреченское общество коренного населения «Алтын Шор» (Золотая Шория) (г. Междуреченск)
    • Мысковское городское общественное движение «Шория» (г. Мыски)
    • Осинниковская городская общественная организация «Общество Шория-Тагтагал» (г. Осинники)
    • Региональная общественная организация Шорская национально-культурная автономия Кемеровской области (г. Кемерово)
    • Общественная организация Шорская национально-культурная автономия Таштагольского района (г. Таштагол)
    • Кемеровское региональное общественное движение «Общество коренного малочисленного народа шорцев «Алба (Соболь)»(г. Новокузнецк)
    • Мысковская городская общественная организация «Возрождение Казаса и шорского народа» (г. Мыски)
      • Община коренного малочисленного народа шорцев «Алтын-Чер» (Новокузнецкий р-н, с. Сосновка)
      • Родовая община коренного малочисленного народа шорцы «Салый» (Таштагольский р-н, п.г.т. Шерегеш)
      • Родовая община коренного малочисленного народа шорцев «Кечен» (Долина духов) (Таштагольский р-н, п. Чушла)
      • Некоммерческая организация «Территориально-соседская община коренного малочисленного народа шорцев «Возрождение Шорского Оленеводства» (г. Кемерово)
  • Шорский сборник. Историко-культурное и природное наследие Горной Шории. Вып. 1. Кемерово, 1994.
  • Деятельность Андрея Ильича Чудоякова и духовное возрождение шорского народа. Новокузнецк, 1998.
  • Шорский национальный природный парк: природа, люди перспективы. Кемерово, 2003.
  • Шорцы // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
  • Шорцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Шорцы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3. Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Ай-Толай. Героические поэмы и сказки Горной Шории. Новосибирск: ОГИЗ, 1948.
  • Алексеев В. П. Антропологические данные и проблемы происхождения шорцев // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Абакан, 1965. Вып. XI. С. 86-100.
  • Аравийский А. Н. Шория и шорцы // Труды Томского краевого музея. Т.I. Томск, 1927. С. 125—138.
  • Арзютов Д. В. Религиозная ориентация среднемрасской группы шорского этноса на современном этапе // Традиционные культуры и общества Северной Азии (с древнейших времен до современности). Мат-лы XLIV регион. (с междунар. участием) арх.-этногр. конф. студ. и молодых ученых. Кемерово, 31 марта — 3 апреля 2004 г.). — Кемерово, 2004. — С. 375—378.
  • Арзютов Д. В. Горно-таежные шорцы: этноконфессиональные процессы в начале XXI века // Сибирь на рубеже тысячелетий: традиционная культура в контексте современных экономических, социальных и этнических процессов./ Отв. ред. Л. Р. Павлинская, Е. Г. Федорова. — СПб: Европейский дом, 2005 — С. 129—143.
  • Бабушкин Г. Ф. О шорской диалектологии // Вопросы диалектологии тюркских языков. Фрунзе, 1968. С. 120—122.
  • Бабушкин Г. Ф., Донидзе Г. И. Шорский язык // Языки народов СССР. Тюркские языки. Т.2. М., 1966. С. 467—481.
  • Васильев В. И. Шорцы // Народы Мира: Историко-этнографический справочник. М., 1988. С. 522.
  • Галаганов З. П. История Горной Шории. Книга первая. 1925—1939 гг. Кемерово, 2003.
  • Гончарова Т. А. Этнический состав населения Нижнего Притомья и его динамика в XVII-начале XXI вв. АКД. Томск, 2004.
  • Горно-Шорский район // Сибирская советская энциклопедия. Т. III. Новосибирск, 1931. С. 61.
  • Дева горных вершин. Шорское героическое сказание. Пер. с шор. и обработка Г. Ф. Сысолятина. Кемерово, 1975.
  • Девять бубнов шамана. Шорские легенды и предания. Предисловие, составление и комментарий А. И. Чудоякова. Кемерово, 1989.
  • Иванов С. В. Шорцы // Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. Л., 1979. С. 42-54.
  • Ким А. Р. Материалы по краниологии шорцев и кумандинцев // Западная Сибирь в эпоху средневековья. Томск, 1984. С. 180—195.
  • Кимеев В. М. Горные хребты Южной Сибири — границы или центры этнических территорий? // Проблемы археологии степной Евразии. Кемерово, 1987. С. 55-56.
  • Кимеев В. М. Жилище и хозяйственные постройки шорцев // Жилище народов Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1991. С. 16-30.
  • Кимеев В. М. Компоненты шорского этноса // Чтения Памяти Э. Ф. Чиспиякова (к 70-летию со дня рождения). Новокузнецк, 2000. Ч. 1. С. 33-38.
  • Кимеев В. М. Основные этапы формирования шорского этноса // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1985. С. 102—105.
  • Кимеев В. М. Территориально-этнические группы шорцев в XVII-нач. XX вв. // Молодые ученые Кузбасса в X пятилетке. Ч.II. Кемерово, 1981. С. 150—155.
  • Кимеев В. М. Шорцы. Кто они? Кемерово, 1989.
  • Кимеев В. М., Ерошов В. В. Аборигены Кузбасса. Кемерово, 1997.
  • Шорцы / Кимеев В. М. // Шервуд — Яя. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 82—83. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 35). — ISBN 978-5-85270-373-6.
  • Колюпанов В. Алтын шор. Золотая Шория («Сказания, мифы, легенды, сказки Горной Шории»). Вып. 4. Кемерово, 1996.
  • Межекова Н. М. Шорский диалект // Диалекты хакасского языка. Абакан, 1973. С. 49-66.
  • Миллер Г. Ф. Описание Кузнецкого уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в сентябре 1734 года // Сибирь XVIII века в путевых описаниях Г. Ф. Миллера (История Сибири. Первоисточники). Вып. VI. Новосибирск, 1996. С. 17-36.
  • Патрушева Г. М. Шорцы сегодня: современные этнические процессы. Новосибирск, 1996.
  • Потапов Л. П.Опыт датировки шорского предания о происхождении земледелия // Изв. ВГО, 1949. Т.1. Вып. II. С. 411—414.
  • Потапов Л. П. Очерки по истории Шории. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1936.
  • Потапов Л. П. Шорцы // Народы Сибири. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 492—538.
  • Рейно Л. А. Шорский орнамент // Приобье глазами археологов и этнографов. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. С. 163—172.
  • Соколова З. П. Шорцы // Вопросы истории. 1974. № 12. С. 207—212.
  • Травина И. К. Шорские народные сказания, песни и наигрыши. М.: «Композитор», 1995.
  • Тучков А. Г. Томские этнографические экспедиции в Горную Шорию // Труды Томского государственного объединенного историко-архитектурного музея. Томск: Изд-во ТГУ, 1996. С. 165—191.
  • Функ Д. А. Из какого ты рода? [фамильно-родовой состав шорцев] // «Знамя шахтера» (г. Междуреченск), 1992, 17 сентября.
  • Функ Д. А., Кимеев В. М. «Абинцы» в русских исторических документах // Молодые ученые Кузбасса 60-летию образования СССР: Материалы к научн. конф. Кемерово, 1982. С. 90-92.
  • Хлопина И. Д. Горная Шория и шорцы // Этнографическое обозрение, 1992. № 2. С. 134—147.
  • Чиспияков Э. Ф. История формирования этнической культуры шорцев // Кузнецкая Старина. Новокузнецк, 1993. Вып. 1. С. 88-101.
  • Чиспияков Э. Ф. К вопросу о формировании диалектной системы шорского языка // Проблемы этногенеза и этнической истории аборигенов Сибири. Кемерово, 1986. С. 55-62.
  • Чиспияков Э. Ф. К вопросу об этнониме Шор // Этнические и историко-культурные связи тюркских народов СССР. Всесоюзная тюркологическая конференция 27-29 сент. 1976 г. Алма-Ата, 1976. № 3. С. 111.
  • Чиспияков Э. Ф. О телеутско-шорских языковых контактах // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий: Тезисы докладов областной научной конференции по лингвистике. Омск, 1984. С. 23-27.
  • Чиспияков Э. Ф. Откуда пришли шорцы // Кузнецкий рабочий. Новокузнецк, 1985, 25 февраля.
  • Чиспияков Э. Ф. Шорско-кетские параллели в лексике // Языки и топонимия. Вып. I. Томск, 1976. С. 73-76.
  • Чиспияков Э. Ф., Абдрахманов М. А. Территориальные различия в фонетике и лексике шорского языка // Материалы к предстоящей VIII научной конференции Новокузнецкого пединститута. Новокузнецк, 1967. С. 28-30.
  • Чудояков А. И. Стили шорского края // I международная конференция «Традиционные культуры и среда обитания»: тезисы. М., 1993. С. 39-43.
  • Шорские героические сказания (вступительная статья, подготовка поэтического текста, перевод, комментарии А. И. Чудоякова; окончательная редактура Л. Н. Арбачаковой, музыковедческая статья и подготовка нотного текста Р. Б. Назаренко). М., Новосибирск, 1998.

