Глава хiii Россия — «ближний круг» и «русский мир»
• Распад СССР. Формирование ближнего зарубежья. • Особенности формирования государственности в постсоветских республиках. • Разные судьбы «русского мира». • Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве. • «Ближний круг» и остальной мир. • От сверхдержавы СССР — к России.
1. Распад СССР. Формирование ближнего зарубежья
«Ближний круг», или ближнее зарубежье, России сформировался после распада Советского Союза. 8 декабря 1991 г. руководители России, Украины, Белоруссии (Б. Ельцин, Л. Кравчук, С. Шушкевич) на встрече в Беловежской Пуще (Республика Беларусь) констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность фактически перестал существовать. Одновременно они подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Постепенно (до конца 1991 г.) к СНГ присоединились остальные бывшие союзные республики, кроме стран Прибалтики (Латвии, Литвы, Эстонии) и Грузии (вошла в СНГ только в 1993 г.). Распад СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой, которая не только кардинальным образом изменила всю систему международных отношений, но и оказалась сильнейшей психологической травмой для миллионов людей, привыкших жить в огромном многонациональном государстве. Рвались семейные и дружеские связи, перед многими встала мучительная проблема принятия гражданства той страны, в которой они оказались силой обстоятельств. О том, был ли развал Советского Союза исторически предопределен или все же в тот момент была упущена возможность сохранить страну в реформированном виде, еще долго будут спорить историки и политики.
Создание нового объединения бывших республик СССР — Содружества Независимых Государств — позволило сделать процесс распада СССР на независимые государства менее кризисным и болезненным, менее конфликтным. |
Был произведен раздел Вооруженных сил СССР. Только за Россией был сохранен статус ядерной державы и место Постоянного члена Совета безопасности в Организации Объединенных Наций. Взамен Россия взяла на себя все долги и обязательства Советского Союза, которые выплатила к 2006 г. В этот период были подписаны до сих пор действующие в отношениях с большинством стран СНГ соглашения по безвизовому перемещению граждан, по признанию дипломов и свидетельств об образовании, трудовом стаже, пенсиям и др. Благодаря этим механизмам Содружества удалось на продолжительный период облегчить гражданам вновь созданных независимых государств адаптацию к новой геополитической реальности. Руководители государств СНГ, бывшие в СССР региональными (республиканскими) руководителями, получавшими указания из Москвы, став лидерами независимых держав, в начале 90-х гг. увлеклись установлением связей и контактов с остальным миром. Многим тогда казалось, что в обмен на дистанцирование от России они получат существенные политические и экономические выгоды. Кроме того, практически во всех новых независимых государствах широко культивировалась легенда о том, что якобы Российская Федерация существовала за счет других республик Советского Союза. А стоит от нее отделиться, как жизнь резко улучшится. Во многих странах Содружества Независимых Государств от этих иллюзий постепенно избавляются, но в некоторых они до сих пор продолжают оставаться существенным фактором, влияющим на внешнюю и внутреннюю политику. В итоге многие интеграционные идеи, которые были первоначально провозглашены в рамках СНГ (например, сохранение единых вооруженных сил, единого платежного средства — российского рубля и т. п.), так и остались нереализованными под напором естественного стремления политических элит новых государств к полной самостоятельности и независимости.
Россия в нынешних границах после распада Варшавского договора, а затем и Советского Союза оказалась в очень непростой геополитической ситуации. Для нее насущной необходимостью стало формирование на этих границах пояса дружественных государств. |
2. Особенности формирования государственности в постсоветских республиках
Почти
все постсоветские республики не имели
в своей истории опыта и традиций
государственного строительства. С этим
были связаны многие проблемы, которые
в некоторых странах более-менее успешно
решены, а в других до сих пор вызывают
очень серьезные межнациональные
конфликты.
В Советском
Союзе границы между союзными республиками
проводились зачастую произвольно, без
учета исторических обстоятельств и
реального расселения народов. Кроме
того, в рамках политики «подтягивания
окраин», в ходе индустриализации
экономики первых пятилеток и промышленного
строительства в послевоенный период в
СССР производилось массовое переселение
людей различных национальностей, в
основном из центральных областей России.
Большинство союзных республик стали,
по сути, многонациональными образованиями.
Но после обретения независимости во
всех постсоветских государствах, за
исключением России, стали формироваться
3. Разные судьбы «русского мира»
Прошедший срок после распада СССР позволяет судить об устойчивых общих тенденциях в политике постсоветских государств в отношении русской и русскоязычной диаспоры, оказавшейся на их территории.
Во многих бывших союзных советских республиках суверенная государственность зачастую утверждалась на антироссийской и антирусской основе. |
В первую очередь это выразилось в «языковых революциях», когда в 1988—1989 гг. были приняты новые законы о языках, утвердившие один государственный язык — титульной нации. А русский язык, являвшийся основным информационным носителем для огромной массы русскоязычных граждан, либо был резко ограничен в возможностях официального употребления, либо за ним была оставлена юридически неопределенная функция языка межнационального общения. Язык из средства общения стал политическим инструментом, с помощью которого из властных структур, органов внутренних дел, судов, органов управления всеми областями государственной и общественной жизни вытеснялись русские. Вместе с этим русские лишались возможности полноправного участия в приватизации, приобретении собственности в странах проживания. Последовавшая затем экономическая реформа, имевшая своим результатом резкое сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, привела к тому, что русское население, составлявшее в советское время основную часть индустриальных рабочих и инженеров, потеряло работу и вместе с этим — источники существования. Возникли проблемы получения образования на родном, русском, языке. Произошли изменения в национальных составах политических, культурных и научных элит. Резко сужается информационное пространство для русскоязычного населения. Названные общие тенденции имеют специфические особенности в каждом из постсоветских государств.
Белоруссия Здесь в праве и общественном сознании за русскими не закрепился термин «национальное меньшинство». Русские в Республике Беларусь, которых насчитывается почти 1,5 млн человек при более чем 10-миллионном населении, наряду с белорусами и другими народами, проживающими на территории республики, представляют часть государствообразующей нации. Престиж русского языка, русской культуры достаточно высок, отношение к русскому народу самое теплое.
Украина Русские, составляющие 22% населения (11,4 млн человек), всегда были и остаются крупнейшим по численности народом на территории Украины. Фактически они, наряду с украинцами, государствообразующая нация. Но в этой славянской республике проблема полноценного функционирования русского языка остается не до конца решенной. Свыше 54% украинцев также считают себя русскоязычными, а 72% полагают, что им необходимо знание русского языка (т. е. русский язык востребован более чем двумя третями всего населения).
Центральная Азия Туркмения, Таджикистан и Узбекистан — государства, в которых русский фактор не играет заметной роли. По оценкам экспертов, в Туркмении остается около 200 тыс. русских, в Таджикистане — от 70 до 110 тыс., в Узбекистане — около 1 млн, менее 4% населения. При общих проблемах в этих государствах, страдающих от экономического кризиса, положение российских соотечественников в каждой из этих стран имеет свою специфику. Например, особая ситуация в Таджикистане связана с его геополитическим положением форпоста на пути таких радикальных исламистов, как движение «Талибан», очагом которого является Афганистан, с военной и экономической зависимостью от России. В Узбекистане зарегистрирована и работает единственная русская общественная организация — Русский культурный центр Узбекистана. Из Киргизии в первые годы после развала СССР шел самый мощный миграционный поток. Страну покинуло более трети проживавших там русских. После 1993 г., когда миграция достигла своего пика, количество выезжающих стало уменьшаться. Сейчас русские составляют менее 20% населения (около 600 тыс. человек в 3-миллионном населении республики). В республике нет препятствий для деятельности общественных объединений русского населения. В законодательном порядке русскому языку придан статус официального.
Казахстан Русское население этой страны составляет 30%. Поэтому вполне естественно, что русские в Казахстане ставят вопрос о придании русскому языку официального статуса, а также о создании условий для функционирования национально-культурных автономий.
Закавказье Понятием «Закавказье» объединены три бывшие советские республики: Азербайджан, Армения и Грузия. За последнее десятилетие их развитие и сегодняшнее состояние несхожи. По-разному сложились и их взаимоотношения с Россией. Эти факторы обусловили существование и функционирование общин и организаций русских, проживающих в Закавказье. По некоторым оценкам сейчас там проживает около 300 тыс. русских. В Азербайджане — 190 тыс., в Армении — не более 12 тыс., в Грузии — около 100 тыс. человек.
Молдавия и Приднестровье В Молдавии проживает около полумиллиона русских, составляющих 11,5% населения республики. Здесь также актуален вопрос о придании русскому языку статуса государственного. Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) была создана народом Приднестровья в целях защиты права человека свободно говорить на родном языке, а именно этому препятствовали в 1989—1990 гг. молдавские националисты. В Приднестровье проживает 731 тыс. человек, из них 29% составляют русские. Здесь нет никаких ущемлений по языковому или национальному признаку. Положение российских соотечественников, русских организаций не вызывает беспокойства. Русский язык является одним из трех официальных, система образования Приднестровской Республики сориентирована на российскую, русская культура остается ведущей, объединяющей все народы ПМР.
