«АТЛАНТ», УВЫ, РАСПРАВЛЯЕТ ПЛЕЧИ Или «тайные вечери»» Алана Гринспена и Алисы Розенбаум
На днях я совершил читательский подвиг – прочитал роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Подвиг, во-первых, потому, что роман гигантский – более 1100 страниц, а во-вторых, мало того, что он громадный, он ещё и малохудожественный. Его герои, даже любовники, разговаривают друг с другом монологичными периодами по несколько страниц, что даёт основание читателю говорить о романе, как о типичном случае логореи.
Роман (три части) писался двенадцать лет, а речь его центрального персонажа, в которой изложено его кредо и, соответственно, автора – пять лет. Естественно, что при таком подходе уложиться в стандартные 300-400 страниц невозможно. Пожалуй, самое художественное в этом романе — описание фигуры героини, её платьев, украшений. Вот в этом отдаю должное писателю женщине.
Но возникает вопрос, зачем же совершать такое насилие над собой, почему бы не бросить чтение где-нибудь в середине, когда уже стало ясно, что это не Гоголь, не Бунин? Объяснение простое – рекомендации авторитетного экспертного сообщества.
Вот, например, Алан Гринспен, руководивший Федеральной резервной системой США 18,5 лет заявил: «Именно Айн Рэнд в долгих ночных спорах убедила меня, что капитализм не только эффективен, но и морален». Понимаете, сам Гринспен, находясь в ядре этой системы, в её моральности не был уверен, а вот писательница в «долгих ночных спорах» всё же заставила его увериться в моральности этой системы. О чём же они там спорили? Тут поневоле заинтересуешься содержимым романа.
Другой эксперт – предприниматель, представитель нашего либерального сообщества Евгений Чичваркин, некоторое время бывший лидером московского отделения «Союза правых сил», ныне проживающий на брегах туманного Альбиона, сообщает: «Я думаю, что это самое мощное произведение, и по своей сути и по значению, написанное в 20 веке… Основная [его] идея в том, что капиталистический строй, по сути, является не только строем наивысшей справедливости, но и наивысшей морали…Поклонниками Айн Рэнд являются Алан Гринспен, Рональд Рейган. И ещё среди нескольких миллионов человек — у людей с доходом больше миллиона долларов в США, — эта книга популярнее, чем Библия. Настоятельно рекомендую прочесть это гениальное произведение». На день рождения премьера Дмитрия Медведева Евгений подарил ему этот роман Айн Рэнд.
И, наконец, такой знаток капитализма, как В.Ю.Катасонов, который сам написал гигантский труд (тоже 1100 страниц) под названием «Капитал изм». Именно он обратил внимание на эту книгу, как на своеобразный манифест того самого «золотого миллиарда», а на самом деле, пожалуй, узкой его прослойки — «золотого миллиона». Именно он обратил внимание на заключительные строки, в которых изложена соль романа, а практически, будущее, которое ждёт человечество.
Так что пришлось прочитать, чтобы не быть голословным в дискуссиях на тему о конспирологии в истории.
Начать, естественно, стоит с того, кто такая сама Айн Рэнд? Это бывшая наша соотечественница Алиса Зиновьевна Розенбаум, родившаяся в 1905 году в С.-Петербурге и успевшая до 1926 года пожить при Советской власти, после чего уехала в США, где увлеклась философией и занялась профессионально литературной деятельностью.
Фабула и идея её центрального романа изложена в двух его названиях: первоначальном – «Забастовка» и окончательном – «Атлант расправил плечи», предложенным мужем писательницы. Роман написан в жанре утопии. К власти в США пришли социал-популисты (в романе их ещё называют «разрушителями», «потребителями», чьё кредо, по оценке одного из «Движителей», «добродетель – это когда тебе дают не заслуженное тобой»), якобы радеющие об общем (и для американцев, и для народов других стран) благе.
Но всё натурально пошло кувырком. И тогда страдающие «Движители» — предприниматели, на которых и легла забота о благе всех, решили объявить забастовку. «Мы, — говорит один из персонажей романа, — бастуем против грабежа и против морального кодекса, который его требует. Бастуем против тех, кто считает, что один человек должен жить для другого». Любопытно, что Е.Чичваркин, говоря о романе, заметил, что это «книга о силе созидания, благодаря которой человек способен создавать что-то для других…». Впрочем, в категориях рынка это означает: даю, чтобы ты дал и – никакого альтруизма.
Забастовка оказалась не временной – с целью решения каких-то тактических задач, а, наоборот, нацеленной на кардинальное изменение жизнеустройства. Один из персонажей говорит: «Но теперь думаем, что увидим, и довольно скоро, день нашей победы и нашего возвращения».