Шор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
  • Шор, Виктор Абрамович (род. 1929) — астроном.
  • Шор, Владимир Ефимович (1917—1971) — советский переводчик.
  • Шор, Георгий Владимирович (1872—1948) — русский и советский патологоанатом, профессор, заслуженный деятель науки СССР.
  • Шор, Говард (род. 1946) — канадский композитор.
  • Шор, Давид Соломонович (1867—1942) — пианист, педагог, музыкально-общественный деятель, деятель сионистского движения, правозащитник.
  • Шор, Джейн (1445—1527) — любовница короля Англии Эдуарда IV.
  • Шор, Джон:
  • Шор, Джон (ок. 1662—1752) — английский трубач, изобретатель камертона
  • Шор, Джон (1751—1834) — генерал-губернатор Индии
  • Шор, Дина (1916—1994) — американская актриса.
  • Шор, Дэвид (род. 1959) — канадский писатель.
  • Шор, Егор Фёдорович — второй лектор французского языка на физико-математическом факультете Московского университета.
  • Шор, Илан Миронович (род. 1987) — предприниматель.
  • Шор, Лев Яковлевич (род. 1939) — советский футболист.
  • Шор, Мириам (род. 1971) — американская актриса театра, кино и телевидения.
  • Шор, Мойше (1874—1941) — варшавский раввин.
  • Шор, Наум Зуселевич (род. 1937) — советский и украинский математик.
  • Шор, Натан Беньяминович (Анатолий Фиолетов) (1897—1918) — русский поэт «одесского круга».
  • Шор, Осип Беньяминович (1899—1978) — брат Н. Б. Шора, вероятный прототип Остап Бендера.
  • Шор, Питер (род. 1959) — американский физик-теоретик, внесший значительный вклад в квантовые вычисления.
  • Шор, Поли (род. 1968) — американский актёр.
  • Шор, Розалия Осиповна (1894—1939) — советский лингвист, литературовед.
  • Шор, Сара Львовна (псевдоним Жасмин; род. 1977) — российская певица, актриса, телеведущая, модель и дизайнер.
  • Шор, Стивен (род. 1947) — американский фотограф.
  • Шор, Томас Уильям (1840—1905) — английский историк.
  • Шор, Эдди[en] (1902—1985) — канадский хоккеист, входит в Список 100 величайших игроков НХЛ.
  • Шор, Юлия Владимировна (1949—2011) — российская переводчица с английского языка.
  • Шор, Яков Борисович (1909—1974) — советский математик, доктор физико-математических наук, профессор, лауреат Государственных премий.