Прибалтика «Русский вопрос» стоит очень остро в Латвии и Эстонии, где русских никак нельзя отнести к меньшинствам. В Эстонии, по последним данным, проживает немного менее 1,5 млн человек, русские составляют 30%. В Латвии население — около 2,4 млн человек, из них также 30% — русские. Но именно в этих странах приняты дискриминационные для нетитульного населения законы «О гражданстве», «Об образовании», «О языке». Законы настолько вопиюще противоречат международно признанным нормам, что вызвали критику даже со стороны европейских структур: Совета Европы и ОБСЕ. Русское и русскоязычное население оказалось, по сути, лишено естественного права на гражданство, получение образования на родном языке, ущемлено в праве получать информацию на русском языке. Русские люди находятся в гнетущей моральной атмосфере. Восстанавливая свою государственность, власти в странах Прибалтики опускаются до попрания принципов исторической справедливости. В то время как судят русских ветеранов, исполнявших свой служебный долг в борьбе с нацистами и бандитами, легионерам СС воздаются воинские почести. Сотни тысяч людей находятся в унизительном положении «серых» граждан. Так себя называют 220 тыс. обладателей серых паспортов, выданных людям, лишенным права на гражданство Эстонии и не оформившим гражданство России. В таком же «безгражданском» состоянии находятся почти 400 тыс. человек в Латвии. В Литве положение русской диаспоры, которая составляет 9% от 3,5 млн населения, несколько отличается в лучшую сторону от положения русских в Латвии и Эстонии. Прежде всего, из-за сравнительной малочисленности русского населения отношение к нему со стороны властей и самих литовцев было всегда более толерантным. В Литве право получения гражданства было предоставлено всем постоянным жителям.
В результате распада Советского Союза русские оказались самым большим разделенным народом в мире. Более 20 млн соотечественников оказались за пределами своей исторической родины. |
Как уже отмечалось, значительная часть русских и русскоязычных в течение 1990-х гг. переселилась в Россию, другая часть адаптировалась в новых независимых государствах. В то же время довольно много потенциальных россиян хотели бы переселиться в Россию, но не имеют для этого материальных возможностей. В последнее время по инициативе Президента России В. Путина принята государственная программа репатриации соотечественников, выделены финансовые средства, определяются возможности регионов по приему и обустройству людей. После того как в России в конце 1990-х гг. начался экономический рост, поднимающейся российской экономике потребовалась дополнительная рабочая сила, в основном в сфере строительства, транспорта и торговли. Возник интенсивный процесс миграции рабочей силы из стран СНГ в Россию. Так как в то время со всеми странами СНГ действовало соглашение о безвизовом обмене, то в Россию хлынул слабо контролируемый поток гастарбайтеров (немецкий термин, означающий временных рабочих).
По разным оценкам в России в 2005 г. находилось от 8 до 10 млн граждан стран СНГ. Причем официально были зарегистрированы не более 10% из них, а остальные работали на территории России незаконно.
Такая ситуация, с одной стороны, вызывала повышенную социальную напряженность в российских мегаполисах. Их инфраструктура (жилье, транспорт, здравоохранение и образование) не рассчитана на повышенную нагрузку, которую создавали незаконные мигранты. Причем от них при этом не поступали налоги в городские бюджеты. Правоохранительные органы сталкивались с огромными трудностями, когда преступные элементы, совершив преступление в одной стране, свободно и бесконтрольно перемещались по всему пространству СНГ. С другой стороны, отсутствие официального статуса у незаконных мигрантов зачастую превращало их в заложников недобросовестных работодателей, лишало возможности находиться под защитой законов государства, получать медицинскую помощь. В последнее время усилиями вновь созданной Федеральной миграционной службы и благодаря меняющемуся законодательству в этой сфере ситуация с незаконными мигрантами постепенно улучшается.
4. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве
Распад Советского Союза и непродуманные экономические реформы самым пагубным образом сказались на экономике всех стран СНГ. На протяжении 1990-х гг. падение промышленного производства достигало десятков процентов в год.
Удельный вес стран СНГ в российском внешнеторговом обороте уменьшился с 63% в 1990 г. до 21,5% в 1997 г. Если в 1988—1990 гг. в межреспубликанский (в границах бывшего СССР) товарооборот было вовлечено около четверти валового внутреннего продукта, то к началу нового века этот показатель снизился почти до одной десятой. |
Наибольшая интенсивность товарооборота России сохранялась с Украиной, Белоруссией и Казахстаном, на долю которых приходилось более 85% российского экспорта и 84% импорта со странами Содружества. Для всего Содружества торговля с Россией, несмотря на резкое сокращение, по-прежнему имеет первостепенное значение и составляет свыше 50% их общего внешнеторгового оборота, а для Украины, Казахстана и Белоруссии — более 70%. Прослеживалась тенденция к переориентации стран Содружества на решение своих экономических задач вне рамок СНГ, с расчетом на возможность значительного расширения отношений со странами дальнего зарубежья. Так, например, удельный вес их экспорта в страны дальнего зарубежья по сравнению с общим объемом экспорта составил в 2001 г.: • у Азербайджана — 93% против 58% в 1994 г.; • у Армении — соответственно 70% и 27%; • у Грузии — 57% и 25%; • у Украины — 71% и 45%. Соответствующим образом происходил и рост их импорта из стран дальнего зарубежья. В отраслевой структуре промышленности всех стран СНГ продолжала возрастать доля продукции топливно-энергетических и других сырьевых отраслей и уменьшаться доля продукции обрабатывающих отраслей, особенно машиностроения и легкой промышленности. В такой ситуации в качестве практически единственного интеграционного фактора остались льготные цены для стран СНГ на российские энергоресурсы. При этом интересы энергоэкспортирующих и энергоимпортирующих стран, входящих в СНГ, стали значительно расходиться. Процессы приватизации и восстановительного развития в странах Содружества проходили в существенно различающихся формах и с различной динамикой. И если в рамках общей организации Содружества Независимых Государств удавалось сохранять общее наследие, которое оставалось от Советского Союза, то общие для всех стран интеграционные модели хотя и принимались, но оказывались неработоспособными. Поэтому в середине 1990-х гг. была принята модель не одновременной, а разноскоростной интеграции. Начали формироваться новые объединения, которые создавали страны, имевшие политические и экономические предпосылки для более тесного взаимодействия. В 1995 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия приняли договор о создании Таможенного союза, а в 1996 г. подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В 1999 г. к Договору присоединился Таджикистан, а в 2000 г. он был преобразован в полноценную международную организацию — Евразийское экономическое сообщество (ЕвразЭС). В 2006 г. в ЕвразЭС в качестве полноправного члена вступил Узбекистан, что еще раз подтвердило эффективность и перспективность этого интеграционного проекта. Принцип разноскоростной интеграции был распространен и на военно-политическую область. Подписанный еще в 1992 г. Договор о коллективной безопасности (ОДКБ) был в 1999 г. продлен шестью государствами: Россией, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Узбекистан тогда не продлил свое участие в ОДКБ, но вернулся в Организацию в 2006 г.
Одной из существенных причин торможения интеграционных процессов на пространстве СНГ является противоречивая и непоследовательная позиция руководства такой ключевой страны, как Украина. |
Стоит отметить, что за 15 лет украинский парламент так и не ратифицировал Устав СНГ, несмотря на то что одним из инициаторов создания этой организации был тогдашний президент Украины Л. Кравчук. Такая ситуация сложилась по той причине, что в стране сохраняется глубокий раскол по отношению к ее геополитической ориентации по географическому принципу. На Востоке и Юге Украины большинство выступает за тесную интеграцию с Россией в рамках Единого экономического пространства. Запад страны стремится к вступлению в Европейский Союз. В этих условиях Украина пытается играть роль альтернативного России интеграционного центра на пространстве СНГ. В 1999 г. была создана региональная организация ГУУАМ, включавшая Украину, Грузию, Узбекистан, Азербайджан и Молдавию. В 2005 г. Узбекистан вышел из организации (поэтому она теперь называется ГУАМ), обвинив ее в том, что она превратилась в чисто политическую. ГУАМ и не может при всем желании ее членов стать в обозримом будущем организацией экономической по той причине, что взаимный товарооборот составляет ничтожную величину (у Украины, например, значительно меньше 1% ее общего товарооборота).
5. «Ближний круг» и остальной мир
За время, прошедшее после распада Советского Союза, в мире произошли кардинальные геополитические изменения. Все восточноевропейские страны бывшего «социалистического лагеря» и страны Прибалтики вступили в Евросоюз и НАТО. Соединенные Штаты Америки, почувствовав себя единственной сверхдержавой, резко активизировались и пытаются единолично решать все мировые проблемы, не останавливаясь ни перед экспортом революций, ни перед военными операциями. Евросоюз из чисто экономического объединения постепенно стал превращаться в конфедеративную сверхдержаву. В мире появились новые мощные центры экономического и политического влияния, такие, как Китай и Индия. В этих условиях «ближний круг» России, находящийся в Евразии, на перекрестке всех этих центров влияния, все больше становится ареной борьбы. Россия стала испытывать усиливающееся давление по всему периметру своих границ. Появилась опасность, что внешние силы могут быть заинтересованы в том, чтобы сформировать на западных границах России «санитарный пояс» из недружественных государств и контролировать российское сотрудничество с Западной Европой. А в Центральной Азии, создавая нестабильность в этих государствах, блокировать налаживающееся экономическое и геополитическое сотрудничество с Китаем и Индией. Россия в такой обстановке просто обязана была провозгласить главным приоритетом в Концепции внешней политики РФ развитие отношений со странами ближнего зарубежья. При этом было подчеркнуто, что Россия во главу угла ставит обеспечение своих национальных интересов, в том числе защиту прав многих миллионов соотечественников в странах ближнего зарубежья.