«Движители» стали куда-то исчезать один за другим. Вместе с их исчезновением стали в полном физическом смысле ликвидироваться (взрываться, гореть, рушиться) и их предприятия, инфраструктура, в которых были заняты реальные миллионы простых людей.
Конечно, народ страдает. Трудно понять в большей степени от чего – то ли от социал-популистов, то ли от исчезнувших капитанов индустрии – каждый вносит свою лепту. Вот, например, что-то не ладится с железнодорожными перевозками. Оказывается, виноват «прогрессивный концерн, образованный социологами, проповедующими восточный аскетизм, и бизнесменами, ведшими прежде нелегальную лотерею». Очень напоминает нашу нынешнюю ситуацию. Во главе России находятся вроде бы и не социал-популисты, но отдельными промышленными кластерами почему-то руководят и журналисты, и социологи…
Народ в романе – бесформенная страдающая масса, иногда, правда, вступающаяся за этих магнатов – носителей «наивысшей моральности».
Но куда же исчезают «Движители», эти таланты от бизнеса? Оказывается, они нашли себе Атлантиду, убежище в ущелье в Скалистых горах, где и живут, и работают, как хотят, то есть платят за всё, золотом — даже друзьям за гостеприимство.
В центре этой Атлантиды на пьедестале возвышается золотой символ веры «атлантов» — знак доллара. В романе это описывается так: «…Вблизи, на стройной гранитной колонне, поднимавшейся с уступа внизу до уровня её глаз, стоял слепивший своим блеском, делавший всё остальное тусклым, знак доллара высотой в три фута, выполненный из чистого золота. Он сиял в пространстве над городом, словно его герб, его символ, его маяк, и улавливал солнечные лучи, будто аккумулируя их и пересылая в сиянии своем туда, вниз к крышам домов».
Читатель, конечно же, сразу вспомнит библейскую историю золотого тельца. И если библейские персонажи стали поклоняться золотому тельцу, как это сейчас видно, по недомыслию, по неразумению (Библия-то- руководство к действию, ещё не была написана), за что и были наказаны, то «атланты» возвели свой монумент сознательно, прекрасно зная историю золотого тельца. Это их выбор. Это их вызов. Вызов христианским основам цивилизации. Ведь, по их мнению, «причиной возникновения всех вер, противоречащих здравому смыслу, было обнищание мозгов. А целью всех вер, проповедующих самопожертвование, было ограбление способности мыслить». Сама Айн Рэнд – убеждённая атеистка, пожалуй, нет, не атеистка, а, если исходить из содержания её романа, то убеждённая сатанистка. Для неё Бог – это всего-навсего метафора. В одном из писем она так и пишет: «Да простит меня Бог (метафора!), если это ошибочное самомнение».
Теперь у «Движителей» такого противоречия здравому смыслу нет. Нет никакого намёка на самопожертвование, на возможность жить для других. Нет, они живут только для себя. Джон Голт, герой романа, дабы исключить даже намёк на неправильное понимание его жизненной философии, высек в граните: «КЛЯНУСЬ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ и ЛЮБОВЬЮ К НЕЙ, ЧТО НИКОГДА НЕ БУДУ ЖИТЬ ДЛЯ КОГО-ТО ДРУГОГО и НЕ ПОПРОШУ КОГО-ТО ДРУГОГО ЖИТЬ ДЛЯ МЕНЯ». (Вот как тут, в скобках, кстати не вспомнить о подарке Чичваркина нашему премьеру Медведеву. История с пенсионными делами убедительно говорит о восприимчивости Дмитрия Анатольевича к содержимому этого сосуда мерзости).
Другой персонаж, казалось бы, гуманист, поскольку по профессии врач, уже пребывая в Атлантиде, рассказывает, как он ещё в прошлой жизни «открыл метод защиты кровеносных сосудов мозга от тех роковых разрывов, которые именуются апоплексическими ударами». Этот метод, говорит доктор, «избавит человечество от ужаса внезапного паралича…Но там ничего не узнают о моём открытии». Там — это в прошлой, доатлантовой, жизни. Плевать, что там люди страдают. Там – недочеловеки, которых не жалко. И пусть этот мир с недочеловеками погибнет! Для этого «атланты» делают всё возможное: уничтожают созданные ими же самими материальные ценности, по принципу «Так не доставайся же ты никому!»
Один из персонажей с говорящим именем Мидас, проживающий в Атлантиде, говорит: «Мир разваливается так быстро, что вскоре начнёт голодать. Но здесь мы сможем себя обеспечить».
Естественно, что мир, который покинули «атланты», гибнет. А как же иначе? И вот концовка романа. Два героя романа Дагни Таггерт и Джон Голт стоят «на самом высоком из досягаемых уступов горы». И что же они видят?