Чав — Википедия

Карикатура, изображающая типичного чава

Чав (англ. chav, /ˈtʃæv/) — уничижительное прозвище определённой группы молодых людей в Великобритании. В Йоркшире и Северо-Восточной Англии также используется вариант charver.[1] Под словом «чав» чаще всего понимают белых подростков, выходцев из рабочих семей, которые отличаются антисоциальным, агрессивным поведением и нередко привлекаются к ответственности за распитие спиртного в общественных местах, нарушения, связанные с наркотиками, драки и другие формы подростковой преступности.[2]Английское chavette — это чав женского пола, англ. chavish и англ. chavtastic — подходящее или предназначенное для чава.[3]

Слово «чав», вероятно, ведёт происхождение от цыганского «chavi», означающего «ребёнок»[4] (возможно также от «chavo» — «мальчик»[5] или «chavvy» — «юноша»[6]).[7] В английский язык это слово могло попасть через диалектное «charva», которым называют невоспитанного, непослушного ребёнка (см. en:Geordie).[8] Существует также испанское разговорное слово «chaval», означающее «ребёнок» или «парень».[5][9]

Издательство Оксфордского университета утверждает, что слову «чав» «чаще всего приписывают происхождение из Чатема»,[5] а Майкл Куиньон (англ. Michael Quinion) поддерживает это мнение: «там это слово знают лучше всего, и именно там оно, вероятно, появилось».[7]

Этимология слова «чав» стала основой для множества городских легенд. Среди таковых — бэкроним от «Council Housed And Violent» (приблизительно можно перевести как «жестокий обитатель муниципального жилья»; термином council house называют жилой дом, принадлежащий городскому совету) или «Council House Associated Vermin» («паразит муниципального жилья»).[1] К категории городских легенд относится и предположение об учащихся челтнемских мужского и женского колледжей, которые называли словом «чав» городскую молодёжь (как сокращение от Cheltenham Average, англ. обычный челтнемец).[10] Майкл Куиньон предупреждает, что «к подобным гипотезам-акронимам следует относиться крайне осторожно, так как, несмотря на свою распространенность, они являются очевидной попыткой объяснить происхождение слова „задним числом“»[7]

Примерно к 2005 году, благодаря упоминаниям в средствах массовой информации, слово «чав» распространилось по всей Великобритании.

В документальном фильме «British Style Genius», выпущенном компанией BBC, утверждается, что субкультура «чавов» — это продукт эволюции молодёжных субкультур прошлого, также связанных с рабочим происхождением и манерой одеваться, например, модов, скинхедов и casuals.[11]

Широкое распространение стереотипа вызвало некоторую его критику.[12] Существует мнение,[13] что его употребление является снобизмом и элитизмом.[14] В ходе критики тех, кто использует стереотип «чава», называли «неоснобами»,[15] а его популярность — причиной задуматься над социальной мобильностью в современном британском обществе.[2] В феврале 2005 в «The Times» появилась статья Джулии Берчилл, в которой автор утверждает, что использование слова «чав» — форма «социального расизма», а подобные «попытки высмеивания» отдельных представителей общества говорят больше о недостатках «чавоненавистников», чем о предмете их ненависти.[16] Писатель Джордж Харрис высказал аналогичную точку зрения в своей статье в «The Guardian» (2007).[17]

С субкультурой чавов ассоциируется одежда производства компании «Burberry». Использование продукции «Burberry» чавами является примером «пролетарского сдвига» (en:prole drift), явления, при котором продукт из «верхнего» сектора рынка начинает массово потребляться низшей социальной группой. Представители «Burberry» считают, что ассоциация их продукции с чавами — результат распространённости контрафактных изделий. Стейси Картрайт, CEO «Burberry», заявил: «По большей части речь идёт о контрафактной продукции, и кроме того, на Британию в целом приходится меньше 10% наших продаж».[18]

Компания «Burberry» приняла определённые меры для того, чтобы дистанцироваться от стереотипа чавов. В 2004 году был прекращён выпуск брендовой бейсболки; кроме того, компания сократила использование клетчатых тканей и шотландки — теперь эти рисунки встречаются только в оформлении подкладки или других малозаметных элементов одежды.[19][20] Против наиболее заметных нарушений брендового законодательства были приняты юридические меры. В августе 2006 автомобильная компания, ввозившая мотороллеры «тук-тук» в прибрежный Брайтон, назвала один из своих продуктов «Чавроле» (англ. «Chavrolet»). В окраске машины использовался характерный узор шотландки. Продажи пришлось прекратить после того, как «Burberry» пригрозила судебным иском за нарушение авторских прав.[21]