6. От сверхдержавы СССР — к России
Все 90-е гг. XX в. Россия никак не могла определиться со своей ролью в мире. Понятно, что она уже была не способна выполнять роль СССР — мировой сверхдержавы, которая пыталась контролировать все процессы на планете. Но стать рядовой европейской страной ей тоже, при всем желании, не удавалось. В начале нового века некоторые эксперты предопределяли России роль региональной сверхдержавы, т. е. страны, влияние которой в ее «ближнем круге» должно быть определяющим, но убывать по мере удаления от ее границ. Главным ее приоритетом во внешней политике становились бы взаимоотношения с ближайшими соседями. Однако такое понимание в условиях глобализации было бы чрезвычайно узким. Учитывая, что термин «сверхдержава» в языке международной политики может иметь некоторый негативный оттенок, мы все же можем использовать его для описания реальной роли России в мире, принимая во внимание уровень развития и стратегические перспективы нашей страны. Россия должна становиться центром формирования собственных интеграционных проектов, создавать собственные модели демократического развития, а не заимствовать чужие. Почти сто лет назад СССР стал попыткой выработки глобальной альтернативы капиталистическому миру. Сам факт создания такого государства радикально изменил судьбы мира. Сегодня наша страна вновь обретает особую миссию. Навсегда расставшись с гегемонистскими претензиями сами, мы не позволим претендовать на глобальную гегемонию кому бы то ни было. Россия всегда будет на стороне сообщества суверенных демократий (и свободного рынка), против любых глобальных диктатур (и монополий). Глобальная миссия России как сверхдержавы — превратить национальный суверенитет в фактор справедливой глобализации и демократизации международных отношений.
Краткие выводы к главе
«Ближний круг», или ближнее зарубежье, России сформировался в результате распада Советского Союза. Распад СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой, которая кардинальным образом изменила всю систему международных отношений. Формирование Содружества Независимых Государств позволило сделать процесс распада СССР на независимые государства максимально бесконфликтным. Многие интеграционные идеи, которые были первоначально провозглашены в рамках СНГ, так и остались нереализованными под напором стремления политических элит новых государств к полной самостоятельности и независимости. После обретения независимости во всех постсоветских государствах, за исключением России, стали формироваться моноэтнические государства титульных наций. Наиболее уродливые формы эти тенденции приняли в таких странах Прибалтики, как Латвия и Эстония. В результате распада Советского Союза русские оказались самой большой разделенной нацией в мире. Более 20 млн соотечественников оказались за пределами своей исторической родины. В последнее время по инициативе Президента России В. Путина принята государственная программа репатриации соотечественников, выделены финансовые средства, определяются возможности регионов по приему и обустройству людей. Распад Советского Союза и непродуманные экономические реформы самым пагубным образом сказались на экономике всех стран СНГ. В середине 1990-х гг. была принята модель не одновременной, а разноскоростной интеграции и начали формироваться новые объединения, которые создавали страны, имевшие политические и экономические предпосылки для более тесного взаимодействия. Наибольшего уровня интеграции достигли Россия и Белоруссия, подписав в 1999 г. Договор о создании Союзного государства, а также страны, входящие в Евразийское экономическое сообщество (ЕвразЭС). Россия провозгласила в Концепции внешней политики РФ в качестве приоритета развитие отношений со странами ближнего зарубежья. Россия во главу угла ставит обеспечение своих национальных интересов, в том числе защиту прав многих миллионов соотечественников в странах ближнего зарубежья. Вместе с тем наша страна обретает новую миссию. Россия исходит из представления о справедливом мироустройстве как о сообществе свободных государств (суверенных демократий), сотрудничество и соревнование которых осуществляются по разумным правилам и потому предполагают либерализацию международных отношений и демонополизацию глобальной экономики.
Словарь ключевых понятий и терминов, использованных в главе
«Ближний круг» России — государства, образовавшиеся после распада СССР в 1991 г. Евразийское экономическое сообщество — организация высокой степени интеграции, в которой состоят страны СНГ, наиболее готовые к развитию интеграционных процессов. Концепция внешней политики РФ — документ, принятый Президентом, Правительством и Парламентом России, который определяет основные направления внешней политики страны. Моноэтническое государство — государство, законодательно провозгласившее приоритет одной из наций, проживающих на его территории. Программа репатриации соотечественников — программа, принятая российским Правительством для облегчения возвращения российских соотечественников на родину в Россию. Разноскоростная интеграция — процессы интеграции стран по мере их экономической и политической готовности к интеграции. Содружество Независимых Государств (СНГ) — организация, созданная в 1991 г. 12 странами бывшего СССР (кроме стран Прибалтики). Союзное государство России и Белоруссии — организация двух стран, созданная в 1999 г. для ускорения процессов их объединения.
1.5.3. Дальнее зарубежье. Россия и Восток
В 1999 г. ситуация в Югославии вновь стала критической — на этот раз в Косово. Притеснительная политика президента Югославии С.Милошевича по отношению к албанцам была признана «геноцидом». Ситуация показалась мировому сообществу и особенно странам НАТО настолько угрожающей, что Североатлантический альянс счел необходимым провести миротворческую операцию с применением бомбовых ударов по территории страны. Это произошло после того, как закончились неудачей переговоры в Рамбуйе, призванные урегулировать конфликт. Операция «Решительный удар» продолжалась 78 дней и в конечном итоге привела к тому, что Сербия вывела свои войска с территории Косово. Россия не только не поддержала военную операцию НАТО, но и резко осудила применение силы в обход Совета Безопасности ООН. После начавшихся бомбардировок Белграда Б.Н. Ельцин выступил с резкой критикой Запада, демонстрируя независимость и значимость России на мировой арене. Военные действия Запада против Югославии вызвали негативную реакцию российской общественности и всплеск антинатовских настроений. Практически все политические лидеры России заявили о неприятии действий НАТО.
Ко второй половине 1999 г. стало очевидно, что отношения России с Западом медленно, но верно сползали к глубокому кризису: сокращались сферы сотрудничества, нарастали взаимные недоверие и раздражение.
В целом это был этап чрезмерных надежд на Запад и жизнеспособность СНГ, нарождавшегося в начале данного этапа. Все эти годы в различных кругах российского общества не прекращались дискуссии вокруг проблем российской идентичности в новой геополитической ситуации. В ходе дискуссий высказывались глубоко полярные мнения, формировались различные точки зрения на место России в мире: от идеи взаимозависимости до изоляционизма, от имперского мышления до синдрома слабой и униженной страны, за тесное сближение России с Западом и усвоения западных ценностей и, напротив, за свой «особый» путь развития.
На Востоке Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретала зона Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Одним из основных торговых партнеров России в этом регионе стал Китай. Отношения между Россией и Китаем начали активно и устойчиво развиваться после визита в эту страну в 1993 г. Б.Н. Ельцина. Российско-китайские встречи в верхах с тех пор проводились не реже одного раза в год. С декабря 1996 г. регулярными стали встречи глав правительств двух стран поочередно в Москве и Пекине. Врезультате подписанных в 1996 и 1997 гг. руководителями России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы впервые в АТР была, образована обширная зона мира и доверия. В рамках реализации этих соглашений в ноябре 1999 г. в Пекине состоялось первое заседание Совместной контрольной группы (СКГ). Расширялось сотрудничество с Китаем и в рамках «Шанхайской пятёрки». Свое взаимодействие на международной арене Россия и Китай строили на основе Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанной на высшем уровне в апреле 1997 г.
Китай поддерживал действия правительства России в Чечне. А Россия, признавая целостность Китая, не поддерживала концепцию «независимости Тайваня», выступала против принятия Тайваня в ООН и другие международные организации, членами которых являются лишь суверенные государства. Китай, в свою очередь, не возражал против осуществления Россией неофициальных связей с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной, спортивной и других областях.
Спад во взаимоотношениях с КНДР начался еще на союзном уровне в 1990 г. после установления дипломатических отношений СССР с Южной Кореей. Российское руководство продолжало развитие дружеских отношений с Южной Кореей и в то же время продемонстрировало охлаждение в отношениях с КНДР. После августа 1991 г. были прерваны
контакты на высоком политическом уровне, до минимума сократились торговля, обмены по линии общественных организаций, а также в области культуры.
В сентябре 1994 г. в ходе поездки в Пхеньян специального представителя президента Российской Федерации стороны выразили намерение преодолеть спад в российскосеверокорейских отношениях. Визиты в КНДР пpeдседателя Государственной Думы Г.Н. Селезнева (май 1996 г.), а также председателя комитета по международным делам Думы В.П.Лукина (май 1997 г.) способствовали оживлению связей обеих стран. В итоге были подписаны межправительственные соглашения о воздушном сообщении, культурном сотрудничестве, взаимных поездках граждан, сотрудничестве в лесной отрасли, об определении линии разграничения пограничных водных пространств России, КНДР и КНР на реке Туманная, ряд других межведомственных документов. В 1995 г. российская сторона выступила с инициативой замены Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1961 г. новым, который соответствовал бы современным реалиям.