«Они не видели мира за горами, там были лишь пустота и безжизненные скалы, но за этой темнотой скрывался лежащий в руинах континент: дома без крыш, ржавеющие трактора, тёмные улицы, заброшенные рельсы. Однако, вдалеке, на краю земли, ветер колыхал легкое пламя, вызывающее упорное пламя Факела Уайэтта (Уайэтт – один из первых, кто сжёг своё производство – В.С.), оно трепетало, исчезало и вспыхивало снова, его невозможно было погасить. Казалось, оно напряжённо ждёт тех слов, которые Джон Голт должен был теперь произнести.
— Путь расчищен, сказал Голт. – Мы возвращаемся в мир.
Он поднял руку и начертал в пространстве над разорённой зкмлёй символ доллара».
Роман был впервые напечатан в 1957 году. И сейчас, по прошествии полустолетия, мы видим, как в соответствии с установками «атлантов», мир рушится. Разрушаются семьи, молодёжь, да и вообще всё население обыдляется. «Пол» уничтожается, вводится «гендер», а с ним в жизнь входят «родитель N1 и родитель N2», рушатся основы христианской цивилизации. Уничтожается производство. То есть делается всё, чтобы население земли, как минимум, не размножалось, а, как максимум, сокращалось (прививки, войны, некачественное питание, плохая вода, педерастия, алкоголизм, наркомания и пр.).
И вот теперь возникает вопрос, о чём же в течение длительных ночных споров беседовали финансист Алан Гринспен и Алиса Розенбаум?
Виктор Свинин
P.S. На днях российская общественность была возбуждена словами А.Чубайса о неблагодарности граждан России к столпам общества – к магнатам, которые и создали всё нынешнее российское благоденствие, естественно, в понимании Анатолия Борисовича. «Ржавый Толик», видимо, один из членов ордена Алисы Розенбаум.
Атлант расправил плечи – ответы на главные вопросы
«Атлант», изданный Рэнд в 1957 году, представляет собой историю о том, как талантливые энергичные люди, на плечах которых держится общество, сталкиваются с противодействием со стороны бездарного большинства. Массы требуют устранения того, что они называют несправедливостью, а на деле требуют отказа от инициативы и частной собственности и перехода к плановой экономике, в которой все американские предприятия управляются из Вашингтона. Рэнд описывает разрушительные последствия построения общества, в котором интересы народа и партии всегда важнее, чем ваши личные. В рабочем названии «Атланта» — «Забастовка» («The Strike») — была отражена главная идея Рэнд: подлинную забастовку могут устроить совсем не рабочие, требующие лучших условий труда, но предприниматели и ученые, от которых действительно зависит процветание общества. Без участия своих эгоистично настроенных лидеров вся общественная система не способна функционировать. С этим связан сюжет романа, рассказывающий об исходе «лучших людей» Америки в горы Колорадо, где находится «Ущелье Голта» — город, созданный выдающимся предпринимателем Джоном Голтом. Поиски этой долины и пояснение того, кто такой Джон Голт и в чем состоят его ценности, составляют ядро текста Рэнд.Роман воспитания
«Атлант расправил плечи» — это роман воспитания. Прочитать в молодом возрасте Айн Рэнд — значит вдохновиться на попытку взять ответственность за собственную жизнь в свои руки, несмотря на противодействие общества, например родителей, социального окружения или учителей. Основной тезис Рэнд заключается в том, что, если вы не выбираете свой собственный путь и не будете делать того, к чему у вас есть талант, это обернется потерями как для вас лично, так и для общества в целом. Текст пропагандирует доверие к своему собственному опыту, мнению и разуму. Если немного иронизировать, то читатели Айн Рэнд — это хипстеры, которым все говорили, что они не умеют фотографировать. Но они упорно продолжают покупать себе большие профессиональные объективы и ходить с ними по улицам. Неожиданно некоторые из них вдруг и правда стали профессиональными фотографами, изменили свою жизнь и тем самым изменили жизнь вокруг себя. Именно поэтому находятся люди вроде Алана Гринспена, бывшего руководителя Федеральной резервной системы США, которые проносят любовь к текстам Рэнд через всю жизнь. Для нынешних двадцатилетних ту же роль романа воспитания играет «Гарри Поттер», написанный, как ни странно, несравненно лучше.
Рэнд и русская эмиграция
Айн Рэнд до сих пор относительно непопулярна в России, по крайней мере у старших поколений. А 15 лет назад у нас почти ничего не знали о ней. На первый взгляд, это довольно странно, потому что в нашей стране с 1980-х годов или даже раньше в самиздате идет обширная дискуссия о «потерянных именах» — русских эмигрантах, писателях, философах, которые состоялись уже за рубежом и не издавались в СССР. Среди них никогда не упоминалась Айн Рэнд — Алиса Розенбаум, получившая образование в Петроградском университете, где она, например, посещала семинар философа Николая Лосского.