Сеть супермаркетов «Asda» попыталась зарегистрировать слово «чав» в качестве торговой марки для новой линии кондитерских изделий. Пресс-секретарь компании заявила: «Слоганы, ведущие происхождение от персонажей телевизионных шоу вроде „Маленькая Британия“ и „Шоу Кэтрин Тейт“, постоянно снабжают нас всё более современным сленгом. Наши конфеты „Whatever“ — а теперь их называют „сердцами чавов“ (англ. chav hearts) — приобрели на этом фоне большую популярность как среди детей, так и среди взрослых. Мы решили, что регистрация этих конфет в качестве торговой марки будет чем-то вроде дани уважения».[22]

Характеристика в средствах массовой информации[править | править код]

Появление стереотипа вызвало разнообразные отклики — от восхищения до критики как проявления классизма.[14]

К 2004 году слово «чав» использовалось как в британских газетах, так и в разговорной речи. В работе Сьюзи Дент «Larpers and Shroomers: The Language Report», опубликованной Издательством Оксфордского университета, оно названо «словом года».[23][24] Исследование, проведённое в 2005 году, показало, что слово «чав» только за декабрь 2004 встречалось в газетных статьях 114 раз. Такая популярность привела к созданию интернет-сайтов, посвященных описанию и высмеиванию образа жизни чавов.