КНДР была объективно заинтересована в экономическом сотрудничестве с Россией, однако на пути его развития сохранялся ряд препятствий, главное из которых — затяжной экономический кризис в КНДР. Объем товарооборота РФ-КНДР удерживался на минимальном уровне 90-100 млн долл. Оставался неурегулированным вопрос северокорейской задолженности перед Россией (около 3,8 млрд р. в ценах 1991 г.).
Серьезным испытанием для молодой российской дипломатии стало развитие отношений с Японией. Главным препятствием здесь служили проблема Курильских островов и отсутствие мирного договора. Президент России Б.Н. Ельцин неоднократно подтверждал свою приверженность «поэтапному решению» этой проблемы, а в ходе официального визита в Токио в октябре 1993 г. заявил, что Россия выполнит все обязательства СССР перед Японией в том числе и Декларацию 1956 г., предусматриващую передачу двух из четырех островов ЮжноКурильской гряды Японии после заключения мирного договора. Однако решение проблемы найдено не было, длительный переговорный процесс не привел к конкретным результатам.
Хорошие отношения Россия сохраняла с Индией. В 1994 г. была создана Межправительственная российско-индийская комиссия (МПК) по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Устойчивые экономические связи сложились в таких приоритетных областях, как энергетика, в том числе ядерная, металлургия, нефтяная и угольная промышленность. При участии российских специалистов осуществлялась модернизация ГЭС «Бхакра» и ГЭС «Тери». Продолжались поставки российского энергосилового оборудования ряду химических и металлургических комбинатов в Индии. В 1998 г. был инициирован новый совместный проект стоимостью 2,5 млрд. долл. по сооружению атомной электростанции «Куданкулам» в штате Тамил-Наду.
Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях со странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). С точки зрения экономических интересов России страны АСЕАН можно разделить на две группы. К группе стран, которые заинтересованы в приобретении у России традиционной техники и технологий, относятся страны Индокитая, т. е. Вьетнам, Лаос. Торговля с этими странами, безусловно, способна пополнить валютные запасы России, страны же импортеры смогут содержать уже функционирующие объекты промышленности, построенные с участием России. Ко второй группе относятся другие страны-члены АСЕАН, для которых важно расширение рынка сбыта, совместное инвестирование, закупка оружия. Кроме развития ранее существовавших связей эти страны заинтересованы в перенесении некоторых видов производств, в том числе электроники, потребительских товаров, на территорию России. Небогатый природными ресурсами Сингапур заинтересован в импорте из России леса, угля, продукции нефтехимии, рыбопродуктов, цветных металлов. Кроме того, страны ЮгоВосточной Азии приобретают возможность проникать через Россию на широкий рынок стран СНГ, где не хватает многих видов потребительских товаров.
Что касается России, то она может использовать технологические «ноу-хау» стран АСЕАН. Немаловажный фактор развития сотрудничества представляет собой рынок достаточно качественных, но более дешевых по сравнению с японской продукцией товаров стран АСЕАН.
Избыток рабочей силы АТР позволяет восточным регионам России решать сложную проблему привлечения трудовых ресурсов в непрестижные и тяжелые производства. Был накоплен определенный опыт привлечения вьетнамских рабочих на предприятия РФ. Однако внешнеэкономические связи России со странами АСЕАН не достигли уровня, соответствующего отношениям стратегического партнерства. К концу 1990-х гг. на долю торговли со странами Юго-Восточной Азии приходилось лишь 3,3% внешнеторгового оборота Российской Федерации, а в структуре торговли доминирующая роль принадлежала сырью, топливу, материалам и потребительским товарам.
1.5.4. Россия и страны ближнего зарубежья
После распада СССР российской внешней политике пришлось осваивать совершенно новое для нее направление — так называемое ближнее зарубежье. Развитие отношений России с бывшими союзными республиками шло с одной стороны в рамках Содружества Независимых Государств, и с другой — по пути развития двусторонних отношений.
В отношениях со странами ближнего зарубежья Россия с самого начала столкнулась со многими проблемами, часть которых досталась ей в наследство от СССР (судьба долгов Советского Союза, вывод войск из Прибалтики, проблема контроля за советским адерным потёнциалом).
Важным аспектом деятельности Содружества стало определение судьбы ядерного оружия бывшего СССР. В июле 1992 г. девять государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдавия и Туркмения) подтвердили, что поддерживают участие России в Договоре о нерас-гфостранении ядерного оружия в качестве его обладателя и заявили, что готовы присоединиться к Договору в качестве государств, не обладающих ядерным оружием. Таким образом, Россия стала полноправным правопреемником
СССР по вопросу владения ядерным оружием. При этом речь шла о всем ядерном оружии бывшего СССР, включая и то, которое находшюсь на территориях Украины, Белоруссии и Казахстана. В мае 1993 г. в Лиссабоне был подписан протокол, в котором руковожители Казахстана, Украины и Белоруссии гарантировали ликвидацию ядерного оружия на своей территории. Россия, США, Казахстан и Белоруссия ратифицировали Договор, но Украина потребовала гарантий своей безопасности. В январе 1994 г. в Москве президенты США, России
иУкраины приняли трехстороннее заявление, в котором были даны соответствующие гарантии.
К1994 г. российские войска были полностью выведены из стран Балтии, но в отношениях России с этими странами сохранялись другие, не менее острые проблемы. После распада СССР
за пределами России не по своей воле проживали свыше 25 млн. россиян. Многие из них оказались в тяжелом положении. Большинством правительств стран ближнего зарубежья проводилась политика приоритетного развития так называемых титульных наций. Все это вызывало межэтническую напряженность и осложняло положение наших соотечественников. Они сталкивались с проявлениями бытового национализма, кадровой дискриминации, страдали от произвола административных, правоохранительных и судебных властей на местах. Их права зачастую ущемлялись при решении вопросов получения образования, медицинской помощи, трудоустройства, вероисповедания, пенсионного обеспечения, предпринимательской деятельности, оформления различного рода документов. Особенно сложным их положение было в Латвии, Эстонии, Казахстане и ряде среднеазиатских республик. Российское руководство в те годы так и не выработало четкого последовательного подхода к проблеме соотечественников за рубежом, что в итоге привело к усилению иммиграции. Несмотря на сложную экономическую обстановку в России в период с 1991 г. по 1998 г., по данным МИД РФ, из стран СНГ и Балтии в Россию возвратились около 3 млн. соотечественников.
Главными проблемами, осложнявшими российско-украинские отношения, стали проблемы Крыма, Черноморского флота и ряд политических факторов (ядерное оружие, отношение к НАТО). Из-за разногласий по Севастополю и Черноморскому флоту договор о дружбе и сотрудничестве России с Украиной был подписан и ратифицирован лишь в 1998 г.
Препятствовали стабильному развитию Содружества и осложняли взаимодействие России с государствами СНГ конфликты на этнической почве, вспыхнувшие в Молдове (1992 г.), Грузии
47
(1992). Поиск инструментов их урегулирования привел к подписанию в марте 1992 г. Соглашения о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ. К 1993-1994 гг. фаза вооруженного противостояния в большинстве горячих точек постсоветского пространства завершилась.
Для части стран Содружества — его южного фланга, в середине 90-х годов реальным источником нестабильности и угроз стал режим талибов в Афганистане. В Таджикистане исламская оппозиция открыто апеллировала к помощи новых руководителей Афганистана. Через южные границы на территорию стран СНГ контрабандным путем ввозились крупные партии наркотиков. В сочетании с возрастанием внутренней нестабильности в Центральной Азии все это стимулировало государства СНГ на шаги по созданию эффективной системы безопасности. Выдвижение пограничных сил на таджикско-афганскую границу и сотрудничество России по охране внешних границ СНГ с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном позволило сохранить контроль РФ над ситуацией на дальних подступах к собственным границам.
15 мая 1992 г. Арменией. Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, РФ, Таджикистаном, Узбекистаном был пописан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Позднее к нему присоединились Азербайджан и Грузия. В 1999 г. благодаря усилиям российской дипломатии договор был продлен на очередной срок, но при этом из него вышли три из девяти участников
— Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Разногласия между участниками договора и нехватка финансовых средств привели к тому, что общее военно-стратегическое пространство на основе ДКБ так и не было сформировано. Но договор облегчил заключение двусторонних соглашений России с участниками ДКБ и позволил урегулировать статус российских военных объектов на территории бывших союзных республик. Кроме того, положительную роль ДКБ сыграл в качестве юридической базы для создания Объединенной системы ПВО СНГ, соглашение о которой было подписано 10 февраля 1995 г.
В течение 1992-1994 гг. состав СНГ менялся. В октябре 1992 г. из Содружества вышел Азербайджан, но вновь вернулся в него в 1994, после прихода к власти Г. Алиева. В 1994 г. в Содружество вошла Грузия.