Рэнд у нас вообще не ассоциируют с Россией — она считается американским автором, начинавшим в Голливуде как сценарист. Теоретически можно представить себе альтернативный сценарий, в котором Рэнд включили в пантеон русских философов или писателей. При всем скепсисе к художественным достоинствам ее текста ее, наверное, можно было бы упоминать вместе с анархистом Михаилом Бакуниным, национал-большевиком Николаем Устряловым или даже просто большевиком Владимиром Лениным. Не в том смысле, что они были похожи по своим убеждениям, но по той причине, что все они стали авторами радикальных политических идей, в разной степени влиятельных в современном обществе. В сущности это мог бы быть отличный бренд: единственный русский политический философ-женщина Алиса Розенбаум. На Западе это вполне нормальный ход — Рэнд упоминают среди политических мыслителей современности, а Крис Скиабарра (Chris Sciabarra) издал книгу «Айн Рэнд: русский радикал».
Книга, которую обязательно следует прочитать: «Атлант расправил плечи»
Алиса Зиновьевна Розенбаум, более известная всему миру как автор ряда философских литературных произведений Айн Рэнд – русская еврейка, покинувшая Россию в «смутное» время, накрывшее её после государственного переворота 1917 года и сломавшее сотни тысяч судеб и семей. С 1925 года Алиса Розенбаум стала гражданкой США.
Самым ярким произведением этой писательницы является трилогия «Атлант расправил плечи». Сюжет книги показывает, как направленные на добро гуманистические идеи можно довести до крайностей и к каким последствиям это может привести. Книга была впервые опубликована в 1957 году. События романа представляют собой «альтернативную реальность» — жизнь США, выбравшего не капиталистический, а социалистический общественный строй. Под «атлантами» следует понимать людей, готовых самозабвенно созидать, производить, управлять и брать на себя ответственность за всё, происходящее вокруг. Главным препятствием этих людей становятся власти, которые «сваливают» на них вину за любые беды, при этом присваивая себе их позитивные достижения и слепо разрушая построенное «атлантами», прикрываются «великими» идеями об общем благе.
Людвиг фон Мизес, профессор, внёсший в своё время огромный вклад в развитие австрийской экономической школы, написал в своём письме Айн Рэнд об «Атланте», что ей удалось убедительно проанализировать главную чуму общества того времени, обнаружив то разрушительное действие, которое несут с собой «академические болтуны», «моральные каннибалы» и «альфонсы от науки».
Несколько фактов:
- Уже через три дня после выхода в продажу роман занял шестое место в рейтинге бестселлеров по версии «Нью Йорк Таймс». «Атлант расправил плечи» дошёл до четвёртого места списка, продержавшись там шесть недель.
- Согласно социологическому опросу, который провела Библиотека Конгресса в 1991 году, эта книга занимает второе место после Библии, среди литературных произведений, приведших к переменам в жизнях американских читателей.
- Речь Джона Голта, считающуюся ключевым моментом произведения, Айн Рэнд писала на протяжении двух лет.
- Атлант расправил плечи Рэнд — это 1398 страниц (в русском издании) или приблизительно 645 тыс. слов. Книга входит в десятку самых длинных произведений, написанных на европейском языке.
- Главная идея книги стала материалом для основы сюжета компьютерной игры «BioShock».
- В 2011 , 15 апреля, в прокат вышла экранизация первой части романа; отзывы кинокритиков были, в основном, негативными. 12 октября 2012 выпустили продолжение кино. Несмотря на агрессивную пиар-кампанию, успех был такой же, как и у предшествующей части. Финал трилогии планируется выпустить в прокат к сентябрю нынешнего года.
Что Айн Рэнд хотела сказать книгой «Атлант расправил плечи»?
Один из героев романа Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» заключает: «…человеческая жизнь не должна представлять собой круг или цепочку кругов – тогда человек оставляет после себя лишь строчку нолей. Жизнь человеческая должна быть движением по прямой от цели к цели до самого конца, как поезд, идущий от станции к станции до».
Эта цитата воплощала жизненный принцип писательницы, который она пронесла через всю свою творческую биографию.
Алиса Зиновьевна Розенбаум (настоящие имя и фамилия писательницы)родилась в Санкт-Петербурге, в благополучной семье. Ее отец был управляющим одной из самых крупных аптек в столице, а в 1914 году стал ее единоличным владельцем.
Семья вкладывала хорошие деньги в образование своих детей. Так, читать и писать Алиса научилась в 4 года. А уже в семь лет написала свои первые рассказы. Судьба сулила девочке хорошее, безоблачное будущее. Но все перечеркнули Первая мировая война и последовавшая за ней революция. Собственность отца была конфискована и он вынужден был перевезти семью в Крым. Здесь, в Евпатории, Алиса закончила школу.