  • Уэльская группа «Goldie Lookin Chain» одновременно воплощает и пародирует эстетику чавов. Сами участники группы отрицают такое отношение и отказываются серьёзно отвечать на подобные вопросы.[25] Британский журнал «Max Power», посвящённый автомобильному тюнингу, преподнёс в подарок группе бежевый Mk3 Vauxhall Cavalier, покрытый наклейками таким образом, чтобы образовывался рисунок, похожий на «шахматную» клетку от «Burberry». Машина получила собственное имя «Chavalier».
  • Британская хип-хоп и R&B исполнительница Джентина, футболист Уэйн Руни[26] и его жена Колин,[27] исполнительница грайма Lady Sovereign,[28] модель Jordan (Кейти Прайс),[29] актриса Даниелла Вестбрук,[2] бывшая участница «Big Brother» Джейд Гуди,[30][31][32] а также телеведущая и певица Керри Катона[33] — все эти люди получали ярлык «чавов» от британских таблоидов.
  • В фильме «St Trinians» (2007) чавы изображены хулиганами с антисоциальным поведением.
  • Персонаж телевизионного скетч-сериала «Шоу Кэтрин Тейт» Лорен Купер (англ. Lauren Cooper) и её друзья Лиза и Райан напоминают своим характером, манерой одеваться, поведением и музыкальными вкусами стереотипных чавов.[34] В комедийном сериале «Маленькая Британия» есть несколько похожая на них героиня по имени Вики Поллард.[35]
  • В одной из серий сериала «Доктор Кто» антагонист Кассандра завладевает телом Розы Тайлер. Кассандра, относящая себя к высшему классу общества, увидев себя в зеркале в облике Розы, восклицает в ужасе: «О Боже! Я — чав!» (англ. Oh my God! I’m a chav!).
  • В телесериале «Отбросы» есть персонаж Келли — стереотипный чав.
  • В телевизионном шоу «Freaky» (транслируется на каналах «Channel Four» и «G4 TV») волшебник Майкл Дж. Фитч перевоплощается в персонажа «The Chav», который одевается как чав и занимается тем, что разнообразными трюками выставляет в нелепом свете представителей власти.
  • В телевизионном шоу «Outnumbered» (канал BBC), в серии «The Family Outing» (первая серия 3 сезона, вышла в апреле 2010 года) появился персонаж Бен, который считал чавов во время своей поездки по Лондону на верхнем этаже автобуса с открытым верхом. Когда Бен дошёл до 28, его отец сказал: «Бен, хватит играть в „высмотри чава“!» (англ. Ben you cannot play spot the chav).[36]
  1. 1 2 Anoop Nayak and Steve Drayton. To charv or not to charver — that is the question (неопр.). Inside Out — North East. BBC. Дата обращения 12 апреля 2018. Архивировано 6 апреля 2012 года.
  2. 1 2 3 Smith, Alison. Media student ‘expert on chavs’, BBC News (14 июня 2005).
  3. ↑ Английский новояз попал в словарь (неопр.). Русская служба Би-би-си (29 июня 2005). Дата обращения 20 декабря 2013.
  4. ↑ ‘Asbo’ and ‘chav’ make dictionary, BBC News (8 июня 2005). Дата обращения 2 сентября 2006.
  5. 1 2 3 chav (неопр.). Oxford University Press:. — «In Britain there are many words to describe people from this social group, and they are often limited to a particular town or region. Other words with a similar meaning to chav are townie, scally, ned and charver. The word chav has become common in southern England, and is generally thought to come from Chatham girls (Chatham is a town in Kent.) Some people think, however, that the word comes originally from the Romany word chavo (boy), which is also the origin of the Spanish word chaval.». Дата обращения 15 ноября 2009.
  6. ↑ Savvy Chavvy: social entrepreneurs engage gypsies, London: The Telegraph (24 июля 2008). Дата обращения 24 декабря 2008. «»‘Chavvy’ being the old Romany word for ‘youth'»».
  7. 1 2 3 Quinion, Michael Chav (неопр.). — «A writer in the Independent thought [the word chav] derived from the name of the town of Chatham in Kent, where the term is best known and probably originated. It is also commonly said that it’s an acronym, either from “Council House And Violent” or “Cheltenham Average” (the word being widely known in that area). As usual, we must treat supposed acronymic origins with the greatest suspicion; these examples are definitely recent after-the-event inventions as attempts to explain the word, though very widely known and believed. … Chav is almost certainly from the Romany word for a child, chavi, recorded from the middle of the nineteenth century. We know it was being used as a term of address to an adult man a little later in the century, but it hasn’t often been recorded in print since and its derivative chav is new to most people.». Дата обращения 23 февраля 2009. Архивировано 6 апреля 2012 года.