Во второй половине 90-х гг. наметились тенденции более тесной экономической интеграции России с рядом государств СНГ. 29 марта 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали Договор об углублении экономической интеграции и четырехстороннем таможенном союзе. Особые отношения сложились у России с Белоруссией. Практическими шагами на пути интеграции двух стран стал подписанный в апреле 1997 г. договор о Союзе России и Белоруссии и принятая в декабре 1998 г. Декларация о создании Союзного государства.
В своем развитии СНГ не оправдало ожиданий, в сущности слишком завышенных, и не превратилось в полноценную интеграционную структуру. Многие важные инициативы стран СНГ так и остались нереализованными. Разные экономические возможности, социальнополитические системы, национальные интересы, недоверие и подозрительность к Москве служили серьезным препятствием на пути дальнейшего развития Содружества.
Россия должна была привыкать к новой роли бывших республик Советского Союза и к тому, что теперь ее взаимоотношения с соседями перестали быть только российской монополией, что они связаны с политикой и интересами многих других государств. Нередко Россия колебалась, переходя от невмешательства к попыткам восстановить влияние. В отношениях России с некоторыми странами было накоплено слишком много негативного и трудного опыта, который отрицательно влиял на развитие взаимоотношений. Россия как правопреемница и Советского Союза, и Российской империи, невольно была вынуждена нести ответственность за прошлые деформации, ошибки и даже преступления. Помимо стран дальнего зарубежья (Польши) это касалось в первую очередь стран Балтии.
Несмотря на очевидные болезни роста, Содружество сыграло стабилизирующую роль в становлении новых независимых государств. Создание СНГ помогло предотвратить стихийный распад страны и развитие ситуации по «югославскому сценарию». Процесс суверенизации
бывших советских республик-учасниц Сожружества прошел упорядоченно и не вызвал глубоких геополитических потрясений. В рамках Содружества удалось смягчить социальные и экономические последствия распада единого государства, мирной постепенно решить вопросы, связанные с разделом имущества и долгов бывшего СССР, формированием границ и национальных армий, транспортными и финансовыми проблемами, установлением визовых и таможенных режимов и др.
***
«Эпоха Ельцина» — время сложное и противоречивое. Вселявшее оптимизм, добрые надежды в своем начале, оно закончилось в итоге разочарованием для многих. «Кремлевские игры», влияние олигархов, финансовые пирамиды, коррупция и растущая преступность остались в нашей памяти характерными чертами 90-х годов. Сегодня у исследователей нет, да и не может быть однозначной оценки Б.Н.Ельцина как государственного деятеля. Историки и политики либеральной ориентации главной заслугой первого президента считают то, что он не допустил коммунистического реванша, обеспечил необратимость демократических перемен, хотя многие из этих перемен, инициированных властью сверху, в силу ряда как субъективных, так и объективных обстоятельств приняли форму вялотекущих реформ и не были завершены в рамках почти десятилетней «эпохи Ельцина». Противники Б.Н.Ельцина, люди, придерживающиеся прежних социалистических ценностей, полагают, что он не только развалил Советский Союз, но своими реформами вверг экономику в кризис, а народ в бедность.
С нашей точки зрения, к очевидным заслугам Б.Ельцина как политика и человека необходимо добавить своевременный, а для многих неожиданный уход с политической сцены, а также оптимальный в тех условиях выбор в качестве преемника такого политика, который, с одной стороны, обеспечил преемственность, а с другой, как показывает практика почти четырех лет президентства В. В. Путина, стал действительно гарантом стабильности в обществе и политиком, не только энергично взявшимся за реформы, по тем или иным причинам не состоявшимся при Ельцине, но и положившим начало исправлению многочисленных ошибок, допущенных при его предшественнике как законодательной, так и исполнительной властью.
1.5.4. Россия и страны ближнего зарубежья
После распада СССР российской внешней политике пришлось осваивать совершенно новое для нее направление — так называемое ближнее зарубежье. Развитие отношений России с бывшими союзными республиками шло с одной стороны в рамках Содружества Независимых Государств, и с другой — по пути развития двусторонних отношений.
В отношениях со странами ближнего зарубежья Россия с самого начала столкнулась со многими проблемами, часть которых досталась ей в наследство от СССР (судьба долгов Советского Союза, вывод войск из Прибалтики, проблема контроля за советским адерным потёнциалом).
Важным аспектом деятельности Содружества стало определение судьбы ядерного оружия бывшего СССР. В июле 1992 г. девять государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдавия и Туркмения) подтвердили, что поддерживают участие России в Договоре о нерас-гфостранении ядерного оружия в качестве его обладателя и заявили, что готовы присоединиться к Договору в качестве государств, не обладающих ядерным оружием. Таким образом, Россия стала полноправным правопреемником СССР по вопросу владения ядерным оружием. При этом речь шла о всем ядерном оружии бывшего СССР, включая и то, которое находшюсь на территориях Украины, Белоруссии и Казахстана. В мае 1993 г. в Лиссабоне был подписан протокол, в котором руковожители Казахстана, Украины и Белоруссии гарантировали ликвидацию ядерного оружия на своей территории. Россия, США, Казахстан и Белоруссия ратифицировали Договор, но Украина потребовала гарантий своей безопасности. В январе 1994 г. в Москве президенты США, России и Украины приняли трехстороннее заявление, в котором были даны соответствующие гарантии.
К 1994 г. российские войска были полностью выведены из стран Балтии, но в отношениях России с этими странами сохранялись другие, не менее острые проблемы. После распада СССР за пределами России не по своей воле проживали свыше 25 млн. россиян. Многие из них оказались в тяжелом положении. Большинством правительств стран ближнего зарубежья проводилась политика приоритетного развития так называемых титульных наций. Все это вызывало межэтническую напряженность и осложняло положение наших соотечественников. Они сталкивались с проявлениями бытового национализма, кадровой дискриминации, страдали от произвола административных, правоохранительных и судебных властей на местах. Их права зачастую ущемлялись при решении вопросов получения образования, медицинской помощи, трудоустройства, вероисповедания, пенсионного обеспечения, предпринимательской деятельности, оформления различного рода документов. Особенно сложным их положение было в Латвии, Эстонии, Казахстане и ряде среднеазиатских республик. Российское руководство в те годы так и не выработало четкого последовательного подхода к проблеме соотечественников за рубежом, что в итоге привело к усилению иммиграции. Несмотря на сложную экономическую обстановку в России в период с 1991 г. по 1998 г., по данным МИД РФ, из стран СНГ и Балтии в Россию возвратились около 3 млн. соотечественников.
Главными проблемами, осложнявшими российско-украинские отношения, стали проблемы Крыма, Черноморского флота и ряд политических факторов (ядерное оружие, отношение к НАТО). Из-за разногласий по Севастополю и Черноморскому флоту договор о дружбе и сотрудничестве России с Украиной был подписан и ратифицирован лишь в 1998 г.
Препятствовали стабильному развитию Содружества и осложняли взаимодействие России с государствами СНГ конфликты на этнической почве, вспыхнувшие в Молдове (1992 г.), Грузии (1992). Поиск инструментов их урегулирования привел к подписанию в марте 1992 г. Соглашения о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ. К 1993-1994 гг. фаза вооруженного противостояния в большинстве горячих точек постсоветского пространства завершилась.
Для части стран Содружества — его южного фланга, в середине 90-х годов реальным источником нестабильности и угроз стал режим талибов в Афганистане. В Таджикистане исламская оппозиция открыто апеллировала к помощи новых руководителей Афганистана. Через южные границы на территорию стран СНГ контрабандным путем ввозились крупные партии наркотиков. В сочетании с возрастанием внутренней нестабильности в Центральной Азии все это стимулировало государства СНГ на шаги по созданию эффективной системы безопасности. Выдвижение пограничных сил на таджикско-афганскую границу и сотрудничество России по охране внешних границ СНГ с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном позволило сохранить контроль РФ над ситуацией на дальних подступах к собственным границам.
15 мая 1992 г. Арменией. Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, РФ, Таджикистаном, Узбекистаном был пописан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Позднее к нему присоединились Азербайджан и Грузия. В 1999 г. благодаря усилиям российской дипломатии договор был продлен на очередной срок, но при этом из него вышли три из девяти участников — Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Разногласия между участниками договора и нехватка финансовых средств привели к тому, что общее военно-стратегическое пространство на основе ДКБ так и не было сформировано. Но договор облегчил заключение двусторонних соглашений России с участниками ДКБ и позволил урегулировать статус российских военных объектов на территории бывших союзных республик. Кроме того, положительную роль ДКБ сыграл в качестве юридической базы для создания Объединенной системы ПВО СНГ, соглашение о которой было подписано 10 февраля 1995 г.
В течение 1992-1994 гг. состав СНГ менялся. В октябре 1992 г. из Содружества вышел Азербайджан, но вновь вернулся в него в 1994, после прихода к власти Г. Алиева. В 1994 г. в Содружество вошла Грузия.
Во второй половине 90-х гг. наметились тенденции более тесной экономической интеграции России с рядом государств СНГ. 29 марта 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали Договор об углублении экономической интеграции и четырехстороннем таможенном союзе. Особые отношения сложились у России с Белоруссией. Практическими шагами на пути интеграции двух стран стал подписанный в апреле 1997 г. договор о Союзе России и Белоруссии и принятая в декабре 1998 г. Декларация о создании Союзного государства.