В 1921 году она возвращается в Петроград, поступив в университет. Здесь она вместо того, чтобы изучать идеи Маркса-Ленина, штудирует Ницше. В Петрограде выходит и первая ее печатная работа – «Пола Негри», очерк творчества кинозвезды немого кино. Это был ее первый творческий подъем.
Правда, Алиса не видела своего будущего в Советской России. В 1925 году она получила визу для поездки на учёбу в США и отправилась на корабле в Нью-Йорк. Ей нужно было начинать все с нуля. Она почти не говорила по-английски; в ее багаже были печатная машинка, четыре киносценария, минимум личных вещей и 50 долларов на жизнь.
Прибыв в Америку, Алиса взяла себе имя Айн и фамилию Рэнд (так называлась ее печатная машинка). После нескольких месяцев, проведенных в Чикаго, Рэнд отправилась в покорять Голливуд. Но здесь ее ожидало падение: местные продюсеры забраковали все ее сценарии, и Айн стала зарабатывать деньги как статист. Но через год она потеряла и эту работу и вынуждена была работать официанткой, продавцом, костюмершей.
Но вскоре дела поправились. Алиса встретила молодого актера Фрэнка О’Коннора, и у них завязался роман. В 1929 году они поженились, а в 1931 году Айн Рэнд стала американской гражданкой.
В 1932 году состоялся ее первый подъем в США: Рэнд продала сценарий «Красные пешки» кинокомпании Universal Studios за 1500 долларов. Благодаря этому гонорару Айн получила возможность сконцентрироваться на своей писательской деятельности.
В 1936 году она публикует первый свой роман «Мы – живые!» о тяжелой жизни в СССР. Американские критики произведение никак не отметили. Интересно, что без согласования с автором роман был экранизирован в 1942 году в фашистской Италии, видимо, в качестве антисоветской пропаганды.
В 1943 году Айн выпускает свой второй роман – «Источник», главной идеей которого бы то, что в основе прогресса человечества стоят не объективные исторические процессы, а яркие индивидуальности. Критика встречает произведение негативно, однако неожиданно книга через два года, благодаря народной молве, стала бестселлером через и заняла шестую строчку книжного рейтинга The New York Times. Это был грандиозный подъем для автора, который еще 15 лет назад едва изъяснялся по-английски.
В 1957 года вышел философский роман Рэнд «Атлант расправил плечи». Здесь Айн рассказывает о том, как социалисты приходят к власти во всем мире и о разрушениях, которые следуют за этим. Основная мысль произведения — существование человечества возможно только благодаря деятельности творческих, созидательных людей – «атлантов». Стоит им перестать нести свою ношу, перестать созидать, «расправить плечи», то начинается катастрофа.
Роман сразу же после выхода стал бестселлером. Причем «Атлант расправил плечи» остается одной из самых продаваемых книг до сих пор. Но главный успех заключался не в продажах тиражей, а во влиянии, которое он оказывал на читателей. По опросам общественного мнения, проведённого в 1991 году Библиотекой Конгресса и книжным клубом «Book of the Month Club», в Америке «Атлант расправил плечи» — вторая после Библии книга, которая привела к переменам в жизни американских читателей.
Это было последним произведением, написанным Айн Рэнд. Затем писательница с головой ушла в философию и всоздала основанную на идеях романа «Атлант расправил плечи» новую философску систему — рациональный индивидуализм.
Рэнд умерла 6 марта 1982 года в Нью-Йорке. New-York Times написал: «Тело Айн Рэнд лежало рядом с символом, который она приняла как ее собственный — шестифутовое изображение знака американского доллара».
Айн Рэнд — биография автора книг «Атлант расправил плечи» и «Источник»
Писатель и «философ», идеолог крайнего индивидуализма. Русская эмигрантка, построившая жизнь на энергии ненависти к своей бывшей родине и умудрившаяся не только прославить себя на всю Америку, но и оставить свой, пусть и крайне противоречивый, след на теле интеллектуальной культуры XX века.
1. В погоне за американской мечтой
Жизнь Айн Рэнд — идеальный пример воплощения американской мечты — главного мифа Соединённых Штатов Америки. Для нищей эмигрантки, которая благодаря труду и упорству стала одним из самых известных писателей Америки, американская мечта стала глубоко личной установкой, которую она довела до предела.
Рэнд была непоколебимо уверена в собственной гениальности и одержима идеей личного успеха. Это сработало. Она приехала в Соединённые Штаты практически ни с чем, но собственным трудолюбием и настойчивостью не только пробилась в самые верхние слои общества, но стала настоящей властительницей дум, чьё влияние на американскую элиту сохраняет значение до сих пор.