  8. ↑ Wiktionary — charva (неопр.). Архивировано 6 апреля 2012 года.
  9. Tweedie, Neil. Don’t be a plank. Read this and get really clueful, London: The Telegraph (10 августа 2005). Дата обращения 2 сентября 2006.
  10. Tweedie, Neil. Cheltenham ladies and the chavs, London: Daily Telegraph (13 декабря 2004).
  11. British Style Genius. BBC. 4 ноября 2008. Серия 5, сезон 1. 59 минут.
  12. Hayward, Keith; Yar, Majid. The ‘chav’ phenomenon: Consumption, media and the construction of a new underclass (англ.) // Crime, Media, Culture (англ.)русск. : journal. — 2006. — Vol. 2, no. 1. — P. 9—28. — DOI:10.1177/1741659006061708.
  13. Hampson, Tom. Ban the Word Chav, London: The Guardian (15 июля 2008).
  14. 1 2 John, Harris. Bottom of the Class, London: The Guardian (11 апреля 2006). Дата обращения 24 февраля 2007.
  15. Bennett, Oliver. Sneer nation, London: The Independent (28 января 2004).
  16. Burchill, Julie. Yeah but, no but, why I’m proud to be a chav, London: The Times (18 февраля 2005).
  17. Harris, John. So now we’ve finally got our very own ‘white trash’, London: The Guardian (6 марта 2007).
  18. King, Ian. Burberry not chavin’ it, London: The Sun (12 января 2005).
  19. ↑ The £16m woman takes on Burberry, London: The Times (16 октября 2005). Дата обращения 28 апреля 2010.
  20. Tweedie, Neil. Check out the height of ferret fashion. Burberry has, London: The Telegraph (12 октября 2005). Дата обращения 28 апреля 2010.
  21. Kwintner, Adrian. Burberry drives tuk-tuk off road, Brighton & Hove Argus (13 сентября 2006). Дата обращения 18 сентября 2006.
  22. ↑ Asda tries to trade mark «chav», AOL NEWS. Архивировано 11 октября 2007 года.
  23. Noel-Tod, Jeremy. Colourful whitewash, London: The Times Literary Supplement (3 апреля 2005). Дата обращения 30 мая 2007.
  24. Dent, Susie. Larpers and shroomers: the language report (англ.). — Oxford University Press, 2004. — ISBN 9780198610120.
  25. ↑ Goldie Lookin’ Chain: Chain reaction, London: The Independent (13 августа 2004). Архивировано 29 мая 2006 года. Дата обращения 28 апреля 2010.
  26. Wheeler, Brian. Leave chavs alone, say MPs, BBC News (30 июня 2005).
  27. Patrick, Guy. Chav a merry Xmas, Roo, London: The Sun (24 мая 2007).
  28. Davis, Johnny. Lady Sovereign: The country’s fourth biggest chav, London: The Independent (15 апреля 2006). Архивировано 21 февраля 2007 года.
  29. Byrnes, Sholto. Say cheese! Camilla and the Queen of Chav enjoy two right royal weddings, London: The Independent (11 сентября 2005).
  30. Price, Simon. Faux peasants, a faux fascist and five to watch out for…, London: independent.co.uk (11 апреля 2004). Дата обращения 20 сентября 2009.
  31. McVeigh, Karen. Doff your caps to the chavs …they’re THE word of 2004, Scotsman.com (19 октября 2004). Архивировано 7 января 2008 года. Дата обращения 21 сентября 2009.(retrieved at WayBack Machine)
  32. Liddle, Rod. Regrets, they’ve had a few – mainly over not having more sex — Give God His share, Dawkins, London: The Sunday Times (22 октября 2006). Дата обращения 21 сентября 2009.
  33. Pearlman, Natasha. The Chav Rich List, London: Daily Mail (6 октября 2006). Дата обращения 21 февраля 2010.
  34. ↑ ‘Chav-free holidays’ cause outrage (неопр.). Metro.co.uk (26 января 2009). Дата обращения 15 ноября 2009. Архивировано 6 апреля 2012 года.
  35. McConnell, Donna. Queen of chavs: Kate dresses as ‘Vicky Pollard’ for pal’s 80s birthday bash, London: Dailymail.co.uk (19 ноября 2007). Дата обращения 15 ноября 2009.
  36. ↑ Outnumbered Series 3, Episode 1 — BBC
  • Keith Hayward and Majid Yar. The «chav» phenomenon: Consumption, media and the construction of a new underclass (англ.) // Crime, Media, Culture (англ.)русск. : journal. — 2006. — Vol. 2, no. 1. — P. 9—28. — DOI:10.1177/1741659006061708.
  • Martin, Greg. Subculture, style, chavs and consumer capitalism: Towards a critical cultural criminology of youth // Crime, Media, Culture : An international journal. — 2009. — Т. 5, № 2. — С. 123—145. — ISSN 1741-6590. — DOI:10.1177/1741659009335613.