В своем развитии СНГ не оправдало ожиданий, в сущности слишком завышенных, и не превратилось в полноценную интеграционную структуру. Многие важные инициативы стран СНГ так и остались нереализованными. Разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы, недоверие и подозрительность к Москве служили серьезным препятствием на пути дальнейшего развития Содружества.
Россия должна была привыкать к новой роли бывших республик Советского Союза и к тому, что теперь ее взаимоотношения с соседями перестали быть только российской монополией, что они связаны с политикой и интересами многих других государств. Нередко Россия колебалась, переходя от невмешательства к попыткам восстановить влияние. В отношениях России с некоторыми странами было накоплено слишком много негативного и трудного опыта, который отрицательно влиял на развитие взаимоотношений. Россия как правопреемница и Советского Союза, и Российской империи, невольно была вынуждена нести ответственность за прошлые деформации, ошибки и даже преступления. Помимо стран дальнего зарубежья (Польши) это касалось в первую очередь стран Балтии.
Несмотря на очевидные болезни роста, Содружество сыграло стабилизирующую роль в становлении новых независимых государств. Создание СНГ помогло предотвратить стихийный распад страны и развитие ситуации по «югославскому сценарию». Процесс суверенизации бывших советских республик-учасниц Сожружества прошел упорядоченно и не вызвал глубоких геополитических потрясений. В рамках Содружества удалось смягчить социальные и экономические последствия распада единого государства, мирной постепенно решить вопросы, связанные с разделом имущества и долгов бывшего СССР, формированием границ и национальных армий, транспортными и финансовыми проблемами, установлением визовых и таможенных режимов и др.
***
«Эпоха Ельцина» — время сложное и противоречивое. Вселявшее оптимизм, добрые надежды в своем начале, оно закончилось в итоге разочарованием для многих. «Кремлевские игры», влияние олигархов, финансовые пирамиды, коррупция и растущая преступность остались в нашей памяти характерными чертами 90-х годов. Сегодня у исследователей нет, да и не может быть однозначной оценки Б.Н.Ельцина как государственного деятеля. Историки и политики либеральной ориентации главной заслугой первого президента считают то, что он не допустил коммунистического реванша, обеспечил необратимость демократических перемен, хотя многие из этих перемен, инициированных властью сверху, в силу ряда как субъективных, так и объективных обстоятельств приняли форму вялотекущих реформ и не были завершены в рамках почти десятилетней «эпохи Ельцина». Противники Б.Н.Ельцина, люди, придерживающиеся прежних социалистических ценностей, полагают, что он не только развалил Советский Союз, но своими реформами вверг экономику в кризис, а народ в бедность.
С нашей точки зрения, к очевидным заслугам Б.Ельцина как политика и человека необходимо добавить своевременный, а для многих неожиданный уход с политической сцены, а также оптимальный в тех условиях выбор в качестве преемника такого политика, который, с одной стороны, обеспечил преемственность, а с другой, как показывает практика почти четырех лет президентства В. В. Путина, стал действительно гарантом стабильности в обществе и политиком, не только энергично взявшимся за реформы, по тем или иным причинам не состоявшимся при Ельцине, но и положившим начало исправлению многочисленных ошибок, допущенных при его предшественнике как законодательной, так и исполнительной властью.
1.5.4. Россия и страны ближнего зарубежья
После распада СССР российской внешней политике пришлось осваивать совершенно новое для нее направление — так называемое ближнее зарубежье. Развитие отношений России с бывшими союзными республиками шло с одной стороны в рамках Содружества Независимых Государств, и с другой — по пути развития двусторонних отношений.
В отношениях со странами ближнего зарубежья Россия с самого начала столкнулась со многими проблемами, часть которых досталась ей в наследство от СССР (судьба долгов Советского Союза, вывод войск из Прибалтики, проблема контроля за советским адерным потёнциалом).
Важным аспектом деятельности Содружества стало определение судьбы ядерного оружия бывшего СССР. В июле 1992 г. девять государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдавия и Туркмения) подтвердили, что поддерживают участие России в Договоре о нерас-гфостранении ядерного оружия в качестве его обладателя и заявили, что готовы присоединиться к Договору в качестве государств, не обладающих ядерным оружием. Таким образом, Россия стала полноправным правопреемником СССР по вопросу владения ядерным оружием. При этом речь шла о всем ядерном оружии бывшего СССР, включая и то, которое находшюсь на территориях Украины, Белоруссии и Казахстана. В мае 1993 г. в Лиссабоне был подписан протокол, в котором руковожители Казахстана, Украины и Белоруссии гарантировали ликвидацию ядерного оружия на своей территории. Россия, США, Казахстан и Белоруссия ратифицировали Договор, но Украина потребовала гарантий своей безопасности. В январе 1994 г. в Москве президенты США, России и Украины приняли трехстороннее заявление, в котором были даны соответствующие гарантии.
К 1994 г. российские войска были полностью выведены из стран Балтии, но в отношениях России с этими странами сохранялись другие, не менее острые проблемы. После распада СССР за пределами России не по своей воле проживали свыше 25 млн. россиян. Многие из них оказались в тяжелом положении. Большинством правительств стран ближнего зарубежья проводилась политика приоритетного развития так называемых титульных наций. Все это вызывало межэтническую напряженность и осложняло положение наших соотечественников. Они сталкивались с проявлениями бытового национализма, кадровой дискриминации, страдали от произвола административных, правоохранительных и судебных властей на местах. Их права зачастую ущемлялись при решении вопросов получения образования, медицинской помощи, трудоустройства, вероисповедания, пенсионного обеспечения, предпринимательской деятельности, оформления различного рода документов. Особенно сложным их положение было в Латвии, Эстонии, Казахстане и ряде среднеазиатских республик. Российское руководство в те годы так и не выработало четкого последовательного подхода к проблеме соотечественников за рубежом, что в итоге привело к усилению иммиграции. Несмотря на сложную экономическую обстановку в России в период с 1991 г. по 1998 г., по данным МИД РФ, из стран СНГ и Балтии в Россию возвратились около 3 млн. соотечественников.
Главными проблемами, осложнявшими российско-украинские отношения, стали проблемы Крыма, Черноморского флота и ряд политических факторов (ядерное оружие, отношение к НАТО). Из-за разногласий по Севастополю и Черноморскому флоту договор о дружбе и сотрудничестве России с Украиной был подписан и ратифицирован лишь в 1998 г.
Препятствовали стабильному развитию Содружества и осложняли взаимодействие России с государствами СНГ конфликты на этнической почве, вспыхнувшие в Молдове (1992 г.), Грузии (1992). Поиск инструментов их урегулирования привел к подписанию в марте 1992 г. Соглашения о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ. К 1993-1994 гг. фаза вооруженного противостояния в большинстве горячих точек постсоветского пространства завершилась.
Для части стран Содружества — его южного фланга, в середине 90-х годов реальным источником нестабильности и угроз стал режим талибов в Афганистане. В Таджикистане исламская оппозиция открыто апеллировала к помощи новых руководителей Афганистана. Через южные границы на территорию стран СНГ контрабандным путем ввозились крупные партии наркотиков. В сочетании с возрастанием внутренней нестабильности в Центральной Азии все это стимулировало государства СНГ на шаги по созданию эффективной системы безопасности. Выдвижение пограничных сил на таджикско-афганскую границу и сотрудничество России по охране внешних границ СНГ с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном позволило сохранить контроль РФ над ситуацией на дальних подступах к собственным границам.
15 мая 1992 г. Арменией. Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, РФ, Таджикистаном, Узбекистаном был пописан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Позднее к нему присоединились Азербайджан и Грузия. В 1999 г. благодаря усилиям российской дипломатии договор был продлен на очередной срок, но при этом из него вышли три из девяти участников — Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Разногласия между участниками договора и нехватка финансовых средств привели к тому, что общее военно-стратегическое пространство на основе ДКБ так и не было сформировано. Но договор облегчил заключение двусторонних соглашений России с участниками ДКБ и позволил урегулировать статус российских военных объектов на территории бывших союзных республик. Кроме того, положительную роль ДКБ сыграл в качестве юридической базы для создания Объединенной системы ПВО СНГ, соглашение о которой было подписано 10 февраля 1995 г.
В течение 1992-1994 гг. состав СНГ менялся. В октябре 1992 г. из Содружества вышел Азербайджан, но вновь вернулся в него в 1994, после прихода к власти Г. Алиева. В 1994 г. в Содружество вошла Грузия.
Во второй половине 90-х гг. наметились тенденции более тесной экономической интеграции России с рядом государств СНГ. 29 марта 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали Договор об углублении экономической интеграции и четырехстороннем таможенном союзе. Особые отношения сложились у России с Белоруссией. Практическими шагами на пути интеграции двух стран стал подписанный в апреле 1997 г. договор о Союзе России и Белоруссии и принятая в декабре 1998 г. Декларация о создании Союзного государства.
В своем развитии СНГ не оправдало ожиданий, в сущности слишком завышенных, и не превратилось в полноценную интеграционную структуру. Многие важные инициативы стран СНГ так и остались нереализованными. Разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы, недоверие и подозрительность к Москве служили серьезным препятствием на пути дальнейшего развития Содружества.