2. Предчувствие холодной войны
Настоящее имя Айн Рэнд — Алиса Розенбаум. Она родилась и выросла в России. Застала революцию и приход к власти большевиков, которые нанесли огромный ущерб ее семье. Айн Рэнд ненавидела не только Советскую, но и дореволюционную Россию, считая ее страной нецивилизованной. Для нее Россия воплощала ад на земле, тогда как Америка стала прообразом рая.
Задолго до холодной войны Айн Рэнд поделила мир на черное и белое, расположив силы зла в России, а силы добра в США. Это сделало ее невероятно предвзятой и близорукой, но, возможно, что это и дало силы преуспеть на новой родине, и способствовало росту популярности в годы холодной войны. Айн Рэнд придумала свою Америку и стала в ней большей американкой, чем кто бы то ни был. И настоящая Америка ответила ей взаимностью.
3. У истоков неолиберализма
Целью своей жизни Айн Рэнд видела борьбу с любыми проявлениями коллективистского начала и утверждение идеала абсолютно свободного рынка, который, по ее мнению, является необходимым условием для развития свободной личности. Писательница пытается морально оправдать капитализм. Например, человека, получающего бесплатную медпомощь, Рэнд сравнивает с грабителем и убийцей, который отбирает плоды чужого труда. Она стремится максимально сократить присутствие государства в жизни общества, и резко выступает против государственного финансирования науки, образования и культуры. Наряду с деятельностью австрийской школы экономистов творчество Айн Рэнд стало одним из истоков современного неолиберализма со всеми его плюсами и минусами.
4. Библия для «эффективных менеджеров»
Айн Рэнд создала довольно примитивное, но привлекательное и понятное мировоззрение, которое замешано на американском индивидуализме и русском радикализме. Она стала идолом для политиков и бизнесменов по всему миру — от Стива Джобса и бывшего кандидата в вице-президенты США Пола Райана до Евгения Чичваркина.
Рэнд вернула буржуазии ощущение собственной моральной правоты, тем самым став одним из самых успешных мотивационных тренеров за всю историю.
Это доказывают и ее тиражи, которые исчисляются миллионами экземпляров. Главный труд писательницы, «Атлант расправил плечи», можно по праву назвать «библией» — как действующих топ-менеджеров крупнейших корпораций, так и тех, кто только мечтает заработать свой первый миллион.
5. Разумный эгоизм
Дикая социал-дарвинистская теория Айн Рэнд со временем нашла множество приверженцев в Соединённых Штатах Америки. Это вполне объяснимо, так как индивидуализм и культ личного успеха — фундаментальные черты американской ментальности. Рэнд же довела их до абсурда, попутно выбросив из поля зрения такую сущность как общество.
Если в классическом английском либерализме эгоизм отдельных индивидов в рамках цивилизации фактически приводит к торжеству общей пользы, то Рэнд устраняет саму идею общего блага. По мнению Рэнд, гении, титаны труда и творчества, герои промышленного капитала живут исключительно для удовлетворения личных амбиций, и это объективно способствует прогрессу, который становится мерилом благополучия общества. Идея блага подменяется идей прогресса.
Рэнд утверждает принципы разумного эгоизма и яростно отрицает любые проявления альтруизма, а помощь ближнему считает глубоко порочной. При этом эгоизм опирается на присущий человеку рационализм, который для Рэнд является основой любого этического суждения.
6. Рационализм
Айн Рэнд проповедует рационализм и полностью отвергает религию, так как она не укладывается в границы разума. Кроме того, большинство религий утверждают альтруистические ценности, ненавистные Рэнд. Писательницу можно считать одним из самых ярых критиков религиозного мировоззрения, однако это не помешало ее огромной популярности в такой традиционно религиозной стране как Америка.
Со временем Айн Рэнд стала знаковой фигурой для рационалистов и антиклерикалов со всего мира. Сегодня ее дело по борьбе с любыми проявлениями иррационализма продолжают многие публицисты и ученые, самым известным из которых стал английский биолог и популяризатор науки Ричард Докинз.