Статьи[править | править код]

  • BBC Russian — Британия — Чавы – карикатура на британский рабочий класс?  (рус.)
  • Larcombe, Duncan. Future bling of England, London: The Sun Online (10 апреля 2006). Дата обращения 6 марта 2007.
  • Ward, David. Get hip to Chav as this year’s wizard word, The Guardian, London: Guardian Unlimited (9 октября 2004). Дата обращения 6 марта 2007.
  • Jackson, Melissa. Music to deter yobs by, BBC News Magazine, bbc.co.uk (10 января 2005). Дата обращения 6 марта 2007.
  • End Of ‘Hooligan’ Cap, Sky News (10 сентября 2004). Архивировано 27 апреля 2006 года. Дата обращения 6 марта 2007.
  • Lewis, Jemima. In defence of snobbery, London: Daily Telegraph (1 февраля 2004). Дата обращения 6 марта 2007.
  • Harris, John. So now we’ve finally got our very own ‘white trash’, The Guardian, London: Guardian Unlimited (6 марта 2007). Дата обращения 6 марта 2007.

Оффшоры — что это такое?

Почему возникли оффшоры? Что это такое на практике? Зачем они используются? Какие преференции получают люди и страны, что прибегают к их услугам? Вот неполный перечень вопросов, которые будут рассмотрены в рамках данной статьи.

оффшоры что это

Как возникли оффшоры?