Россия должна была привыкать к новой роли бывших республик Советского Союза и к тому, что теперь ее взаимоотношения с соседями перестали быть только российской монополией, что они связаны с политикой и интересами многих других государств. Нередко Россия колебалась, переходя от невмешательства к попыткам восстановить влияние. В отношениях России с некоторыми странами было накоплено слишком много негативного и трудного опыта, который отрицательно влиял на развитие взаимоотношений. Россия как правопреемница и Советского Союза, и Российской империи, невольно была вынуждена нести ответственность за прошлые деформации, ошибки и даже преступления. Помимо стран дальнего зарубежья (Польши) это касалось в первую очередь стран Балтии.
Несмотря на очевидные болезни роста, Содружество сыграло стабилизирующую роль в становлении новых независимых государств. Создание СНГ помогло предотвратить стихийный распад страны и развитие ситуации по «югославскому сценарию». Процесс суверенизации бывших советских республик-учасниц Сожружества прошел упорядоченно и не вызвал глубоких геополитических потрясений. В рамках Содружества удалось смягчить социальные и экономические последствия распада единого государства, мирной постепенно решить вопросы, связанные с разделом имущества и долгов бывшего СССР, формированием границ и национальных армий, транспортными и финансовыми проблемами, установлением визовых и таможенных режимов и др.
***
«Эпоха Ельцина» — время сложное и противоречивое. Вселявшее оптимизм, добрые надежды в своем начале, оно закончилось в итоге разочарованием для многих. «Кремлевские игры», влияние олигархов, финансовые пирамиды, коррупция и растущая преступность остались в нашей памяти характерными чертами 90-х годов. Сегодня у исследователей нет, да и не может быть однозначной оценки Б.Н.Ельцина как государственного деятеля. Историки и политики либеральной ориентации главной заслугой первого президента считают то, что он не допустил коммунистического реванша, обеспечил необратимость демократических перемен, хотя многие из этих перемен, инициированных властью сверху, в силу ряда как субъективных, так и объективных обстоятельств приняли форму вялотекущих реформ и не были завершены в рамках почти десятилетней «эпохи Ельцина». Противники Б.Н.Ельцина, люди, придерживающиеся прежних социалистических ценностей, полагают, что он не только развалил Советский Союз, но своими реформами вверг экономику в кризис, а народ в бедность.
С нашей точки зрения, к очевидным заслугам Б.Ельцина как политика и человека необходимо добавить своевременный, а для многих неожиданный уход с политической сцены, а также оптимальный в тех условиях выбор в качестве преемника такого политика, который, с одной стороны, обеспечил преемственность, а с другой, как показывает практика почти четырех лет президентства В. В. Путина, стал действительно гарантом стабильности в обществе и политиком, не только энергично взявшимся за реформы, по тем или иным причинам не состоявшимся при Ельцине, но и положившим начало исправлению многочисленных ошибок, допущенных при его предшественнике как законодательной, так и исполнительной властью.
История создания Содружества Независимых Государств. Инфографика | Инфографика
Украина решила отказаться от председательства в СНГ в 2014 году.
При этом Киев оставляет за собой право рассмотреть вопрос о своём дальнейшем участии в деятельности Содружества.
Председательство в СНГ перешло от Белоруссии к Украине с 1 января 2014 года. Источник в Исполкоме СНГ сообщил, что, если Украина сложит с себя функции председателя СНГ, эти обязанности вновь будет выполнять Белоруссия.
АиФ.ru рассказывает об истории создания Содружества Независимых Государств.
21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств подписали протокол к соглашению о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В документе отмечено, что Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств.
История создания СНГ
8 декабря 1991 года в Вискулях (резиденции белорусского правительства в Беловежской пуще) руководители Белоруссии, России и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этим соглашением ликвидировалась структура союзного центра, принцип федеративного и конфедеративного государства. Каждая из подписавших республик обретала окончательную независимость.
21 декабря 1991 года было создано Содружество Независимых Государств. Согласно принятой в Алма-Ате декларации, в СНГ вошли Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан и Украина.
Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония.
В январе 1993 года принят Устав СНГ, а в январе 1996 года — положения об эмблеме и флаге СНГ. Согласно Уставу, государства-члены СНГ суверенны, равны и являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. С декабря 1993 по 18 августа 2009 года в составе СНГ была Грузия. Тбилиси огласил выход из СНГ из-за военных действий в Абхазии и Южной Осетии.
Интеграционные объединения с участием стран СНГ
СНГ так и не состоялось как союзное государство. Де-факто объединение представляет собой некие организации, в состав которых вошли станы, подписавшие договоры преимущественно в двустороннем порядке. На территории СНГ сформировалось несколько таких организаций: Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз, Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Союзное государство России и Белоруссии, ГУАМ, Содружество демократического выбора (СДВ) и др.
Смотрите также:
Россия и страны ближнего зарубежья — Мегаобучалка
После распада СССР российской внешней политике пришлось осваивать совершенно новое для нее направление — так называемое ближнее зарубежье. Развитие отношений России с бывшими союзными республиками шло с одной стороны в рамках Содружества Независимых Государств, и с другой — по пути развития двусторонних отношений.
В отношениях со странами ближнего зарубежья Россия с самого начала столкнулась со многими проблемами, часть которых досталась ей в наследство от СССР (судьба долгов Советского Союза, вывод войск из Прибалтики, проблема контроля за советским адерным потёнциалом).
Важным аспектом деятельности Содружества стало определение судьбы ядерного оружия бывшего СССР. В июле 1992 г. девять государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдавия и Туркмения) подтвердили, что поддерживают участие России в Договоре о нерас-гфостранении ядерного оружия в качестве его обладателя и заявили, что готовы присоединиться к Договору в качестве государств, не обладающих ядерным оружием. Таким образом, Россия стала полноправным правопреемником СССР по вопросу владения ядерным оружием. При этом речь шла о всем ядерном оружии бывшего СССР, включая и то, которое находшюсь на территориях Украины, Белоруссии и Казахстана. В мае 1993 г. в Лиссабоне был подписан протокол, в котором руковожители Казахстана, Украины и Белоруссии гарантировали ликвидацию ядерного оружия на своей территории. Россия, США, Казахстан и Белоруссия ратифицировали Договор, но Украина потребовала гарантий своей безопасности. В январе 1994 г. в Москве президенты США, России и Украины приняли трехстороннее заявление, в котором были даны соответствующие гарантии.
К 1994 г. российские войска были полностью выведены из стран Балтии, но в отношениях России с этими странами сохранялись другие, не менее острые проблемы. После распада СССР за пределами России не по своей воле проживали свыше 25 млн. россиян. Многие из них оказались в тяжелом положении. Большинством правительств стран ближнего зарубежья проводилась политика приоритетного развития так называемых титульных наций. Все это вызывало межэтническую напряженность и осложняло положение наших соотечественников. Они сталкивались с проявлениями бытового национализма, кадровой дискриминации, страдали от произвола административных, правоохранительных и судебных властей на местах. Их права зачастую ущемлялись при решении вопросов получения образования, медицинской помощи, трудоустройства, вероисповедания, пенсионного обеспечения, предпринимательской деятельности, оформления различного рода документов. Особенно сложным их положение было в Латвии, Эстонии, Казахстане и ряде среднеазиатских республик. Российское руководство в те годы так и не выработало четкого последовательного подхода к проблеме соотечественников за рубежом, что в итоге привело к усилению иммиграции. Несмотря на сложную экономическую обстановку в России в период с 1991 г. по 1998 г., по данным МИД РФ, из стран СНГ и Балтии в Россию возвратились около 3 млн. соотечественников.
Главными проблемами, осложнявшими российско-украинские отношения, стали проблемы Крыма, Черноморского флота и ряд политических факторов (ядерное оружие, отношение к НАТО). Из-за разногласий по Севастополю и Черноморскому флоту договор о дружбе и сотрудничестве России с Украиной был подписан и ратифицирован лишь в 1998 г.
Препятствовали стабильному развитию Содружества и осложняли взаимодействие России с государствами СНГ конфликты на этнической почве, вспыхнувшие в Молдове (1992 г.), Грузии (1992). Поиск инструментов их урегулирования привел к подписанию в марте 1992 г. Соглашения о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ. К 1993-1994 гг. фаза вооруженного противостояния в большинстве горячих точек постсоветского пространства завершилась.
Для части стран Содружества — его южного фланга, в середине 90-х годов реальным источником нестабильности и угроз стал режим талибов в Афганистане. В Таджикистане исламская оппозиция открыто апеллировала к помощи новых руководителей Афганистана. Через южные границы на территорию стран СНГ контрабандным путем ввозились крупные партии наркотиков. В сочетании с возрастанием внутренней нестабильности в Центральной Азии все это стимулировало государства СНГ на шаги по созданию эффективной системы безопасности. Выдвижение пограничных сил на таджикско-афганскую границу и сотрудничество России по охране внешних границ СНГ с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном позволило сохранить контроль РФ над ситуацией на дальних подступах к собственным границам.