7. Сектантство
К 1950 году Айн Рэнд стала известной писательницей, хотя отклики критиков на ее произведения были очень неоднозначными. Постепенно вокруг Рэнд сложился круг последователей, исповедовавших её, так называемую, «философию объективизма». Центральными фигурами в этом сообществе стали ближайшие ученики Рэнд — Натан и Барбара Брэнден. Впоследствии в книге «Страсти Айн Рэнд» Барбара сама заметит, что в движении объективистов можно было найти все основные черты культа:
«Хотя многие черты культа присутствовали в движении объективизма — поклонение личности Айн Рэнд, некритическое принятие всех ее личных мнений и оценок, ее навязчивое морализирование , все же большинство участников оставалось преданным принципам рациональности и индивидуализма».…>
Нетрудно увидеть, что принципы рациональности и индивидуализма на фоне поклонения и некритического принятия личных мнений вы
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» — Bookmarin
Сегодняшний цитатник посвящен серьезной книге: представляю один из моих любимых вери-лонг-ридов “Атлант расправил плечи” (Atlas Shrugged) американской писательницы с русскими корнями Айн Рэнд (Алиса Розенбаум). Роман-антиутопия был впервые опубликован в 1957 году, и сама писательница называла его главным произведением в своей карьере. Если кратко: книга о бизнесе, производстве, амбициях, политике и роли человека в обществе — весь широкий диапазон проблем через жизни и становление характеров пестрой и разнообразной плеяды персонажей. Книга непростая и очень объемная, с массой деталей, очень развернутых диалогов и рассуждений, с драматическими монологами, которые подчас занимают не один десяток страниц. Любителям динамики, быстрой смены событий, внешнего сюжета побеждающего внутренний это может прийтись не по нраву, но для тех, кто любит покопаться в мотивах действий и движениях души, здесь точно есть чем заняться. И, конечно, история любви в таком обрамлении тоже обретает совершенно иные очертания и вкусы. Как и извечный вопрос: кто такой Джон Голт?
***
Деньги не купят счастья тому, кто сам не знает, чего хочет. Деньги не построят систему ценностей тому, кто боится знания цены; они не укажут цель тому, кто выбирает свой путь с закрытыми глазами. Деньги не купят ум дураку, почет — подлецу, уважение — профану. Если вы попытаетесь с помощью денег окружить себя теми, кто выше и умнее вас, дабы обрести престиж, то в конце концов падете жертвой тех, кто ниже. Интеллигенты очень быстро отвернутся от вас, в то время как мошенники и воры столпятся вокруг, ведомые беспристрастным законом причин и следствий: человек не может быть меньше, чем его деньги, иначе они его раздавят…
***
Спрашиваете ли вы: хорошо ли помогать ближнему? Нет, если он требует помощи, словно имеет на нее полное право или помочь ему — ваш моральный долг. Да, если таково ваше собственное устремление, основанное на том, что вы испытываете эгоистическое удовлетворение, осознавая ценность просящего и его борьбы.
***
Если вы решаете помочь страдающему человеку, делайте это только на основе его достоинств, его усилий самостоятельно справиться со своей бедой, его разумности или на основе того, что он пострадал несправедливо. Тогда ваша помощь останется сделкой — обменом вашей помощи на его добродетельность. Но помогать человеку без достоинств, помогать, только потому, что он страдает, помогать просто потому, что в качестве аргументов он выдвигает свои недостатки, свои потребности, — это все равно что отдавать свои ценности за ничто.
***
Нет никчемной работы, а есть никчемные люди, которых не устроит никакая работа.
***
Ум человека — основное орудие его выживания. Жизнь человеку дана, выживание — нет. Тело человеку дано, пища — нет. Мозг ему дан, но ум — нет.
***
…удовлетвориться работой, требующей от вас меньше, чем вы в состоянии дать, значит заглушить двигатель и приговорить себя к движению вниз…
***
Истинная самозабвенная любовь состоит в готовности солгать, обмануть для того, чтобы сделать другого человека счастливым, чтобы создать для него ту реальность, которую он ищет, если ему не нравится та, в которой он живет.
***
Хотите вы того или нет, вы чувствуете, что хорошо для вас, а что — плохо. Но лишь от ваших моральных критериев зависит, что вы назовете хорошим, что плохим, что принесет вам радость, что боль, что вы полюбите, что возненавидите, чего пожелаете, чего испугаетесь.
***
Бродяги и бездельники планируют не больше чем на день. Чем выше разум, тем выше его горизонт. Человек, чей горизонт приземлен, готов строить на зыбучих песках, готов урвать, что подвернется, и не думать о последствиях. Человек, чей горизонт поднят небоскребами, этого не сделает.
***
Деньги —живая сила, они задыхаются без корней. Деньги не будут служить разуму, который недостоин их силы. Видимо, поэтому выненавидите деньги? Деньги — еще и средство вашего выживания. Приговор, который вы вынесете источнику собственного благополучия, будет приговором вашей собственной жизни. Оскверняя этот источник, вы предаете собственное существование. Вы получаете деньги обманом? Потворствуя людским порокам или глупости? Любезничая с глупцами в надежде получить больше, чем позволяют ваши истинные способности? Поступаясь своими принципами? Выполняя работу, которую ненавидите, для тех, кого презираете? Если так, эти деньги никогда не принесут вам ни одного мгновения радости. Все, что вы на них купите, обернется для вас позором, а не достижением. И тогда вы в ужасе закричите, что деньги отвратительны и порочны. Отвратительны потому, что не стали источником вашего самоуважения. Порочны потому, что позволили вам насладиться собственной развращенностью.