Что это явление может иметь античные корни, мало кто догадывается. А ведь ещё тогда торговцы, чтобы уклониться от налогов, организовывали торговлю под стенами городов-государств. «Оффшор» можно перевести как «вне границы». Подобное можно было наблюдать и в средние века, когда английской шерстью торговали во Фландрии, чтобы получить больше выгоды. Да и в новое время можно найти примеры, взять хотя бы колонистов территории современных США, когда ещё там была королевская власть. Чтобы не попасть под влияние английского законодательства, они заключали сделки в странах Латинской Америки.

Но в современном значении начали использовать данный термин только в середине прошлого века. Вот какое прошлое имеют оффшоры. Что это может дать на практике государству и бизнесу?

Оффшорные зоны

Каждый собственник старается получить максимальную прибыль. И в этом ему с радостью поможет любая специализированная экономическая зона. В их качестве выступают развивающиеся государства (или их отдельные районы), где было решено сформировать привлекательные условия для иностранного капитала. Если создаётся экономическая зона, то это обеспечивает надежное (хотя не очень значительное по объему) поступление налогов и/или пошлин. Также благодаря этому повышается уровень постоянной занятости меньшего населения. Одной из особенностей оффшоров является отсутствие требований к налоговой отчетности или очень небольшой список документов, которые необходимо подавать в органы страны.

экономическая зона

Оффшорные компании

Это необходимый инструмент организации доходного бизнеса подобного типа. Мы уже разобрали, чем является непосредственно оффшор. Компания же помогает «лично».

Допустим, для вашего предприятия необходимо что-то закупить за границей. В этом процессе в качестве посредника используется оффшорная компания. Не важно, какой была первоначальная цена. Вы можете указать произвольную входную стоимость. Пускай, даже партия дорогих процессоров будет продаваться по одному рублю, по этому поводу никто не имеет права препятствовать сделке. А это уже позволит сэкономить деньги на налогах. Конечно, здесь есть подводные камни, которые создаёт таможенное законодательство, но все они успешно могут быть обойдены или уменьшено их влияние.

Черные списки

Мы уже знаем многие нюансы, которые имеют оффшоры. Что это даёт другим государствам? Они, в свою очередь, очень недолюбливают эти центры международной коммерции. Поэтому создаются списки экономических зон, чтобы ужесточить соблюдение правил и достичь каких-то своих целей. Так, списки Российской Федерации были составлены для увеличения контроля над движением валюты, избегания ситуации с нулевой налоговой ставкой и полным уходом от уплаты податей. С момента, когда оффшоры стали доступными для взаимодействия, первоначально они предлагались в качестве возможности налоговой оптимизации. С тех пор они используются практически в любом виде деятельности. Но такие схемы порой могут создавать прецеденты для наступления ответственности (административной или даже уголовной). Поэтому при использовании данного инструментария необходимо подходить к делу осторожно.

оффшор компания

Как регистрируются оффшорные компании?

Особенностью данных субъектов является лёгкость и быстрота их создания. Уже отработанные технологии позволяют за считанные моменты создавать необходимые предприятия. Также важной особенностью является право на конфиденциальность, то есть в оффшорах владелец может оставаться неизвестным. Этот механизм имеет свои нюансы и особенности, которые могут привести к тому, что может быть потеряно управление компанией. Учредителем в данном случае выступают специальные секретарские бюро, по которым отследить настоящего владельца очень сложно (в реальности следует говорить только о конфискации необходимых документов или внедрении «своего» человека).

А как же происходит регистрация оффшоров? Для этого достаточно обратиться в фирму, которая специализируется на продаже специальных компаний. Она позволит избежать затрат времени и бумажной волокиты.

регистрация оффшоров

Конечно, регистрация оффшоров – это дело не из дешевых. Понадобится как минимум несколько тысяч долларов США. Возможно, речь даже будет идти о добром десятке. Впоследствии плата будет более низкой, поскольку необходимо будет уплачивать только определённую пошлину. Поэтому используют оффшорный инструмент исключительно предприниматели средней и крупной руки. Одной из особенностей подобных экономических зон является запрет на ведение деятельности зарегистрированных компаний внутри страны. Это делается для того, чтобы избежать «захвата» оффшора крупным международным бизнесом.

Leave a comment