15 мая 1992 г. Арменией. Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, РФ, Таджикистаном, Узбекистаном был пописан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Позднее к нему присоединились Азербайджан и Грузия. В 1999 г. благодаря усилиям российской дипломатии договор был продлен на очередной срок, но при этом из него вышли три из девяти участников — Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Разногласия между участниками договора и нехватка финансовых средств привели к тому, что общее военно-стратегическое пространство на основе ДКБ так и не было сформировано. Но договор облегчил заключение двусторонних соглашений России с участниками ДКБ и позволил урегулировать статус российских военных объектов на территории бывших союзных республик. Кроме того, положительную роль ДКБ сыграл в качестве юридической базы для создания Объединенной системы ПВО СНГ, соглашение о которой было подписано 10 февраля 1995 г.
В течение 1992-1994 гг. состав СНГ менялся. В октябре 1992 г. из Содружества вышел Азербайджан, но вновь вернулся в него в 1994, после прихода к власти Г. Алиева. В 1994 г. в Содружество вошла Грузия.
Во второй половине 90-х гг. наметились тенденции более тесной экономической интеграции России с рядом государств СНГ. 29 марта 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали Договор об углублении экономической интеграции и четырехстороннем таможенном союзе. Особые отношения сложились у России с Белоруссией. Практическими шагами на пути интеграции двух стран стал подписанный в апреле 1997 г. договор о Союзе России и Белоруссии и принятая в декабре 1998 г. Декларация о создании Союзного государства.
В своем развитии СНГ не оправдало ожиданий, в сущности слишком завышенных, и не превратилось в полноценную интеграционную структуру. Многие важные инициативы стран СНГ так и остались нереализованными. Разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы, недоверие и подозрительность к Москве служили серьезным препятствием на пути дальнейшего развития Содружества.
Россия должна была привыкать к новой роли бывших республик Советского Союза и к тому, что теперь ее взаимоотношения с соседями перестали быть только российской монополией, что они связаны с политикой и интересами многих других государств. Нередко Россия колебалась, переходя от невмешательства к попыткам восстановить влияние. В отношениях России с некоторыми странами было накоплено слишком много негативного и трудного опыта, который отрицательно влиял на развитие взаимоотношений. Россия как правопреемница и Советского Союза, и Российской империи, невольно была вынуждена нести ответственность за прошлые деформации, ошибки и даже преступления. Помимо стран дальнего зарубежья (Польши) это касалось в первую очередь стран Балтии.
Несмотря на очевидные болезни роста, Содружество сыграло стабилизирующую роль в становлении новых независимых государств. Создание СНГ помогло предотвратить стихийный распад страны и развитие ситуации по «югославскому сценарию». Процесс суверенизации бывших советских республик-учасниц Сожружества прошел упорядоченно и не вызвал глубоких геополитических потрясений. В рамках Содружества удалось смягчить социальные и экономические последствия распада единого государства, мирной постепенно решить вопросы, связанные с разделом имущества и долгов бывшего СССР, формированием границ и национальных армий, транспортными и финансовыми проблемами, установлением визовых и таможенных режимов и др.
***
«Эпоха Ельцина» — время сложное и противоречивое. Вселявшее оптимизм, добрые надежды в своем начале, оно закончилось в итоге разочарованием для многих. «Кремлевские игры», влияние олигархов, финансовые пирамиды, коррупция и растущая преступность остались в нашей памяти характерными чертами 90-х годов. Сегодня у исследователей нет, да и не может быть однозначной оценки Б.Н.Ельцина как государственного деятеля. Историки и политики либеральной ориентации главной заслугой первого президента считают то, что он не допустил коммунистического реванша, обеспечил необратимость демократических перемен, хотя многие из этих перемен, инициированных властью сверху, в силу ряда как субъективных, так и объективных обстоятельств приняли форму вялотекущих реформ и не были завершены в рамках почти десятилетней «эпохи Ельцина». Противники Б.Н.Ельцина, люди, придерживающиеся прежних социалистических ценностей, полагают, что он не только развалил Советский Союз, но своими реформами вверг экономику в кризис, а народ в бедность.
С нашей точки зрения, к очевидным заслугам Б.Ельцина как политика и человека необходимо добавить своевременный, а для многих неожиданный уход с политической сцены, а также оптимальный в тех условиях выбор в качестве преемника такого политика, который, с одной стороны, обеспечил преемственность, а с другой, как показывает практика почти четырех лет президентства В. В. Путина, стал действительно гарантом стабильности в обществе и политиком, не только энергично взявшимся за реформы, по тем или иным причинам не состоявшимся при Ельцине, но и положившим начало исправлению многочисленных ошибок, допущенных при его предшественнике как законодательной, так и исполнительной властью.
Содружество независимых: кто, когда и для чего создал СНГ — Международная панорама
25 лет назад в мире произошло одно из важнейших геополитических событий: распад Советского Союза с одновременным образованием Содружества Независимых Государств (СНГ).
2016-й год стал юбилейным для Содружества Независимых Государств (СНГ). К 25-летию объединения ТАСС собрал основные факты об организации, которая не является ни государством, ни надгосударственным образованием.
Как появилось СНГ?
- 8 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин, председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук в резиденции в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) констатировали распад СССР и подписали Соглашение о создании СНГ. В преамбуле документа подчеркивалось, что с этого момента СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование.
- 13 декабря о своем желании присоединиться к СНГ заявили лидеры других республик бывшего Союза.
- 21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече глав Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины была принята Алма-Атинская декларация и Протокол к Соглашению о создании СНГ.
- Алма-Атинская встреча завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. В Декларации подтверждалось взаимное признание суверенитета и нерушимости границ, подчеркивалось, что взаимодействие участников СНГ будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты.
Подробнее о событиях 1991-го года читайте в спецпроекте ТАСС «Формула распада», а также в материалах, посвященных Борису Ельцину и Михаилу Горбачеву.
Пройдите тест 10 вопросов о том, что ушло вместе с СССР.
Кого объединяет СНГ?
СНГ – это региональная межгосударственная организация, объединяющая 11 стран постсоветского пространства
- Азербайджан (1991)
- Армения (1991)
- Белоруссия (1991)
- Казахстан (1991)
- Киргизия (1991)
- Молдавия (1991)
- Россия (1991)
- Таджикистан (1991)
- Узбекистан (1991)
- Украина (в статусе государства-участника — 1991)
- Туркмения (в статусе ассоциированного члена — 2005)
Что значит «государство-член», «государство-участник» и «ассоциированный член»?
- Государствами-членами Содружества, согласно Уставу, являются только государства-участники, присоединившиеся к Уставу СНГ в течение одного года после его принятия.
- Устав Содружества был принят 22 января 1993 г., тогда же его подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В том же году к Уставу присоединились Азербайджан и Грузия, в 1994 г. — Молдавия.
- Украина и Туркменистан не являются полноправными членами, поскольку не ратифицировали Устав СНГ.
- С декабря 1991 г. Украина имеет статус государства-участника.
- Туркменистан являлся государством-участником с декабря 1991 г. до августа 2005 г., с августа 2005 г. – ассоциированный член. Статус ассоциированного члена предоставляется государству, желающему участвовать лишь в отдельных видах деятельности организации.
- Ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников Содружества.
Какой орган является высшим в СНГ?
- Совет глав государств, в котором представлены все 11 стран.
Для решения каких задач существует объединение?
- сотрудничество в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях
- создание общего экономического пространства
- обеспечение прав и свобод человека, мира и безопасности
- борьба с организованной преступностью
- сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ и т.д.
Где находится штаб-квартира Исполнительного комитета объединения?
- в Минске (Белоруссия)
Какой язык в СНГ является рабочим?
По какому принципу осуществляется председательство в организации?
- Председательство в органах СНГ осуществляется поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.
- 1 января 2016 г. председательство в СНГ перешло к Киргизии.
- Россия будет председательствовать в 2017 г.
Как вступить в объединение и выйти из него?
- Устав Содружества предусматривает, что членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
- Согласно статье 9 Устава, государство-член вправе выйти из Содружества. Для этого необходимо за 12 месяцев до предполагаемого выхода письменно известить о своем намерении депозитария Устава СНГ (Белоруссия). При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в организации, должны быть полностью им выполнены.
Какие страны и при каких обстоятельствах пользовались правом выхода из СНГ?
- Правом выхода из СНГ воспользовалась лишь одна страна — Грузия.
- Решение о выходе Грузии из Содружества было принято руководством этой страны после грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г.
- 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили сделал заявление о выходе страны из СНГ.
- 14 августа парламент республики принял постановление о выходе Грузии из трех соглашений: Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Устава СНГ от 22 января 1993 г. и Договора о создании Экономического союза СНГ от 24 сентября 1993 г.
- 18 августа МИД Грузии направил соответствующую ноту в Исполком СНГ. Решение вступило в силу спустя год.
- С 18 августа 2009 г. Грузия не является государством — участником СНГ.
Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ?
- 19 марта 2014 г. директор департамента информационной политики украинского МИД Евгений Перебейнос сообщил, что Украина приостанавливает председательство в СНГ. Кроме того, «Украина оставляет за собой право рассмотреть целесообразность дальнейшего участия в деятельности СНГ».
- Решение украинской стороной принято после проведения 16 марта референдума о статусе Крыма и Севастополя и вхождении их в состав России.
- В 2014 г. неоднократно появлялись сообщения о возможности выхода Украины из СНГ, однако официальную заявку страна не подавала.
Подробнее о событиях читайте в спецпроекте ТАСС «Украина: хроника евразийского раскола».