***
Плохо, если жизнь человека зацикливается, или становится чередой лет, падающих за спиной, как бесполезные нули. Жизнь должна быть прямой линией от одной цели к следующей, и так до конца — к единому, большому итогу, как путешествие по рельсам железной дороги от станции к станции.
***
Выкупите свой разум из ломбарда авторитетов.
***
Нет более верного пути уничтожить человека, чем вынудить его изо дня в день работать как можно хуже. Это губит быстрее, чем пьянство, лень или воровство.
***
Слабость прошла, как только Дагни вновь ступила на порог кабинета. Неважно, какой была предшествующая ночь, она не могла припомнить утро, когда бы в ней не просыпалось ощущение подъема, тихого волнения, рождавшего в теле энергию, а в уме — жажду деятельности. Это было начало ее дня, дня ее жизни.
***
Счастья нельзя достичь по прихоти эмоций. Счастье не есть удовлетворение безрассудных желаний, которым вы слепо потакаете. Счастье – это состояние непротиворечивой радости, радости без «чувства вины, без страха наказания, радости, гармонирующей с вашими моральными ценностями, а не ведущей к саморазрушению; это радость от того, что способности разума используются полностью, а не от того, что удалось убежать от своих мыслей; от того, что достигнуты истинные ценности, а не от того, что удалось уйти от реальности; это радость творца, а не пьяницы. Счастлив может быть лишь разумный человек, человек, преследующий разумные цели, ищущий разумных ценностей и находящий радость лишь в разумных действиях.
***
Я подумала о всех особях животного мира, которые тренируют свой молодняк в искусстве выживания: кошка обучает котят охотиться; птицы прикладывают огромные усилия, чтобы поставить на крыло своё подросшее потомство, а человек, инструментом выживания которого является его мозг, не только не способен научить ребёнка думать, но даже посвящает образование своих детей целям разрушения разума, убеждая их, что мысль эфемерна и зла, ещё до того, как они начнут думать. Взрослые обрушивают на ребёнка поток броских фраз, действующих как последовательность шоковых приёмов, призванных заморозить желание действовать, остановить деятельность сознания: «Не задавай так много вопросов!»; «Детей должно быть видно, но не слышно!»; «Кто ты такой, чтобы думать?»; «Это так, потому что я это сказал!»; «Не спорь, подчинись!»; «Не пытайся понять, поверь!»; «Не возникай!»; «Не высовывайся!»; «Не борись, иди на компромисс!»; «Доверяй не уму, а сердцу!»; «Откуда тебе знать? Родители знают лучше!»; «Кто ты такой, чтобы понимать? Общество понимает лучше тебя!»; «Откуда тебе знать? Чиновники знают лучше всех!»; «Кто ты такой, чтобы возражать? Все ценности относительны!». Люди содрогнулись бы, увидев, как птица-родительница вырывает перья из крыльев своего птенца, а затем выталкивает его из гнезда, чтобы он научился выживать, — а ведь именно это они делают со своими детьми.
***
Источником права собственности является закон причин и следствий. Вся собственность и все формы богатства создаются разумом и трудом человека. Как не может быть следствий без причин, так не может быть богатства без его источника — без интеллекта. Нельзя заставить работать интеллект: те, кто способны мыслить, не будут работать под принуждением; те, кто будут, произведут немногим больше цены кнута, нужного, чтобы держать их в рабском состоянии. Получить создания разума можно только на условиях его обладателя, на основе торговли и добровольного согласия. Любая другая политика по отношению к человеческой собственности является политикой преступников, каково бы ни было их число.
***
Исчезни с лица земли душа, и моторы остановятся, потому что это и есть сила, поддерживающая их в движении; не нефть, которая вновь стала бы грязью первобытных болот, не стальные цилиндры, которые превратились бы в пятна ржавчины на стенах пещер, где дрожат от страха дикари, — сила человеческого разума: сила мысли, выбора и цели.
***
На мой взгляд, существует единственная форма падения человека — потеря цели.
***
Мистер Реардэн, — произнес Франциско торжественно спокойным тоном, — если бы вы увидели атланта, держащего на своих плечах мир, увидели, как кровь течет по его груди, ноги его подгибаются и руки дрожат, а он из последних сил пытается удержать мир, и чем мощнее усилие, тем тяжелее мир давит на его плечи, — что бы вы ему предложили?
— Я… не знаю. Что… он может сделать? А что предложили бы ему вы?
— Расправить плечи.
Возможно, вам будет интересен цитатник по книге Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грэя»
Фото книги ©bookmarin